Блоги

Выступления участников

(10 голосов)

IVчитательская конференция, посвящённая творчеству Анастасии Ивановны Цветаевой. 24/05/2016

Выступления некоторых участников:

Болатова Гульжамиля, ученица 11-го класса школы-гимназии № 9:

«Книга о великой музыке…»

    Я рано полюбила литературу. Может, потому, что мне нравилась неоднозначность образов, нравилось разгадывать тайный смысл между строк, а потом и вовсе углубляться в историю рождения произведения и оценку героев.

       Я хочу поделиться своими размышлениями о недавно прочитанной книге – «Сказ о звонаре московском».

      Итак, перед нами повесть о звонаре. Главный герой – Сараджев Константин Константинович, или просто Котик, который  оставил после себя довольно смутно-знакомое чувство – и тут сама Анастасия Цветаева делится своим первым впечатлением: «Мне он, знаете, кого напомнил? Не знаете? Князя Мышкина!». Впереди главного героя бежит слава – необычайно талантлив, музыкален, образован, красив собой, из знатной семьи... В кругу своих друзей и  Анастасия Цветаева знакомится с музыкантом-звонарём.

     Далее перед глазами не спеша разворачивается ранняя биография Котика.  С семилетнего возраста композитор, в десять лет  первые пьески, вальсы, импровизации. Действительно, писательница встретила талантливейшего человека!

    Но меня, как человека, не разбирающегося в музыке, поразило упорство тихого заики Котика на его нелёгком  творческом пути. Если человек одарён по природе своей, то в большинстве своём он любуется собой, не развивая свои навыки дальше. Котик же, производя впечатление человека не от мира сего, становится «естественным, как ребёнок, и поглощённым делом,  как взрослый».

      Следующее,  что привлекло моё внимание, – это схожая с упорством Котика целеустремлённость автора. С её помощью мы, вместе с Котиком, сами того не замечая, погрузилась в мир музыки, при этом не вникая в сложные детали. Тут возникает вопрос: зачем писать целую книгу, о пусть и талантливом, но безамбициозном музыканте? Кому нужна эта книга? Сам труд о звонаре, по словам автора, не вызвал интереса у героя. Но Горький, как наставник и учитель автора, назвал самую верную причину: «Это  ваш долг-  написать книгу о звонаре! Вы – писатель!».

         Я и  сама прониклась уважением к Анастасии Цветаевой. Знаю, как трудно начать писать о том, что действительно считаешь  достойным внимания и почтения.

     Ещё  в «Сказе» затронута тема нереализованного творчества. Эта проблема довлеет над главным героем, и читатель невольно узнает и себя  в портрете Котика. На ум приходят строки Лермонтова «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколение!..». Действительно, сколько талантов растоптали неуверенность, слишком авторитарные родители и наставники, праздность, лень и прочие пороки. Для меня портрет Котика стал едва ли не списанным с некоторых моих знакомых. Различие, пожалуй, лишь в том, что большинство из них обделено упорством и уверенностью в своём таланте.

       Я обратила внимание на одну симпатичную черту в Котике – отсутствие гордыни. Даже когда его стало воспринимать всерьёз московское музыкальное общество, он не гордится собой. Он просто рождён, чтобы слышать и слушать этот мир.  Он не интересуется процессом написания книги о самом себе. Котику не нужна слава: она для него лишь средство достижения цели  – наконец, колокола станут воспринимать как музыкальный инструмент.

       Действительно,  князь Мышкин в мире музыки.    Обратил на себя внимание и один интересный момент, который я заметила. Читая вдохновенные монологи Котика о музыке колоколов, невольно проводишь черту между образом главного героя и образом колокола. Послушайте строки из книги:

       -    «Теория всей колокольной музыки,  все до единого правила её не имеют ничего  общего  с теорией  и правилами обычной музыки» (сам Котик имеет мало точек соприкосновений, как с обществом, так и с общепризнанной музыкой);

        - «В теории  колокольной    музыки вообще не существует  того, что называем мы "нотой"; тут ноты – нет, колокол  имеет  на  своём  фоне  свою  индивидуальную  звуковую  картину – сплетение  звуковых  атмосфер»(Котик индивидуален даже в многогранном мире музыки и не все готовы его понять);

       -  «Но до  сих пор  никто не  имел ещё  понятия о том, что на колоколах  можно  исполнять  целые симфонии.  К  сожалению,  я  знаю  немало колоколен,  на  которых  есть  колокола  без  всякого  действия. Почему  эти колокола  висят  там  без  действия  – повесить  бы их  туда,  где  бы  они  пригодились,  а  то  – как собака на сене! Колокола  зря  пропадают со всею  своею музыкальной прелестью» ( колокольная музыка для Котика ограничена правилами служб церквей, взглядами музыкального общества, непониманием близких и другими факторами. По сути, ему запрещают заниматься тем, что он хочет, называют странным. Это сковывает Котика, ведь  от музыки неотделим) .

      И книга Анастасии Цветаев скорее не сколько  о Котике Сараджеве, а о великой музыке. 

       Интересно читаются строки, где идёт   объяснение музыки с точки зрения простого читателя. Автор наделяет  эмоциональной окраской все  эти сцены. Создаётся впечатление, будто сам неплохо разбираешься в музыке.

         Заключительные строки   «Сказа о звонаре московском» оставляют весьма смешанные чувства. С одной стороны – яркое сочное повествование, с другой – незавершённость произведения. Кажется, будто мало провёл время с героем, ещё плохо знаешь такую широкую глубокую натуру. Так что остаётся небольшая горечь от того, что «неописуемый Сараджев» так и остался неописуемым. Может быть, мне так кажется, но чувствую: надо перечитать книгу несколько раз, чтобы понять, о чём на самом деле она.  Для меня в герое соединилось  несколько образов и символов. 

 

Ольга Григорьева:

История создания и публикации книги о звонаре К. Сараджеве по «Хронологическому обзору жизни и творчества А.И. Цветаевой» Станислава Айдиняна

Об истории создания книги «Московский звонарь» сама Анастасия Ивановна писала немало. Но всё же «Хронологический обзор жизни и творчества А.И. Цветаевой», подготовленный её литературным редактором, секретарём, другом, писателем и искусствоведом  Станиславом Артуровичем Айдиняном, добавляет немало интересных фактов по этой теме. Книга «Хронологический обзор...» вышла в свет в 2010 году в московском издательстве «Акпресс» и является незаменимым подспорьем для каждого исследователя жизни и творчества замечательной русской писательницы.

Из этого исследовательского подбора дат, фактов и событий из жизни А. Цветаевой мы узнаем и о последовательности публикаций очерка о звонаре;  и  об откликах на это произведение; и проясняем вопрос с названиями. Ведь очерк, названный первоначально  просто «Звонарь», впоследствии восстанавливался, дорабатывался, расширялся и назывался в различных  изданиях и «Мастер волшебного звона», и «Сказ о звонаре московском» и, наконец, «Московский звонарь».

Остаётся добавить, что «Хронологический обзор...» Станислава Артуровича Айдиняна хранится в павлодарском музее А. Цветаевой с автографом автора.

Итак:

«1927 год

Зима – встреча в семье профессора-историка А.И. Яковлева с московским звонарём, яснослышащим и ясновидящем Константином Константиновичем (Котиком) Сараджевым. С ним завязывается дружба».

В начале августа этого года А. Цветаева едет к Горькому в Сорренто.

«7 августа – Венеция. …Отправляет К.К. Сараджеву в Москву открытку, на которой фотография звонящего колокола венецианской колокольни…».

 В сентябре Анастасия Ивановна из Италии съездила к сестре Марине во Францию. Это была последняя встреча сестёр, больше они никогда не увидятся, так как в 1939 году, когда Марина Ивановна приедет в Советский Союз, её младшая сестра уже будет в сталинском лагере на Дальнем Востоке.

11 октября 1927 года А. Цветаева возвращается в Москву.

Запись того же года:

«Начинает писать по совету Горького первый вариант документальной книги о К. Сараджеве. Непрестанно встречается с героем повести.

1930

А.И. Цветаева дописывает документальную повесть о К. Сараджеве «Звонарь», подзаголовок её «История одной судьбы» (исчезла при аресте в 1937 году)».

Следующее упоминание фамилии Сараджева встречается в «Хронологическом обзоре» уже только в перечне событий 1974 года (то есть после написания повести прошло 44 года!):

«Ноябрь-декабрь – знакомится с младшим братом К.К. Сараджева – Нилом Константиновичем и его супругой Галиной Борисовной Сараджевыми.

1975

12 января – в Москву, к старшей внучке А.И. Цветаевой, М.А. Мещерской, из Павлодара переезжает её сестра, Ольга Трухачёва, младшая внучка АЦ.

С января по май О. Трухачёва помогает А.И. Цветаевой править повесть «Звонарь».

А.И. Цветаева направляет с помощью Лидии Филипповны Ивановой-Ураловой, вдовы известного дирижёра К.К. Иванова, рукопись повести «Звонарь» на рецензию к композитору Д.Д. Шостаковичу, получает от него одобрительный отзыв.

 1977

В журнале «Москва» №7 выходит мемуарный очерк А.И. Цветаевой «Сказ о звонаре московском», посвящённый личности музыканта, яснослышащего, Константина Константиновича Сараджева.

1985

Зима – интенсивная работа над книгой «Мастер волшебного звона» вместе с соавтором, Н.К. Сараджевым, и его женой.

Август – В Армении, в Ереване, в журнале «Советакан Арвест» № 8 выпущен сокращённый журнальный вариант «Сказа о звонаре московском» на армянском языке.

1986

Июнь

В издательстве «Музыка» вышла книга А.И. Цветаевой и её соавтора Н.К. Сараджева «Мастер волшебного звона», представляющая собою очерк о К.К. Сараджеве, звонаре московском, расширенный совместно с младшим братом главного героя до объёма книги. Книгу предваряют: предисловие М. Тараканова(с.3-6) и текст А.И. Цветаевой «К истории создания» (с.8). В это издание редакторами был внесён ряд «советских фраз», чуждых АЦ.

28 сентября – в газете «Известия» выходит отклик Р. Армеева на выпуск книги А.И. Цветаевой и Н.К. Сараджева «Мастер волшебного звона» под названием «Из сокровищ вековой культуры».

1987

14 апреля – вместе с Н.К. Сараджевым подписывает договор с издательством «Музыка» на переиздание книги «Мастер волшебного звона».

1988

21 октября – в издательстве «Советский писатель» вышла книга «Моя Сибирь», объединившая под обложкой три повести: - «Московский звонарь», «Моя Сибирь», «Старость и молодость».

 25 декабря – издательство «Музыка» осуществило допечатку тиража книги А.И. Цветаевой и Н.К. Сараджева «Мастер волшебного звона», изменив лишь цвет обложки и год выпуска на 1988».

А вот об этом факте я узнала только из «Хронологического обзора», в перечне  событий лета 1991 года:

«Вместе с А.Б. Трухачёвым участвует в съёмках художественно-эссеистического фильма режиссёра Артура Васильевича Зариковского под рабочим названием «Звонарь» или «Киноэскиз о жизни и смерти без колокольного звона». Импульсом к созданию фильма послужил очерк А.И. Цветаевой «Сказ о звонаре московском». Один из вариантов фильма был показан по первому каналу Центрального телевидения в 1993 году.

1992

28 августа – в г.Суздале, в русской культурно-исторической газете «Вечерний звон», № 14, выходят интервью Юрия Белова «16 дней в Голландии» (с.2) и беседа Георгия Балакирева с А.И. Цветаевой «Котик Сараджев: «Я Вас слышу…» о К.К. Сараджеве, герое книги А.И. Цветаевой и Н.К. Сараджева «Мастер волшебного звона» (с. 2,5)»

И последняя запись, касающаяся этой темы. Это последний год жизни А.И. Цветаевой:

«1993

 

8 февраля – встречается у себя в квартире на Б.Спасской улице в Москве с Нилом Константиновичем и Галиной Сараджевыми».

 

Комментарии   

 
+3 #2 алиса 28.05.2016 21:09
Дорогая Татьяна Ивановна, спасибо Вам за всегдашнюю поддержку!!! Незримо Вы были с нами!!!
 
 
+4 #1 slav-centr@mail.ru 28.05.2016 16:51
Дорогая Ольга Николаевна - вы самый главный ХРАНИТЕЛЬ духовных ценностей Цветаевского наследия!!! Вы объединяете большое количество интеллигентных людей! Спасибо Вам огроменное!!! Все ваши образовательные публикации наполняют душу молодых людей и, я уверенна, что придёт время и они вернуться к наследию Цветаевых и не только... Ваши публикации - это ещё один момент в жизни молодых людей - вести переписку, оставлять наследие в письменном виде и.... как знать?... пройдёт время и наша молодёжь будет радоваться и вспоминать, что однажды именно Вы, Ольга Николаевна, показали пример СОХРАНЕНИЯ духовных ценностей своего рода, семьи и собственной жизни. Будьте здоровы и ждём новых встреч! С уважением Татьяна Ивановна.
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии