Блоги

Вадим Ботов о себе и о Шиллере

... И всё же сердце трепетно забьётся,
Когда по старым улицам пройдешь,
И в памяти далекое вернется,
Те дни, которых больше не вернешь.

Вот в те, теперь уже далекие дни, в небольшом степном, пыльном, вьюжном и морозном городке Павлодаре появился я на свет 14 мая 1936 года. Босоногое, к счастью, не голодное военное детство, неповторимый голос Левитана в сводках Совинформбюро, жгучие похоронки, хлебные карточки, военный госпиталь в стенах восьмой школы, и, наконец, радость и слезы Победы - всё это живо в памяти и поныне. Обычная советская школа, красный пионерский галстук на груди и любимая песня "Взвейтесь кострами, синие ночи", которую всегда вдохновенно пели на сборах и линейках под грохот барабана.

В грозном, 1943 году, в здании мечети, что стоит и сегодня, силами эвакуированных музыкантов открывается первая музыкальная школа с парой полуразбитых инструментов в холодных классах, но с огромным желанием приобщить детей захолустного Павлодара к музыке великих - Бетховена, Моцарта, Шуберта, Чайковского, Глинки. И она, как вера и надежда на лучшее будущее, зазвучала тогда, и в числе первых учеников школы оказался и я, что предопределило, видимо, в будущем и выбор профессии музыканта-педагога. Хотя, если быть точным, была и другая заветная мечта. Мечта стать киномехаником. Благо, к этому были причины. Мой дядя Миша был одним из первых киномехаников знаменитого тогда кинотеатра "Ударник". И я действительно еще мальчишкой крутил фильмы самого "важнейшего из всех искусство - кино". И это, конечно же, было вершиной желаний многих мальчишек тех лет. Но судьба распорядилась по-другому.

Курьезные случаи из жизни хора Шиллера

Валентина Беличева

Я хотела бы вспомнить некоторые забавные случаи, происходившие со мной в поездках. Например, в Ташкенте в 1975-м году. Ведь, побывав в Омске в 1973 году с концертами, очень хотелось увидеть столицу Востока наяву, как поется в песне, "Звезду Востока, столицу дружбы и тепла". Когда на одной из репетиций Шиллер сказал, что поездка состоится в январе, конечно же, участники хора обрадовались, но всем нужно было договариваться, чтобы отпустили на работе, несмотря на то, что были выданы письма-освобождения, где было указано, на сколько дней освободить и с сохранением заработной платы. Многие участники хора отрабатывали дни заранее, чтобы поехать (в основном, заводчане), многих очень тяжело освобождали, приходилось вмешиваться Александру Ивановичу, но мне (я тогда работала в ГПТУ) подписали освобождение, так как я и в ГПТУ принимала активное участие в художественной самодеятельности, в смотрах-конкурсах, защищая честь училища.

История Валентины Васильевой

Мое увлечение песней началось еще в раннем детстве. Первый раз я вышла на сцену в шесть лет с украинской песней "Ой, мынула вже зыма". Детство мое прошло на Украине (г. Ровно). В нашей семье пели все. Далее мое увлечение песней продолжилось в городе Омске, я пела в ансамбле профтехучилища, а также в ансамбле дворца "Нефтяник".

После окончания учебы я была направлена на работу на завод синтетического каучука города Омска. Однажды меня к себе в кабинет пригласил начальник цеха Петр Петрович Трошкин и сказал: "Я слышал, что ты хорошо поешь. Мы тебя отправляем на смотр художественной самодеятельности между цехами завода, а далее будет отбор на лучшего участника для открытия дворца "Химик". Открытие было 9 мая. Я пела украинскую песню "Степом". Была создана первая агитбригада дворца "Химик". Там я нашла свою судьбу и вышла замуж. Стали петь с мужем дуэтом. При переезде в город Павлодар я мечтала петь в хоре Шиллера, но мечта сбылась нескоро, так как родила две дочери и не было возможности стабильно заниматься в хоре. Пела на предприятии, где я работала (НПЗ).

Когда младшей дочери исполнилось 14 лет, мы с мужем начали петь в украинском хоре. Но меня всё же увлекали еще и русские песни, и вот в 1999 году судьба свела меня с Марией Полищук, которая пригласила меня в хор Шиллера.

Репертуар хора произвел на меня очень хорошее впечатление: это песни о родном Прииртышье, о хоре, о заводе, а особенно песни "Хлеб всему голова", "Иртышская лирическая", "Мы поем в народном хоре". Песни исполнялись с высокой профессиональностью. В каждом участнике хора присутствовал дух высокого мастерства исполнения песни. В то время руководителем хора был Владимир Алексеевич Зайцев, а хормейстером - Коваленко. Нельзя забыть звонкие голоса солистов.

Со временем я стала петь и казахские песни. В данное время мое увлечение песней продолжается. Продолжаю петь в хоре Мурзина и в хоре украинской песни (руководитель - Маслий). Увлечение песней передалось и моим внукам: Пауль Леон проживает в Кёльне (Германии), занимается на фортепиано, делает большие успехи. А в Павлодаре внучка Ульяна Миронец, лауреат конкурса "Балауса", исполняет русские, казахские и украинские песни, солистка украинского отделения Дома дружбы.

Валентина Ветрова-Васильева

Хатынь - памятник жестокости и бесчеловечности

Валентина Сотникова

Я очень сожалею о том, что так недолго была знакома с Александром Ивановичем Шиллером, замечательным человеком и незаменимым руководителем народного хора, организованного им в далеком 1957 году. Всего 3 с половиной года - с июня 1982 г. по декабрь 1985 г.

Мало где успела побывать с коллективом в гастрольных поездках. Но несмотря на столь короткий срок, в моей памяти всплывают всё новые и новые события тех далеких дней, будто боясь упустить что-то важное, значимое для меня и, надеюсь, для многих наших хористов.

В своей самой первой заметке я писала о том, как попала в хор, как Александр Иванович предложил мне свою песню "Иртышская лирическая" перед самой поездкой в Минск. Именно в этом городе он отходил на некоторое расстояние от того места, где нам предстояло давать концерт, ложился на траву и внимательно слушал, как поют его "дети". Но в этой поездке нам довелось совершить одну незабываемую экскурсию, которая произвела на меня настолько сильное впечатление, что я даже не совсем уверена, что смогу передать все краски тех событий...

Когда нам сказали, что нас повезут в Хатынь - мемориальный комплекс на месте бывшей деревни, которую фашисты сожгли дотла весной 1943 года, мы вмиг все стали очень серьезными. Про этот музей под открытым небом я слышала раньше - со мной в одном классе училась девочка, которую воспитывали дедушка с бабушкой в Белоруссии. С нами она училась только в старших классах, поэтому она рассказывала мне о Белоруссии очень много интересного, и про Хатынь я впервые услышала тоже от нее.

И вот мы поехали. Не помню уже, сколько времени мы были в пути, но по дороге мы останавливались и бродили по лесу, собирая какие-то ягоды. Есть даже фотографии. Едем дальше и вдруг видим на обочине - указатель к мемориалу. Сердце ёкнуло от ожидания чего-то очень важного для каждого из нас. У некоторых наших девочек глаза уже были на мокром месте. Подъехав ближе, мы увидели шестиметровую бронзовую скульптуру Непокоренного человека с мертвым ребенком на руках, которая возвышалась в самом центре мемориала.



Рядом - сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены дотла жители деревни. Бывшая улица выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. На месте каждого дома мы увидели 26 срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы. К каждому "дому" вела тропинка до открытой калитки, как бы приглашая всех желающих войти в этот дом.

На трубах-обелисках - бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. На самом верху каждой "печной трубы" печально звенящий колокол. Колокола звенят одновременно каждые 30 секунд. Мы шли от "двора" к "двору" молча, каждый по-своему переживал внутреннее потрясение от увиденного. Почти все плакали, представляя себе тот ужас, который довелось испытать всему белорусскому народу во время войны.

Потом мы подошли к единственному в мире "кладбищу деревень". 185 могил, каждая из которых символизирует одну сожженную деревню вместе с населением, 186-я - сама Хатынь. В центре каждого пепелища расположен пьедестал в виде языка пламени как символ того, что деревня была сожжена. Рядом - траурная урна, в которой хранится земля с места, где находилась стертая с лица земли деревня. На могилах написаны названия деревень.



Были там и "Деревья жизни" - это 433 деревни, которые были уничтожены вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Стояли все, склонив головы, у Вечного огня. На траурном постаменте в трех углах расположены три березки. Вместо четвертой горит огонь - в память о каждом четвертом погибшем жителе Белоруссии.



На братской могиле из белого мрамора - Венец славы. На нем наказ живым:
"Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину, и вас, дорогие! Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем - пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!"

На обратной стороне ответ живых - погибшим:
"Родные вы наши! Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в чёрные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна наша Земля и вечно яркое солнце над нею!"



Мемориал "Хатынь" - дань памяти около 3 миллионов беларусов, погибших во время Великой Отечественной войны. Мемориал занимает площадь около 50 гектаров и повторяет планировку бывшей деревни. Этой экскурсии нам не забыть никогда!

(щелкните на изображении, чтобы увеличить его)



Через три года после нашей поездки, в 1985 году режиссером Элемом Климовым был снят двухсерийный фильм "Иди и смотри" с Алексеем Кравченко в главной роли. Фильм был снят на основе "Хатынской повести" Алеся Адамовича. В этой ленте повествуется о мальчике, который за два дня из энергичного подростка превращается в седого старика.

Когда я увидела этот фильм, я опять представила себе всю трагедию, которую пришлось пережить этому несчастному народу, так как Белоруссия была первой Советской республикой, с которой начала свой разрушительный и кровавый поход фашистская Германия. И где теперь тот Гитлер?!

А современная Беларусь живет и процветает. Лишь память всё снова и снова возвращает нас всех в то страшное, суровое время.

И пусть оно никогда не повторится!

P.S. Фрагменты из фильма "Иди и смотри" (не для слабонервных):

История Нины Волковой

Хор - что это для меня?! Это всё...

С самого рождения, по-моему, я всегда пела, пел мой отец, мама и мои сестры. Папа, бывало, придет с работы, усталый, закрутит свою самокрутку и зовет нас: "А ну-ка, сестры Фёдоровы, спойте мне!" Вот мы, три сестры, садились рядышком и пели песни. Это было во времена, когда мы жили в Йошкар-Оле, затем мы переехали в Казахстан в 1961-м году. Училась в школе, участвовала в школьном хоре, затем работала в совхозе Казанском, там тоже была художественная самодеятельность. Потом переехала в Павлодар, где работала на Алюминиевом заводе с 1967 года.

Впервые я услышала о хоре Шиллера еще в совхозе Казанском Майского района в 1962 году. Хор приезжал с концертом к нам, выступление было на току, то есть летом, я завороженно слушала русские народные песни. Всегда мне хотелось петь в этом хоре, не получалось, но судьба улыбнулась 1 мая 1989 года. Я пришла, меня прослушал Томилин и пригласил меня в хор, так сбылась моя мечта. И вот уже 24 года я пою в хоре.

У меня четверо детей: старший сын работает на Алюминиевом заводе, дочь - в Германии, еще двое детей работают в городе.

Хор Шиллера - это мой второй дом!

Нина Волкова (х...

История Эльвиры Бракк

Еще учась в девятом классе Успенской средней школы, я стала петь во взрослом хоровом коллективе, которым руководил Николай Прядко (через несколько лет мы с ним встретились в Павлодарском хоре, но он меня почему-то не узнал, наверное, повзрослела).

По окончании школы приехала в Павлодар и устроилась работать на Тракторный завод в сваро-сборочный цех. Работала вместе с Татьяной Мех (Хмельковой), которая в то время пела в народном хоре и не просто пела, а была солисткой. Как-то я спросила у нее, в какие дни проходят репетиции. Пришла сама, Александр Иванович сидел в маленьком кабинете, я зашла и с порога нагло так говорю: "Хочу у вас петь!" Он спросил: "Раньше где-нибудь пела?" Я ответила: "Да, в Успенке, у Николая Прядко". Он спокойно так говорит: "Иди и пой"...

Никакого прослушивания не было, видно, он доверял Николаю Прядко, раз сразу разрешил петь в его прославленном коллективе. Это было в 1977-м году, как раз в том году хор отмечал свое 20-летие. Пропела в хоре 5 лет. За этот период времени была в таких городах как, Харьков, Алма-Ата, Красноярск, Усть-Каменогорск и Минск.

После поездки в Минск я вышла замуж и больше в хор не ходила, но воспоминания о том времени остались самые теплые. Каким человеком был Александр Иванович, можете судить сами. Приведу только один пример: не получается у нас песня, не звучит. Вроде, всё правильно, все точно пропевают свои партии, но мы видим, что Александр Иванович не удовлетворен исполнением. Он встает, ставит аккордеон на стол, подходит к окну и слушает, отвернувшись от нас. Поворачивается и несколько секунд смотрит на нас внимательно. Мы тоже все молчим. После этого он делает несколько замечаний и... песня зазвучала. Никакого недовольства, никаких упреков. Вот таким человеком мне запомнился Александр Иванович Шиллер.

В 1999-м году мы переехали на постоянное жительство в Германию. Пока устраивались, было не до песен, но вот уже шесть лет я пою в русском хоре. Поём всё: и народные песни, и классику, и шлягеры нашей молодости. Правда, с костюмами сложновато, приходится шить самим. Находим в Интернете переводы русских песен на немецкий язык и поём везде и всегда, потому что мы, бывшие участники хора г.Павлодара, иначе не можем.

Русская песня жила, живет и будет жить вечно.
(Эльвира Бракк, Нойштадт-ам-Рюбенберге, Германия)

P.S. Благодарность Валентине Сотниковой за героическо-титанические усилия:D

Эльвира Бракк (...

Путешествие в поезде "Дружба"

Одной из наших многочисленных поездок по огромной стране была поездка в Украину с поездом "Дружба" во время "Дней культуры Казахстана на Украине", проходивших с 6 по 9 сентября 1988 года. Концерты и дружеские встречи проходили в городах Киев, Днепропетровск, Львов, Черкассы. С этой поездкой связаны самые интересные и добрые воспоминания. Сам по себе проект, поезд "Дружба", был замечательной задумкой. Он объединил творческие коллективы самых разных национальностей, познакомил огромное количество людей с танцевальной, песенной и фольклорной культурой разных народов. В составе поезда "Дружба", помимо нас (народного хора русской песни Дворца культуры объединения "Павлодарский тракторный завод им. В.И.Ленина" под руководством Л.Г.Егоровой), входили уйгурский ансамбль, ансамбль танца крымских татар, казахский фольклорный ансамбль, курдский фольклорный ансамбль, немецкий фольклорный ансамбль, греческий ансамбль и многие другие.

Обмениваясь опытом

Валентина Беличева

В 1970-80 годах массовое самодеятельное искусство приобрело широкий размах и стало являться неотъемлемой частью культурной жизни огромной страны. Художественная самодеятельность Казахстана развивалась на прочной основе дружбы народов. Особое развитие получили народные хоры. В республике было создано более 6 тысяч самодеятельных хоров.

По общему признанию, одним из лучших хоров Казахстана являлся хор Павлодарского тракторного (машиностроительного) завода.

В 1970-80 годах в наш Павлодар приглашались государственные народные хоры или павлодарской филармонией, или же городским отделом культуры.

Так как я в хоре пела с мая 1970 года, а где-то в 1971-1972 году приехал с концертом Государственный Омский народный хор под руководством Георгия Николаевича Пантюкова, выдающегося музыканта и педагога, то наше присутствие на концерте было обязательным. Александр Иванович Шиллер всегда говорил, чтобы мы вбирали в себя всё хорошее, что нам нравится, смотреть, как ведут себя артисты на сцене, то есть культура поведения на сцене, манера исполнения, выражение мимикой содержания исполняемого произведения и т.д.

Концерт проходил в Доме культуры металлургов (ныне - Областной казахский музыкально-драматический театр имени Аймаутова). Наш коллектив стоял в фойе Дома культуры недалеко от доски, где были фотографии лучших участников художественной самодеятельности г. Павлодара, в том числе моя (я тогда работала в ГПТУ).

К Александру Ивановичу подходит Леонид Иванович Шароха, заслуженный артист РСФСР, такой невысокий, плотный мужчина, здоровается с ним за ручку, окидывает нас всех стоящих взглядом, переносит взгляд на доску с фотографиями, затем переводит взгляд на меня (я недалеко стояла от них) и громко говорит: "Александр Иванович, отдай мне ее!" и, показывая на меня, продолжает: "Она подходит нашему хору. Это ведь она на фотографии?" Александр Иванович улыбается, а я, услышав такое и испугавшись, панически пролепетала, что это не я, а моя сестра, и говорю Александру Ивановичу, чтобы он подтвердил, что это не я. А Шароха говорит на это: "А я прямо сейчас её и заберу!" Я - убегать, он за мной, где-то пробежали два круга, я, конечно, в ужасе, а Александр Иванович продолжает улыбаться. В это время дали спасительный звонок-приглашение в зал. Леонид Иванович Шароха, обреченно махнув рукой и сказав: "Ну, ладно", побежал к своим артистам.

Я недавно узнала, что Леонид Иванович скончался 7 января 1999 года :( Царство ему небесное.

С этого концерта в нашем репертуаре появились такие произведения, как "Омская полечка" (музыка Ю.Щекотова, слова В. Жукова) - исполняли вместе с хором и танцевальной группой, "От Сибирских просторных колхозных полей" - пел хор, "Сяду в синее корыто" (музыка Е.Кузнецова, слова В.Бокова и Г.Гальперина) - солировал Михаил Кадиров (умер в 2012 году), "Уж вы, ветры-ветерочки" - хоровод, "Рассыпала маланья бобы" (старинная народная песня в обработке Е.Калугиной) - исполняла Зинаида Старикова (скончалась в 2000 году), "Погас закат над Иртышом" (музыка В.Иванова, слова Я.Журавлева), "Зеленый горошек" (музыка В.Лавриненко, слова Л.Кондырева) - солисты Виктор Размолодин (умер в 2000 году) и Михаил Чириков (скончался в 1979 году) и многие другие произведения.

В 1973-м году наш коллектив выехал с визитом в город Омск, где мы выступали перед рабочими и служащими Сибзавода. Фото прилагается:



В 1974-м году в Павлодар приезжает Государственный Сибирский народный хор. Концерт проходит в Доме культуры железнодорожников (ныне - "Шанырак"). Наше присутствие - обязательно. Александр Иванович поручает мне выступить после концерта с ответным от хора словом. Я всячески отказывалась, говоря, что есть участники хора, которые лучше меня могут сказать, что я не смогу, потому что сильно волнуюсь и боюсь. На что Александр Иванович сказал: "Валя! Сможешь!" Концерт, конечно же, прошел на ура.

Не помню, как я вышла с букетом цветов на сцену после концерта, что говорила - тоже не помню, меня било, колотило, я вся тряслась, смутно слышала аплодисменты, растерявшись, не знаю, кому отдать цветы. Артисты мне показывают - ведущей. А я ее не вижу, потому что все в одинаковых костюмах, пока она не вышла вперед, и наконец-то, я ей вручила букет.

Уходя со сцены с артистами, я в свой адрес от них слышала такие слова: "Какая маленькая, миленькая, как волновалась, а сказала хорошо!" Увидев участников нашего хора, я спросила, сильно со сцены было видно, как у меня тряслись ноги, что хоть я говорила - от волнения ничего не помню. Меня клятвенно заверили, что не тряслась я, что нормально говорила, а Александр Иванович сказал, что я - молодец, зря боялась.

После, отойдя от всего пережитого, я, конечно, вспомнила, о чем говорила. Благодарила артистов за высочайшее мастерство исполнения произведений, манеру и культуру поведения на сцене, что нам есть чему поучиться у них, назвав нас, присутствовавших на концерте, то есть народный хор тракторного завода.

После просмотра концерта Государственного академического русского народного Сибирского хора в нашей программе появились такие произведения: "Выйду на улицу" - солировала Анна Киршина, "Шумел камыш" (обработка А.И.Шиллера) - солисты Валентина Сотникова и Валентина Беличева, "Махонька".

В 1978-м году в Павлодар приезжает Государственный Северный хор. Концерт прошел в Городском Дворце Культуры тракторостроителей. Мы уже к тому моменту репетировали в красном уголке ГДК (комната № 51 на третьем этаже). После репетиции мы смотрели концерт на балконе. Государственный академический Северный русский народный хор (г.Архангельск) своей своеобразной программой воспитывали своего слушателя, своего зрителя. В нашем репертуаре появилась песня "Северные припевки".

В 1983-м году в Павлодар приезжает хор им.Пятницкого. Концерт проходит в ГДК тракторостроителей. Перед концертом Александр Иванович организовывает встречу с артистами хора Пятницкого в нашем красном уголке. От хора Пятницкого присутствовали несколько человек с солисткой хора Тамарой Мушта, которые рассказали о своей работе (репетируют 8-10 часов в день), получая за это деньги. Спели несколько произведений. Александр Иванович рассказал, что мы занимаемся в свободное от работы время, что выступаем везде бесплатно и что для нас самое главное - хорошее исполнение, хороший прием зрителями и главная награда - это аплодисменты благодарных зрителей.

Показали несколько произведений (хор и оркестр народных инструментов). Артисты ушли на сцену, а мы в зал - смотреть концерт. В зале присутствовали и участники немецкого ансамбля "Эренгольд" (села имени 30-летия Казахстана), которым также руководил Александр Иванович.

После концерта сфотографировались на память:



В нашем репертуаре появляются следующие произведения: "Вперед, друзья!" (музыка народная, слова А.Вермишева), "Александровский централ", "Ой, туманы мои, растуманы" (музыка В.Захарова, слова М.Исаковского) - солисты З.Старикова и А.Говоруха, "Зелеными просторами" (музыка В.Захарова, слова М.Исаковского) - солисты З.Старикова и М.Кадиров, "Под дугой колокольчик поет", "У нашей Кати", "Ой, со вечора, с полуночи", "Хорошенький, молоденький", "Не шуми, печальная калина" (музыка С.Каца, слова А.Сафронова) - солисты Т.Курмашова и М.Полищук, "Русская красавица" - солисты В.Сотникова и А.Киршина, песня "Хлеб - всему голова", которую мы до сих пор исполняем на наших концертах в обработке А.И.Шиллера и которая любима нашими благодарными зрителями (солистки - Валентина Сотникова, Валентина Беличева, Валентина Гуринович-Медведева).

Хор Шиллера в О...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...

История Екатерины Горвард

Здравствуйте, мои милые, хорошие "хорьки"!
Завидую вам белой завистью, что у вас на всё хватает сил и энергии. А я вот не могу никуда выйти, но не падаю духом.

Родилась я в деревне, где все дома пели, была своя самодеятельность. Мама пела и две сестры - старшая и младшая. С младшей мы пели, поливая огород, а вечерком собирались вдовушки и просили нас, девчонок, "сыграть" песни (они не говорили спеть, а "сыграть"), а именно: "Желанную хозяюшку" - это как ее муж и сын вернулись с войны 1914-го года, попросились у нее переночевать, а она им ответила: "Я печку не топила, гостей я не ждала", а они ей сказали, что у них есть свои сухарики с водой, а затем они спросили, почему же живет она одна. "Я мужа проводила, сыночка отдала". Они ей отвечают: "Желанная хозяюшка, узнай хоть одного". "Сыночка я узнала по русым волосам, тебя я, муж, узнала по ласковым словам".

Вот такие песни мы пели. Радио не было, слушали народные песни и пели только по пластинкам, у кого были патефоны.

Я в основном пела все песни Марии Мордасовой. Как заслышим, где играет в деревне гармонь - бежим бегом, напоемся, напляшемся и спать.

В школе у нас тоже была самодеятельность. Однажды на уроке пения мальчишки запели песню, а я встала и сказала, что они неправильно поют, и запела:
"Из-за леса солнце всходит,
Ворошилов едет к нам".

В школе был урок "Военное дело" - там нас учили маршировать, учитель Петр Никифорович кричит: "Колупаева - запевай!" Каждое утро пели гимн СССР, и тут тоже: "Катя - запевай!"

Учитель Елена Владимировна Вадомская услышала, как я пою, и в дальнейшем пела такую песню под аккордеон, на котором играл Аркадий Яковлевич: "По морям, по океанам красный вымпел над волной. Не бывать врагам незваным у берегов земли родной! Солнце льётся, сердце бьётся, и отвагой дышит грудь... Над волнами вместе с нами птица-песня держит путь". И в конце припева шел подголосок "Э-э-э-эо-эей", который тянула я. С Аркадием Яковлевичем мы не виделись 40 лет, встретились случайно, когда я приехала в деревню, разговорились, он меня спросил, что не та ли это девчонка, которая тянула подголосок.

Потом нас с двоюродной сестрой услышала, как мы поем, учительница Екатерина Ефимовна, которая сказала, что все сестры в деревне Коваленко поют, почему не петь сестрам Колупаевым, например, такую песню: "Рос на опушке рощи клен, в одну березку был влюблен" - и мы спели.

В 1956-м году в Павлодаре я вышла замуж, а в 1957-м году я услышала о Павлодарском хоре. Просилась у мужа ходить в хор, но он не пускал. Разошлась с мужем.

Мне очень нравилась песня "Бежит река, в тумане тает". Я ходила целую неделю в магазин, в котором часто крутили эту песню, и таким образом я ее выучила. Когда моей доченьке исполнилось 4 года, она была на улице и услышала эту песню - прибежала ко мне и кричит: "Мама, там поют, вполне хватает". Я подумала, что ребенка кто-то напугал, а она с таким сообщением. Я очень любила лирические красивые мелодии:
"Бежит река, в тумане тает,
Бежит она, меня дразня.
Ах, кавалеров мне вполне хватает,
Но нет любви хорошей у меня."

В 1963-м году я пришла в Красный уголок хора, что находился тогда на улице Куйбышева (ныне - Торайгырова), и ходила целую неделю - Александра Ивановича не было. Наконец, когда он появился - говорит мне, что уже набрали участников хора. Недалеко от нас стояли ребята, которые сказали Александру Ивановичу, что эта женщина уже целую неделю упорно и настойчиво ходит в наш Красный уголок. Тогда Шиллер сказал, что он меня прослушает. Мы прошли в кабинет, и я спела "18 лет", "На побывку едет молодой моряк", "За околицей солнце клонится". Александр Иванович сказал мне, чтобы я пришла на репетицию на следующий день - он посадил меня в первые голоса сопрано.

Я с удовольствием ходила на репетиции, мне так нравилось, жила песнями, воспитывая детей, проходила в хор более 10 лет. Где мы только ни побывали с концертами: в 1977-м году на фестивале народной песни в Саратове, в 1979-м году в Минске на тракторном заводе, Хатыне, где во время войны были заживо сожжены люди, на Украине в Днепропетровске у памятника воинам возлагали цветы, во Львове у могилы советского разведчика Кузнецова, Красноярске, Семпипалатинске, Усть-Каменогорске и других городах Казахстана.

Вспоминается 60-летие Александра Ивановича в мае 1982-го года, которое проходило в мотеле "Автомобилист". Коллектив хора поздравлял юбиляра песнями и плясками. Был гость из Красноярска, имени не помню, который собирал и записывал интересные, на его взгляд, частушки и который попросил, кто может спеть частушки. Я с Зиной Стариковой спела много частушек, которые ему понравились - тут же записали и отдали гостю.

Программа вечера была насыщенной - игры, конкурсы, танцы, ну и, конечно, же застолье. Я попросила кусочек хлеба, ко мне подошел сын Александра Ивановича Володя, подает кусочек хлеба, а сам мне на ушко шепчет: "Вы - самая очаровательная женщина". Я ему ответила: "Спасибо за комплимент", ведь мне в то время уже было 45 - "баба ягодка опять". Конечно, мне было очень приятно услышать такие слова. Все были в приподнятом настроении, довольные от прекрасного вечера.

Сейчас, в настоящее время, когда мне не спится, я вспоминаю все песни, которые мы пели (слова, мелодии), и потихонечку пою, незаметно для себя засыпая.

Всех помню и люблю! Всем доброго здоровья, дальнейших успехов всем и во всём.
С уважением к памяти А.И.Шиллера и всем участникам, бывшая участница хора Екатерина Леонтьевна Горвард

Екатерина Горва...
Екатерина Горва...

История Анны Киршиной

Я, Киршина Анна Антоновна, девичья Дядюра, пришла в народный хор Шиллера в сентябре 1967 года, как только хор вернулся из Москвы. Мне было 17 лет, когда я пришла в хор с подругой. Помню, А.И. Шиллер пригласил нас в свой кабинет и предложил мне спеть без аккомпаниатора песню "Выходил на поля молодой агроном", а потом спела моя подруга Людмила, голос у нее был слабоват, он ей отказал, а меня принял и посадил меня во вторые голоса. Так началась моя творческая жизнь.

Помню, прошло несколько репетиций, и он предложил мне сольный номер "На крылечко, ох, ох, девушка всходила". Хор для меня стал вторым домом, я уже без хора не могла существовать, а на репетиции ходила, как на праздник.



В 1968 году вышла замуж, но хор не бросила, продолжала участвовать. В 1969 г. родился сын, и я некоторое время в хор не ходила. Через полгода Александр Иванович вручил мне путёвку в детский сад, чтобы только я не прекращала участие в народном хоре. В 1973-м году был еще один перерыв, связанный с рождением дочери, и через полгода я опять была обеспечена путевкой в детсад благодаря Шиллеру.

Много было поездок по Советскому Союзу и по Казахстану, везде концерты проходили на ура. Много было сольных номеров "Выйду на улицу", "Пойду молода погуляю", пели с Зинаидой Стариковой частушки "Сплетницы", которые проходили на бис. С Николаем Прядко запевали песню "Коробейники", которая тоже шла на бис. В 1975-м году мне было присвоено звание артистки народного хора.

После ухода из жизни моего любимого руководителя Александра Ивановича Шиллера я решила оставить хор, так как замены ему я не видела и не могла с кем-либо его сравнить. Он был руководитель, композитор от Бога, и замены ему нет. Был перерыв, в хор не ходила, но опять стали созваниваться с хоровиками о том, что наш коллектив опять поёт, и я решила снова ходить и продолжать петь. Так мы поем в народном хоре и прославляем Александра Ивановича.

Анна Киршина (х...
Анна Киршина (...
Анна Киршина и ...
Анна Киршина (х...

История Галии Скаковой

В хор пришла в 1976-м году. Встретилась с человеком и хором, о которых была наслышана давно. Первая встреча была с хором тогда, когда он пригласил на репетицию. Я очень волновалась. Он спокойно послушал, попросил спеть еще одну песню. Он сидел и молчал, не перебивая меня, а потом сказал, что я могу приходить на репетиции хора. Впечатления и чувства о нем, которые были у меня, никакими словами не передашь. Каким он был спокойным, тактичным, старался не обидеть никого.

Итак, я стала участницей хора. В то время старостой хора была Хмелькова Татьяна. По некоторым обстоятельствам, ей пришлось уехать, вместо нее надо было выбрать старосту. На собрании хора я встала и сказала, что хочу быть старостой. И до конца жизни Александра Ивановича была верным ему помощником во всем. На гастролях по городам он был спокоен в том, что я всей душой исполняла то, что он поручал мне. Александр Иванович был известен не только у нас, но и по всей стране, что называлась Советским Союзом. Он мне доверял, как самому себе, я помогала ему во всем.

История Татьяны Поляковой

 

Петь в хоре я начала в студенчестве, учась в Рубцовском музучилище. По приезду в Павлодар, мой сын во дворе познакомился со "старшим другом Стасом" (разница в возрасте - 10 лет). Мама Стаса - Татьяна Хмелькова-Мех была солисткой хора А.Шиллера. Как-то гуляя возле Дворца тракторостроителей с сыновьями, Татьяна завела меня в кабинет к Александру Ивановичу и представила: "Моя младшая сестра, тоже Татьяна" (мы были удивительно с ней похожи, а разница в возрасте тоже 10 лет). Александр Иванович сидел с аккордеоном на руках. Он что-то заиграл, мы запели. Я стала ходить на репетиции, и так вот потекла моя жизнь с хором и песней. Здесь я приобрела много близких по духу и по жизни людей. В хоре же я познакомилась и подружилась со своей близкой подругой Марией Полищук, без которой не представляю свою жизнь.
Так пришла в хор русской песни Татьяна Димитрова-Полякова.

Мария Полищук:
О своей подруге Татьяне Поляковой мне хочется говорить стихами, мне хочется одарить ее песней, мне хочется нарисовать ее такой, какой знаю я. Сколько вместе с нею спето песен, изъезжено дорог, сколько пережито тревог, сколько испытано прекрасных и радостных мгновений жизни! Наша дружба лишена скуки, каждая встреча сулит какие-то новые грани, новые интересы, как у всех творческих людей.

За прекрасный голос, за то, что она всегда оставалась сама собой, ее любил и уважал Александр Иванович Шиллер, и не только он, ее знает и ценит множество людей, ведь природа наделила эту женщину и добротой, и щедростью, и бесконечной отзывчивостью. Редко кто способен так сопереживать в разных жизненных ситуациях, и ее поддержка имеет огромную ценность.

Артистическая натура, песенная душа - Татьяна поёт всю жизнь, радуя людские сердца. И еще она - душа любой компании, в ее сердце нет места пессимизму. Для меня Татьяна не только подруга, но и как сестра, с которой можно делиться самым дорогим. Наверное, кем-то свыше и тоже за что-то хорошее мы награждаемся такими людьми, как моя подруга. И я очень рада, что в моей жизни большое место занимает наша настоящая женская дружба!

Семерьянов о Шиллере

Незабываемые встречи

Александр Иванович Шиллер… Талантливый композитор, заслуженный работник культуры Казахстана… Его имя хорошо знакомо старшему поколению павлодарцев. Слава созданного им хора гремела не только в республике, но и по всему бывшему Союзу. В репертуаре коллектива первого в Казахстане народного хора было много старинных русских песен, были и современные – на стихи московских, алма-атинских  авторов, с которыми работал А.И. Шиллер.

В 60-70е годы репертуар пополнился песнями и на стихи павлодарских поэтов. Один из них – Сергей Музалевский – журналист, поэт, археолог, художник. Незаурядный человек, он был очень популярным в Павлодаре. Это он открыл имя Павла Васильева – гениального, рано ушедшего из жизни поэта–земляка. Это Музалевский создал в Павлодаре литературное объединение и стал первым его председателем. Сергей Музалевский помог найти дорогу в поэзию многим начинающим поэтам, в том числе, и мне. Сначала – речнику, затем – молодому журналисту, работающему вместе с ним в отделе культуры областной газеты «Звезда Прииртышья».

Конечно же, он близко знал А.И. Шиллера. И не только знал, но и дружил с ним, принимал активное участие в творческом развитии хора. Он писал песни на музыку Александра Ивановича. Мало того, Сергей побывал с хором в России, Украине, Белоруссии.  Недаром Сергей Музалевский вспоминал 60-70е годы как самый яркий период его жизни…

История Надежды Рогальски

Я пришла в хор буквально после концерта, посвящённого 30-летию хора, в один день вместе с Любовью Щирук и пропела в коллективе практически без перерыва 10 лет, вплоть до выезда на постоянное жительство в Германию (декабрь 1996 год). Руководством ДК и коллективом хора на проводах мне был подарен комплект нового концертного костюма, в котором я выступаю и здесь в городе Вупперталь и не только. Этот подарок мне очень дорог и ценен! Здесь в Германии я в первый год нашла хор (без этого, как рыба на берегу), хоть это был чисто немецкий коллектив, но душу отводило. А костюм свой я первые годы без слёз просто не могла не то, чтобы одеть - взять в руки было очень тяжело. Держу связь и встречаюсь до сих пор со своими "хорьками" по мере возможности приезда в Павлодар.

Воскресшая

Вот и подошла к концу серия праздников, которая началась со встречи Нового 2013-го года. Праздники гражданские сменялись религиозными, а те, в свою очередь, - государственными. И вот, наконец, НАУРЫЗ – праздник весны и изобилия, который очень подробно и ярко описала в своей статье "С Наурызом и не только" Татьяна Ивановна Кузина. Я же хочу в этой заметочке отразить лишь те мероприятия, в которых принимала участие лично я (с хором Шиллера, конечно же).

22-го марта состоялся большой концерт, в котором принимали участие почти все Ассамблеи Дома дружбы. Подготовка к празднику была на высшем уровне - на площади развернули красивые юрты, подготовили удобную сцену, собирался народ, несмотря на мороз. Нас предупредили, что будет звучать фонограмма, мы обрадовались, хотя запись была не самого высокого качества, но на морозе петь во всё горло небезопасно. Мы были спокойны до того момента, пока не подошло время выходить на сцену... И тут мы узнаём, что диск с записью не передали и что нам придётся петь вживую. Меня сразу охватила паника, потому что услышала я и ещё два-три человека, стоявшие рядом со мной. Естественно, мы встали подальше от микрофонов, на бешеной скорости пропели одну песню и, как пар, на мгновение появляющийся и исчезающий, ушли со сцены, ничего не понимая. Потом мы узнали, что и микрофоны были включены не все. Никаких аплодисментов мы не услышали. Осадок остался жуткий. Домой шла с желанием бросить всё и больше не заниматься этим никому не нужным занятием - пением...

Но сегодняшний концерт (24-го марта в актовом зале Дома дружбы) вернул мне прежний настрой - все песни, спетые нами, принимались на "УРА". Ведущие очень ласково и с любовью объявляли всех артистов. Зрителей было не очень много, но нас это не испугало, мы привыкли петь в любых условиях (Шиллер часто говорил нам, что мы должны даже одному зрителю петь так, будто перед нами полный зал). Вместе с нами выступали Чувашский коллектив, Татарская молодёжная группа и самые маленькие казаки с песенкой "Комарик". Мы друг друга ободряли бурными аплодисментами, тёплыми улыбками.

И моё сердце растаяло, я решила, что буду продолжать петь на радость тем, кто меня любит, и на зависть тем, кому я не нравлюсь. Надеюсь, что первых всё-таки больше. Спасибо всем, кто эту заметку прочёл.

Валентина Сотникова

Борец за справедливость

Есть в нашем хоре еще одна необыкновенная женщина, о которой нужно рассказать обязательно. И это должна сделать именно я, потому что нас с ней многое объединяет.
Во-первых, мы росли в одном селе (с. Чёрное Лебяжинского района), учились в одной школе, пели сначала в одном маленьком клубе, затем в большом красивом Доме культуры, который построили рядом с новой школой.

Мало того, мы с ней окончили одно учебное заведение - Павлодарское педагогическое училище. Но есть между нами одна существенная разница - она старше меня ровно на 12 лет, что подчёркивает то, что родились мы обе в год Лошади. И пишу я о Вере Никифоровне Тутушиной. В прошлом году она отмечала свое 70-летие, на праздновании которого присутствовали все мы, участники хора Шиллера.

Но 70 - это просто число, не имеющее ничего общего с Верой, настолько она не соответствует своему возрасту. И это ответственное мероприятие проводила наша неутомимая соратница, очень добросовестная и разносторонне талантливая Полищук Мария (Марина) Сергеевна. Поэтому мне, рассказывая о Вере Никифоровне, не нужно особо ломать голову - об этом позаботились звезды и, естественно, Марина.

Итак... начали!

История Галины Фоминых

Стояла весна 1974 года. Я стояла на остановке "Асхана" и ждала автобус. Слышу: играет музыка и поет хор. Затем в окно выглянул кто-то из участниц хора в кокошнике и в концертном сарафане. И мне так захотелось быть в таком костюме и петь в этом коллективе...

Я училась в то время в Рубцовском машиностроительном техникуме, и вот к нам на урок заходит худощавый мужчина с аккордеоном и говорит, что он - руководитель народного хора, зовут его Шиллер Александр Иванович и что он набирает молодых людей в народный хор и будет проверять у нас голоса. Он вызывал по 4 человека к доске, играл песню "На побывку едет молодой моряк" и слушал наши голоса. Из одной такой четверки он выбрал меня и еще несколько человек с нашей группы. Всего из нашего техникума набралось человек 15-20. Шиллер назначил нам день, время и место, куда нужно было прийти. Мы все пришли в красный уголок в назначенный день, где с нами провел первую репетицию Александр Иванович, а в следующую репетицию пришел хормейстер Томилин Александр Николаевич. Наша группа называлась "Юность", мы пели молодежные песни и песни из репертура народного хора.

А в 1975-м году нас ввели в состав народного хора. Хор тогда готовился к концерту, и Шиллер дал распоряжение костюмерше подобрать для нас костюмы. И я впервые вышла на сцену, сильно волновалась, и у меня начался кашель прямо на сцене, еле справилась с кашлем, но отпела до конца. А после выступления участники хора спели для нас молодых "Чарочку". Потом были концерты на полевых станах, ездили по деревням, побывали в России, на Украине, в Белоруссии, объездили весь Казахстан с концертами. Было очень здорово в поездках, всегда присутствовали смех и шутки, весело проводили праздничные вечера и капустнике в нашем прославленном красном уголке.

Если бы ко мне вновь вернулась моя юность, я без колебания снова пришла бы в народный хор, к Шиллеру Александру Ивановичу.

Галина Васильева-Фоминых

Эпиграммы женщинам к 8 марта

Эпиграммы женщинам ко дню 8 марта 2013 г.
(Мария Полищук)

1. Кузиной Татьяне Ивановне

Она всегда у нас в фаворе,
Ей равных нет не только в споре,
Любого вмиг заговорит
И все проблемы в корень зрит.
Умеет и другою быть -
Захочет - может и отбрить!
Но всё ж приятная напасть
В плен обаянья к ней попасть!

2. Николашиной Ольге Леонидовне

Известна в городе отлично
Она как творческая личность.
Ведь силе женской нет предела,
Где есть души и жизни дело.
Где надо вовсе не порхать,
А за троих уметь пахать!
Но ей хотим мы пожелать
Всё ж иногда и отдыхать!

Еще раз о Шиллере

Александр Шиллер был чрезвычайно деятельным и многогранным человеком. Помимо руководства народным хором русской песни, ансамблем немецкой песни и танца "Эренгольд", хором ветеранов ВОВ и труда и пионерским хором, он успевал руководить художественной самодеятельностью Горпромторга г. Павлодара. Об этом - в воспоминаниях члена правления Славянского центра Любови Белик.

Любовь Яковлевна Белик:

"Александр Иванович Шиллер - у меня о нем остались в памяти только хорошие воспоминания. Это был исключительно скромный человек, очень серьезный и ответственный, талантливый руководитель. Он был руководителем художественной самодеятельности Горпромторга г. Павлодара с 1976 по 1979 гг. Репетиции проходили два раза в неделю с 9 до 11 утра в красном уголке ЦУМа, куда ходила и я, работая товароведом в магазине N5. Репертуар мы выбирали в основном все вместе, иногда он предлагал сам. Готовились к концертам, которые проводились к праздничным датам: Новый год, 8 марта, 1 мая, 7 ноября. Нас было около 10 человек: товароведы, заведующие складом, продавцы. Александр Иванович работал на полставки, получая 30 рублей. Он был очень требовательным, справедливым, мы его очень уважали, поэтому если он делал нам раз замечание, то больше уже не повторял - как выходить на сцену, как одеться, улыбаться и т.д. О личной его жизни мы как-то не беседовали, мы были намного моложе его. Мы знали, что он еще ездил репетировать в "30 лет Казахстана", ведь там тогда жило много немцев. Мы очень любили петь его "Иртышскую лирическую". Он был безотказный человек. Когда у нас в магазинах проходили какие-то мероприятия, вечера, конкурсы (как у нас "А ну-ка, девушки!" между продавцами), мы просили Александра Ивановича прийти, и он никогда нам не отказывал поиграть, ведь в те годы, кроме грампластинок, ничего не было".

Одесса и встреча с Ширвиндтом

Валентина Сотникова

Вот уже три месяца прошло с тех пор, как мы впервые появились во Всемирной паутине. Мы - это народный хор им. Александра Ивановича Шиллера.

Нашим добрым покровителем Ернаром Шамбаевым выложено в Сеть уже достаточно материала, характеризующего этот известный, единственный в своем роде коллектив единомышленников. Многие из участников хора уже написали свои воспоминания и ощущения о незабываемом времени, проведенном вместе с руководителем хора и его помощниками. Каждому вспоминалось что-то особенное, значимое для него одного. Некоторые вскользь писали о последней поездке, которую с большим трудом выхлопотал Александр Иванович для своего дорогого коллектива - поездке в его родной, любимый город Одессу.