Матрена из Японии. Иностранные родственники самых русских кукол

Рассказывают, что в конце V века в Индии жил-был один принц. Жил он, поживал, наслаждался роскошью и вдруг все бросил и ушел странствовать в горы Гималаи в поисках истины. Потом он поселился в Китаеи стал очень знаменитым. Это был Бодхидхарма, двадцать восьмой патриарх буддизма и первый патриарх школы «дзен». Но при чем тут русские куклы? А вот при чем.

В Китае и Японии много столетий делали и до сих пор делают куклу Даруму (так переиначили трудное индийское имя Бодхидхарма). Это что-то вроде неваляшки (потому что Дарума, согласно легенде, девять лет сидел без движения, размышляя о вечном, и фигура его стала грузной, как колода). В конце XIX века такие куклы в числе других восточных диковинок стали привозить в Россию. И одна из кукол попала в усадьбу Абрамцево. Ее владелец, Савва Мамонтов, был очень умен и очень богат. Он покровительствовал искусству, содержал удивительные мастерские, в которых народные мастера и художники создавали прекрасные произведения. И как раз в то время в мастерских пытались придумать какую-нибудь совершенно новую игрушку, которая была бы оригинальной и чисто русской. Дарума всем понравился. Художник С.В. Малютин нарисовал эскиз, токарь В.П. Звездочкин выточил форму. И индийско-японский Дарума стал русской матрешкой... Почему матрешкой? Говорят, Матрёной (ласково — Матрёшкой) звали девушку, которая работала в доме Малютина. Первая матрешка была на нее очень похожа.

Итак, матрешка произошла от Дарумы, но не все с этим согласны. Некоторые говорят, что Малютин взял за образец совсем другую японскую фигурку — бога счастья и долголетия Фукуруму. Форма его действительно напоминает матрешку, а внутри находится пять фигурок, вложенных одна в другую. Это тоже японские боги счастья, только помоложе и послабее. А от Дарумы, дескать, произошли русские неваляшки — они и вправду очень похожи. Только неувязка — неваляшки родились в России в начале XIX века, раньше, чем в моду вошло все японское (конец XIX — начало XX века).

Вряд ли Фукурума смог добраться до Сергиева посада в те времена. Неваляшек мастерили в Сергиевом Посаде из дерева, а чтобы они «не валились», в основание деревянной фигурки вкладывали кусочек свинца. Еще неваляшек называли кувырканами и ваньками-встаньками.

Но как бы то ни было, самые-самые русские народные куклы оказались вроде бы и не совсем русскими, и не совсем народными, но все равно очень любимыми и у нас, и за рубежом. Наша матрешка в 1900 году на Всемирной выставке в Париже получила бронзовую медаль. И для многих она является символом России.

Первые матрешки были скромницами

Сначала матрешки были куда скромнее. Тонко выписанные черты лица, неяркие сарафаны, приглушенный румянец. Да и неудивительно: первых матрешек расписывали иконописцы Троице-Сергиевой лавры. А потом матрешек стали делать в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Куклам это явно пошло на пользу, они стали яркими, цветастыми, румяными. Позднее еще более яркие матрешки появились в селе Полховский Майдан под Нижним Новгородом, потом в Липецке, Воронеже, Вятке, в Башкирии...

(Из книги С. Лавровой, "Русские игрушки, игры, забавы", 2007)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии