Жилищное строительство

Интересной особенностью быта Московской Руси было отсутствие резкой разницы богатых и бедных жилищ. Дом купца, боярина и даже государя отличался от крестьянской избы только размерами - количеством клетей - и внутренним убранством.

Крестьянские избы состояли из одной-двух клетей с сенями. Избы строили с высоким цокольным этажом, где в суровых северных условиях можно было держать скот. В дом вело нарядное крыльцо, а на двор - полого поднимающийся помост, «ввоз». Вплоть до XVIII века многие избы топились «по-черному», и дым наполнял внутренние помещения. Такие избы назывались «курными».

Не только прочными и удобными, но и красивыми были хозяйственные постройки. Маленькие срубы для хранения зерна ставили на высокие пни с остатками корней, чтобы защитить их от вешних паводков и грызунов. Получалась «избушка на курьих ножках». Колодцы стояли под нарядными навесами, украшенными резьбой. Ветряные мельницы, высотой 20-30 метров, с удивительно нарядным силуэтом, как и церкви, служили главными высотными ориентирами поселений.

В городах, где место было ограничено, дома, как правило, строили с большим количеством этажей. Дом богатого боярина состоял из множества клетей, соединенных сенями и переходами. Такой дом называли «палаты» или «хоромы». Первые этажи обычно служили кладовыми, амбарами и помещением для прислуги. Жилые комнаты были на втором и третьем этажах и назывались «горницы». Третий этаж - «терем». Его особенность -множество окон и нарядное внешнее убранство: расписные или резные наличники окон. Выше могла быть еще и «смотрильня» - высокая башенка. Она, как и терем, окружалась балконом - «гульбищем».

По мере надобности к дому пристраивались новые клети. Форма крыш была самая разнообразная. Крыли их черепицей, тесом, раскрашивали. Такие дома были весьма причудливы на вид.
Двор дома обносился высоким забором, так чтобы через него «воробей не перелетел».
Ворота старались сделать очень нарядными. Над воротами часто вешали икону.

Пожары были подлинным бедствием деревянных городов. Поэтому спрос на новое жилье был велик. Богатым строили жилье плотницкие артели. Люди скромного достатка могли воспользоваться «домовым торгом», куда плот-ники привозили в разобранном виде готовые срубы. Самый большой торг был в Москве на Трубной площади. Из маленьких и больших срубов по желанию покупателя собирали любые дома. Затем, по вкусу будущего хозяина, добавляли различную отделку и украшения. Такие дома собирались очень быстро, иногда даже за один-два дня. Так и говорили: «Абы день - и поспеем!» Несмотря на то, что из таких типовых деталей собиралось множество строений, однообразия не было. Деревянные русские города своеобразны и очень красивы.

Вершина деревянного зодчества на Руси - царский дворец в Коломенском. «1667 года мая 2-го после столового кушанья, государь пошел с Москвы в Коломенское для складывания своих государевых хором». К осени староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашко Михайлов «со товарищи» вчерне хоромы закончили. После навели резьбу узорную, покрыли «чешуйчатые» крыши зеленью и украсили железными подзорами, фигурными флажками и решетками. Художники расписали дворец с «предивною хитростью, пречудною красотою».

Поражало разнообразие причудливых крыш дворца. Здесь сконцентрированы все возможные изобретения, придуманные русскими зодчими. Характерно завершение парадного крыльца: на перекрестье двух «бочек» - шестигранная башенка с шатровым покрытием. Бочкой называется крыша, оба ската которой внизу закруглены, а наверху сходятся под острым углом наподобие киля лодки. Шатер - крыша в виде многогранной пирамиды.

Дворец чаровал причудливостью, роскошью резьбы, яркостью красок и позолоты. Шведский посол Яков Рейтенфельс писал: «Коломенский дворец кажется только что вынутым из ларца, благодаря удивительным образом искусно сделанным украшениям, блистающим позолотою».

Во дворце было двести семьдесят комнат. Помещения убраны с предельной роскошью. Поскольку стекло в то время было большой редкостью, его даже в царском дворце заменяла слюда, маленькими кусочками вставленная в узорные металлические решетки. Зато в центре окна яркими красками художники рисовали цветы и птиц.

Время и превратности судьбы не пощадили «восьмое чудо света». Через сто лет дворец был разобран за ветхостью.

(Из книги Л. Александровой, "Деревянное зодчество Руси", 2003)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии