«Путешествовали без пакости»

Сейчас, когда вспоминаю об этой поездке по святым местам Христианства в Турции, совершенно по-другому видится величие подвига апостолов и первых святителей, которые были здесь. Это величие дела проповеди Евангелия приобретает еще большее значение, когда сам видишь, в каких сложных климатических условиях это совершалось: летом в тени более + 40º С. Тогда не было самолетов, автобусов с кондиционерами и в любой момент бутылочки воды из холодильника…

 

Эфес. Дом Божией Матери

 

Через несколько дней состоялась вторая, уже двухдневная, экскурсия в древние города Эфес и Иераполис.

Из Кемера автобус выехал сразу после полуночи, т.к. до Эфеса – около 300 км. После восхода солнца наша гид, ее звали Бахар (по-турецки – Весна), начала рассказ об истории и современности Турции. Мы ехали вдоль Таврических гор, проезжали разные городки и селения, жители которых занимаются земледелием. Везде – необозримые апельсиновые, оливковые, черешневые, инжирные сады, множество теплиц, в которых выращивают помидоры и другие овощи. Только, если мы в теплицах согреваем растения, там они прячут их от палящего солнца. Турция – богатая водой и плодородной землей страна и полностью обеспечивает себя овощами и фруктами, да еще экспортирует. В каждом городке стоит памятник тому овощу или фрукту, который здесь выращивается. В Денизли – памятник петуху, которого поместили в Книгу рекордов Гиннеса за то, что он перекукарекал на одном дыхании петухов других пород. Особо обращает на себя внимание чувство патриотизма турок, их трепетное отношение к своей стране, ее истории: везде, даже на окнах и балконах жилых домов, развеваются государственные флаги; в каждом населенном пункте – памятники и портреты с цитатами основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка.

Еще было относительно прохладно, когда наш автобус, не доехав до Смирны (да! тот самый город, который упоминается в «Откровении» и где жил и принял мученическую кончину за Христа через сожжение блаженный «вождь всей Азии» святитель Поликарп Смирнский, «яко хлеб Богови испечеся»), свернул с трассы в сторону Эгейского моря, и мы подъехали к древнему Эфесу, история которого насчитывает не менее 3000 лет.

Через верхний вход ступили на улицы античного Эфеса. Сознание отказывается воспринимать то, что это тот самый Эфес, который помнит царя Креза, Александра Македонского, Лисимаха, Фалеса…

Бахар сказала, что нам повезло: если бы по Эгейскому морю прибыл круизный лайнер, из него высыпали бы 2-3 тысячи туристов, то сейчас здесь нельзя было бы протолкнуться. На наше счастье народу было мало. Наша группа свободно двигалась по улице Курета, Мраморной улице к дороге Адриана, рассматривая руины фонтана Троияна, общественных бань, туалета, храма Адриана, ворот Геркулеса, жилых домов с террасами, одеона (где заседал местный парламент), библиотеку Цельса и, наконец, впечатляющий своими циклопическими размерами амфитеатр, прислонившийся к горе Пион.

Но более всего поражает осознание того, что именно здесь, в Эфесе, происходили очень важные события, связанные с первыми веками бытия Церкви Христовой, что именно по этим улицам, по этим камням ходили Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом; апостол Лука, написавший здесь с натуры первые иконы Пресвятой Богородицы; апостол Павел, длительное время живший здесь и создавший Эфесскую Церковь, а потом славший сюда свои Послания, выступавший в этом амфитеатре перед эфесянами (этот амфитеатр в Деяниях апостолов назван «зрелищем» (см.: Деян.19: 29, 31)); апостол Тимофей, забитый до смерти озверевшими горожанами-язычниками; стойкий хранитель веры православной митрополит Эфесский Марк, оставшийся единственным православным епископом в разрушающейся Византийской империи после подписания Константинополем Флорентийской унии с Римом в 1439 году. Здесь же видел руины церкви, первой освященной во имя Пресвятой Богородицы, в которой заседали отцы Третьего (Эфесского) Вселенского Собора, развенчавшие ересь Нестория и защитившие почитание Приснодевы…

Святые отцы первых веков Христианства сразу и решительно противодействовали возникающим ересям, которые искажали правильные представления о Боге и о спасении Сыном Божиим мира, потому что это имело непосредственное отношение к жизни христиан, поскольку лжеучения отвергали возможность соединения человека с Богом и подлинного обновления человеческой природы, а, следовательно, подрывали духовно-нравственные основы жизни.

…Размеры этого храма (только в длину 260 м!) вполне соответствуют важности решаемых здесь проблем и накалу бушевавших страстей. Здесь находилась икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой. Эту икону видел игумен Даниил: «Здесь… в ветхой церкви находится икона Богородицы, этой иконой одолели еретика Нестория…» Первый храм на этом месте был построен в IVвеке рядом с домиком, где жила Дева Мария сразу же по прибытии в Эфес.

Невдалеке, за городской стеной, на склоне горы Пион сохранилась пещера «Семи спящих отроков».

В начале ХII века, направляясь из Киева, через Царьград, в паломничество в Святую Землю, здесь, в Эфесе, побывал игумен Даниил, позже описавший свое «хожение». Возможно, он стал первым русским паломником, посетившим Эфес. Игумен Даниил был тогда в этой пещере и записал: «Здесь… в пещере лежат тела семи отроков, которые проспали триста шестьдесят лет; они уснули при императоре Декии и проснулись при императоре Феодосии. В этой же пещере покоится прах трехсот святых отцов, святого Александра, гроб Марии Магдалины, ее голова, и апостола Тимофея, ученика апостола Павла, в ветхом гробу».

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии