«Путешествовали без пакости»

Когда в автобусе поделился впечатлениями, гид сказала, что там много змей. Хорошо, что меня не предупредили раньше. Я шел и ничего не боялся, а апостол хранил меня, потому что он умеет их укрощать…

Автобус тронулся. Бахар рассказала, что тут недалеко расположен еще один древний город Лаодикия, но туда туристов не возят. Там раскопки только начинаются, можно видеть лишь скупые развалины.

Город Лаодикия был основан царями династии Селевкидов в середине III век до н.э. Там тоже была крепкая еврейская община, которая и стала основой Лаодикийской Церкви. Сюда апостол Иоанн Богослов написал с острова Патмос: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: … знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр.3: 14-17).

Эти грозные слова, обращенные лаодикийцам, становятся более понятны, когда побываешь здесь. Все образы, характеризующие духовное состояние местных жителей, взяты из их повседневной жизни, нет ни одной просто красивой фразы, фигуры речи.

Это был большой и богатый город. Не было в Малой Азии более процветающего города, чем Лаодикия. Благодаря наличию в Лаодикии банков и курортов, привлекавших внимание богатейших людей страны, в городе царило высокомерие, самодовольство. Это был крупный центр текстильной мануфактуры. Пасшиеся вокруг Лаодикии овцы славились своей мягкой блестящей фиолетово-черной шерстью. Шерсть применялась для изготовления особого рода туники, называвшейся тримита, которая настолько ассоциировалась с городом, что его иногда даже называли Тримитария. Изготовлявшиеся там одежды славились во всем мире. Там был один из самых знаменитых курортов Римской империи, возникший благодаря наличию прекрасных целебных источников. Также знаменитость курорта обеспечивалась и тем, что в Лаодикии существовала известная на весь мир медицинская школа, занимавшаяся излечением болезни глаз с помощью производимой тут глазной мази.

Деньги, шерстяные ткани и целебные мази безраздельно завладели сердцами лаодикийцев и охладили их любовь ко Христу. Духовная слепота не давала им возможности видеть свою духовную нищету и наготу. Об их духовной никчемности – «ты тепл, а не горяч и не холоден» – и говорит Господь. При этом апостол использует знакомые им образы, чему я сам был тут свидетелем. Целебная вода из близлежащих источников (от Иераполиса до Лаодикии – ок. 10 км) бывает эффективна только, когда она горячая; в местном жарком климате только холодная вода утоляет жажду и освежает; горячая вода из источников в Иераполисе, протекая через Ликусскую долину к Лаодикии, остывает, становится теплой и не только бесполезной, но и имеет резкий тошнотворный запах – пить ее невозможно. (По церковно-славянски фраза «извергну тебя из уст Моих» звучит конкретнее:  «изблевати тя от уст Моих имам».)

…Покидая землю древней Фригии, думал обо всем увиденном и пережитом. Не один Эфес отозвался на проповедь апостола Павла, здесь на каждом шагу – священная история: вся Малая Азия, которую как бы возглавлял Эфес, покрылась Церквами. В Колоссах, в Пергаме, Иконии, Филадельфии, Фиатире, Троаде, Лаодикии, Сардах, Иераполисе и других городах Малой Азии появились христиане. «Не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей» (Деян.19: 26), – говорили враги апостола Павла. Но в Малой Азии потрудился еще и апостол Петр: в своем Первом Послании он обращается к христианам Понта, Галатии, Каппадокии и Вифинии – областей Малой Азии, многих жителей которых он привел ко Христу. Малая Азия – сейчас это территория Турецкой республики – стала центром Христианства, хранительницей живых преданий, мудрости и святости христианской, откуда еще долго обильно черпала истину Вселенская Церковь. Здесь долго процветала своя церковная жизнь и после кончины апостола Иоанна Богослова и других учеников Господних и жили люди (вплоть до второй половины II века), бывшие в общении с апостолами и другими самовидцами Господа. Это придавало малоазийским учениям и преданиям вселенское значение. В Малой Азии после апостолов совершали свой подвиг еще многие святые отцы, писатели, проповедники, мученики и мученицы…

Хорошо известны Евангельские слова о том, что Церковь Христова нерушима, что врата ада не одолеют ее (см.: Мф.16: 18). При этом как-то забывается, что эти слова относятся ко всей Церкви, а не к отдельным поместным Церквам. Многие поместные Церкви, несмотря на их былую значимость, исчезли, стали историей, а современные археологи раскапывают осколки, являющиеся физическими свидетельствами их существования. Но в любой точке вселенной всегда была страна, где исповедовали Православие – в этом и есть неодолимость Церкви. А оскудение веры христиан приводило к исчезновению конкретных поместный Церквей, как это было, например, с Лаодикийской Церковью, так что исчез и сам город Лаодикия, который поздние путешественники, побывавшие там, назвали «городом, оставленным Богом»…

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии