«Путешествовали без пакости»

Автобус остановился у стен Старого города. Пройдя немного вдоль мощных древних крепостных стен, через Яффские ворота вошли в Иерусалим…

«Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» (Пс.121: 2).

Иерусалим, Сион, город Давида, город Бога, Святой город… Иерусалим – не просто город… «Бывает тогда радость великая всякому христианину, увидевшему святой город, плачут люди от радости. Никто не может не прослезиться, увидев желанную землю и святые места, где Христос претерпел мучения ради людей», – записал игумен Даниил, дошедший до Иерусалима после посещения Эфеса.

Задержавшись на несколько минут на Яффской площади, чтобы осмотреться и выслушать инструкции гида, наша группа двинулась по узеньким и извилистым улицам христианского квартала Старого города, по улицам, по которым в течение уже трех тысяч лет ходят цари и рабы, воины и торговцы, люди известные в истории и простые паломники.

И неожиданно слева открылось пространство перед Храмом Воскресения… Аж дух захватило… Вот, я и пришел сюда…

Пройдя через мощенную камнем площадь, с трепетом вхожу через высокую арочную дверь в Храм, краем глаза замечая слева треснутую колонну. Оставив нас на минутку, быстрым шагом к нам вернулся гид, шепнув, что нам опять повезло, у Гроба Господня никого нет, и надо быстро идти туда. Плохо ориентируясь, поспешил вслед за группой к Кувуклии. От Кувуклии уходили католики, которые завершили там свою службу, а у камня помазания начинали службу армяне. В этот промежуток времени мы и смогли спокойно войти в Кувуклию и поклониться святому Ложу, на котором три дня лежало Тело Спасителя и откуда Он Воскрес.

Совершенно ошеломленный вышел из Кувуклии… Прислонился к прохладной каменной стене ротонды и смотрел… Внутри все сдавило, слезы сами текли…

«Да молчит всякая плоть пред лицем Господа!» (Зах.2: 13).

Рассудок мой бессилен передать все…

Немного придя в себя, поднялся на Голгофу, к месту Распятия…

 

Спаситель мой! Не в силах я молиться…

Прими одно желание мое:

Будь милостив, дай плачущи склонится

На крестное подножие Твое…

(Пономарев С.И., 1873 г.)

 

С Голгофы спустился в пещеру Адама, которая прямо под Голгофой. Здесь был игумен Даниил, который и записал: «Во время распятия Христа, когда он преставился, тогда разодралась церковная занавесь, и камень потрескался, дал трещину, над головой Адама. И этой трещиной кровь и вода из ребер Христа омочила голову Адама и омыла все грехи рода человеческого. И есть расщелина на этом камне до сегодняшнего дня, на левой стороне от распятия, как знамение честное». За стеклом видна рассевшаяся Голгофа. Один камень смутно напоминает череп.

Потом поклонился камню помазания…

Вот все и случилось!

Зная из книг и телерепортажей, какие массы паломников бывают тут в дни праздников и какая из-за этого суета случается, всегда мечтал приехать сюда в дни, когда «не сезон». И, вот, сбылось!

Слава Тебе, Господи!

Время еще было, и я ходил по Храму, чтобы все спокойно рассмотреть: православный придел – кафедральный храм Иерусалимского патриарха с чудесной на куполе мозаикой и где можно прикоснуться к пупу земли; ротонду с Кувуклией, где сходит Благодатный огонь; католический придел, где показывают часть столба, у которого бичевали Спасителя… Там очень много подробностей, но самое главное в моей жизни уже произошло…

У меня в пакете было несколько иерусалимских крестов, которые я приобрел себе и в благословение со Святой Земли родным людям. Освятил их прикосновением к Гробу Господню.

Иерусалимский крест, или крест паломника, являлся гербом Готфрида, графа Бульонского, герцога Нижней Лотарингии, одного из лидеров I Крестового похода, провозглашенного правителем Иерусалима после взятия города крестоносцами. Готфрид Бульонский отказался от королевского титула, поскольку не счел возможным принять золотой венец в том месте, где Спаситель принял венец терновый, но согласился на титул «Хранителя и Защитника Гроба Господня». В этом качестве новый правитель Вечного города избрал своим гербом пять золотых крестов на серебряном фоне…

Дальше, пройдя через мусульманский и еврейский кварталы, вышли к «стене плача» и через Мусорные ворота (так называются из-за того, что через них вывозили мусор из Храма за пределы городских стен в долину Еннома) под звуки молитвы муэдзина с минарета древней мечети Аль-Акса, вышли из Старого города к поджидавшему автобусу…

Впрочем, не совсем так. Евреи не говорят: «прийти в Иерусалим» или «уйти из Иерусалима», но говорят: «подняться в Иерусалим» и «спуститься из Иерусалима». Это действительно так: мы в буквальном смысле поднялись к Яффским воротам Иерусалима по склону горы и спустились через Мусорные ворота. Это верно в плане географическом. Тем более это верно в духовном плане, потому что до Иерусалима надо духовно подняться – это золотой город, который над небом…

Собирающиеся в Святую Землю, что-то ожидают от паломничества. Я ничего не ожидал. Но вот, о чем подумал, возвращаясь оттуда: правы те, кто говорит, что от себя не убежишь, меняется только небо над головой, но правда и в том, что под другим небом, на другой земле, особенно, на Святой Земле, можно встретить самого себя, прийти в себя…

Определенно, в жизни что-то произошло, очень хорошее произошло, но что произошло, пока не понятно…

Увидеть Иерусалим, Святой город, означает приобрести бесценное сокровище переживаний и воспоминаний.

Игумен Даниил завершил описание своего «хожения» так:

«Божией благодатью и молитвами Богородицы путешествовали без пакости…»

 

Турция – Израиль – Палестинская автономия,

июнь, 2012 г.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии