Прикосновение к Афону (дневник паломника)

 

Здесь, в Ватопеде, как и в других святогорских монастырях, традиция приема паломников одинакова и освящена веками. Об этом рассказывает сам игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем:

«Важным фактором в гармоничной и в согласии с заповедями Божиими жизнедеятельности афонского монастыря является прием паломников. Афонский монастырь не мыслится без паломников. Монашеские учреждения, по сути, принадлежат паломникам, народу Божию. А конкретные монахи, проживающие в обители, это лишь ее временные жильцы и распорядители на какое-то время, которые, как священный завет, передадут и территорию, и дух монастыря следующему поколению монахов, чтобы те содержали его и продолжали его традиции так, чтобы сюда приезжали и отдыхали паломники.

Человек, который приезжает на Афон, именуется не посетителем, а паломником, потому что он совершает паломничество на Святую Гору. Можно совершать увеселительную поездку или ехать в командировку, но паломник совершает не просто поездку. Он едет на Святую Гору для паломничества, то есть в какой-то монастырь, чтобы благоговейно преклонить главу и облобызать честные мощи, чудотворные иконы и поклониться местным святыням.

Как паломников, а не как простых посетителей, встречает входящих вратарник, ответственный монах, несущий послушание при вратах обители. После предъявления ему необходимого для въезда на Афон документа, называемого диамонитирион, вратарник говорит гостям: "Добро пожаловать, приятного паломничества".

Встретив гостей в архондарике, помещении для приема паломников, архондаричный или гостинник предлагает им, согласно афонскому уставу, ципуро, лукум и воду, а затем следует диалог/пожелание: "Благословите!" – "Господь благословит!" Далее паломников информируют о внутреннем распорядке жизни обители, которому они должны следовать: когда совершаются богослужения, во сколько предлагается трапеза, когда совершается исповедь и т.д. В конце гостинник отводит паломников в комнату, где они будут проживать, объясняя некоторые детали, касательно проживания, и желает им "приятного паломничества".

Вот такой приблизительно порядок приема паломников в афонском монастыре. В разных монастырях он может варьироваться, но суть остается неизменной. В лице паломника монах видит не человека, но Бога. Как говорит авва Аполлос о приеме братий: "Когда приходят братья, нужно с уважением поклониться. В этот момент мы кланяемся Богу, а не им, потому что сказано: «Увидеть брата своего – значит увидеть Бога»". В лице ближнего он узнает Бога и потому служит ему с радостью, с молитвой, со смирением и с любовью. Это бескорыстная любовь, имеющая жертвенный характер. Монах не ожидает получить от паломника ничего, а паломник не платит за оказываемое ему гостеприимство. Монаху, послушнику, который несет послушание, никто не платит, и он никак не соприкасается с деньгами. Гостеприимство в монастырях Святой Горы оказывается бесплатно, потому что так хочет Хозяйка этого места, Игумения Святой Горы – Госпожа Богородица.

Другая любезность, которую оказывают афонские обители паломникам – поклонение святым мощам и чудотворным иконам и экскурсия по главному монастырскому собору – кафоликону. Там паломники соприкасаются с величайшими святынями монастыря. Потому что нет на земле ничего более драгоценного и важного, чем мощи святых. В этом и состоит цель Церкви – порождать святые мощи, порождать святых. В мощах святых обитает благодать Божия – эта нетварная энергия, излияние Божественного Бытия. Святой, который подвизается "добрым подвигом" на земле для того, чтобы восстановить связь с Богом, с ближним, со всем творением Божиим, чтобы очиститься от страстей, упражняется в стяжании молитвы, любви, смирения, воздержания и прочих добродетелей, через благодать переживает посещение Божие, равно, как и отсутствие Бога, лишением Божественной благодати, кажущуюся богооставленность.

Благодаря постоянным посещениям и отнятием благодати, святой приобретает догматическое сознание, возрастает духовно, пока не достигнет "мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова", когда уже Божественная благодать будет обитать в нем постоянно. Эта благодать обитает не только в душе святого, но и в его теле, во всем его существе. Поэтому после успения святого кости его становятся святыми и точащими благодать мощами, доказательством святости, источником чудотворений и исцелений. Конечно, это происходит потому, что и в земной жизни в его теле обитала Божественная благодать.

Прикладываясь к этим святым мощам, паломник приемлет дар Божественной благодати. На Святой Горе паломник имеет благословение прикоснуться к мощам многих великих святых нашей Церкви».

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии