Прикосновение к Афону (дневник паломника)

Сильный дождь и ветер не позволили внимательно осмотреть территорию скита, но с восточной террасы, у алтарного фасада, было видно, что море очень неспокойно…

В небольшой комнатке в Святых вратах гостеприимный монах согрел нас горячим кофе и подкрепил лукумом…

Автобус спустил нас к восточному побережью, к монастырю Пантократор.

С ХIV века стоит этот монастырь на скалистом мысу у самого берега моря и внешне похож на другие греческие монастыри-крепости со сторожевой башней. Кафоликон этого монастыря освящен в честь Преображения Господня. Помолились у почитаемой здесь иконы Царицы Небесной «Геронтисса». Когда-то через эту икону Матерь Божия возвестила о близкой кончине игумена монастыря и попросила священника, который служил в это время Литургию, поскорее закончить ее, дабы игумен перед смертью успел причаститься. Перед этой иконой пожилые люди молятся, чтобы не закончить эту жизнь без причастия…

Следующая остановка – монастырь Ставроникита.

В древности на этом месте жил монах Никита, резавший кресты. Отсюда и название монастыря – «Ставроникита», т.е. «Крест Никиты» (от греч. «ставрос» – «крест»).

Этот монастырь тоже поражает своей красотой, суровой красотой крепости, бастиона благочестия и веры в Бога. Красивое – значит настоящее, правильное. Здесь, на Святой Горе, все – правильное и настоящее…

Таким бастионом веры и благочестия был и святитель и чудотворец Николай, в честь кого и освящен кафоликон монастыря. В этом храме находится почитаемая мозаичная икона великого угодника Божия. Икона удивительна тем, что была брошена в море иконоборцами и пробыла в воде более семисот лет, пока ее не выловили рыбаки. К лику святителя приросла большая перламутровая раковина. Поэтому икону и назвали «Никола Устричный». От раковины осталась глубокая, как бы кровавая, язвина, до зрачка левого глаза святителя. Из одной половины раковины патриарх Иеремия II сделал блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой половины панагию, которой благословил Московского патриарха Иова… Истории России и Афона начали пересекаться еще в глубине веков…

Испросив благословение в дорогу у святителя Николая и у нынешнего игумена монастыря архимандрита Тихона, покинули обитель, которая готовилась к торжеству престольного праздника…

Еще некоторое время пути вдоль побережья, и мы прибыли в Иверон. Ни о чем не думая, стразу устремился к чудотворному Иверскому образу Божией Матери: «Покрый и защити мя, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зову Ти: радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая»…

В монастырь Кутлумуш прибыл изрядно промокший от дождя и уставший. День был напряженный. Здесь – наше пристанище на эту ночь.

Монастырь представляет собой скромных размеров четырехугольник, внутри которого кафоликон, освященный в честь Преображения Господня. Стены монастыря и есть жилые здания в три этажа. Храм соединен с трапезной красивым застекленным нартексом (притвором). Архондарик монастыря маленький и очень уютный. Здесь традиционного угощения ципуро, водой и лукумом не последовало, стразу показали комнаты, где мы положили вещи и спустились в храм на вечерню. Нам предложили приложиться к святыням сразу, во время богослужения. На поклонение были вынесены часть Креста Господня (как считается, эта частица – самая большая на Афоне; ее принесут в Алма-Ату в мае следующего года), часть правой ноги праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, мощам святой Марии Магдалины, мученицы Анастасии Узорешительницы и других святых. В храме есть придел чудотворной иконы «Удивительное заступничество». Бесчисленны чудеса, совершенные Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но главное из них – то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, Богородица, по молитвам у иконы «Удивительное заступничество», скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым избавив его от верной гибели. Отсюда одна из версий названия монастыря – от испорченного турецкого слова «кур-тур-муш», т.е. «освобожденный от врагов».

Ужин был скромный, но, как и везде, вкусный: вареные овощи без масла, хлеб, халва, яблоки, вода. Поскольку игумена монастыря не было, то за центральный стол никто не сел, старшие монахи заняли стол рядом.

Всенощное бдение началось в 18.00 и завершилось за 20 мин. до полуночи. Такую продолжительную службу я бы не выстоял, но благодаря стасидии иногда можно было посидеть. Заметил, что здесь хоть и бывает усталость из-за насыщенности программы и длительных служб, но нет изнеможения, эта усталость быстро проходит. Ради праздника, память святителя Николая, во время службы зажигалось больше свечей и лампад. Во время пения «Хвалите имя Господне…» пономарь длинным шестом зажег свечи (через одну) на хоросе и центральном паникадиле, другим шестом с крюком зацепил это паникадило и осторожно начал его раскручивать, так что некоторое время паникадило совершало внутри хороса круговые движения в такт с монашеским пением. Пение и ритмичное движение паникадила, создававшее игру света и тени, произвело впечатление, создало эффект космичности, выхода из реальности…

В прошлые дни никак не мог разобраться, какое здесь время: время начала богослужений не совпадало с временем на монастырских часах. Днем в автобусе мне объяснили, что монастыри на Святой Горе живут по особому, византийскому времени, когда следующие сутки наступают в момент захода солнца. Раз в неделю стрелки монастырских часов переставляются на полночь – наступают следующие сутки. Так, разница между греческим временем и афонским бывает пять (летом) и семь часов (зимой). А чтобы паломники не путались, в расписании богослужений указывается греческое время…

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии