Прикосновение к Афону (дневник паломника)

 

 19.12.2012 г. Среда.

Литургия началась в 6.30. Прошла спокойно, легко.

Трапеза богаче, чем вчера: жареный картофель с осьминогами, салат из свежей капусты с оливковым маслом, красное вино, лимоны, яблоки. Затем все были приглашены в приемную залу монастыря, где ради тезоименитства благочинного монастыря всем было предложено угощение: ципуро, кофе, печенье. Все чинно сидели и угощались. После официальной части, оставшись допить свой кофе, познакомились с послушником монастыря Герасимом. Наш отец диакон, владея и немецким языком, услышал в греческом этого монаха немецкий акцент и заговорил с ним. Зная несколько немецких и английских слов, я тоже вступил в разговор. Видно было, что Герасим был очень доволен этой возможностью общения. Во всяком случае, мы выпили еще по чашке кофе. У отца диакона нашлась маленькая бумажная иконка преподобного старца Севастиана Карагандинского, и, не имея других сувениров, диакон подарил Герасиму эту иконку. Монах очень обрадовался этому дару, потому что, как он сказал, читал о карагандинском старце…

Когда собирались в дорогу, в дверь кельи раздался стук с молитвой, вошел послушник Герасим и подарил каждому книгу на русском языке «Афонские рецепты. Монастырь Кутлумуш».

В предисловии к этой замечательной книге игумен монастыря Кутлумуш архимандрит Христодул рассказывает о трапезе на Афоне:

«Согласно архитектурному плану византийских монастырей трапезная располагается непосредственно напротив главных врат монастырского храма. Это имеет как практическое, так и символическое значение. По окончании Божественной Литургии все братство, игумен и паломники, образуя процессию, с пением псалмов и выносом свечей направляются в трапезную. Этот образ являет собой продолжение Божественной Литургии – духовной трапезы – в трапезе материальной. Продолжение причащениия Хлеба Жизни – Христа – в причащении благ, которые подает Христос для укрепления душ и телес. Таким образом, и вещественная трапеза становится Божественной Евхаристией.

Сладок Христос, Которому мы причащаемся на Божественной Литургии. И это не только духовное чувство, воспринимающее таинство живого присутствия и действия Бога. И телесные чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – соучаствуют в познании Бога, потому что человек – это тело, душа и дух. И, таким образом, вся наша жизнь становится богообщением и Евхаристией, особенно же процесс, посредством которого сохраняется дар жизни.

Подобно тому, как Христос из любви предлагает нам Свои блага, так и монах из любви печется о том, чтобы как можно лучше приготовить те блага, которыми он пользуется, и разделить их со своими братьями. Готовя пищу старательно и с изобретательностью, он служит братьям Христа и предоставляет им еще один повод к общению и благодарению. Трапеза – это общение с братьями, участие в общих благах. Пища не должна быть частным делом, но поводом к общению и любви – важным и существенным выражением жизни киновии. Как говорит святитель Василий Великий о монашеском общежитии: "Все же обще: и души, и расположения, и телесные силы, и то, что нужно к питанию тела и на служение ему, один общий Бог, общее спасение, общие труды. Многие составляют одного и один не единственен, но во многих". И, таким образом, приготовление трапезы и участие в ней – это еще один повод и, в то же время, выражение этого единства, проистекающего из любви».

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что послушание повара – одно из самых трудных, потому что повар ради приготовления пищи чаще, чем остальные, вынужден пропускать богослужения, а также работать в те часы, когда вся братия отдыхает.

Рассказывают, что один монах долгое время нес послушание на кухне и при этом имел дар слез и умиления. Однажды другой монах спросил его: «Как тебе удается, брат, держать свой ум непрестанно с Богом, имея утомительное послушание, которое столь рассеивает внимание и изнуряет тело?» Повар-монах со слезами ответил ему: «Поверь, брат, я думаю, что готовлю не людям, а Ангелам, потому что Ангелами считаю моих братьев!»

Здесь, на Святой Горе, монахи не живут, чтобы есть, но и не относятся к пище презрительно: «Едим, чтобы жить». К пище здесь относятся с радостью и благодарностью: «Вкушаем, чтобы жить, радоваться жизни и благодарить Бога!»

Надо сказать, что пищей монахи обеспечивают себя и паломников сами: земля дает овощи и фрукты, море – в изобилии рыбу и другие «морепродукты». Когда-то, во тьме веков, еще задолго до того, когда над Вифлеемом загорелась звезда Спасителя мира, пробовали на Афоне селиться и строить жилища себе беспечные и веселые дети Эллады, почитавшие Аполлона и других богов и не желавшие думать ни о чем, как только о наслаждении этой жизнью. Но повеяло над Афоном ветром Воскресения, занялась заря новой жизни, и сами собой, добровольно ушли с Афона эти дети Эллады, признав афонскую землю непригодной для благоденствия. Им на смену пришли новые люди, совсем не похожие на предшественников, – христиане-аскеты, начавшие здесь новую, настоящую жизнь, думавшие только об уединении, об обретении прямого пути в Царство Бога Истинного и отвергшие всякие наслаждения тела. И случилось чудо: непригодная для увеселений земля, бесплодная горная пустыня молитвами и трудами отшельников процвела садами, почва стала благодатной плантацией, давшей в изобилии питание трудившимся на ней монахам-пустынникам…

 Следующая цель нашего паломничества – молдавская келья апостола Иоанна Богослова.

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии