Блоги

История Эльвиры Бракк

Еще учась в девятом классе Успенской средней школы, я стала петь во взрослом хоровом коллективе, которым руководил Николай Прядко (через несколько лет мы с ним встретились в Павлодарском хоре, но он меня почему-то не узнал, наверное, повзрослела).

По окончании школы приехала в Павлодар и устроилась работать на Тракторный завод в сваро-сборочный цех. Работала вместе с Татьяной Мех (Хмельковой), которая в то время пела в народном хоре и не просто пела, а была солисткой. Как-то я спросила у нее, в какие дни проходят репетиции. Пришла сама, Александр Иванович сидел в маленьком кабинете, я зашла и с порога нагло так говорю: "Хочу у вас петь!" Он спросил: "Раньше где-нибудь пела?" Я ответила: "Да, в Успенке, у Николая Прядко". Он спокойно так говорит: "Иди и пой"...

Никакого прослушивания не было, видно, он доверял Николаю Прядко, раз сразу разрешил петь в его прославленном коллективе. Это было в 1977-м году, как раз в том году хор отмечал свое 20-летие. Пропела в хоре 5 лет. За этот период времени была в таких городах как, Харьков, Алма-Ата, Красноярск, Усть-Каменогорск и Минск.

После поездки в Минск я вышла замуж и больше в хор не ходила, но воспоминания о том времени остались самые теплые. Каким человеком был Александр Иванович, можете судить сами. Приведу только один пример: не получается у нас песня, не звучит. Вроде, всё правильно, все точно пропевают свои партии, но мы видим, что Александр Иванович не удовлетворен исполнением. Он встает, ставит аккордеон на стол, подходит к окну и слушает, отвернувшись от нас. Поворачивается и несколько секунд смотрит на нас внимательно. Мы тоже все молчим. После этого он делает несколько замечаний и... песня зазвучала. Никакого недовольства, никаких упреков. Вот таким человеком мне запомнился Александр Иванович Шиллер.

В 1999-м году мы переехали на постоянное жительство в Германию. Пока устраивались, было не до песен, но вот уже шесть лет я пою в русском хоре. Поём всё: и народные песни, и классику, и шлягеры нашей молодости. Правда, с костюмами сложновато, приходится шить самим. Находим в Интернете переводы русских песен на немецкий язык и поём везде и всегда, потому что мы, бывшие участники хора г.Павлодара, иначе не можем.

Русская песня жила, живет и будет жить вечно.
(Эльвира Бракк, Нойштадт-ам-Рюбенберге, Германия)

P.S. Благодарность Валентине Сотниковой за героическо-титанические усилия:D

Эльвира Бракк (...

Путешествие в поезде "Дружба"

Одной из наших многочисленных поездок по огромной стране была поездка в Украину с поездом "Дружба" во время "Дней культуры Казахстана на Украине", проходивших с 6 по 9 сентября 1988 года. Концерты и дружеские встречи проходили в городах Киев, Днепропетровск, Львов, Черкассы. С этой поездкой связаны самые интересные и добрые воспоминания. Сам по себе проект, поезд "Дружба", был замечательной задумкой. Он объединил творческие коллективы самых разных национальностей, познакомил огромное количество людей с танцевальной, песенной и фольклорной культурой разных народов. В составе поезда "Дружба", помимо нас (народного хора русской песни Дворца культуры объединения "Павлодарский тракторный завод им. В.И.Ленина" под руководством Л.Г.Егоровой), входили уйгурский ансамбль, ансамбль танца крымских татар, казахский фольклорный ансамбль, курдский фольклорный ансамбль, немецкий фольклорный ансамбль, греческий ансамбль и многие другие.

Обмениваясь опытом

Валентина Беличева

В 1970-80 годах массовое самодеятельное искусство приобрело широкий размах и стало являться неотъемлемой частью культурной жизни огромной страны. Художественная самодеятельность Казахстана развивалась на прочной основе дружбы народов. Особое развитие получили народные хоры. В республике было создано более 6 тысяч самодеятельных хоров.

По общему признанию, одним из лучших хоров Казахстана являлся хор Павлодарского тракторного (машиностроительного) завода.

В 1970-80 годах в наш Павлодар приглашались государственные народные хоры или павлодарской филармонией, или же городским отделом культуры.

Так как я в хоре пела с мая 1970 года, а где-то в 1971-1972 году приехал с концертом Государственный Омский народный хор под руководством Георгия Николаевича Пантюкова, выдающегося музыканта и педагога, то наше присутствие на концерте было обязательным. Александр Иванович Шиллер всегда говорил, чтобы мы вбирали в себя всё хорошее, что нам нравится, смотреть, как ведут себя артисты на сцене, то есть культура поведения на сцене, манера исполнения, выражение мимикой содержания исполняемого произведения и т.д.

Концерт проходил в Доме культуры металлургов (ныне - Областной казахский музыкально-драматический театр имени Аймаутова). Наш коллектив стоял в фойе Дома культуры недалеко от доски, где были фотографии лучших участников художественной самодеятельности г. Павлодара, в том числе моя (я тогда работала в ГПТУ).

К Александру Ивановичу подходит Леонид Иванович Шароха, заслуженный артист РСФСР, такой невысокий, плотный мужчина, здоровается с ним за ручку, окидывает нас всех стоящих взглядом, переносит взгляд на доску с фотографиями, затем переводит взгляд на меня (я недалеко стояла от них) и громко говорит: "Александр Иванович, отдай мне ее!" и, показывая на меня, продолжает: "Она подходит нашему хору. Это ведь она на фотографии?" Александр Иванович улыбается, а я, услышав такое и испугавшись, панически пролепетала, что это не я, а моя сестра, и говорю Александру Ивановичу, чтобы он подтвердил, что это не я. А Шароха говорит на это: "А я прямо сейчас её и заберу!" Я - убегать, он за мной, где-то пробежали два круга, я, конечно, в ужасе, а Александр Иванович продолжает улыбаться. В это время дали спасительный звонок-приглашение в зал. Леонид Иванович Шароха, обреченно махнув рукой и сказав: "Ну, ладно", побежал к своим артистам.

Я недавно узнала, что Леонид Иванович скончался 7 января 1999 года :( Царство ему небесное.

С этого концерта в нашем репертуаре появились такие произведения, как "Омская полечка" (музыка Ю.Щекотова, слова В. Жукова) - исполняли вместе с хором и танцевальной группой, "От Сибирских просторных колхозных полей" - пел хор, "Сяду в синее корыто" (музыка Е.Кузнецова, слова В.Бокова и Г.Гальперина) - солировал Михаил Кадиров (умер в 2012 году), "Уж вы, ветры-ветерочки" - хоровод, "Рассыпала маланья бобы" (старинная народная песня в обработке Е.Калугиной) - исполняла Зинаида Старикова (скончалась в 2000 году), "Погас закат над Иртышом" (музыка В.Иванова, слова Я.Журавлева), "Зеленый горошек" (музыка В.Лавриненко, слова Л.Кондырева) - солисты Виктор Размолодин (умер в 2000 году) и Михаил Чириков (скончался в 1979 году) и многие другие произведения.

В 1973-м году наш коллектив выехал с визитом в город Омск, где мы выступали перед рабочими и служащими Сибзавода. Фото прилагается:



В 1974-м году в Павлодар приезжает Государственный Сибирский народный хор. Концерт проходит в Доме культуры железнодорожников (ныне - "Шанырак"). Наше присутствие - обязательно. Александр Иванович поручает мне выступить после концерта с ответным от хора словом. Я всячески отказывалась, говоря, что есть участники хора, которые лучше меня могут сказать, что я не смогу, потому что сильно волнуюсь и боюсь. На что Александр Иванович сказал: "Валя! Сможешь!" Концерт, конечно же, прошел на ура.

Не помню, как я вышла с букетом цветов на сцену после концерта, что говорила - тоже не помню, меня било, колотило, я вся тряслась, смутно слышала аплодисменты, растерявшись, не знаю, кому отдать цветы. Артисты мне показывают - ведущей. А я ее не вижу, потому что все в одинаковых костюмах, пока она не вышла вперед, и наконец-то, я ей вручила букет.

Уходя со сцены с артистами, я в свой адрес от них слышала такие слова: "Какая маленькая, миленькая, как волновалась, а сказала хорошо!" Увидев участников нашего хора, я спросила, сильно со сцены было видно, как у меня тряслись ноги, что хоть я говорила - от волнения ничего не помню. Меня клятвенно заверили, что не тряслась я, что нормально говорила, а Александр Иванович сказал, что я - молодец, зря боялась.

После, отойдя от всего пережитого, я, конечно, вспомнила, о чем говорила. Благодарила артистов за высочайшее мастерство исполнения произведений, манеру и культуру поведения на сцене, что нам есть чему поучиться у них, назвав нас, присутствовавших на концерте, то есть народный хор тракторного завода.

После просмотра концерта Государственного академического русского народного Сибирского хора в нашей программе появились такие произведения: "Выйду на улицу" - солировала Анна Киршина, "Шумел камыш" (обработка А.И.Шиллера) - солисты Валентина Сотникова и Валентина Беличева, "Махонька".

В 1978-м году в Павлодар приезжает Государственный Северный хор. Концерт прошел в Городском Дворце Культуры тракторостроителей. Мы уже к тому моменту репетировали в красном уголке ГДК (комната № 51 на третьем этаже). После репетиции мы смотрели концерт на балконе. Государственный академический Северный русский народный хор (г.Архангельск) своей своеобразной программой воспитывали своего слушателя, своего зрителя. В нашем репертуаре появилась песня "Северные припевки".

В 1983-м году в Павлодар приезжает хор им.Пятницкого. Концерт проходит в ГДК тракторостроителей. Перед концертом Александр Иванович организовывает встречу с артистами хора Пятницкого в нашем красном уголке. От хора Пятницкого присутствовали несколько человек с солисткой хора Тамарой Мушта, которые рассказали о своей работе (репетируют 8-10 часов в день), получая за это деньги. Спели несколько произведений. Александр Иванович рассказал, что мы занимаемся в свободное от работы время, что выступаем везде бесплатно и что для нас самое главное - хорошее исполнение, хороший прием зрителями и главная награда - это аплодисменты благодарных зрителей.

Показали несколько произведений (хор и оркестр народных инструментов). Артисты ушли на сцену, а мы в зал - смотреть концерт. В зале присутствовали и участники немецкого ансамбля "Эренгольд" (села имени 30-летия Казахстана), которым также руководил Александр Иванович.

После концерта сфотографировались на память:



В нашем репертуаре появляются следующие произведения: "Вперед, друзья!" (музыка народная, слова А.Вермишева), "Александровский централ", "Ой, туманы мои, растуманы" (музыка В.Захарова, слова М.Исаковского) - солисты З.Старикова и А.Говоруха, "Зелеными просторами" (музыка В.Захарова, слова М.Исаковского) - солисты З.Старикова и М.Кадиров, "Под дугой колокольчик поет", "У нашей Кати", "Ой, со вечора, с полуночи", "Хорошенький, молоденький", "Не шуми, печальная калина" (музыка С.Каца, слова А.Сафронова) - солисты Т.Курмашова и М.Полищук, "Русская красавица" - солисты В.Сотникова и А.Киршина, песня "Хлеб - всему голова", которую мы до сих пор исполняем на наших концертах в обработке А.И.Шиллера и которая любима нашими благодарными зрителями (солистки - Валентина Сотникова, Валентина Беличева, Валентина Гуринович-Медведева).

Хор Шиллера в О...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...
Встреча хора Ши...

История Екатерины Горвард

Здравствуйте, мои милые, хорошие "хорьки"!
Завидую вам белой завистью, что у вас на всё хватает сил и энергии. А я вот не могу никуда выйти, но не падаю духом.

Родилась я в деревне, где все дома пели, была своя самодеятельность. Мама пела и две сестры - старшая и младшая. С младшей мы пели, поливая огород, а вечерком собирались вдовушки и просили нас, девчонок, "сыграть" песни (они не говорили спеть, а "сыграть"), а именно: "Желанную хозяюшку" - это как ее муж и сын вернулись с войны 1914-го года, попросились у нее переночевать, а она им ответила: "Я печку не топила, гостей я не ждала", а они ей сказали, что у них есть свои сухарики с водой, а затем они спросили, почему же живет она одна. "Я мужа проводила, сыночка отдала". Они ей отвечают: "Желанная хозяюшка, узнай хоть одного". "Сыночка я узнала по русым волосам, тебя я, муж, узнала по ласковым словам".

Вот такие песни мы пели. Радио не было, слушали народные песни и пели только по пластинкам, у кого были патефоны.

Я в основном пела все песни Марии Мордасовой. Как заслышим, где играет в деревне гармонь - бежим бегом, напоемся, напляшемся и спать.

В школе у нас тоже была самодеятельность. Однажды на уроке пения мальчишки запели песню, а я встала и сказала, что они неправильно поют, и запела:
"Из-за леса солнце всходит,
Ворошилов едет к нам".

В школе был урок "Военное дело" - там нас учили маршировать, учитель Петр Никифорович кричит: "Колупаева - запевай!" Каждое утро пели гимн СССР, и тут тоже: "Катя - запевай!"

Учитель Елена Владимировна Вадомская услышала, как я пою, и в дальнейшем пела такую песню под аккордеон, на котором играл Аркадий Яковлевич: "По морям, по океанам красный вымпел над волной. Не бывать врагам незваным у берегов земли родной! Солнце льётся, сердце бьётся, и отвагой дышит грудь... Над волнами вместе с нами птица-песня держит путь". И в конце припева шел подголосок "Э-э-э-эо-эей", который тянула я. С Аркадием Яковлевичем мы не виделись 40 лет, встретились случайно, когда я приехала в деревню, разговорились, он меня спросил, что не та ли это девчонка, которая тянула подголосок.

Потом нас с двоюродной сестрой услышала, как мы поем, учительница Екатерина Ефимовна, которая сказала, что все сестры в деревне Коваленко поют, почему не петь сестрам Колупаевым, например, такую песню: "Рос на опушке рощи клен, в одну березку был влюблен" - и мы спели.

В 1956-м году в Павлодаре я вышла замуж, а в 1957-м году я услышала о Павлодарском хоре. Просилась у мужа ходить в хор, но он не пускал. Разошлась с мужем.

Мне очень нравилась песня "Бежит река, в тумане тает". Я ходила целую неделю в магазин, в котором часто крутили эту песню, и таким образом я ее выучила. Когда моей доченьке исполнилось 4 года, она была на улице и услышала эту песню - прибежала ко мне и кричит: "Мама, там поют, вполне хватает". Я подумала, что ребенка кто-то напугал, а она с таким сообщением. Я очень любила лирические красивые мелодии:
"Бежит река, в тумане тает,
Бежит она, меня дразня.
Ах, кавалеров мне вполне хватает,
Но нет любви хорошей у меня."

В 1963-м году я пришла в Красный уголок хора, что находился тогда на улице Куйбышева (ныне - Торайгырова), и ходила целую неделю - Александра Ивановича не было. Наконец, когда он появился - говорит мне, что уже набрали участников хора. Недалеко от нас стояли ребята, которые сказали Александру Ивановичу, что эта женщина уже целую неделю упорно и настойчиво ходит в наш Красный уголок. Тогда Шиллер сказал, что он меня прослушает. Мы прошли в кабинет, и я спела "18 лет", "На побывку едет молодой моряк", "За околицей солнце клонится". Александр Иванович сказал мне, чтобы я пришла на репетицию на следующий день - он посадил меня в первые голоса сопрано.

Я с удовольствием ходила на репетиции, мне так нравилось, жила песнями, воспитывая детей, проходила в хор более 10 лет. Где мы только ни побывали с концертами: в 1977-м году на фестивале народной песни в Саратове, в 1979-м году в Минске на тракторном заводе, Хатыне, где во время войны были заживо сожжены люди, на Украине в Днепропетровске у памятника воинам возлагали цветы, во Львове у могилы советского разведчика Кузнецова, Красноярске, Семпипалатинске, Усть-Каменогорске и других городах Казахстана.

Вспоминается 60-летие Александра Ивановича в мае 1982-го года, которое проходило в мотеле "Автомобилист". Коллектив хора поздравлял юбиляра песнями и плясками. Был гость из Красноярска, имени не помню, который собирал и записывал интересные, на его взгляд, частушки и который попросил, кто может спеть частушки. Я с Зиной Стариковой спела много частушек, которые ему понравились - тут же записали и отдали гостю.

Программа вечера была насыщенной - игры, конкурсы, танцы, ну и, конечно, же застолье. Я попросила кусочек хлеба, ко мне подошел сын Александра Ивановича Володя, подает кусочек хлеба, а сам мне на ушко шепчет: "Вы - самая очаровательная женщина". Я ему ответила: "Спасибо за комплимент", ведь мне в то время уже было 45 - "баба ягодка опять". Конечно, мне было очень приятно услышать такие слова. Все были в приподнятом настроении, довольные от прекрасного вечера.

Сейчас, в настоящее время, когда мне не спится, я вспоминаю все песни, которые мы пели (слова, мелодии), и потихонечку пою, незаметно для себя засыпая.

Всех помню и люблю! Всем доброго здоровья, дальнейших успехов всем и во всём.
С уважением к памяти А.И.Шиллера и всем участникам, бывшая участница хора Екатерина Леонтьевна Горвард

Екатерина Горва...
Екатерина Горва...

История Анны Киршиной

Я, Киршина Анна Антоновна, девичья Дядюра, пришла в народный хор Шиллера в сентябре 1967 года, как только хор вернулся из Москвы. Мне было 17 лет, когда я пришла в хор с подругой. Помню, А.И. Шиллер пригласил нас в свой кабинет и предложил мне спеть без аккомпаниатора песню "Выходил на поля молодой агроном", а потом спела моя подруга Людмила, голос у нее был слабоват, он ей отказал, а меня принял и посадил меня во вторые голоса. Так началась моя творческая жизнь.

Помню, прошло несколько репетиций, и он предложил мне сольный номер "На крылечко, ох, ох, девушка всходила". Хор для меня стал вторым домом, я уже без хора не могла существовать, а на репетиции ходила, как на праздник.



В 1968 году вышла замуж, но хор не бросила, продолжала участвовать. В 1969 г. родился сын, и я некоторое время в хор не ходила. Через полгода Александр Иванович вручил мне путёвку в детский сад, чтобы только я не прекращала участие в народном хоре. В 1973-м году был еще один перерыв, связанный с рождением дочери, и через полгода я опять была обеспечена путевкой в детсад благодаря Шиллеру.

Много было поездок по Советскому Союзу и по Казахстану, везде концерты проходили на ура. Много было сольных номеров "Выйду на улицу", "Пойду молода погуляю", пели с Зинаидой Стариковой частушки "Сплетницы", которые проходили на бис. С Николаем Прядко запевали песню "Коробейники", которая тоже шла на бис. В 1975-м году мне было присвоено звание артистки народного хора.

После ухода из жизни моего любимого руководителя Александра Ивановича Шиллера я решила оставить хор, так как замены ему я не видела и не могла с кем-либо его сравнить. Он был руководитель, композитор от Бога, и замены ему нет. Был перерыв, в хор не ходила, но опять стали созваниваться с хоровиками о том, что наш коллектив опять поёт, и я решила снова ходить и продолжать петь. Так мы поем в народном хоре и прославляем Александра Ивановича.

Анна Киршина (х...
Анна Киршина (...
Анна Киршина и ...
Анна Киршина (х...

История Галии Скаковой

В хор пришла в 1976-м году. Встретилась с человеком и хором, о которых была наслышана давно. Первая встреча была с хором тогда, когда он пригласил на репетицию. Я очень волновалась. Он спокойно послушал, попросил спеть еще одну песню. Он сидел и молчал, не перебивая меня, а потом сказал, что я могу приходить на репетиции хора. Впечатления и чувства о нем, которые были у меня, никакими словами не передашь. Каким он был спокойным, тактичным, старался не обидеть никого.

Итак, я стала участницей хора. В то время старостой хора была Хмелькова Татьяна. По некоторым обстоятельствам, ей пришлось уехать, вместо нее надо было выбрать старосту. На собрании хора я встала и сказала, что хочу быть старостой. И до конца жизни Александра Ивановича была верным ему помощником во всем. На гастролях по городам он был спокоен в том, что я всей душой исполняла то, что он поручал мне. Александр Иванович был известен не только у нас, но и по всей стране, что называлась Советским Союзом. Он мне доверял, как самому себе, я помогала ему во всем.

История Татьяны Поляковой

 

Петь в хоре я начала в студенчестве, учась в Рубцовском музучилище. По приезду в Павлодар, мой сын во дворе познакомился со "старшим другом Стасом" (разница в возрасте - 10 лет). Мама Стаса - Татьяна Хмелькова-Мех была солисткой хора А.Шиллера. Как-то гуляя возле Дворца тракторостроителей с сыновьями, Татьяна завела меня в кабинет к Александру Ивановичу и представила: "Моя младшая сестра, тоже Татьяна" (мы были удивительно с ней похожи, а разница в возрасте тоже 10 лет). Александр Иванович сидел с аккордеоном на руках. Он что-то заиграл, мы запели. Я стала ходить на репетиции, и так вот потекла моя жизнь с хором и песней. Здесь я приобрела много близких по духу и по жизни людей. В хоре же я познакомилась и подружилась со своей близкой подругой Марией Полищук, без которой не представляю свою жизнь.
Так пришла в хор русской песни Татьяна Димитрова-Полякова.

Мария Полищук:
О своей подруге Татьяне Поляковой мне хочется говорить стихами, мне хочется одарить ее песней, мне хочется нарисовать ее такой, какой знаю я. Сколько вместе с нею спето песен, изъезжено дорог, сколько пережито тревог, сколько испытано прекрасных и радостных мгновений жизни! Наша дружба лишена скуки, каждая встреча сулит какие-то новые грани, новые интересы, как у всех творческих людей.

За прекрасный голос, за то, что она всегда оставалась сама собой, ее любил и уважал Александр Иванович Шиллер, и не только он, ее знает и ценит множество людей, ведь природа наделила эту женщину и добротой, и щедростью, и бесконечной отзывчивостью. Редко кто способен так сопереживать в разных жизненных ситуациях, и ее поддержка имеет огромную ценность.

Артистическая натура, песенная душа - Татьяна поёт всю жизнь, радуя людские сердца. И еще она - душа любой компании, в ее сердце нет места пессимизму. Для меня Татьяна не только подруга, но и как сестра, с которой можно делиться самым дорогим. Наверное, кем-то свыше и тоже за что-то хорошее мы награждаемся такими людьми, как моя подруга. И я очень рада, что в моей жизни большое место занимает наша настоящая женская дружба!

История Надежды Рогальски

Я пришла в хор буквально после концерта, посвящённого 30-летию хора, в один день вместе с Любовью Щирук и пропела в коллективе практически без перерыва 10 лет, вплоть до выезда на постоянное жительство в Германию (декабрь 1996 год). Руководством ДК и коллективом хора на проводах мне был подарен комплект нового концертного костюма, в котором я выступаю и здесь в городе Вупперталь и не только. Этот подарок мне очень дорог и ценен! Здесь в Германии я в первый год нашла хор (без этого, как рыба на берегу), хоть это был чисто немецкий коллектив, но душу отводило. А костюм свой я первые годы без слёз просто не могла не то, чтобы одеть - взять в руки было очень тяжело. Держу связь и встречаюсь до сих пор со своими "хорьками" по мере возможности приезда в Павлодар.

История Галины Фоминых

Стояла весна 1974 года. Я стояла на остановке "Асхана" и ждала автобус. Слышу: играет музыка и поет хор. Затем в окно выглянул кто-то из участниц хора в кокошнике и в концертном сарафане. И мне так захотелось быть в таком костюме и петь в этом коллективе...

Я училась в то время в Рубцовском машиностроительном техникуме, и вот к нам на урок заходит худощавый мужчина с аккордеоном и говорит, что он - руководитель народного хора, зовут его Шиллер Александр Иванович и что он набирает молодых людей в народный хор и будет проверять у нас голоса. Он вызывал по 4 человека к доске, играл песню "На побывку едет молодой моряк" и слушал наши голоса. Из одной такой четверки он выбрал меня и еще несколько человек с нашей группы. Всего из нашего техникума набралось человек 15-20. Шиллер назначил нам день, время и место, куда нужно было прийти. Мы все пришли в красный уголок в назначенный день, где с нами провел первую репетицию Александр Иванович, а в следующую репетицию пришел хормейстер Томилин Александр Николаевич. Наша группа называлась "Юность", мы пели молодежные песни и песни из репертура народного хора.

А в 1975-м году нас ввели в состав народного хора. Хор тогда готовился к концерту, и Шиллер дал распоряжение костюмерше подобрать для нас костюмы. И я впервые вышла на сцену, сильно волновалась, и у меня начался кашель прямо на сцене, еле справилась с кашлем, но отпела до конца. А после выступления участники хора спели для нас молодых "Чарочку". Потом были концерты на полевых станах, ездили по деревням, побывали в России, на Украине, в Белоруссии, объездили весь Казахстан с концертами. Было очень здорово в поездках, всегда присутствовали смех и шутки, весело проводили праздничные вечера и капустнике в нашем прославленном красном уголке.

Если бы ко мне вновь вернулась моя юность, я без колебания снова пришла бы в народный хор, к Шиллеру Александру Ивановичу.

Галина Васильева-Фоминых

Эпиграммы женщинам к 8 марта

Эпиграммы женщинам ко дню 8 марта 2013 г.
(Мария Полищук)

1. Кузиной Татьяне Ивановне

Она всегда у нас в фаворе,
Ей равных нет не только в споре,
Любого вмиг заговорит
И все проблемы в корень зрит.
Умеет и другою быть -
Захочет - может и отбрить!
Но всё ж приятная напасть
В плен обаянья к ней попасть!

2. Николашиной Ольге Леонидовне

Известна в городе отлично
Она как творческая личность.
Ведь силе женской нет предела,
Где есть души и жизни дело.
Где надо вовсе не порхать,
А за троих уметь пахать!
Но ей хотим мы пожелать
Всё ж иногда и отдыхать!

Частушки к Масленице

Пока полным ходом идет подготовка к Масленице, Мария Полищук из хора Шиллера делится частушками собственного сочинения.

Частушки к Масленице
(Слова М.Полищук)

1. Наша маслена идет,
Собирает весь народ.
Рады мы ее встречать,
Звонкой песней величать!

2. Добра масленая,
Ты проказливая,
Веселуха, объедуха,
Принарядливая!

3. Все в нее мы влюблены
За горячие блины,
За сметану и творог,
И за праздничный пирог!

История Николая Пирогова

Наша семья очень певучая, и русские народные песни я услышал очень рано. Когда подрос, то сам принимал участие в этих песнях. Как многих детей, и меня ставили на табуретку и просили петь. В нашей семье было много родственников, они тоже певчие и на всех гуляниях всегда пели на три голоса под аккомпанемент баяна, бубна, трещоток, ложек и всевозможной столовой утвари. Когда пошел в школу, меня записали в школьный хор, я там пел также в общей группе. Школу закончил в 1977-м году.

Но о хоре Шиллера я знал уже давно, потому что моя старшая сестра Люда уже ходила на репетиции хора примерно 2-3 года, за ней пошла в хор и средняя сестра Таня, которая пела во вторых голосах. Люда пела в первых и очень много песен солировала.

С 23 февраля от хора Шиллера!

Поздравление мужчинам от женской группы хора Шиллера
(23 февраля 2013, Мария Полищук)

Ребята наши дорогие,
Мы поздравляем нынче вас!
Вы все брутальные такие,
Что просто дёргается глаз!

За время, что шагаем рядом,
Вас научились понимать
Не только словом, но и взглядом,
Мы - как рентген, ни дать, ни взять!

У каждого свои примочки,
Свой и характер, и настрой.
И хоть бывают заморочки,
Мы всё же вместе рвемся в бой!

Нам так назначено судьбою,
Так будем вместе до конца!
Мы - героини, вы - герои,
Мы - дети нашего творца! (Александра Ивановича)

На целый век - здоровья, силы,
Мы это в творчестве куём,
Чтобы вам средь нас комфортно было,
Ведь мы живем, пока поем!

Чтоб порох был в пороховницах,
Чтоб холостыми не стрелять!
Живых улыбок вам на лицах
И много лет вот так держать!

История Галины Шредер

О хоре Шиллера я слышала давно, еще в конце шестидесятых годов. Но никаких мыслей в связи с этим не возникало, ну, поют люди и хорошо, они ведь артисты. А когда впервые попала на их концерт, да еще узнала, что никакие они не профессионалы, а обычные рабочие люди, я заинтересовалась.

И надо же такому случиться - моя семья получила квартиру в одном доме с участницей этого хора, Анной Киршиной, которая к тому времени в хор ходила около 10 лет (Анна в хоре с 1967 года). Мы подружились, и она пригласила меня на одну из репетиций. Я согласилась.

История Татьяны Курмашовой

Наверное, никто не сможет сказать, когда Человек понял, что пение заряжает позитивной энергией, очищает душу. Человек поет, когда любит и любим, когда на душе боль или радость... Одним словом - это замечательно! Песня - это ключ к душе! Когда стоишь на сцене, то действительно ощущаешь, как живые токи циркулируют между залом и сценой.

Я сколько себя помню, пела всегда. Моя сцена претерпевала изменения, эволюционировала вместе со мной, начиная (как у многих) со стульчика.

В шиллеровский хор я попала случайно и, скорее, вопреки. Вчерашняя школьница, "суперсовременная", певшая в ВИА (ну никак невозможно было представить такой поворот событий в моей жизни). Конечно, я слышала хоровое пение, так как посещала школьный хор, и когда мои многочисленные родственники под рюмочку, а то и под стакан (сидя за столом), распевали что есть силы разные песни. Ну, и апогеем этого творчества был "Шумел камыш!" Естественно, ни то, ни другое мне не нравилось.

История Лилии Шваб

В 1976 году я поступила в училище. На предпоследнем курсе к нам в группу вошел учитель и пригласил всех в актовый зал на встречу с местным композитором. В зале мы увидели двух мужчин, как оказалось, это были Александр Иванович Шиллер и Борис Распопин. Нас попросили всех вместе спеть песню "Катюша". Потом мы пели маленькими группками. Таким образом выбрали состав хора для училища. А Распопин отобрал девочек и мальчиков для танцевальной группы. В этом хоре я пела один год, а когда закончила училище, Александр Иванович пригласил меня в свой хор. Я долго не могла решиться, боялась, что у меня не получится, но он меня убедил. Он умел убеждать людей.

История Ольги Литау

В 1973 году, когда я ещё занималась художественным чтением и выступала на областном конкурсе (где заняла первое место), ко мне подошла женщина и спросила, не хотела бы я пойти в Народный хор Павлодарского тракторного завода, где подыскивают новую ведущую? Как оказалось, Мария (так звали ту женщину) работала в ДК железнодорожников и играла в оркестровой группе хора под управлением В.Ширинкина.

К моему счастью, я тогда не знала, что хор, оркестровая и танцевальная группы - это такая громадина, все вместе - около 100 человек, иначе бы сразу отказалась. Ведь это такая большая ответственность - представлять этот знаменитый коллектив на концертах во многих городах, выходя на сцену к зрителю первой, когда ещё закрыт занавес и зритель не видел хор. По сути дела, быть визитной карточкой не только прославленного хора, но и Павлодара и всей области.

История Любови Щирук

О хоре Шиллера я слышала до своего прихода в хор, так как со мной работала на тракторном заводе одна из участниц, Кошелева Антонина (ныне здравствующая и выступающая в хоре ветеранов Шиллера).

Посетив концерт хора Шиллера (тогда имени еще не было присвоено) в честь его 30-летия, я была поражена и очарована их выступлением. И это стало решающим моментом для моего вступления в хор.

История Нины Пенчуковской

Летом 1975 года я отдыхала по профсоюзной путёвке в Одессе. Жили мы в частном секторе, и так получилось, что меня поселили в одном доме с семьёй Шиллера А.И. - с его женой Зинаидой Васильевной и 5-и летней дочерью Эльвирой. В этом же доме жили его сестра и зять, которые приехали из Риги. У нас была весёлая и дружная компания. Днём мы все вместе ходили на море, купались, загорали, ездили на экскурсии, а вечерами собирались во дворе за большим, сколоченным из досок, столом. Александр Иванович брал в руки баян (взяли у соседей), играл, вспоминал свою юность, которая прошла в Одессе, рассказывал интересные истории из жизни хора, пели песни. Так я познакомилась с руководителем народного хора Павлодарского тракторного завода, о котором гремела слава по всей республике Казахстан.

История Елены Богдановой

Моя мама хорошо пела, знала все песни советских композиторов из всех кинофильмов. Она часто пела на кухне, когда мыла посуду или готовила обед, поэтому я выучила все песни.

Когда мне было 4-7 лет, я пела перед гостями. Запомнилась одна песня из моего репертуара: "косы черны, брови черны, губки, щечки - как гранат", - пела я и танцевала узбекский танец (я родилась в Узбекистане, в городе Наманган. В Павлодаре живу с 1957 года).
Потом танцевала и пела в детском саду, в пионерском лагере, на школьных вечерах и смотрах художественной самодеятельности.