Материалы

Владимир Шиллер об отце

Последний концерт

Незавидной была доля сотрудников КГБ, охранявших здание посольства ФРГ в Москве. Тянуть здесь лямку службы было чистым наказанием. Трудный участок: даже в лютые морозы здесь следовало держать ухо востро, а все подходы к германскому представительству - в поле зрения. Бдительно и круглосуточно. Многое видели здесь чекисты, многое пережили. Многое... Но всё это были мелочи по сравнению с тем, что произошло здесь в один из августовских дней 1985 года, накануне Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Такое не могло присниться даже в страшном сне...

Загадочные артисты

Среди бела дня, у всех на виду, к посольству ФРГ подъехал помятый автобус советского образца, из которого вышли несколько десятков молодых мужчин и женщин в немецких национальных костюмах и сразу же запели немецкую народную песню "Птичья свадьба".

Через некоторое время возле посольства появилась группа подтянутых мужчин в штатском, по всей вероятности, подкрепление охране посольства, которая, ошарашенная внезапным появлением "артистов" и "доложив обстановку начальству", растерянно наблюдала за происходящим. Блюстители порядка и морали, между тем, несколько оправились:

- Что здесь происходит? Кто разрешил? - раздались властные окрики-вопросы.
А перед зданием посольства одна песня сменяла другую. На переднем плане появились танцоры, как и певцы, в национальных костюмах, лихо отплясывая под зажигательное пение хора и аккомпанемент оркестра.

Сотрудники посольства тоже не могли ничего понять и пребывали в растерянности:

- Быть может, это дружеский жест Советов в связи с Всемирным фестивалем? - рассуждали дипломаты. - Но если это так, то "незванные артисты" - гости. А гостей следовало, прежде всего, угостить шампанским.

И вот из здания посольства беззвучно выкатилась тележка с холодным шампанским, бокалами и бутербродами... "Гости" же, на ходу подкрепляясь, исполнили одну песню за другой. Без перерыва.

Сотрудники КГБ всё ещё пребывали в некоторой нерешительности. Даже когда стало ясно, что возмутителями спокойствия являются всего-навсего немцы из Казахстана. Но как бы там ни было, прежде всего следовало заставить этих названных "артистов" замолчать:

- Немедленно прекратить! Молчать! Кто здесь старший?

Вскоре выявили "старшего". Им оказался Заслуженный работник культуры Казахстана, известный композитор и хормейстер Эммануил (Александр) Иванович Шиллер, художественный руководитель и хормейстер немецкого Народного ансамбля песни и танца "Эренгольд" (Золото колосьев) из знаменитого колхоза "30 лет Казахстана", что в Павлодарской области.

Одиссея Эммануила (Александра) Шиллера

Эммануил (Александр) Шиллер родился в 1922 году 28 Мая в Одесской области. Во время войны он, как и многие его земляки, попал в Германию, а по окончанию войны был репатриирован как бывший гражданин СССР. То есть, для начала заключён в один из лагерей ГУЛАГа. Он пережил все ужасы сталинских репрессий: ссылку, спецпоселение, комендантский надзор... Его единственной опорой в те страшные годы была любовь к музыке, с которой он никогда не расставался.

Будучи под комендатурой, в качестве постоянного места жительства, отцу определили сибирское село Колывань, что в ста километрах от Новосибирска вниз по Оби. От незабвенной Одессы жизнь отличалась разительно. Спасибо и за то, что не в лагере. В селе Колывань родился я и моя сестра Лилия. Кстати, мои родители познакомились в Русском хоре, который создал отец.

Вскоре Колыванский хор получает почётное звание "Народный" и становится популярным в Сибири. Хор неизменно занимает призовые места на различных конкурсах, и отец становится известным композитором России. Так его песня на стихи М.Исаковского "Привет Москве" входила долгие годы в репертуар Государственного Сибирского хора под руководством В.С. Левашова - известного советского композитора. А хормейстером в Сибирском хоре был Виктор Гаврилович Захарченко, впоследствии создатель и бессменный руководитель Государственного Академического Кубанского Казачьего хора. Отца связывала с ними обоими крепкая многолетняя дружба. В 1956 году через "Красный крест" отец находит своего родного дядю в Павлодаре. Семья дяди проживала до войны в Тбилиси. В 1957 году наша семья переезжает в Павлодар. Тяжело было расставаться отцу с участниками колыванского хора и коллегами. До конца жизни отец поддерживал дружеские контакты с сибиряками, среди которых был Иван Матвеевич Гуляев - Народный артист России, главный дирижёр оркестра Новосибирского радио.

Волею судьбы наш дядя Э.Шмайхель работал главным механиком на Павлодарском механическом заводе "Октябрь". Таким образом с помощью местного руководства отец создаёт при заводе хор Русской песни.

Я помню те первые годы в Павлодаре! Первое выступление хора 7 ноября 1957 года, первых участников: Николая Галушку, Владимира Кошелева, Владилена Шпакова. А так как мы жили всей семьёй на территории завода, для меня и моей сестры все участники хора были тоже членами нашей семьи. Отец умел очень быстро находить контакты с людьми, это важное качество и мне помогает в сегодняшней работе... Первые республиканские конкурсы, первые успехи. Отец с первых дней привносит свой индивидуальный стиль в необычайно мягкое, не вульгарное звучание хора. Находясь в тесном контакте с Павлодарскими поэтами В.Бороздиным, С.Музалевским, А.Осьмушкиным, В.Семерьяновым и другими единомышленниками, создаёт неповторимый Павлодарский колорит в репертуаре коллектива. При хоре создаётся танцевальный коллектив, первым руководителем которого становится Ирина Злобина. Анатолий Лобанов, который начинал танцором в коллективе, позже станет известным Павлодарским хореографом. Позже при хоре был создан оркестр народных инструментов, первым руководителем которого был Михаил Климов.

Благодаря очень стремительному признанию хора в Павлодарской области и в республике, хору, первому в Казахстане, в 1961 году было присвоено почётное звание "Народный". Для меня, как участника прославленного коллектива, навсегда останется в моей душе Декада Казахского искусства в Москве. 1967 год, всемирно известный Большой Театр. Павлодарский Русский народный хор представляет многонациональную культуру Казахстана вместе с выдающимися мастерами Ермеком Серкебаевым, Розой Баглановой, Бибигуль Тулегеновой, Розой Джамановой и др. В том незабываемом концерте я играл в оркестре народных инструментов на бас-баяне, и все последующие выступления на лучших московских сценах навсегда останутся в моей памяти.

1967, Москва, ВДНХ (щелкните по изображению, чтобы увеличить его):

Зимой 1968-го года отца приглашают работать в Алма-Ату, и вся семья переезжает туда и до осени 1970-го года отец руководит хором "Зори Семиречья". Мы возвращаемся в Павлодар, и отец обнаруживает, что ситуация в коллективе изменилась - танцевальная группа во главе с А. Лобановым отделилась и стала самостоятельным коллективом, который назывался "Павлодарочка".

Русский народный хор "Зори Семиречья" (Алма-Ата, ноябрь 1983 года, художественный руководитель Владимир Шиллер):



В Павлодаре судьба свела отца с Яковом Германовичем Герингом, "человеком из легенды", как о нём писали журналисты. Здесь не место говорить об экономических успехах колхоза "30 лет Казахстана, который возглавлял Геринг. Они хорошо известны. Хочу, однако отметить, что наряду с напряжённой трудовой деятельностью, этот удивительный человек не терял интереса к науке, искусству, культуре. Именно по его инициативе в его колхозе, в котором трудились преимущественно российские немцы, был создан немецкий коллектив художественной самодеятельности. В начале 70-х сделать это было далеко не просто. И если бы не авторитет Геринга, то неизвестно, чем бы эта идея закончилась.

Людмила Зыкина, Яков Геринг, Александр Шиллер:



Так, в начале 70-х годов отец становится сначала консультантом, а затем художественным руководителем и хормейстером ансамбля "Эренгольд". Проблем было достаточно: первая - репертуар, вторая - художественная, ведь аналогичных коллективов не было и требовались новые творческие поиски и решения. К счастью, одной из первых откликнулась павлодарская поэтесса Р.Пфлюг, с которой отец создал множество песен, воспевающих родные просторы. В 1992 году мне удалось издать сборник песен из репертуара ансамбля "Эренгольд" в Алма-Ате, и сегодня в Германии звучат песни, созданные в те годы в Павлодаре дорогими моему сердцу единомышленниками.

Немногим больше чем через год после основания, ансамблю "Эренгольд" было присвоено звание "Народный". В то время это был единственный немецкий коллектив в СССР, который носил это почётное звание.



"Незванные" гости

Лето 1985 года, замечательная поездка с Народным хором на родину! Ах, Одесса! По приезду домой - неожиданный сюрприз! Правительственная телеграмма за подписью Первого секретаря ЦК ВЛКСМ Тяжельникова: "Немецкий Народный ансамбль "Эренгольд" приглашается в качестве официального участника Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в городе Москве".

В Северном Казахстане в августе начинается уборка урожая. Решающий период для любого сельскохозяйственного предприятия. Каждый человек в это время был на счету. Но хотя Геринга тогда уже не было в живых, правление колхоза просто заявило: "Искусство иногда важнее, чем хлеб насущный". И самодеятельные артисты отправились в Москву. Но по прилёту в Домодедово их встретил очередной "сюрприз". К их немалому удивлению, выяснилось, что о них никто ничего не знает и знать не желает, поскольку они, якобы, не значились в списках участников Всемирного фестиваля! На деле это означало, что они не могли получить ни мест в гостинице, ни разрешения на пребывание в столице. А об участии в фестивале, естественно, не могло быть и речи. После небольшого совещания в аэропорту константиновские артисты единогласно решили: "едем к посольству Германии!"

Такова вкратце закулисная часть необычного концерта перед западно-германским представительством в Москве. Ансамблю предоставили места в гостинице, лучшие сценические площадки столицы. Все концерты в рамках Всемирного фестиваля прошли с огромным успехом.

Развязка

Уже утром следующего после "концерта" дня перед посольством отец был приглашён в Главное управление КГБ СССР. " Для беседы", как было сказано. Однако "беседа" продолжалась до обеда. Содержание состоявшегося разговора отец никому не передал. Ни тогда, ни позже. Не знаю ничего и я. Вскоре после московской поездки отец умер. Хочется выразить глубокую признательность от всей нашей семьи участникам ансамбля "Эренгольд", которые вместе с отцом стали невольными участниками тех драматических событий.

Я хотел бы упомянуть в своих воспоминаниях нашу с Лилей маму - Дудина-Шиллер Глафира Тимофеевна, которая работала в Колыване, где мы родились, учительницей начальных классов в Колыванской школе.


Выражаю глубокую благодарность и признательность моему другу, известному журналисту, доктору Роберту Корну.
Роберт Корн родился в 1948-ом году в Целиноградской области. В 1986-ом г. защитил в Москве диссертацию по диалектологии немецкого языка. Работал в Педагогическом институте г. Омска. В Германии с 1991 года. В 2008-ом г. издал в Германии книгу - исторический очерк о российских немцах "В России - немцы, в Германии - русские". Роберт Корн хорошо знал Александра Ивановича Шиллера.

Руководители русского народного хора (за все годы существования его) М.Климов, В.Ботов, В.Ширинкин, А.Томилин, Л.Егорова, баянисты В. Лукьянов, К.Креймер, А.Гамбург, В.Евдокименко, В.Коваленко, Г.Ташимов, балетмейстеры Б.Распопин и В. Романовцев - соратники, продолжатели дела моего отца, НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН! Простите, если кого-то забыл!

Профессор Алма-Атинской Государственной Консерватории им. Курмангазы Владимир Шиллер, Исни, Германия