Блоги

Этим летом у Трёх братьев

(6 голосов)

Чтобы побывать в Алтайских горах, не обязательно отправляться в далёкое путешествие в российскую Республику Алтай. Алтайская горная система, кроме республики Алтай, захватывает также территории Казахстана, Монголии и Китая, но, конечно, в меньшей степени. Ивановский хребет Горного Алтая проходит по Восточно-Казахстанской области, тянется  с востока на запад около 100 км. В этих горах также есть снежные вершины, несколько живописных озёр, богатое разнотравье. Высшая точка хребта — гора Вышеивановский белок, она же пик Ворошилова, высота  2775 м. У западного подножья Ивановского хребта расположен город Риддер (бывший Лениногорск, сейчас осталась станция  с этим названием).  Риддер – неболь-шой старинный городок с населением около 60 тыс. человек (83% - русские) основан в 1786 году и назван в честь горного инженера Филиппа Филипповича Риддера, открывшего здесь месторождение полиметаллических руд и заложившего рудник, названный Риддерским. В 1941 году ввиду явного немецкого происхождения название города было заменено на идеологическое — Лениногорск. Интересный факт - после Великой Отечественной войны в городе находился 30-тысячный лагерь немецких военнопленных под номером 347, которые работали на рудниках. В 2002 году Указом Президента Казахстана  городу Лениногорску вернули  название  Риддер. Во время дебатов о названии города серьёзно рассматривался вариант о присвоении ему имени Кунаева, работавшего здесь директором рудника.

Риддер - центр добычи и переработки металлов в Казахстане (в основ-ном цинка и свинца, а также драгметаллов). Градообразующее предприятие — ТОО «Казцинк». Имеется  3 рудника, свинцовый и цинковый заводы, обогати- тельная фабрика и ремонтно-механический завод. Энергетика -  Риддерская ТЭЦ и Лениногорский каскад ГЭС. Город вполне провинциальный, в основном 4-5-этажной застройки. Но, главное в Риддере - это то, что ты почти ото всюду видишь горы. Они тут идут фоном и заставкой к самой жизни.

В эти места и направились мы этим июльским летом, чтоб походить с рюкзаком по горам, по долам, осуществить дерзкую мечту – подняться в горах до снега. Казалось бы, ничего здесь сверхъестественного нет, если не учитывать факт, что мы – высоковозрастная группа туристов-дилетантов от 59 до 74  лет. Конечно, мы не с диванов и скамеек у подъездов, с физкультурой – «на ты», прошлым летом сходили 8 пешеходных походов по 10-15 км по павлодарским окрестностям Прииртышья, но это же «степные» нагрузки, не в горы с рюкзаком 15-20 кг, на высоту 2100м!   С нами едут инструктор Татьяна Смола (представитель павлодарского турагенства «Тегерек»), её помощница Инна с двумя детьми, и ещё одна Инна с двумя детьми, всего 13 человек.  Чуть меньше суток на поезде и мы в Риддере.

Наша шестёрка: я (Валентина Шалденкова), Валентина Ермоленко, Светлана Скляр, Женя Соромотина, Равиля Ибрагимова, Татьяна Глухова, все - члены городского клуба ветеранов "Замандас" (Ровесники), в котором есть уже 4 группы здоровья, в этом клубе мы познакомились, сдружились, стали единомышленниками.

Инструктор Татьяна, «спортсменка, комсомолка и просто красавица» обеспечила нам проживание, питание, снаряжение и проводника в походе. Она арендовала для нас 2 домика на базе отдыха ТОО «Казцинк» Синегорье. Кроме нас на территории базы отдыха находились 200 детей, которые жили весёлой, почти пионерлагерной, жизнью где-то в стороне, мы друг-друга не касались, жили автономно. Домик у нас был со всеми удобствами: горячая вода, душ, посуда, холодильник, телевизор, который мы ни разу не включили, нас кормили. Ели часто на улице в беседке, если не слишком жарко. Здесь мы провели семь дней увлекательной, познавательной жизни, три дня из которых – это восхождение к подножию горы Три брата с двумя ночёвками. Первые два дня адаптировались, ходили в радиальные походы до 7 км, собирали лекарственные травы: душицу, зверобой, манжетку, Иван-чай (кипрей) и т.д.  Душица - моя любимая травка, т.к. в Павлодаре, да и в Баянауле (там чабрец) её нет.

С Ивановского хребта в районе Риддера вытекает река Громотуха, длина её 58 км. Она -  приток Ульбы, которая в свою очередь впадает в Иртыш. Нам до Громотухи было идти с базы отдыха километра 1,5. В первый же день, "на карячках" добираясь до воды по округлым валунам, близко познакомились с крутым нравом Громотухи, с ней мы быстро подружились, тем более, трое из нас - моржихи со стажем, у меня за плечами 23 года моржевания, у Жени и Валентины – более десятка лет. Купались 2 раза в день, утром и вечером, в её холодных бодрящих водах.

Река - мелкая, быстрая, каменистая, трудно было найти место, где бы полностью погрузить тело, и мы с Валентиной, присмотрев местечко, раскатали валуны, выгребли со дна все мелкие камни до песка и все последующие дни наслаждались в своей 2-х местной купели. И другим в радость, пока весной в половодье не затянет.

На 3-ий день к нам приехал проводник для восхождения к Трём братьям. Сразу поняли: такого проводника риддеровское турагенство нам предоставило не случайно. Ивану Васильевичу Егорову  76 лет, он – легенда местного туризма, мастер спорта по пешеходному, водному и горному туризму, 150(!) раз поднимался к Трём братьям, воспитал не одно поколение туристов. Не смотря на возраст, Иван Васильевич в горах, как горный архар, устали не знает, всё с шутками-прибаутками, знает много трав, поэтому я, много лет изучая травы, к нему постоянно липла, как жвачка, и надоедала с вопросами.

Иван Васильевич с нами пошёл не один, с ним были ещё его наставницы две Лены и  Аня - очень сильные, выносливые женщины а также сын Сергей - мастер спорта международного класса, тренер, чемпион мира по спортивному ориентированию 2000-го года в Болгарии.

В 3 часа после полудня мы отправились в свой 3-х дневный поход. 30 км к месту подъёма доехали на такси двумя машинами. Весёлые таксисты в первый раз видели таких возрастных туристов, удивлялись нашей смелости, подбадривали и весело напутствовали. И началось…

Прошли 1 км при полной выкладке, небольшой привал – проверка, подгонка снаряжения и снова в путь – тропа к Трём братьям зовёт. Эти 6 часов подъёма долго нам будут помниться: гуськом след в след, по спине и животу течёт, рюкзак так и норовит прижать к земле, напряжение в коленках, на крутых местах сердечко бум-бум-бум. Слышим голос Сергея сверху: «Девчата, 300 м осталось, не робей!», так трёхстами метрами он нас трижды манил наверх – подключал наши резервы. А у меня разбегались глаза: какое изобилие трав! Полянки синих высокорослых дельфиниумов, которые у нас на дачах красуются, а здесь они – в дикой природе. Из-за высоких, похожих на дельфиниум, цветов поспорили с Иваном Васильевичем: я говорю: «Это – аконит джунгарский, король ядов», он – «Борец высокий». Дома в интернете разбиралась, оказа-лось – оба правы, так как  это одно и тоже растение. (В древней Греции аконитом приводили в исполнение смертную казнь: осуждённому добавляли его в пищу, он постепенно чах и умирал, кстати, аконит встречается у нас на дачах, как красивый цветок, и у меня когда-то рос, потом вымерз, им в малых дозах по схеме лечат онкологию, как болиголовом и другими ядовитыми растениями). Встречались ценнейшие лекарственные травы, которые у нас не растут: Марьин корень (пион уклоняющийся), уже отцветший, а семена у него, как зёрна гранат, из них делают поделки, копеечник чайный (белошный корень), в аптеках часто продаётся как «красный корень», маралий корень (левзея софроловидная), большие поляны бадана (чагыр). Из старых прошлогодних коричнево-чёрных листьев бадана, которые пролежали всю зиму под снегом,  готовится знаменитый алтайский чай. Он отлично снимает физическое и моральное переутомление, обладает очень сильными общеукрепляющими свойствами для организма. Ещё на базе отдыха мы заваривали его попробовать – понравилось, поэтому на обратном пути, когда спускались, набрали этих старых листьев, заготовили домой и привезли несколько кустиков посадить на даче. По мере подъёма в горы, менялся вокруг лесной ландшафт. Сначала шёл березняк, затем сосна, перемежаясь с пихтой и лиственницей и, наконец, где-то с 1000 м – почти один кедр и немного пихта.  Уже темнело, когда добрались до лагеря. Дошли!!! Наш лагерь на высоте где-то 2000 м. Шли мы сюда км 15, по времени 6 часов, подъём в три крутые ступени. Но всё позади, мы сделали это!!! И гордимся собой! Хотя, лукавить не стану, это было для нас - испытание.

Сергей помог нам установить палатки, сварили на костре гречневую кашу с тушенкой, напились чая с баданом, засиделись у костра – какое счастье вспомнить туристскую молодость! Когда-то я занималась туризмом и спортивным ориентированием, немало было пройдено дорог и костров с песнями до утра. Оказалось ещё, что Иван Васильевич ходит в городской риддеровский хор, а я уже почти 15 лет - в народный хор им. А.И. Шиллера в ГДК им. Естая, вот уж мы напелись с ним на 2 голоса! И казачьи, и русские народные и, конечно же, туристские, жаль, не было гитары – влажно здесь, сильная роса, жалко инструмент, да и нести её (самой бы дойти). А потом – отбой, кто-то сразу провалился в сон, кого-то от переизбытка эмоций посетила бессонница, мне не спалось.

На следующий день сделали два радиальных выхода: до обеда – в «цирк» Трёх братьев, после обеда – по окрестностям лагеря. Поднялись с Иваном Васильевичем ещё на 100 м, наконец-то вот она перед нами гора с тремя пиками Три брата (высота 2379 метра над уровнем моря). К самому подножью ведёт снежная ложбина, на саму гору могут подняться только альпинисты со специальным снаряжением.

Ступаем, я бы сказала, с волнением на снег, а вокруг – жара, палящее солнце, мы в шортах, конечно, началась азартная фото-сессия, но, почему же снег не тает? Тут нам Иван Васильевич поведал, и я потом ещё начиталась в интернете, что снег в горах особого свойства, называется фирн - это прошлогодний, старый, плотно слежавшийся, зернистый и частично перекристаллизованный, обычно многолетний снег, точнее — промежуточная стадия между снегом и  льдом, большой плотности. Он не тает, только увлажняется на солнце верхний слой. Место, которое полукругом охватывают три горы «братьев» называется «цирк 3-х братьев». На склонах ложбины, ведущей в «цирк» наконец-то, я живьём увидела дикие жарки, ещё их называют огоньки, а правильно  – купальница азиатская – такие яркие оранжевые розочки – чудо природы!

Возле них увидела первый золотой корень (радиола розовая), потом много его находила вокруг лагеря. Скромные кустики с мелкими желтыми цветочками на верхушке, а какие свойства! Настойка корня золотого корня обладает тонизирующим действием, её принимают при снижении работоспособности и при повышенной утомляемости, как женьшень, а "золотой", потому что кожица корня действительно  с золотым отливом, а срез на свету розовеет. Я его применяю, как мне подсказали, более 30 лет для лечения ангины (рецепт староверов). Если прополоскать горло пару раз в начальной стадии настойкой золотого корня (1 ч.л. на ½ стакана воды), ангина проходит. Раньше в аптеках в Павлодаре была, сейчас исчезла, делаю сама. Регулярно алтайские травы и золотой корень продаёт женщина на рынке «Квазар».

После обеда пошли в кедровый лес. Кедр – из рода хвойных вечнозелёных деревьев семейства сосновых. Его несколько видов, в Сибири и Алтайских горах растёт кедр сибирский, достигает высоты до 40 м и 2 м в диаметре. Растет медленно, живет 300-500 лет, некоторые деревья до 800 лет, плодоносит только верхняя часть кроны 1-1,5 м, в лесном массиве «цветет» (в июне) с 40-50 лет, в разреженных — с 13-15 лет. Семена созревают на 2-й год после «цветения», в августе. При полном формировании ядрышков наружная оболочка орешек темнеет, шишки усыхают, уменьшается их смолистость и в августе — сентябре наблюдается массовый опад шишек.

Одно крупное дерево может давать до 1000-1500 шишек. Этот год, наверное, неурожайный, а может место не то, видели немного шишек на верхушках, но «видит око, да зуб неймёт», даже в качестве сувенира ни одной не достали. А сколько разных цветов встретили! Водосбор сибирский (аквилегия), на дачах у нас растёт кустом, а здесь в горах - одиночные растения с крупными цветами. Можно бесконечно любоваться их широко распахнутыми мордашками. Разные фиалки: и жёлтые, и сиреневые, и голубые - все крупноцветковые, алые головки лихниса (горицвет), он у меня на даче растёт, уже давно отцвёл, а здесь в дикой природе на высоте только цветёт, жёлтые, похожие на жёлтую календулу, полянки арники, мощные кусты чемерицы Лобеля и т.д. А вечером - опять песни у костра, разговоры. На другой день намечали спуск после обеда, но Иван Васильевич, глядя на посеревшее к вечеру небо, ещё какие-то признаки, скомандовал спуск в 10 утра, так как, если будет дождь, вниз будем ехать «на 5-ой точке». Что ж, утром свернули лагерь, рюкзаки стали полегче – продукты съели. Как не хотелось вниз! Так мало побыли в горах!  Спустились мы быстрее, за 5 часов, ещё раз протестировали коленки, было по-разному...

В оставшиеся два дня сходили в два радиальных похода, ещё пособирали трав, поели дикой малины, красной смородины, набрали маслят, а вечером их получили в овощном рагу и ездили в риддеровский ботани-ческий сад. Честно сказать, он меня не впечатлил: во всём чувствовалась нехватка средств и обслуживающих людей, но хоть на этом спасибо энтузиастам. Водил нас по ботаническому саду дендролог Андрей Андреевич, остальные специалисты были в экспедициях, поэтому информацию получили только о деревьях

Вечером, накануне отъезда, к нам на базу отдыха Синегорье приехал в гости Иван Васильевич. Мы были рады встрече, да не с пустыми руками. Нашел в своих советских «заначках» значки «Турист СССР» и вручил каждой из нас, а Татьяне и мне ещё значок «Туристский организатор»,  Жене - значок «ГТО», кстати, как поведал нам Иван Васильевич, автор советского значка «ГТО» - алмаатинец Евгений Михайлович Колокольников. Долго говорили, песни попели, засиделись. Дочь Инны, Эвелина, нарисовала картину о нас, как мы идём в поход: впереди Иван Васильевич, потом мы шестеро, замыкает Инна, подписала её, а мы на ней написали свои пожелания и подарили со  словами благодарности и тёплых пожеланий нашему растроганному проводнику. Лена - его ученица,  приехала за ним на машине, и мы ещё долго провожались за калиткой. Возможно, мы ещё когда-нибудь увидимся...

Вот рассказала вам о своей поездке, чтобы вы, друзья, как бы побывали вместе с нами там, в горах, представили себе величие гор, насыщенный кислородом, хвойным запахом воздух, яркую палитру разнотравья, хрустальные брызги Громотухи и тоже куда-нибудь взяли да рванули на живую природу, пока силы есть, от повседневной бытовухи, ну, что там Турция и т.д., только в природе вы получите полный заряд и настоящие эмоции!

А ровно через месяц 17 августа мы поехали очередной раз в Баянаул, покорять самую высокую вершину этих гор Акбет, на которой как-то не случилось мне побывать в молодости, но это уже совсем другая история…