Блоги

Десять лет из жизни Цветаевой. 1

(2 голоса)

Сейчас, в период карантина, наш музей Анастасии Цветаевой, как и все музеи Казахстана, работает он-лайн. Что не исключает наши интеллектуальные встречи, тематические мероприятия и продолжение изучения жизни и творчества А.И. Цветаевой.

Как известно, замечательная русская писательница Анастасия Ивановна Цветаева не дожила трёх недель до своего 99-летия. Родившись в 19 веке (1894 год), она пережила Советскую власть и умерла уже в новой России (1993). Невообразимо много событий, встреч, испытаний даровал ей ушедший 20 век… Вот лишь краткие штрихи:

Со старшей сестрой Мариной в ноябре 1910 года она ездила на похороны Льва Толстого;

В 1912 году была на открытии музея изящных искусств имени Александра III (сейчас ГМИИ им. Пушкина), созданного её отцом Иваном Владимировичем Цветаевым;

В 1927 году гостила на Капри у Максима Горького;

Вместе с сыном Андреем в 1931 смотрела, как взрывают в Москве Храм Христа Спасителя;

Десять лет, «от звонка до звонка», провела в сталинских лагерях на Дальнем востоке (1937-1947), а затем семь лет в ссылке в Сибири;

Её подругами  были Галя Дьяконова, впоследствии жена Сальвадора Дали – Гала, и Мария Кювилье-Кудашева, впоследствии Мария Роллан, жена писателя Ромена Роллана;

В 1992 году, в 98 лет, А.И. Цветаева летала в Амстердам на форум женщин-писательниц…

О каждом из этих эпизодов, и ещё о десятках других, можно писать отдельную повесть. А многие из них описаны самой Анастасией Ивановной в многочисленных книгах и очерках – главной книге её жизни «Воспоминания», книгах «Неисчерпаемое», «Моя Сибирь», «Старость и молодость», очерке «Моя Голландия» и многих других.

Мы решили сделать этим летом обзор лишь десяти лет жизни А.И. Цветаевой («лет» от слова «лето»). Что происходило в её жизни летом 1900-1910-1920-1930-1940-1950-1960-1970-1980-1990 годов? Конечно, это тоже лишь малые штрихи её невероятной жизни, своеобразные вехи, по которым можно составить представление о жизненном пути младшей Цветаевой.

Неоценимую помощь оказывает при изучении биографии Анастасии Цветаевой  книга её литературного секретаря Станислава Артуровича Айдиняна «Хронологический обзор жизни и творчества А.И. Цветаевой» (Москва, АКПРЕСС, 2010).

Каждый эпизод я буду иллюстрировать каким-то экспонатом, фотографией, книгой из фондов нашего музея.

1.      1. Лето в Тарусе

Итак, лето 1900 года. Младшей Асе пять лет (в сентябре исполнится шесть), старшей Марине в октябре будет восемь.

В «Хронологическом обзоре» Ст. Айдиняна сообщается: «С мая по часть сентября Ася и Марина Цветаевы в Тарусе. Поездка «всем домом» в гости к художнику Василию Дмитриевичу Поленову в его усадьбу Борок за Окой, близ села Бёхово. Праздник и иллюминация у Поленовых. Посещения С.Д. Мейн и родственной Цветаевым семьи тарусского врача Ивана Зиновьевича Добротворского».

Это лето сама Анастасия Ивановна подробно описала в «Воспоминаниях» (Часть 1, глава 9). «Полноценнее, счастливее детства, чем наше в Тарусе, я не знаю и не могу вообразить»    утверждала она.

Читая эту главу (как и в целом книгу), поражаешься памяти писательницы, воссоздающей мельчайшие детали, подробности, впечатления, «вкус и запах» времени…

«Летами мы жили в Тарусе, куда ездили всем домом с Курского вокзала до Ивановской станции (Тарусской) и оттуда семнадцать верст по невероятной (обрывами, то глинистой, с глубокими колеями, то песчаной) дороге – до парома (позже – до станции Ока и оттуда пароходом). За Окой на холмах виднелась Таруса. Также рано запомнилось слово «Поленово»,  неотделимое от на закате мерцавшей розовым огоньком поленовской церковки села Бёхова, за Окой. Там жил папин знакомый художник, Василий Дмитриевич Поленов. Нашу поездку к нему помню глуше, чем, вероятно, помнила Марина, которой в то время было лет восемь. Помню волнение от чужой, неведомой нам жизни, дома; волнение от лиц, имен,голосов большой семьи… Из деревянного шкафчика на  повороте лестницы полный, полуседой, добрый Василий Дмитриевич вынимал нам и дарил – каждому по одному – маленькие этюды (они стояли стоймя, как книги). Помню Маришу и Олю Поленовых (наших с Мусей однолеток) и маленькую рыжекудрую красавицу Наташу…»

 Сколько проникновенных строк посвящено Тарусе в «Воспоминаниях»!

«Таруса. Маленький городок на холмах, поросших березами, на левом берегу Оки. Яблочные и ягодные сады. Собор на площади (там же бывает ярмарка) и красная с белым Воскресенская церковь – на крутом холме. Это – на полпути к даче, где мы живем…»  В экспозиции нашего музея представлена картина «Светлое утро» тарусского художника Виктора Иванова, которую подарил  музею Борис Мансурович Мансуров. На картине изображена Воскресенская церковь в Тарусе, о которой пишет А. Цветаева.  В этой церкви спустя шесть лет, в июле 1906 года, отпевали мать Марины и Аси Марию Александровну Мейн, умершую от туберкулёза. По словам Анастасии Ивановны, со смертью матери кончилось её детство…

Представляю подарок Б. Мансурова на девятом Цветаевском костре в Павлодаре.

1.          2. Лето в Германии

Одна из самых известных фотографий Анастасии Ивановны Цветаевой – это снимок, сделанный в Дрездене летом 1910 года:

Из «Хронологического обзора» Ст. Айдиняна:

«1910. Июнь – И.В. Цветаев уезжает в Германию вместе с Анастасией и Мариной; он ездит по делам нового музея, над созданием которого неустанно трудится. Сестры в местечке Вайсер Хирш (Weisser Hirsh) в Лохвице близ Дрездена в семье пастора Бахмана, увлекающегося музыкой. Дружба с сыном пастора Хельмутом. Впечатления от профессиональной немецкой сказочницы, выступавшей на литературно-музыкальном вечере. Знакомство с семьей скульптора Бродауфа.

«А Асю… – умилительный 13 летний Christian торжественно вел под руку как свою невесту»; «А другой – темноволосый и светлоглазый Hellmuth вместве с другими мальчиками (мы с Асей были взрослые, богатые и свободные, а они Shulbuben (школяры. – ред.) которых пастор бил по лицу!) учили курить по ночам и угощали пирожными…» (М. Цветаева. Неизданное. Т. 1, Зап. Кн. 6, с. 358.)

Конец лета – сестры с экскурсией посещают замок Августа Сильного. Трагическая история заключенной в башне графини фон Позен. Дрезден. Саксонская Швейцария, пешие прогулки с отцом по горам. Марине необходимо к началу школьных занятий возвратиться в Москву, Анастасия не оставляет отца. Отъезд в Россию вдвоем с И.В. Цветаевым, по пути посещение Виттенберга, Магдебурга».

Об Иване Владимировиче и его музее издано много статей, книг, альбомов, исследований, часть из них есть и в нашем музее. Одна из первых – книга Ю.М. Каган «И.В. Цветаев. Жизнь. Деятельность. Личность» (Москва, «Наука», 1987). В 2013 году вышла замечательная книга Алексея Смирнова, она хранится в нашем библиотечном фонде с автографом автора музею.

В «Воспоминаниях» А. Цветаевой поездкам лета 1910 года посвящены три главы (7-9) девятой части книги. А вот как говорится об этих событиях в книге Юдифь Матвеевны Каган:

«Летом 1910 года Иван Владимирович взял сына (сын Андрей от первого брака – О.Г.) и младших дочерей с собою в Германию и поселил их под Дрезденом в семье пастора. Потом сын уехал. И снова: «Мы остались одни в незнакомой семье», - пишет А.И. Цветаева. Это делалось для того, чтобы девочки не забывали немецкий язык. Иван Владимирович продолжал свои дела, связанные с музеем, болел, лечился, жил в деревне в Саксонской Швейцарии. К этому времени относятся очень интересные письма к П.И. Бартеневу: «Здесь учишься не только у директоров… но и у сторожей…»

«Судьба дала мне возможность увидеть всё это научно-административное делание воочию; надобно рассказать об этом на нашей родине в поучение поколениям, идущим нам на смену. Музеи считаются здесь могущественными образовательными центрами…». И тут же сообщение о том, что к нему в Берлин приехали дочери: «Одна из них, старшая, воротилась домой (в окрестности Дрездена), имея там урок в одной московской семье… а младшая осталась сопровождать меня в Магдебург, Виттенберг и Дрезден».

Иван Владимирович пишет в этом письме о том, что Анастасия «разорила» его «на открытки с напоминаниями Виттенберга о Лютере».

Ещё из книги Каган: «И везде он был с дочерью, показывал, объяснял: «Ходя из одной комнаты в другую, видишь воочию Германию XV-XVIвеков с её низкими потолками, мало пропускающими свет окнами, всюду дерево, и дерево без обоев и пышности Барокко и Рококо, заполнивших всю Европу, а оттуда через наших бар занесённых и в наши захолустные сельские усадьбы…»

Это общение с отцом, жизнь с Мариной в «норвежском домике», музеи Дрездена, многодневная пешеходная экскурсия по горным дорогам Саксонской Швейцарии – всё останется в памяти Анастасии Цветаевой как лучшие страницы её юности. Через десять лет эта благополучная жизнь будет вспоминаться как сказка…

 

1.        3. Лето в Крыму

Из «Хронологического обзора» Ст. Айдиняна:

«1920. Лето – голод; помощь Е.Н. Калецкой, А.К. и Е.К. Герцык. А.И. Цветаева с сыном Андреем помещена на два месяца в больницу Красного Креста. На пароходе «Румянцев» А.И. Цветаева с сыном возвращается в Феодосию. В Феодосии, распродав оставшиеся вещи, снимает комнату – бывшую кухню. Преподает отстающим ученикам французский и немецкий языки. Ей помогает Н.И. Хрустачёв».

«…За последние полгода в Судаке они с сыном испытали голод, лежали в больнице Красного Креста (это здание в Судаке сохранилось – О.Г.). Их оттуда свели под руки…

…В ответ на расклейку записок о преподавании языков, с первых же дней находит уроки: у начальников, у торговцев. Отношение – как к служанке. Впускают с черного входа, о деньгах приходится напоминать. Зато – счастье купить на свой труд – на базаре – вязочки дров и… печь на подсолнечном масле! оладьи! из серой муки! Быть сытыми!» — это о себе (в третьем лице) и Андрюше пишет А. Цветаева в романе “Amor”.

Марина Цветаева, получив в 1920 году долгожданную весточку от младшей сестры из Крыма, пишет Е.Л. Ланну: «Дорогой Евгений Львович! У меня к вам большая просьба: я получила письмо от Аси – ей ужасно живётся – почти голод — перешлите ей через верные руки тысяч двадцать пять денег, деньги у меня сейчас есть, но никого нету, кто бы поехал в Крым, а почтой – нельзя. Верну с первой оказией: — Ради Бога!»

А сын, Андрей Борисович Трухачёв, вспоминал об этом времени: «…Тогда мама, которая после освобождения Крыма работала в Наробразе и за свой труд, как это ни странно, в течение месяца от работы приносила 12 дюжин деревянных пуговиц, точеных на токарном станке. И каждый день, кроме того, она ежедневно приносила, ну… маленькую ложечку меда». («Памятник сыну».)

В 1972 году А. Цветаева в «Истории одного путешествия» (Крым-Москва) писала: «…Тут я жила с 8-летним Андрюшей… Я спала там в углу, а сын – на диванчике… Тут он переболел корью, и с нами чужие дети… брошенные после боев…»

Борис Бессарабов – красноармеец, с которым М. Цветаева познакомилась в начале 1921 года, воспользовался партийными связями, чтобы помочь Асе  возвратиться  в Москву в мае 1921 года. По воспоминаниям В. Звягинцевой, «Марина ужасно волновалась за Асю… Она говорила о ней каждый день: «Ася, как Ася, что сейчас с Асей?». Потом Ася приехала – абсолютно беззубая, с обнаженными цингой деснами…». 

В «Краткой хронике жизни и творчества А.И. Цветаевой», подготовленной Г.Я. Никитиной и В.И. Масловским и опубликованной в книге «Последний луч Серебряного века» говорится также, что в 1920 году в Судаке А. Цветаева «написала два авангардистских текста (в соавторстве с Георгием Цапок) – «Начало и конец» и «Leau» («Вода»). Оба произведения погибли».

На снимке – экспозиция, посвящённая 125-летию А.И. Цветаевой, в музее Марины и Анастасии Цветаевых, г. Феодосия (июнь 2019 г.)

1.         4. Лето в Москве

Из «Хронологического обзора» Ст. Айдиняна: «1930. В журнале «Новый мир» в сдвоенном номере 8/9 выходит фрагмент обширных записок о М. Горьком под заглавием «Из книги о Горьком» (с. 94–115) под псевдонимом А. Мейн.  А.И. Цветаева дописывает документальную повесть о К. Сараджеве, «Звонарь» подзаголовок её «История одной судьбы» (исчезла при аресте в 1937 году)»

Впечатления о встрече с Горьким в Сорренто в 1927 году и разговоры с писателем Анастасия Ивановна начала записывать «по горячим следам» ещё в Италии. В 1929 году она передаёт свои записки Алексею Максимовичу с просьбой «вычеркнуть то, что будет излишне». Горький ответил, что «не позволяет себе критиковать ему посвящённого». Тем самым он дал добро на публикацию, и А. Цветаева отдала рукопись в «Новый мир». Подписалась она псевдонимом (фамилией матери) – А. Мейн.

Можно отметить, что к этому времени А.И. Цветаева уже была членом Союза писателей. Ст. Айдинян пишет в «Обзоре…»,  что при прощании с Владимиром Маяковским (апрель 1930 года) Анастасия Ивановна, как член Союза писателей, стояла 40 минут в почётном карауле у гроба вместе с сыном Андреем Трухачёвым.

В члены Всероссийского союза писателей А. Цветаева была принята ещё в 1921 году по рекомендации Н.А. Бердяева и М.О. Гершензона, при участии В.В. Вересаева.

Вот фрагмент из содержания журнала «Новый мир» за 1930 год:

Рубрика ПИСЬМА, ВОСПОМИНАНИЯ, МАТЕРИАЛЫ: 

Бонч-Бруевич, Вл. Первое покушение на В. И. Ленина 1 января 1918 г. I 145.
Мандельштам, М. Из воспоминаний политического защитника. XII 118.
Мейн, А. Из книги о Горьком. VIII-IX 94.
Неизданное стихотворение Валерия Брюсова  Памяти Ленина , с предисл. И. Короткина. VI 171.
Неизданные письма И, С. Тургенева и А. В. Топорову (предисловие и примечания Л. С. Утевского). II 210.
Письма иностранных писателей. Предисловие Вяч. Полонского. VII 175.
Цявловский, М. Забытое стихотворение Пушкина  Исповедь стихотворца . IV 169.

Так выглядела обложка «Нового мира» в 1930 году

1.       5. Лето на Дальнем Востоке

Летом 1940 года Анастасия Ивановна была в сталинском лагере на Дальнем Востоке. Арестовали её вместе с сыном Андреем 2 сентября 1937 года в Тарусе. Пять месяцев провела в Бутырской тюрьме. 10 января 1938 года тройкой НКВД приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и отправлена на Дальний Восток. И в тюрьме, и в лагере писала стихи (на русском и английском), которые её спасали… В 1939 году начинает писать автобиографический роман «Amor».

Из «Хронологического обзора» Ст. Айдиняна: «1940. Продолжает роман Amor». В сюжетную линию его вплетён мотив – А.И. Цветаева как бы пишет поэму, посвященную главному герою, Морицу, прототипом которого был А.А. Этчин. Пишет стихотворения: «Портрет», «Улыбка», «Морок», «Полынь» и др. Рукопись с помощью А.А. Этчина частями передает в письмах в Москву, родственникам. Создаётся почти весь цикл стихов «Мыльные пузыри».  Соэтапницы доносят на А.И. Цветаеву: она говорила, что не простит советской власти того, что видела в 1936 году, не простит невинно-репрессированных, лишенцев».

 

(Продолжение следует)

 

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии