Блоги

Свобода выбора

Почему я не могу выйти замуж?
Хороший вопрос. Попытаюсь в этом разобраться. 
Мы все сейчас живём в системе рыночных отношений. А лично моё поколение с самого рождения живёт в этой системе. Я сейчас не про закон «Спрос рождает предложение», а немножко про другое. С раннего детства отовсюду, буквально из каждого утюга мы слышим одни и те же фразы. О свободе. Нет, не в широком смысле (это слишком абстрактно), а о вполне двух конкретных свободах – слова и выбора. Свобода слова – это отсутствие какой бы то ни было цензуры. В принципе, вещь хорошая, но у нас же меры не знают и перегибают палку. Но речь не об этом. Я, всё-таки, про свободу выбора. В чём это проявляется – с кем играть в песочнице, в каком кружке заниматься, в какой ВУЗ поступать, какие туфли покупать… Этот же закон срабатывает и в сфере отношений. 
Родилась бы я в какие-нибудь 50-ые годы 20 века, и было бы всё совсем иначе. Обратил бы на меня внимание какой-нибудь славный парень, партийный, работяга, с мозолистыми руками и добродушной широкой улыбкой; и ходила бы я вся такая в него влюблённая, безумно счастливая, ещё бы всем его в пример приводила, говорила бы, что «мой Вася и комсомолец, и стахановец, да и вообще самый что ни на есть благонадёжный человек». И был бы он – рабочий, а я – … Нет, не колхозница. Я бы была учительницей русского языка и литературы. И проходили бы мы с моими учениками (поголовно пионерами) только великих советских писателей, а Горький для нас был бы вообще светом в окошке (и совсем не важно, что я Ильфа и Петрова и Булгакова люблю). И ездили бы мы все по осени на колхозные поля собирать колхозную картошку – была бы я первая красавица в фуфайке, красной косынке и резиновых сапогах. И нарожали бы мы с Васей не менее четырёх детей (в Советском Союзе, насколько я знаю, более чем положительно относились к многодетным семьям). Вот так вот. А что сейчас?
А сейчас у нас у всех свобода выбора. И если вы думаете, что выбирают сейчас только парни – вы ооочень глубоко ошибаетесь. Мы, девушки, тоже выбираем. Правда из числа тех, кто выбирает нас, но это не важно. Ну что ж, рассмотрим для примера того же Васю. Сейчас он уже не комсомолец – трудяга обыкновенный. Книги и в школе не читал, не говоря про настоящее время. Фильмы тоже смотрит не особо интеллектуальные – про ментов, чтоб стреляли побольше. Ну, и футбол конечно, под пивко. Хороший Вася, и улыбка у него такая же широкая, но, позвольте, господа, что-то тут не то. Я-то всё так же учительница русского языка и литературы, воспитанная на классике, особо почитающая 19 век. И театр люблю безбожно, с такой силой, что хоть работать в пору туда идти (гардеробщицей, с дипломом о высшем педагогическом образовании). Ну и зачем мне такой Вася, который говорит «позвОнишь» вместо «позвонИшь», и даже «Каштанку» Антон Палыча не читал. Более того, он про Антон Палыча даже и не слышал. Ладно, скрепя сердце, зажмурив глаза (только левый – правым я жмуриться не умею) ещё можно было бы с этим как-то смириться – можно ведь любого человека, даже пропащего перевоспитать. Тем более мне – у меня же педагогическое образование! Но, у нас ведь свобода выбора. Да и детей в таком количестве рожать уже вроде как и не обязательно… Поэтому я начинаюсь более внимательно присматриваться к этому славному Васе – как никак, генофонд для будущего потомства выбираю. Ой, лучше б я этого и не делала! Вот скажите мне, уважаемые, что самое главное в мужчине? Нет, не ум. И даже не рост. И даже не аппетит. Про «храпит – не храпит» речь вообще сейчас не идёт. В мужчине самое главное – нос. Это очень сложный вопрос. Нос не должен быть маленьким, курносым, но и не должен быть сильно большим, армянским или грузинским (Гиви и Ашот совсэм нэ в моём вкусе, да?). Нос должен быть правильным, греческим. Ну на крайняк римским. Так, а что у нашего Васи с носом? Мать моя женщина! И за этого-то мужчину я чуть ли не вышла замуж? Он же, прости Господи, на персидского кота похож… или как будто ему кто-то именно по носу лопатой треснул, что всё сравнялось. В общем, от Лорда Волан-де-Морта он ушёл не очень далеко. Нет, я понимаю, я признаю, что я не идеальна. Да, у меня тоже есть свои проблемы – у меня грудь маленькая. Ну и что? Это же не обязательно передастся моим детям, может, у меня вообще будут исключительно сыновья, и их этот вопрос не будет волновать абсолютно, а вот нос… Нос это серьёзно. В конце концов, лично я людей исключительно по носу и встречаю. Некоторых, кстати, сразу же по нему и провожаю, особо не вникая, чего у них ещё есть. Так что решено: с Василием нас ничего не связывает и связывать не может – он абсолютно не в моём вкусе.
Вот поэтому я и не замужем. Во всяком случае, пока.

=)

Спектакль «Мастер и Маргарита»

25 апреля 2013, в 16-00 Я и несколько девчат и ребят из молодежного объединения Славянского центра побывали на спектакле «Мастер и Маргарита», который был поставлен Русским академическим драматическим театром имени М.Горького города Астаны. Это был мой первый спектакль который мне очень понравился. Я просто удивлена как люди легко вошли в роль. Этот роман очент интересно читать, смотреть фильм и смотреть в живую спектакль. я очень была рада. Спасибо огромное вам!Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был закончен и при жизни автора не издавался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.


Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 г. В первой редакции роман имел варианты названий «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Сын В.», «Гастроль». Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 г. после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…»
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. К роману были сделаны черновые наброски, причем здесь уже фигурировали Маргарита и ее безымянный спутник – будущий Мастер, а Воланд обзавелся своей буйной свитой. Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Черный маг», «Копыто консультанта».
Третья редакция, начатая во второй половине 1936 г., первоначально называлась «Князь тьмы», но уже в 1937 г. появилось хорошо известное теперь заглавие «Мастер и Маргарита». В мае – июне 1938 г. полный текст впервые был перепечатан. Авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя, Булгаков прекратил её на фразе Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»…


Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. Роман вобрал в себя почти все из написанных Булгаковым произведений: московский быт, запечатленный в очерках «Накануне», сатирическая фантастика и мистика, опробованная в повестях 20-х годов, мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе «Белая гвардия», драматическая тема судьбы гонимого художника, развернутая в «Мольере», пьесе о Пушкине и «Театральном романе»… К тому же картина жизни незнакомого восточного города, запечатленного в «Беге», готовила описание Ершалаима. А сам способ перемещения во времени назад - к первому веку истории христианства и вперед – к утопической грезе «покоя» напоминал о сюжете «Ивана Васильевича».


Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер и Маргарита» одним из величайших творений двадцатого века. В советские времена Чингиз Айтматов поставил этот роман рядом с «Тихим Доном» М. Шолохова, различив их по степени доступности широкому читателю. Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам, но феномен восприятия произведения в том, что «Мастера…» перечитывают и совсем юные, находя в нем что-то сказочное и таинственное для себя, что оставляет след в их душах на все последующие годы.

На спектакле «Мастер и Маргарита»

Сегодня, 25 апреля 2013, в 16-00 я и несколько ребят и девчат из молодежного объединения Славянского центра побывали на спектакле «Мастер и Маргарита», который был поставлен Русским академическим драматическим театром имени М.Горького города Астаны.

Как известно, знаменитый роман Михаила Афанасьевича Булгакова - это одно из сложнейших для постановки произведение. Над экранизациями "Мастера и Маргариты" вообще словно витает злой рок. Большинство проектов было по тем или иным причинам (порой, мистическим) сорвано, а те, что доводились все-таки до завершения, были не очень убедительны.

Понятное дело, что в два часа (а именно столько длится спектакль, который мы посмотрели сегодня) невозможно уместить книгу Булгакова, поэтому сокращения неизбежны. Отсутствуют хулиганские выходки свиты Воланда в Москве, нет сеанса магии с разоблачением и других эпизодов, но мне кажется, ключевые сцены в романе были перенесены на сцену. Что касается меня, то мне спектакль понравился. На сцене была создана мистическая атмосфера, и думаю, вряд ли кто из присутствующих пожалел о потраченном времени :D

В заключение скажу, что в роли Мастера сыграл Денис Анников, в роли Маргариты - Светлана Фортуна, в роли Воланда - Роман Чехонадский. Режиссер-постановщик - Гульсина Миргалиева.

Фрагмент из спектакля (Бал у сатаны):

Зарифулла Басыров, участник ВОВ

   

БАСЫРОВ  ЗАРИФУЛЛА  ШАЙДУЛЛОВИЧ-

участник Великой Отечественной войны, воевал в составе Белорусского фронта.

 

Зарифулла Шайдуллович скупо делится воспоминаниями о своем боевом прошлом, о горьких и тяжелых днях боев и отступлений, об убитых товарищах. Но память не хочет забывать, не дает покоя бессонными ночами. Один из самых памятных моментов военного времени-февраль 1945 года. Старшина Басыров и его однополчане заняли плацдарм около плотины на реке Одер. Фашисты безуспешно вели атаку, а потом открыли заслонки на плотине и  советские солдаты оказались в ледяной воде. Шесть долгих часов  они вели бой.

Плацдарм отстояли, но все бойцы попали в медсанбат с переохлаждением организма. До этого эпизода в его биографии были бои за освобождение Белоруссии, Польши, для него война закончилась на территории Германии.

      За проявленное мужество и храбрость в боях с врагом Зарифулла Шайдуллович награжден многочисленными наградами, среди которых орден Отечественной войны второй степени, медали «За отвагу», « За освобождение  Варшавы», «За взятие Берлина». В Павлодар Зарифулла Шайдуллович приехал в середине семидесятых, устроился слесарем на Павлодарскую ТЭЦ-2, затем  работал машинистом котла. После выхода на заслуженный отдых работал еще 18 лет на других рабочих должностях.

    Сейчас с ним поддерживают связь, опекают его активисты сектора «Милосердие» татаро-башкирского центра Венера Шакуровна Даулетдиновна и Марьям Хамзеевна Шихова. « Они навещают меня,- с теплотой отзывается фронтовик о своих помощницах, -вместе вспоминаем традиции башкир и татар, говорим на родном языке. Венера и Марьям скрашивают мое одиночество, исполняя татарские песни, отчего сразу становится тепло на душе. Мысленно возвращаюсь в родной поселок Буинск, вроде с родней пообщаюсь. Они готовят мне пищу, приносят лекарство, стирают и вообще заботятся обо мне.  Теплом и уютом наполнился мой дом, жить стало радостнее»

 

Нэлли Зиновьева

Владимир Шиллер об отце

Последний концерт

Незавидной была доля сотрудников КГБ, охранявших здание посольства ФРГ в Москве. Тянуть здесь лямку службы было чистым наказанием. Трудный участок: даже в лютые морозы здесь следовало держать ухо востро, а все подходы к германскому представительству - в поле зрения. Бдительно и круглосуточно. Многое видели здесь чекисты, многое пережили. Многое... Но всё это были мелочи по сравнению с тем, что произошло здесь в один из августовских дней 1985 года, накануне Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Такое не могло присниться даже в страшном сне...

История Владилена Шпакова и Людмилы Садовник

Моя фамилия - Шпаков Владилен Семенович. Я - ветеран русского народного хора имени А.И.Шиллера. Как я пришел в хор?

В 1961-м году после службы в армии я приехал в город Павлодар, где жили мои родители. Петь я всегда любил, в армии участвовал в хоровой самодеятельности. Узнал, что в городе есть русский народный хор. Занимались они тогда при заводе "Октябрь". Я пришел - меня прослушали и оставили. С тех пор, а это был 1962-й год, правда, с перерывами, я пою в этом хоре. В этом 1962 году мы уже защитили звание народного, а в декабре были на гастролях в Киеве. Помню концерт в совпартшколе. Мы исполняли песню "Реве та стогне Днiпр широкий", зрители стоя нам аплодировали. Эта песня звучала для них, как гимн. По возвращении мы много давали концертов по городам нашего Казахстана и России, во многих селах нашей области. В 1967-м году мы выступали в Москве на ВДНХ и на сцене Большого театра. Это были дни культуры и искусства Казахстана в Москве. Всё второе отделение концерта было отдано нашему хору. А открывал второе отделение Ермек Серкебаев, с которым мы там познакомились. Были у нас встречи в Целинограде с Александрой Пахмутовой и со вторым в истории космонавтом Германом Титовым.



В хоре было очень много интересных людей: Георгий Бенуа, знаменитая семья музыкантов и художников, Валентин Евгеньевич Эмме - капитан второго ранга крейсера "Аврора", журналист, поэт и наш ведущий концертов Сергей Музалевский. Хочется вспомнить своих друзей, что стояли у истоков хора: Аркадий Кистнер, Виктор Размолодин, Анатолий Корниенко, Павел Порубай, Михаил Чириков, Анатолий Ситников, Вадим Албычев. Со своей будущей женой, Людмилой Николаевой Садовник, я познакомился в хоре. Поженились мы в 1970-м году, в том же году у нас родилась дочь. И вот, по семейным обстоятельствам, я временно не стал посещать хор. После выхода на пенсию времени у меня стало достаточно. Потом я узнал, что хотят собрать ветеранов хора заняться пением. А самых первых участников сейчас в хоре три пары: это чета Николая и Лидии Галушек, Владимира и Антонины Кошелевых, ну, и мы, Шпаковы-Садовник, которые до сих пор семейно поем и дружим.

*****

Я, Садовник Людмила Николаевна, пришла в Народный хор в 1966-м году. Позвала меня участница хора Любовь Гуряшина. Александр Иванович Шиллер как раз приглашал желающих петь.

Мне крупно повезло. В 1967-м году хор пригласили в Москву на дни Казахстанской культуры. Выступали на сцене Большого театра вместе с корифеем казахстанской сцены Ермеком Серкебаевым и с республиканским ансамблем танца "Гулдер". Это были незабываемые дни. Выступали на открытой сцене ВДНХ. Народный хор, танцевальная группа и оркестр народных инструментов - эти три коллектива были, как одна семья.

Выступали на разных площадках, в домах культуры, на полевых станах, выезжали в Рубцовск на празднование 25-летия тракторного завода, который был перевезен из Липецка во время войны.

Досуг мы тоже проводили вместе. Можно сказать, что мы жили одной семьей, делившей и радости, и горести. Коллектив был молодой, поэтому образовывались семейные пары: Шлейхер Александр и Левенец Валентина, семья Николая Галушки и Лидии Клочай, Кошелевых Владимира и Антонины, Чирикова Михаила и Зинаиды. Нашла и я свою вторую половинку - Шпакова Владилена Семеновича, который поет до сих пор в свои 75 лет.

Хороший жизненный заряд дал нам Александр Иванович, воспитав в нас чувство единения, сплоченности, умение дружить. А самое главное - это любовь к русской песне. Посмотрите на нынешних участников хора - они никогда не устают петь, даже после концертов поют. Выступают на самых разных площадках, в любую погоду.

Поэтому вызывает недоумение отношение городского отдела культуры, который ни разу не счел возможным познакомиться с этим прославленным коллективом, золотым фонда нашего города.

Есть предложение - открыть мемориальную доску Александру Ивановичу Шиллеру на здании, где хор репетировал.

История Людмилы Тиссен

В хор в 1969-м году я попала случайно. Мы с подругой шли в кинотеатр "Октябрь" и увидели объявление, что в хор приглашаются юноши и девушки. Мы зашли просто ради любопытства, но Александр Иванович не отпустил нас, пока не прослушал. Подруге моей он ничего не сказал, а меня сразу же пригласил на репетицию в воскресенье. Я пришла, он сразу же посадил меня в сопрано и сказал, чтобы я попробовала. Вот так и началась моя певческая жизнь! Всё пошло, как будто само собой.

Меня всегда удивляло то, что хоть в хоре были люди всех возрастов (мне было тогда 15 лет), Александр Иванович относился к ним, как к любимым детям. Бывало, и психанет, когда мы портачили, но тут же сразу скажет: "Вы же всё можете!"

Репитиции это ещё не всё, а вот концерты! Это костюмы, грим, волнения! Как это приятно, когда раздвигается занавес и зрители начинают аплодировать, хотя мы не спели ещё ни слова! Потом я стала уже и солировать.

Через некоторое время в хор пришла и моя сестра, а потом подрос и брат. Так мы втроем уже стали ходить на репитиции. В хоре у нас всё было впервые - и первая любовь, и разочарования. Здесь мы создали свои семьи, здесь у нас родились первенцы. Я ходила в хор до самых 8 месяцев беременности, а потом Александр Иванович говорит: "Люда, ты уже не "вмещаешься" в сарафан, наверное, хватит уже, отдыхай".

Александр Иванович был не только руководителем коллектава, он был вторым отцом для нас. Обращал внимание на настроение каждого участника и пропускал все наши заботы через себя, через своё сердце. Как-то у нас сильно заболел папа, несколько дней был в коме, так вот Александр Иванович пришел лично к нам домой и спросил маму, нужна ли нам какая-нибудь помощь? А как он радовался, когда узнал, что папе стало легче! От радости мы заплакали вместе с ним, он обнял меня и сказал, что теперь всё будет хорошо! Так и получилось. Папа выздоровел и прожил ещё до 2009 года.

Я очень благодарна судьбе за то, что я общалась с Александром Ивановичем и таким прекрасным коллективом. Мы были как одна семья! Многих уже нет в живых. Кто-то до сих пор поет в хоре. Всем, кто ещё помнит нас, Пироговых, большой привет! Живите долго и счастливо! Спасибо, что вы у нас были!

Людмила Пирогова-Тиссен (Альбрук, Германия)

P.S. Благодарность Ольге Литау

Василевский Павел Иванович, участник ВОВ

ВАСИЛЕВСКИЙ  ПАВЕЛ  ИВАНОВИЧ

участник ВОВ

 

 Родился Павел Иванович 17 апреля 1922 года в селе Белоусовка Успенского района Павлодарской области. Война для него началась сразу же после окончания школы, в 1941 году. После незавершенного курса Тамбовского военно-пехотного училища был направлен в 14-ю  Черноморскую бригаду и, не смотря на молодой возраст, назначен командиром взвода, состоявшего из 36 моряков. «Сначала они меня не

приняли, я против них мальчишкой выглядел,- вспоминает  Павел Иванович, - все подшучивали надо мной. Но это продолжалось до первого боя, после которого они стали меня уважать, оберегали, как батьку родного, потому, что в бою за чужие спины не прятался».

        Первую награду Павел Иванович получил за взятие «языка».

«Когда я приволок немца-повара в расположение части, то был обсмеян всеми. А потом этот «язык» в штабе армии сообщил такие ценные сведения, что все возгордились».

Вторая награда была за пленение генерала с телохранителями на плавающей машине - амфибии. Впереди было еще много сражений, в том числе Курская дуга, битва за Белгород, взятие Варшавы. Войну закончил в Берлине. «Был я и в группе, водружавшей Знамя Победы над рейхстагом. Помню, что мы тогда за считанные минуты перебили около 200 немцев». Среди многочисленных наград фронтовика два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги».

         Павел Иванович - заслуженный работник органов внутренних дел, где прослужил более 35 лет.

 

Нэлли Зиновьева

Международный день солидарности молодежи

       По решению Всемирной федерации демократической молодежи ежегодно 24 апреля отмечается Международный день солидарности молодежи (International Youth Solidarity Day). Впервые праздник был отмечен в 1957 году. 

       Этот памятный день служит еще одним поводом, чтобы привлечь внимание государственных органов, общества и средств массовой информации к проблемам молодежи. 

Объединение усилий молодежных, общественных организаций, широких слоев населения, людей неравнодушных, душой болеющих за будущее своих детей и внуков, позволяет усилить контроль общества за соблюдением прав молодежи, способствует повышению организованности и творческой активности молодежи в реализации экономических, социальных, научно-технических и нравственных проблем общества, укреплению преемственности поколений, законности и правопорядка. 

Легко ли быть молодым в современном обществе — это зависит от степени сплоченности молодежи в решении своих проблем.

МОЛОДЕЖЬ, ВМЕСТЕ - МЫ СИЛА!

Поздравление Клубу авторской песни

Восемь – это бесконечность,

если набок положить!

Не уходит песня в вечность,

Песня продолжает жить!

И живём мы очень дружно,

Словно крепкая семья,

Нам таланты очень нужны,

Приходите в Клуб, друзья!

Здесь Борисовна вас встретит

С теплотой своей души,

Каждого словцом приветит,

Только пой, читай, пиши!

Вам украдкой улыбнётся

Скромный, тихий Рафаэль,

С ним весна души коснётся,

В сердце зазвенит капель!

Наши Константин с Людмилой –

В каждом искры божьей дар,

Два таланта мощной силы –

Что ни искра, то пожар!

С остальными выпал случай

Познакомиться сейчас,

Их узнаете получше

На концерте среди нас!

И для вас, друзья, со всеми

Барды будут много петь,

И потраченное время

Не придётся пожалеть.

Клуб «Серебряные струны»

Обойти никак нельзя.

Кто душой и сердцем юны,

Приходите к нам, друзья!

 

Юдинцева Евгения Семёновна

Приходите на нас посмотреть)

Всем здравствуйте!

Моя новость - прямое подтверждение тому, что "Скворечник" живучий, и всё ещё существует)

28 апреля в 12:00 в концертном зале "Достык" наконец-то состоится показ спектакля "Маленький принц".

Всех, кто нас ещё не видел - будем с радостью ждать. 

Не пугайтесь, что по жанру это сказка - она действительно вне возраста, более того, про взрослых, как мне кажется (за все эти года глубинной работы над текстом) даже больше, чем про детей. 

Приходите на нас посмотреть! 

Памяти Михаила Кондратьевича Гапона

ПАМЯТИ  МИХАИЛА  КОНДРАТЬЕВИЧА  ГАПОНА

 

В апреле этого года общественность Павлодара простилась с Михаилом  Кондратьевичем  Гапоном — участником Великой Отечественной  войны. Он прожил долгую, яркую жизнь, насыщенную событиями и его добрыми делами.

   Родился  Михаил Кондратьевич 28 января 1926 года на Украине, мечтал стать хлеборобом, но мечте не суждено было осуществиться - началась война.

После окончания школы младшего начальствующего состава был направлен  в 113 -ю десантную бригаду, принимал участие в боевых действиях против милитаристской Японии в 1945 году, освобождал Южный Сахалин и Курильские острова. Удостоен ордена Отечественной войны второй степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».

   Павлодарцам Гапон М.К. известен, как директор городского парка культуры и отдыха, а с 1968 года по 1986 год — он работал директором Павлодарского областного историко - краеведческого музея имени Григория Потанина.

  Будучи пенсионером, Михаил Кондратьевич проводил огромную работу в обществе охраны памятников, на протяжении 40 лет  занимался  поиском бывших фронтовиков, таким образом разыскал 372 воина-десантника 113-й бригады.

 Избирался депутатом Павлодарского городского совета народных депутатов, являлся лауреатом областной премии журналистов им. Ермакова, членом областного совета ветеранов и бюро фонда мира. Вся его жизнь - пример беззаветного служения родному Отечеству.

 

Нелли Зиновьева

Воспоминание моей бабушки

Я тоже решила поучаствовать в конкурсе и написать воспоминания моей бабушки ..то, что она мне рассказывала о своем детстве и послевоенном времени.

Все знают, что раньше принято было иметь большие семьи и семья моей бабушки ничем не отличалась от соседских: 5 детей!!!! Никогда в жизни после ее рассказов не поверю, что количество детей влияет на качество их образованности/образования или на взгляды на эту самую жизнь. Есть единственное отличие - раньше слово семья означала намного больше чем сейчас, дети воспитывались, а старшее поколение было примером для подражания, их мудрые советы были всегда кстати и фразы становились "крылатыми" в жизни каждого подрастающего.

Моя бабушка родом из Сызрани. В годы войны они жили рядом с воинской частью, называлась она "СЕРДОВИНА", мой прадед работал в штабе, а дети учились и окончили там семилетку.

В школу ходили так же, в 2 смены, утром приходил старший брат, снимал валенки и их одевал средний, и так валенки становились общими. Кушать бабушка ходила вместе с братиком на работу к маме,она работала на заводе пищевых концентратов,  где готовили солдатам продовольствие на фронт. Им мама наливала манной каши в бумажный кулек и оставляла около двери, а когда снова ее открывала и не видела белого свертка - была спокойна, что дети хоть немного, но сыты!

О тяжелом писать трудно, точно так же, как и рассказывать все то, о чем мне было поведано... Было и такое, что прятались они с семьей в погребе, когда немцы бомбили мост, как стратегически важный объект. Как говорила бабушка, "немцы залетали дважды через Волгу", в тех окрестностях был тракторостроительный завод, который направлял артиллерию на запад и восток, в том числе, через этот самый мост, через реку Волгу. Когда мне было 8 лет, мы с семьей на машине из Павлодара выезжали летом в гости в Сызрань. Я видела этот самый мост. Он ООоочень впечатляющих размеров и только сейчас я начинаю осознано представлять, какой разрушительной силы должны быть те заряды, которыми он обстреливался. Бабушка говорила, что даже в погребе в эти моменты было слышно как звенит стекло в окнах и дрожит посуда в доме, как страшно было от одного звука самолета в небе, как жалко было солдат, но с какой гордостью к ним относились и с каким отношением они шли на фронт: "За Родину, за Сталина!" .

Мы правда многого не знаем и не понимаем. Я имею в виду себя и свое поколение. Я рада, что у меня и у молодежи есть возможность хотя бы на 9 мая выразить свою благодарность, которую мы все же, не осознаем в полной мере. Я чувствовала себя счастливой в прошлом году, когда дарила георгиевские ленточки и гвоздики ветеранам войны, которых с друзьями встречала на улице нашего города. У нас была своя такого рода кампания. В этом году, я буду участвовать в акции вместе со Славянским Центром, вся наша молодежь будет в этом участвовать! 

Моя бабушка была очень рада, что меня это интересует.. Что для меня это важно. Узнавайте у своих родных их воспоминания и записывайте, а иногда , примеряйте на себя. Тогда появиться поистине, чувство достоинства за всё, что им пришлось пережить.

Всемирный день книг и авторского права

23 апреля — символическая для мировой литературы дата — стала поводом для учреждения Всемирного дня книг и авторского права (World Book and Copyright Day). В этот день в 1616 году ушли из жизни М. Сервантес, У. Шекспир и Инка Гарсиласо де ла Вега. Это также день рождения или смерти таких известных авторов, как Морис Дрюон, Хальдоур Лакснесс, Дж. Пла и Мануэль Мехиа Вальехо.

Вполне естественно, что проходившая в 1995 году в Париже Генеральная конференция ЮНЕСКО решила отдать в этот день дань уважения книгам и авторам, призывая всех, и особенно молодежь, находить удовольствие в чтении и уважать незаменимый вклад тех, кто содействовал социальному и культурному прогрессу человечества. Тогда и был учрежден Всемирный день книг и авторского права и Премия ЮНЕСКО за пропаганду идеалов терпимости в детской и юношеской литературе.

Благодаря книге мы получаем, прежде всего, доступ к знаниям, идеям, духовным и моральным ценностям, к пониманию красоты и творческим достижениям человека. Носитель информации, основа образования и творчества, книга даёт возможность каждой культуре рассказать о себе, знакомит с обычаями и традициями разных народов.
Книга — это окно в мир культурного многообразия, это мост, соединяющий разные цивилизации во времени и пространстве.
Отмечая Всемирный День книги и авторского права, мы все должны особое внимание уделить важной роли книги в сохранении и приумножении культуры каждого государства. Ведь книга — это лучший помощник в наших общих усилиях по защите и обогащению культурного наследия человечества 

Авторам: прозаикам, поэтам,
Поздравленье принимать пора!
И шедевры пусть зимой и летом,
Выходят из под Вашего пера.
И пусть рукописи в книги превратятся,
Не пылясь на полках год иль два,
По сценарию пусть фильм начнет сниматься,
Чтутся Ваши автора права! ©
В праздник авторского права
И всех книг на всей Земле
Я хочу тебя поздравить,
Встретим ночь навеселе.
За писателей, поэтов,
Их прекрасный тяжкий труд
Тост еще не раз мы скажем,
Руки нам они пожмут.
И тебя я поздравляю
Ведь без нас им не прожить,
Чтобы книги издавались,
Надо нами дорожить.
Я желаю, чтоб работа
Приносила для всех нас
Радость, счастье и зарплату,
И повыше, чем сейчас! ©
Все у них всегда в порядке,
Книжки выстроены в ряд,
Четкость записей в тетрадке -
Это их святой обряд.
Тот, кто книгам друг сердечный,
Частый гость здесь, в этот день
Поздравляем всех, конечно,
Это праздник всех людей!

Владимир Хотиненко о детстве в Павлодаре

Фрагмент из телепередачи "Монолог", подготовленной общероссийским государственным телеканалом «Культура» в 2012-м году. Известный кинорежиссер, почетный член правления Славянского центра Владимир Хотиненко рассказывает о своем детстве в Славгороде и Павлодаре.

Пройти достойно жизненный путь

ПРОЙТИ  ДОСТОЙНО  ЖИЗНЕННЫЙ  ПУТЬ

 

В апреле исполняется  96 лет участнику двух войн-с белофиннами и Великой Отечественной - Канапии Аскар-улы Аскарову. Он имеет многочисленные награды, но среди них есть особая, которой он дорожит больше всего - это боевая медаль « За отвагу» Эта  медаль имеет особый статус, ею награждали исключительно за храбрость, проявленную в бою, за героизм. Вот такой личностью является Канапия   Аскар-улы.

       Он родился в Актогайском районе нашей области. Жесточайший голод тридцатых годов не пощадил многодетную семью  Аскаровых: умерли родители, все близкие родственники, выжить удалось лишь двоим из детей, в том числе Канапии. Дальше был детский дом, учеба в Алма-Атинском учительском институте, возвращение в родное село учителем, война и снова на преподавательскую работу - пройден путь от учителя до директора школы.

      В 1978 году Канапия Аскар-улы приехал в Павлодар и свою дальнейшую жизнь он связал с просветительской и журналистской деятельностью. Преподавал  казахский и арабский языки на курсах в доме политического просвещения, обучал арабской графике по методу Байтурсынова. Канапии Аскар-улы-творческий человек. Многие годы он являлся корреспондентом республиканских и местных газет, помогая архивариусам в сборе материалов  о видных деятелях. В 1998, 2000,2001 годах, при спонсорской помощи его бывших учеников, изданы книги Канапии Аскар-улы об истории Павлодарской области. А ему есть о чем рассказать: он - участник международных курултаев казахов, форума мировой конфессии, в свои 87 лет совершил хадж к святым местам (в Мекку и Медину)

      За свою долгую жизнь  Канапии Аскар-улы воспитал 16 детей, он имеет 26 внуков, 40 правнуков и 3 праправнука, а всего в этой семье насчитывается 108 человек.

 

Н. Зиновьева — председатель совета ветеранов микрорайона №2 г. Павлодара

Труженикам тыла посвящается

 

ТРУЖЕНИКАМ ТЫЛА ПОСВЯЩАЕТСЯ

 (Н. Зиновьева)

 

О лихолетье той войны

Людская память не остыла!

Сегодня гимн Вам петь должны

О, дети - труженики тыла!

 

Вставали рано, до зари,

Когда ваш сон был слаще меда.

На завтрак чай да сухари,

Картофель мерзлый с огорода.

 

Вы шли в поля, как на войну,

Трудились из последней силы,

Чтобы на фронте иль в тылу

Хоть малость хлеба всем хватило.

 

Сегодня гимн я Вам пою,

Покуда память не остыла

И почести Вам отдаю,

Вам, дети-труженики тыла!

Вручение юбилейных медалей в честь 60-летия Победы

Вручение юбилейных медалей в честь 60-летия Победы

 

В 2005 году в совете ветеранов микрорайона № 2 г. Павлодара состоялось вручение юбилейных медалей труженикам тыла. Некоторые из них поделились своими воспоминаниями о пережитом в годы войны.

 

Одегова Надежда Ивановна:
« В годы войны наша семья жила в Павлодаре рядом с бывшим военкоматом. Хорошо помню, как проходила отправка мобилизованных на фронт. Большая пыльная площадь была запружена повозками,  а новые все прибывали и прибывали — со всей области съезжались призывники. Боже мой, как прощались они со своими родными!

           Я в семье была старшей из пятерых детей.  Когда отца забрали на фронт, я стала главной помощницей маме, хотя была подростком. Меня взяли работать в артель, где приходилось чесать и прясть шерсть, вязать бойцам носки, рукавицы, шить солдатские шапки из серого сукна. Иногда брала работу на дом, поскольку нужно было еще за младшими приглядывать, выполнять работу по дому. Летом мама за Иртышом косила сено, а зимой мы с ней таскали  его на себе. В школу по 2-3 месяца не заглядывала, некогда было. Да и детства, как такового,  не было. Но все делали ради Победы, верили в нее. Вера придавала силы.

 

Кузьмин Дмитрий Степанович:

« В годы войны  мы с семьей жили в деревне Первая Кузьминка Новосибирской области, дворов 100, наверное, было, ни телефонной связи, никакой цивилизации. Весть о войне пришла в деревню с нарочным, который верхом на лошади прискакал из сельсовета. Вскоре  началась отправка на фронт. В деревне была  всего одна машина «ГАЗ-АА», полуторка, ее поставили в центре села, опустили борта и с кузова объявляли фамилии новобранцев. Бывший кузнец от имени мужиков пообещал: «Не волнуйтесь, бабоньки! Вот сейчас поедем, Гитлеру морду набьем и к осени вернемся хлеб косить!» И как начали бить, так четыре с половиной года и били.

         Деревня год без мужиков продержалась, а уже на второй год все рушиться стало. Не справлялись женщины и дети со всем как следует. Мы, подростки, в ту пору уже и пахали, и сеяли, и жали, и молотили. Девчата ухаживали за овощами, сгребали сено, собирали колоски и урожай — никого не пощадила война, забрала у нас детство. Каким ликованием встречали жители деревни  оставшихся в живых фронтовиков! Какой это был праздник!

Н. Зиновьева — председатель  совета ветеранов микрорайона № 2 г. Павлодара.

История Раисы Стукаловой

Рок судьбы или счастливый случай?

Хочу написать маленькое предисловие. Родилась я на Украине в поселке Щорск Днепропетровской области. Детство было голодное, послевоенное. У мамы нас было трое, я была одна из меньших. В школу пошла почти в 8 лет. Помню, мама проводит в школу до парка через дорогу, а там я всю дорогу иду и пою «Шел отряд по берегу, шел издалека». Пела про нашего земляка, а до школы идти полтора километра. Шло время, и как сейчас, помню, где-то в 5-м классе к нам в Щорск привезли фильм «Солдат Иван Бровкин на целине». Так этот фильм мне понравился! Мы на все сеансы ходили. Я тогда и подумать не могла, что это станет всей моей жизнью.

Закончив 8-й класс, я поступила в строительное училище Днепропетровска. Училась на строителя: не то, что мое призвание, а просто хотелось скорее стать взрослой. Училась три года. Днепропетровск – очень красивый старинный город. В то время молодежь училась в основном на рабочие профессии, чтобы поднимать города и села после войны. Я не знала такого счастливого дня в своей жизни, когда однажды нам на линейке сообщили, что для нашего выпуска будет распределение с выездом в Казахстан. Я первая написала заявление, чтобы осуществить свою детскую мечту. И вот наступил тот день, когда мы собрались на вокзале. Это был незабываемый день. Весь перрон был заполнен отъезжающими и провожающими. Это были дети с ремесленных строительных училищ. Конечно, мы мечтали о том, как мы будем жить в палатках. И вот мы в дороге. Радость и гордость переполняли нас. Мы даже не заметили, как трое суток осталось позади. В окнах мелькали бесконечные степи, те, которые я в пятом классе видела в кино. И вот 26 августа 1961 года мы приехали на вокзал города Павлодара.

История Любови Фот

В деревне Тарасовка, что расположена в Брянской области, 23 мая 1950 года в молодой семье Беликова Виктора Григорьевича и Беликовой Марии Евдокимовны родилась девочка, дали ей имя - Любовь. Свое детство и школьные годы провела в деревне, где почти каждый пел или играл на каком-либо инструменте. Мои родители родились в этой деревне, после окончания войны встретились на музыкальных вечеринках, отец мой играл на гармошке, мама - на балалайке.
Помню, где-то в 1960-м году отец купил баян, красивый (под слоновую кость оформлен, камешками украшен), звук у него под аккордеон был налажен, долго мама отца упрекала за это. За эти деньги тогда можно было корову купить. Приходил отец с работы, всю домашнюю работу вместе сделаем, а затем брал этот красивый баян и играл. В основном плясовые мелодии, потому в деревне его всегда приглашали на свадьбы, проводы в армию. Мама ему частушки напевала. Песни в деревне всегда пели: убирают сено, идут в лес за грибами, ягодами, доярки едут с полевого стана - и всюду песни слышны. Жизнь кипела, деревня жила, теперь, конечно, в деревне одни старики живут. Раньше собирались мамины сестры и пели на три голоса народные песни, страдания или частушки. Как-то я без разрешения взяла баян и подобрала мелодию песни "Снова замерло все до рассвета" и не заметила, как отец вернулся. Конечно, он не любил, когда я брала баян, боялся, что я его уроню или как-то неаккуратно буду обращаться. Уж очень он любил его.

После окончания десяти классов я уехала в Казахстан, захотелось географию изучить, так и осталась здесь с 1968 года, работала на тракторном заводе, слышала про хор тракторного завода, но не довелось туда пойти - вскоре вышла замуж, пошли дети. Попала в хор ГДК уже в 1997-1998, в то время хором руководил Владимир Алексеевич Зайцев, хормейстером была Алмагуль Амантаевна, баянистом был Ленский. 27 мая 2000 года к дню рождения Александра Ивановича Шиллера была организована поездка на "Ракете" на ту сторону Иртыша, где мы прямо на лоне природы дали несколько концертных номеров, почтив память Шиллера. Присутствовала вдова Зинаида Васильевна Шиллер с внуком, гости облсофпрофа. Были вручены ленты "Ветеран хора" тем, кто пропел в хоре более 10 лет. С этого мероприятия осталась видеосъемка. Прямо на палубе "Ракеты" состоялся памятный обед, организованный участниками хора.

Песни мне помогли пережить трудные годы в период перестройки (осталась без работы), песни помогали жить, работать и вообще - "Песне ты не скажешь до свидания, песня не прощается с тобой". В хоре имени А.И.Шиллера я пела в третьих голосах; бывало, нужно и на дачу ехать, и репетиции - всюду успевала, что до сих пор продолжаю петь, правда, в других коллективах: ансамбле "Пламя", татаро-башкирском хоре, руководимым Г.А.Ташимовым, хоровом коллективе с.Павлодарское.