Материалы

История Нины Пенчуковской

Летом 1975 года я отдыхала по профсоюзной путёвке в Одессе. Жили мы в частном секторе, и так получилось, что меня поселили в одном доме с семьёй Шиллера А.И. - с его женой Зинаидой Васильевной и 5-и летней дочерью Эльвирой. В этом же доме жили его сестра и зять, которые приехали из Риги. У нас была весёлая и дружная компания. Днём мы все вместе ходили на море, купались, загорали, ездили на экскурсии, а вечерами собирались во дворе за большим, сколоченным из досок, столом. Александр Иванович брал в руки баян (взяли у соседей), играл, вспоминал свою юность, которая прошла в Одессе, рассказывал интересные истории из жизни хора, пели песни. Так я познакомилась с руководителем народного хора Павлодарского тракторного завода, о котором гремела слава по всей республике Казахстан.

Осенью того же года моя подруга Рая Короткая стала ходить в хор. Ей очень нравились репетиции хора, оркестра народных инструментов, танцевальной группы, которые проводились в красном уголке тракторного завода (теперь там находится пенсионный фонд народного банка). Она всё время звала меня, а я никак не решалась пойти на прослушивание. В ноябре я пришла в хор. Меня прослушивал хормейстер Томилин Алексей Николаевич и определил в первые сопрано. С этого времени начался отрезок моей жизни под названием «Хор». Репетиции проводились три раза в неделю. Мне всё очень нравилось - дружный коллектив, концерты в сёлах и городах Казахстана, гастроли во многих городах СССР,

Через 10 лет летом 1985 года я снова оказалась в Одессе, теперь уже с хором. Нам не повезло с погодой - постоянно шёл дождь. Жили мы в частном секторе и каждое утро, отправляясь на завтрак, брали с собой зонты и купальники в надежде на хорошую погоду, но чаще пользовались зонтами и буквально ловили солнечные часы, чтобы хоть немного позагорать. Однажды нас повезли на морскую прогулку. Погода была штормовая - дул сильный ветер, море волновалось, низко ползли серые тучи и на горизонте сливались с морем. Многим хоровикам стало плохо (морская болезнь). Тогда Александр Иванович сказал, чтобы мы легли на сиденья (благо, места было много, так как на катере мы были одни). Мы легли и начали петь, сначала робко, потом разошлись, ожили, забыли о качке и тошноте. Плыли мы недолго, в порту Ильичёвск море было спокойнее, там катер остановился, мы прослушали информацию о порте и вернулись назад в Одессу. Так подтвердились слова известной песни: «Нам песня строить и жить помогает!».

Как потом оказалось, это была последняя поездка Александра Ивановича с хором.
28 декабря этого же 1985 года его не стало. Не стало удивительного человека - умного, доброго, интеллигентного, талантливого, замечательного руководителя. Для многих из нас он был как отец. Александр Иванович знал семьи всех участников хора, их проблемы и радости, он был очень внимателен и добр к нам. Мы долго не могли прийти в себя после его смерти, не могли репетировать, так как из глаз текли слёзы, а в горле стоял ком, и казалось, откроется дверь, и Александр Иванович войдёт в класс с аккордеоном, сядет за стол, положит красную бархатную салфетку на колено под инструмент и начнётся занятие.

Прошло некоторое время, и разум взял верх. Нужно жить дальше и продолжить дело всей жизни нашего любимого Александра Ивановича. Репетиции возобновились, пришли новые руководители. Хор жив и по сей день. В 2012 году ему исполнилось 55 лет, а Александру Ивановичу - 90 лет. С большим размахом был отпразднован его юбилей, приезжали дети Саша и Лиля, которые давно живут в Германии.

(Нина Петровна Пенчуковская, в хоре с 1975 по 1989 год)

Нина Пенчуковск...
Нина Пенчуковск...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии