Духи мира животных

Арысь-поле — сказочно быстрое, как ветер, существо, в которое обратилась молодая женщина, заколдованная злой ведьмой. Арысь-поле сделалась предводительницей звериной стаи и только изредка, по ночам, прибегала домой, чтобы покормить своего ребенка. Три ночи в году только и могла она использовать для того, чтобы превратиться в женщину, а потом должна была бежать в тридевятое царство.

Славянские водяные духи

Лобасты — русалки, живущие в камышах. По повериям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, они проводят в играх и шалостях все время. На русальную неделю могут увести с собой девушку, увлечь в хороводе и сделать ее своей подругой лобастой.

Славянские домашние духи

Чур — древний бог очага, охранитель границ земельных владений. Очаг и теплая изба — место его обитания. Он освящает право собственности и определяет необходимое количество работы («Через чур!»). Его изображение — деревянная чурка.

Славянские духи воздушных стихий

Гамаюн — сказочная райская птица. Летает в поднебесье, но живет в море. У нее женское лицо и грудь. Иногда изображают просто большой птицей, взлетающей из морских глубин. Если кричит птица Гамаюн, пророчит счастье.

Славянские лесные духи

Баба-Яга — лесная старуха, волшебница, ведьма. Живет в чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная; плохо видит, больше полагается на обоняние; летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мертвых: вокруг ее дома забор из человеческих костей, засов — человеческая нога, запор — человеческая рука, замок — зубы.

Славянские полевыe духи

Межевик — брат луговика, такой же маленький, в одежде из трав, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее. Наказывает тех, кто нарушает межу; устанавливает или поправляет вешки. Если найдет спящего на меже человека, то навалится на него, шею травой заплетет и душит.