Славянские лесные духи
Баба-Яга — лесная старуха, волшебница, ведьма. Живет в чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная; плохо видит, больше полагается на обоняние; летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Стоит на границе царства мертвых: вокруг ее дома забор из человеческих костей, засов — человеческая нога, запор — человеческая рука, замок — зубы.
Лесавки — лесные духи, родственники лесовика (бабушки и дедушки), старики и старушки. Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лето до середины осени. Все это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шуршат. За короткое время эти маленькие мохнатые клубочки натрудятся, умаются, потом долго отсыпаются.
Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху, наказывает тех, кто собирает ягоды в неурочное время. Таких людей он заводит в место, откуда трудно выбраться. Обычно моховой не ведет ягодников на погибель, а лишь помучает да и отпустит.
Листин — старый слепой дух, предводитель лесавок, его жена и помощница — баба Листина. Они не такие буйные и шустрые, как лесавки, сидят в куче листьев возле пня или в овраге и командуют кому когда шелестеть.
Боли-бошка — дух леса, живущий в ягодных местах. Большеголовый, неуклюжий, одежда на нем рваная, вся в заплатах. Любит прикидываться старичком, который, выйдя навстречу, просит помочь найти утерянную сумку. Но на уговоры поддаваться нельзя — иначе боли-бошка вскочит на шею, голову петлей стянет и будет водить по лесу. Голова разболится — заблудишься и пропадешь.
Пушевик — лесной дух, живущий в непроходимой чаще. У него руки как сучья, которыми он цепляет путника, срывает одежды, норовит выколоть глаза — не пускает в свои владения. То кустом колючим прикинется, то корягой, то веткой сухой — только горящие очи сверкают да зеленые волосы развеваются. Здесь всегда царит мрак и гнетущая тишина, выйти отсюда — редкая удача.
Див — демонический персонаж, обитающий в лесу, живущий на верхушке деревьев. Ночью он спускается вниз и пугает путников своим страшным видом и резкими криками.
Оборотень — человек, превращенный колдуном в волка, реже — в медведя. Узнать оборотня можно потому, что у него задние ноги имеют колени вперед, как у человека, а не назад, как у волка. Вредят оборотни-волкодлаки тем, кто их испортил, но могут по ночам преследовать одиноких путников, особенно, если они пьяные. Перешел оборотень дорогу — быть беде.
(Из книги В. Калашникова, "Славянская мифология", 2007)