Блоги

Студенты - друзья музея

Сегодня с выставкой рукописей А.И. Цветаевой знакомились студенты педагогического университета. Руководитель литературно- краеведческого кружка «Имена, прославившие    Прииртышье» -  кандидат педагогических наук, преподаватель-исследователь ОП " Русский язык и литература" Павлодарского педагогического университета имени А. Маргулана Старченко Галина Николаевна – большой друг музея Анастасии Цветаевой. Студенты, члены кружка, уже не первый раз в музее, но впервые познакомились с  редкими экспонатами, узнали о книгах, в которых были опубликованы эти очерки, эссе, стихи, рукописи которых представлены сейчас в музее. Особо заинтересовались студенты теми, которые пока нигде не были напечатаны… Студентка Альмира Апаева прочла стихотворение А. Цветаевой «Любовь» (из представленных на выставке). Оно было написано в сталинском лагере в 1939 году, а опубликовано уже в 90-е годы в её книге «Мой единственный сборник».

 

Итоги конкурса ANiMA-2023

Подведены итоги международного конкурса художественных работ ANiMA-2023, посвящённого 130-летию писательницы Анастасии Цветаевой. Конкурс проводится уже третий год Славянским культурным центром Павлодара, итальянским агентством Avental и музеем Анастасии Цветаевой. Участникам конкурса (возраст не ограничен) предлагалось проиллюстрировать три рассказа А. Цветаевой, действие которых происходит именно в Павлодаре: «Ральф», «Цапа, Вася и Том-Том» и «Девочка». В прошедшее воскресенье в музее Анастасии Цветаевой состоялось награждение победителей и участников конкурса, они получили дипломы, сертификаты и памятные подарки. Художников приветствовали председатель Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина; инициатор конкурса и председатель жюри Татьяна Алексенко (Италия); директор музея А. Цветаевой Ольга Григорьева; цветаевед, сотрудник Дома-музея Павла Васильева Татьяна Корешкова. Памятные подарки и Благодарственные письма были вручены и педагогам павлодарских детей, участвовавших в конкурсе – художникам Галине Яковлевне Беспаловой и Татьяне Петровне Чевтаевой, директору и преподавателю школы-студии классического рисунка за подготовку талантливых учеников.

Третье место в конкурсе – Ульяна Золотухина (Павлодар, рук. Чевтаева Т.П.)

Второе место – София Скиба (Павлодар, рук. Беспалова Г.Я.)

Первое место – Анна Шейда (Санкт-Петербург)

Специальный приз от Славянского центра – Алексей Завьялов (Омск)

Поздравляем победителей и участников! Ваши работы войдут в фонд музея А. Цветаевой!

Тема следующего конкурса ANiMAбудет объявлена 24 мая 2024 г. на традиционной Цветаевской читательской конференции в Павлодаре.

 

 

Презентация выставки

Выставка рукописей писательницы открылась сегодня в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра Павлодара. Впервые музей представил уникальные рукописные материалы (часть из них не опубликована) из своих фондов. Участники презентации увидели и книги А. Цветаевой, в которых были напечатаны её очерки, эссе, стихи, рукописи которых хранятся в Павлодаре.
Прозвучали стихи, посвящённые старшей внучке Рите; рассказ "Роза", посвящённый младшей внучке - Ольге Трухачёвой; стихотворение "Муха", которое Анастасия Ивановна посвятила правнукам - Оле Мещерской, Андрею и Григорию Потерилло; фрагменты очерков писательницы.

 

Душевная беседа

Сегодня гостями музея Анастасии Цветаевой были ученики Русского класса Школы национального возрождения со своим руководителем Сергеем Петровичем Князевым.

 

О нашей выставке

В областной газете "Звезда Прииртышья" 15 февраля опубликована статья о нашем музее, предстоящем 130-летии А.И. Цветаевой и выставке рукописей писательницы, которая откроется 18 февраля в 12.00. Ждём на презентацию!

Духовные ценности

Зеркало времени

      В 2024 году исполняется 130 лет со дня рождения замечательной русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой, чья жизнь многие годы была связана с Павлодаром. Именно здесь она начала писать главный труд своей жизни – книгу «Воспоминания», которая посвящена её старшей сестре Марине Цветаевой и сейчас известна во всём мире; здесь написано немало рассказов и очерков; из Павлодара велась переписка со многими известными поэтами и писателями.

     4 января 2013 года в Славянском культурном центре Павлодара, в 210 офисе Дома дружбы открылся  первый в мире музей Анастасии Цветаевой.  Цветаевских музеев немало, большей частью они посвящены Марине Цветаевой, два музея – Марине и Анастасии Цветаевым (Александров и Феодосия), один музей носит имя семьи Цветаевых (Ивановская область). А музей А.И. Цветаевой пока один – павлодарский.  В основу  музея легла личная  коллекция материалов, книг, фотографий о семье Цветаевых поэта, журналиста, лауреата литературной премии им. Марины  Цветаевой, члена Союза писателей Казахстана Ольги Николаевны Григорьевой. Большую поддержку в становлении музея оказывали и оказывают председатель правления Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина и сотрудник музея П. Васильева Татьяна Сергеевна Корешкова, добровольные и незаменимые помощницы музея – Лидия Семёновна Прохорова и Лариса Ивановна Деркунская. В 2020 году музей А. Цветаевой в Павлодаре вместе с музеем истории города Кокшетау стал дипломантом Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» за проект «Анастасия Цветаева в Казахстане».

     Как готовится павлодарский Цветаевский музей к 130-летнему юбилею писательницы, какие интересные встречи ждут павлодарцев в этом году – об этом рассказывает руководитель общественного музея Анастасии Цветаевой Ольга Григорьева:

     - Конечно, мы заранее думали о том, как достойно отметить 130-летие нашей любимой писательницы. Юбилейные встречи начались с января. Так, наш традиционный – уже десятый! – Цветаевский каток 4 января был посвящён этой дате. На каждый месяц этого года запланировано какое-то интересное тематическое мероприятие. 18 февраля мы откроем в музее выставку рукописей писательницы, которые хранятся в наших фондах. Для литературного музея такие экспонаты – самые дорогие. Гости музея увидят их впервые. Это оригиналы рукописей очерков А. Цветаевой «Моя Голландия», «Эстония», «Коктебель», сказки «Черепаха», стихотворения «Муха», нескольких эссе и рассказов. В музее хранятся 18 её рукописей и 9 машинописных экземпляров произведений, с автографами и поправками автора.

     Кстати, сейчас идёт работа по составлению сборника автографов А. Цветаевой к её 130-летию. Мы решили назвать этот сборник «Зеркало времени» – настолько Цветаевские автографы отражают время, в которое она жила…

     - А кроме рукописей, что ещё будет в нём представлено?

     - Это, прежде всего, автографы на книгах. Анастасия Ивановна подписывала и дарила родным и друзьям не только свои книги, но и книги сестры – Марины Ивановны Цветаевой. Внучка А.И. Цветаевой Ольга Андреевна Трухачёва (она, кстати, родилась в Павлодаре, сейчас живёт в США) передала в музей почти всю семейную библиотеку, в которой около ста книг – с автографами А. Цветаевой.    49 автографов – на журналах, где были опубликованы произведения писательницы.  Что поражает, когда знакомишься с содержанием надписей А.И. Цветаевой и узнаёшь их количество - это её немыслимая работоспособность и творческое долголетие. По этому каталогу автографов можно будет проследить огромное количество публикаций писательницы в журналах и газетах (особенно в 80-90-е годы). Это и «толстые» литературные журналы: «Новый мир», «Дружба народов», «Москва», «Знамя», «Аврора», «Звезда», популярные журналы «Наука и жизнь», «Юность», «Огонёк»; журналы союзных республик – казахстанский «Простор», латвийский «Даугава», «Литературная Грузия»; журналы «Музыкальная жизнь» и «Советская литература» (на польском языке). Причём, большинство этих публикаций вышли в свет, когда писательнице было далеко за 80… Поражаешься не только количеству написанных произведений, но и тому, как она после публикаций находила время на все эти многочисленные подписи, а затем и отправку книг и журналов адресатам.

     Так, свою книгу «Воспоминания» Анастасия Ивановна, уже живя в Москве, обязательно присылала тем людям, с кем общалась в Павлодаре. В нашем музее хранятся экземпляры «Воспоминаний» и других книг с автографами, адресованными павлодарцам Гуляре Шамилевне Чистяковой, семье Щербинко, Галине Николаевне Шишкиной и многим другим. Будут представлены в будущем каталоге и автографы на фотографиях, открытках, пластинках, хранящихся в нашем фонде.

     - Раз речь зашла об издательской деятельности музея, напомните, пожалуйста, о предыдущих изданиях.

     - Да, их уже 16, полный список наших изданий можно посмотреть в Википедии на странице нашего музея И каждое можно назвать уникальным. Например, три нотных сборника. По инициативе Гуляры Шамилевны  Чистяковой, которая была педагогом по музыке Ольги Трухачёвой, 12 павлодарских композиторов и бардов написали  песни на стихи Анастасии  Цветаевой. Сборник «Верую в добро» (2014 года)  включает ноты 40 песен!  В  2016 году был выпущен ещё один нотный сборник – песни на стихи, посвящённые А. Цветаевой, под названием «Душа Анастасии». А в 2017-ом  вышел в свет нотный сборник «Гори, Цветаевский костёр!» (песни, посвящённые Цветаевским кострам).

     Сборник стихотворений «Связующая век и миг», посвящённых А.И. Цветаевой (подготовленный нашим музеем) вышел тремя изданиями – в Павлодаре, Барнауле и Москве. В него вошли стихи Марины Цветаевой, посвящённые младшей сестре, и стихотворения наших современников – 36 авторов.  Говоря о книгах, изданных музеем, нельзя не сказать о сборнике детских сказок «Три воздушных шарика» (к 120-летию А. Цветаевой) и книге биографов писательницы  – Глеба  Васильева и Галины  Никитиной «Встречи-свидания с А.И. Цветаевой», которые передали из Москвы рукопись и более 150-и уникальных фотографий в Павлодар. Книга была выпущена в 2017 году.

      Большую популярность снискал  «Цветаевский календарь», выпущенный музеем на 2018 год, фотографии в который были взяты из фондов музея и сопровождались отрывками из произведений А.И. Цветаевой. А в  2019 году вышел в свет сборник стихотворений «Две сестры, две слезы, две дороги», посвящённый Марине и Анастасии Цветаевым, Цветаевским музеям и Цветаевским кострам. Его авторы – 29 павлодарских поэтов и бардов. В том же году музей выпустил к 125-летию А. Цветаевой «Календарь для записи памятных дат» с фотографиями из фондов музея.

   В 2021 году вышла необычная книга-альбом «Цветаевские кошки». В 2022 были опубликованы материалы 9-ой Цветаевской читательской конференции под названием «Поэт, связавший времена». В начале 2023 закончилась большая работа сотрудников музея по подготовке к печати переписки А.И. Цветаевой с её многолетним другом В.Я. Ионасом. Эта солидная книга (424 страницы) вышла в свет, была презентована в областной библиотеке им. Торайгырова и уже поступила во все Цветаевские музеи и ведущие библиотеки Казахстана и России.

   - Вернемся к юбилейным мероприятиям музея. Что ещё намечено на этот год?

   -  В марте пройдёт встреча из цикла «Окружение А.И. Цветаевой», посвящённая 150-летию известного русского философа Николая Александровича Бердяева. Мы стараемся знакомить посетителей музея не только с биографией и творчеством самой писательницы, но и с теми персонажами, которые сыграли важную роль в её жизни. Именно Бердяев  давал рекомендацию для вступления А. Цветаевой в Союз писателей в 1921 году, они много общались, пока учёный не был выслан из России на известном «философском пароходе» в 1922 году вместе с другими деятелями науки и культуры. Есть малоизвестный очерк А.И. Цветаевой «О Н.А. Бердяеве», который вошёл в книгу «Букет полевых цветов», изданную в Москве в 2023 году.  Её, кстати, Ольга Трухачёва подарила в прошлом году не только музею, но и павлодарской областной библиотеке им. Торайгырова.  

     Интересно, что, изучая автографы писательницы, немало сведений мы почерпнули и из автографов других членов семьи, к примеру, сына А. Цветаевой Андрея Борисовича Трухачёва. Так, в 11 номере журнала «Юность» за 1989 год, на последней странице, в разделе «В номере» мы обнаружили небольшую запись А. Трухачёва. Сделана она под рубрикой «Наша публикация. Николай Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма». Андрей Борисович пометил: «Мама и я бывали у него в 1922 г.» (Подпись). Это ведь целая страница жизни писательницы! В известном «Хронологическом обзоре жизни и творчества А.И. Цветаевой» её литературный секретарь Станислав Айдинян пишет, что в 1922 году А. Цветаева «бывает в гостях у Н.А. Бердяева в Малом Власьевском переулке в районе Пречистенки… У Бердяева она встречает П.А. Флоренского, которому в конце жизни посвятит очерк «О поэме «Оро» отца Павла Флоренского, написанной им в заключении». И вот благодаря краткой записи А.Б. Трухачёва в журнале «Юность» теперь можно добавить, что писательница приходила к Бердяеву вместе с десятилетним сыном Андреем… Вот так, по крохам, пополняются факты биографии А. Цветаевой.

   В апреле мы будем отмечать 30 лет со дня выхода книги А.И. Цветаевой «Сказки». Пригласим на встречу школьников, которые стали добрыми друзьями нашего музея.

   А 24 мая, в День  славянской письменности и культуры, состоится традиционная  Цветаевская читательская конференция. Уже несколько лет она проходит в Центре детского чтения имени С. Баязитова по улице Луначарского, и место выбрано не случайно, так как в эту библиотеку ходила вместе с внучками А.И. Цветаева, когда жила в Павлодаре. К этой дате намечен ещё один издательский проект музея – выпустить небольшой иллюстрированный сборник рассказов, написанных именно в Павлодаре. Рисунки делает наша землячка, замечательная художница Анна Шейда, которая сейчас живёт в Санкт-Петербурге. Надеемся подарить новый сборник всем участникам читательской конференции!

     - За 11 лет работы музея у него появились и другие  традиционные мероприятия?

     - Да, их несколько. Кроме упомянутых Цветаевского катка и читательской конференции, уже много лет в Ленпарке (сейчас Сквер детства) 1 июня мы проводим традиционный «Праздник детства», посвящённый Международному Дню защиты детей.

     И, конечно, традиционный литературно-музыкальный праздник – Цветаевский костёр, который в этом году в сентябре будет уже двадцатым! На него обещает приехать внучка писательницы Ольга Трухачёва (сообщила, что уже взят билет в Астану), она дорогая для нас гостья и очень интересный собеседник. На 21 сентября мы наметили встречу с ней в областной библиотеке им. Торайгырова, а 22 сентября она будет выступать на 20-ом павлодарском Цветаевском костре. Дай Бог, чтобы все наши планы сбылись!

     - Судя по сайту Славянского центра, мероприятия в музее проходят гораздо чаще, чем раз в месяц…

     - Конечно, я назвала только крупные тематические встречи. А ведь кроме них мы постоянно принимаем экскурсии из школ и вузов города; гостей, которые приезжают в Павлодар и интересуются творчеством Анастасии Цветаевой; отмечаем какие-то памятные даты в жизни А. Цветаевой или других членов талантливой Цветаевской семьи. К примеру, 1 февраля был день рождения сына Марины Цветаевой Георгия Эфрона, очень талантливого мальчика, чью жизнь в 19 лет оборвала война. В музее хранятся его книги (изданные дневники, письма), другие публикации. Несколько лет назад я вместе с представителями Московского и Александровского Цветаевских музеев ездила в Беларусь на место его гибели у деревни Друйка, сделала много фотографий. В общем, было о чём рассказать…

     В музее встречаются члены павлодарского литературного объединения имени Павла Васильева; члены литературного кружка «Имена, прославившие Прииртышье», который организовала в прошлом году кандидат педагогических наук, преподаватель педагогического университета им. А. Маргулана Галина Николаевна Старченко.

     Кроме того, почти каждый месяц музей пополняется какими-то новыми экспонатами, материалами, и мы устраиваем их презентацию: в республиканском журнале «Простор» вышла публикация об интересных экспонатах нашего музея; пришли новые материалы из Вологды, Уфы, Санкт-Петербурга; прислали  новую книгу цветаеведа Екатерины Лубянниковой из Москвы. Со всеми новыми поступлениями мы знакомим друзей музея. В общем, у нас не бывает скучно… Надеемся, что встречи, посвящённые 130-летию Анастасии Ивановны Цветаевой, запомнятся павлодарцам и откроют им много нового о жизни и творчестве этой замечательной писательницы.

      - Успехов музею в юбилейном Цветаевском году!

Ю. ДМИТРИЕВ.

Фотографии из фондов музея Анастасии Цветаевой.

На фото:

А.И. Цветаева со старшей внучкой Ритой в павлодарском Ленпарке, 1958 год.

 

Книги с автографами писательницы.

Оригинал стихотворения А. Цветаевой «Любовь» (было опубликовано в сборнике её стихотворений «Мой единственный сборник» в 1995 году).

 

 

 

 

 

 

 

Наши поздравления!!!

Вчера Генеральный консул РФ в Усть-Каменогорске Алан Александрович Хетагуров торжественно вручил председателю Славянского центра Павлодара Татьяне Ивановне Кузиной Благодарственное письмо от Министра культуры России Ольги Любимовой. Приём в консульстве посвящался Дню дипломатического работника России, который отмечается 10 февраля.

В «Благодарности» Министра культуры говорится, что Татьяна Ивановна Кузина награждается «за большой вклад в развитие международного взаимодействия в сфере культуры и искусства, популяризацию русского языка и культуры».

Поздравляем!!! Гордимся!!!

Мастер волшебного звона

Каждый день в год 130-летия А.И. Цветаевой радует нас поступлением новых материалов, новой информации по Цветаевской теме! Литературный секретарь А.И. Цветаевой Станислав Артурович Айдинян прислал интересный материал, опубликованный в интернет-журнале "Прихожанин". Он посвящён герою книги Анастасии Ивановны "Мастер волшебного звона" - Константину Сараджеву. Публикация, несомненно, не оставит равнодушным тех, кто интересуется творчеством А. Цветаевой.

 

Котик спасает колокола

Мария Козлова,
кандидат искусствоведения,
экскурсовод Данилова монастыря

Последний раз прозвучали колокола для русских людей, уже советских граждан, в 1930 году. Тогда в СССР вышел «Указ о повсеместном запрещении колокольных звонов». Осенью можно было наблюдать такую картину: два американца заходят в Московскую консерваторию в поисках Константина Сараджева, известного на всю столицу звонаря. Позже Анастасия Ивановна Цветаева напишет о нем повесть «Сказ о звонаре московском», а затем и книгу «Мастер волшебного звона».

О том, что колокольня Данилова монастыря разрушена, а колокола отправлены на переплавку, узнал американский бизнесмен Чарльз Крейн. Чарльз Ричард Крейн хорошо знал Россию, посетив ее по делам семейного бизнеса с 1894 по 1930 год 23 раза. Интересен такой факт: Крейн одним из первых в США собрал большую коллекцию русского искусства. В ней были и русские иконы, и картины Василия Верещагина, Ивана Билибина, Филиппа Малявина, Николая Рериха.

Ч.Р. Крейн при помощи археолога Томаса Виттемора выкупил все восемнадцать колоколов и подарил их знаменитому Гарвардскому университету. Сопровождать колокола и разместить их, на специально для этого возведенной звоннице «Лоуэлл Хаус», – с таким предложением появились на пороге консерваторской квартиры Сараджевых те самые два американца, помощники предпринимателя Крейна.

 

Дверь им открыл Котик. Так ласково в семье называли сына профессора Московской консерватории, дирижера Константина Соломоновича Сараджева и пианистки, ученицы Сергея Рахманинова, Натальи Ниловны Филатовой. Их феноменально одаренный сын мог по звучанию определить любой из 4000 колоколов Москвы. Когда начали разрушать храмы, монастыри, колокольни, Константин Константинович пытался спасти колокола. Он составил список из тех, которые, как национальное достояние, необходимо было сохранить. Среди них и ансамбль из восемнадцати колоколов Данилова монастыря. В музейном архиве обители есть карандашный рисунок Сараджева, на котором план размещения колоколов на гарвардской звоннице. Впервые они там зазвучали на Пасху 1931 года по католическому календарю.

Котик согласился сопровождать колокола в Америку. Не продумав, что на это уйдет столь долгое время, он выехал в чем был, не взяв с собой теплую одежду. В ноября 1930 года Сараджев, занимаясь установкой колоколов, очень сильно простудился. Его поместили в больницу при университете. Когда звонарь выздоровел, ему вручили чек на пятьдесят долларов и отправили на Родину. Американцы не понимали той тщательности, с которой Сараджев занимался вверенным ему делом. И вообще считали его странным, чудаковатым человеком. Установку колоколов уже проводили без «мастера волшебного звона».

В семь лет Котик гулял с няней по Пречистенской набережной и услышал звон, доносившийся из Замоскворечья. Сердце ребенка учащенно забилось, голова сделалась холодной, по всему телу разлилась сладкая дрожь. «Я впервые увидел музыку: из темноты возникло яркое ядро, и во все стороны оно испускало разноцветные лучи звуков, передо мной стояла огромная масса тонов, поражая своей величественностью», – вспоминал впоследствии Константин Сараджев. А тогда мальчик заплакал и потерял сознание. После случившегося у Котика открылся редчайший дар. Если мы в одной ноте улавливаем два-три звука, то он стал слышать в каждой ноте 243 звука. В октаве он слышал 1701 звук, в одном бемоле – 121 бемоль, в каждом диезе – 121 диез. Он стал слышать звучание людей, домов, предметов. Вот как это описывает Анастасия Цветаева: «Он вдруг остановил свой рассказ. Порывисто привстав, потрогал пальцем хрустальную сахарницу. – Удивительно! – вскричал он пораженно, как будто увидев друга – типичная сахарница в стиле до 112 бемолей! И он погладил ее как гладят кота». Рассматривая фотографию, где две сестры Цветаевы вместе, Сараджев сказал: «Марина – ми 17 бемолей минор, Анастасия – ми 16 диезов мажор». Дар Котика заключался еще и в том, что он начал видеть цветовой ряд звука. Например, нота ре – желтая, нота ми – ярко-голубая, соль – темно-синяя, соль-диез – светло-синяя, соль-бемоль – серебристо-белая.

С детства учившийся играть на скрипке и рояле, он все больше внимания уделяет колоколам. Мальчик собирает коллекцию колокольчиков, развешивает их по дому и вслушивается в звучание каждого. В 14 лет подросток впервые поднимается на колокольню и ударяет в церковный колокол. Константин звонит на разных колокольнях Москвы. У него появляются поклонники, приходящие специально послушать его игру. Среди них известные композиторы Глиэр, Мясковский, Гедике, Ипполитов-Иванов. Позже в теоретическом труде «Музыка-колокол» Сараджев писал: «Видимо, колокол всего ближе способен передавать звуки, имеющиеся в природе, благодаря своим обертонам и богатству звучания сложных сплавов, входящих в него металлов, и искусству колокольного литья».

Уже будучи известным мастером колокольного звона, Константин Сараджев мечтал расширить применение колокола как музыкального инструмента, вывести его за стены церковной ограды. Спасая от уничтожения уникальные колокола, он писал М.П. Аркадьеву, заведующему сектором искусств Наркомпроса: «Я звонил во многих церквах, но в некоторых церквах считали, что звоню я не так, как следовало бы, что это – грех именно так звонить, что Господь накажет меня за такой звон; лица, слышавшие мой “звон”, говорили, что он совершенно не таков, какой должен быть церковный, и что было бы замечательно, если бы удалось мне устроить колокольню, которая была бы чисто художественно-музыкальной, концертной...»

Но просьбы Сараджева остались без ответа. Тогда он начинает спасать звучание колоколов. В Пушкинском доме в Санкт-Петербурге была найдена рукопись Сараджева, где он записал нотные звучания 317 звуковых спектров (обертоновых рядов) самых крупных колоколов всех московских церквей (всего 295 колоколен и звонниц). Эта работа была опубликована в 1977 году в ежегоднике «Памятники культуры – открытия». По этим записям уже в наши дни удалось восстановить часть утраченных колоколов, они обрели вторую жизнь. А ансамбль колоколов Данилова монастыря, сопровождаемый Котиком за океан, вернулся в XXI веке в Россию. 24 июля 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящал копии Даниловских колоколов, отлитых в Воронеже, перед их отправкой в США. Почти в то же время в Гарварде был снят первый из 18 старинных даниловских колоколов. Он прибыл в обитель 12 сентября 2007 года. Остальные 17 прибыли в сентябре 2008-го.

Константин Сараджев погиб в 1942 году в возрасте 42 лет при попадании бомбы в неврологическую больницу в Подмосковье, где он находился на лечении. Звон колоколов воскрешает в нас, современных прихожанах Данилова монастыря, память об уникальном человеке – «мастере волшебного звона».

 

 

 

Из окружения А. Цветаевой

Раздел музея Анастасии Цветаевой "Окружение писательницы" пополнился книгами Валерия Брюсова (1945 г. издания!) и Анатолия Виноградова. С ним сестры Цветаевы общались в юности, связаны с Анатолием Корнелиевичем и другие страницы жизни АЦ.

 

Пластинка Анны Герман тоже относится к этому разделу, так как Анастасия Ивановна встречалась с певицей, переписывалась, а затем написала о ней очерк, он был опубликован в книге "Неисчерпаемое".

 

Это всё подарки музею от Ларисы Ивановны Деркунской. Лариса Ивановна передала в музей и дорогую для неё книгу Анны Саакянц "Жизнь Цветаевой" - одну из первых основательных биографий Марины Цветаевой.


Спасибо дарителям, щедрым сердцам!

Читаем вслух

7 февраля отмечается Всемирный день чтения вслух. Славянский центр отметил эту дату чтением книг, посвящённых 80-летию освобождения блокадного Ленинграда. Молодёжь и старшее поколение Центра читали стихи Ольги Берггольц и Джамбула Джабаева, Даниила Гранина, Павла Лукницкого, Александра Чаковского.

Одним из главных свидетельств страшных лет блокады стала «Блока́дная кни́га» (1977—1982) — документальная хроника блокады Ленинграда, написанная в соавторстве Даниила Гранина с Алесем Адамовичем. Авторы собрали 200 рассказов блокадников, которые были записаны на магнитофонную ленту. Общий объём материала составил 4000 страниц. Впервые часть её была напечатана с купюрами в журнале «Новый мир» (№ 12 за 1977 год, «Главы из блокадной книги»), опубликована книга была в 1979 году с последующими переизданиями.

О том, как Даниил Гранин вместе с Адамовичем собирали материал для своей книги, мы прочитали в мемуарах Даниила Гранина «Причуды памяти».

Из трёхтомника Павла Лукницкого «Ленинград действует» мы прочли фрагмент очерка из третьего тома под названием «Пароход «Казахстан» - о героическом экипаже парохода, когда оставшиеся в живых семь человек команды под непрерывным огнём фашистов смогли спасти в трагическом переходе от Таллина до Кронштадта две тысячи человек… На долгий период блокады этот искорёженный бомбёжками пароход остался в Ленинграде. И уцелевшие моряки «Казахстана» в сентябре  1943 года решили восстановить судно. Они почти всё делали вручную, к тому же немцы, следившие за их работой через стереотрубы, часто обстреливали пароход. Это было чудом и подвигом – в блокаду, голодными, истощёнными людьми пароход был полностью восстановлен. В мае 1944 года «Казахстан» встал у пирса, и капитан Беклемишев доложил наркому Морского Флота, что пароход готов выйти в рейс для выполнения любого боевого задания!

Каждый из присутствующих выбрал какой-то отрывок из представленных книг и с выражением читал его. Трагедия осаждённого Ленинграда взволновала каждого, присутствующего на встрече.

Читает Елизавета Красноперова

Читает Кирилл Смирнов

Читает Кирилл Журавлёв

Читает Артур Графиков

О самоотверженном труде железнодорожников в снабжении осаждённого города, в эвакуации блокадников написано в книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне».

Молодёжь заинтересовалась уникальной книгой «Восстановление памятников архитектуры Ленинграда». В этом объёмном труде описывается, как защищали, маскировали памятники  архитектуры во время блокады; какой огромный труд был проведён после войны по восстановлению шедевров города на Неве – зданий, дворцов, церквей.

А современное издание «Санкт-Петербург и пригороды» убеждает, каким чудом архитектуры стал город, который Гитлер своим приказом хотел «снести с лица земли»… Обороне и блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны посвящены сейчас в городе как отдельные памятники (обелиск «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания и другие), так и грандиозные мемориальные комплексы. Это «Монумент героическим защитникам Ленинграда» на площади, завершающей Московский проспект, и Пискаревское мемориальное кладбище, которые являются одновременно и  музеями. На кладбище захоронено более 450 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих.

Перед входом на Пискарёвское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью:

С 8 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803 человек.

По гранитным ступеням лестницы, ведущей от Вечного огня посетители выходят на главную аллею протяжённостью 480 метров, которая ведёт к величественному монументу «Мать-Родина». На гранитной стене, расположенной позади монумента, высечены строки Ольги Берггольц:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

 

Стихи Ольги Берггольц читает Л.В. Шейда

Подарок из Москвы

 

Московский Дом-музей Марины Цветаевой выпустил солидный сборник «Статьи. Исследования. Публикации» Екатерины Ивановны Лубянниковой (1953-2021) – известного цветаеведа, исследователя творчества Марины и Анастасии Цветаевых, лауреата премии имени Марины Цветаевой. Тираж сборника небольшой, и как мы рады и благодарны другу нашего музея, крестнице А.И Цветаевой Ирине Дмитриевне Карташевской за то, что она купила в московском музее и выслала в Павлодар этот сборник!

Анастасии Ивановне Цветаевой посвящено в книге несколько интереснейших публикаций: «Рецензии на ранние книги А.И. Цветаевой»; «А.И. Цветаева. Письмо  к отцу»; «Из неизданной переписки сестёр Цветаевых». Екатерина Ивановна была, без преувеличения, уникальным исследователем – столько «цветаевских открытий», архивных находок, затем подробнейшим и тщательнейшим образом прокомментированных! Среди цветаеведов ходила добрая шутка: у Лубянниковой комментарии всегда больше публикаций! А сколько в этих комментариях бесценной и абсолютно надежной, проверенной информации!

Как мы были благодарны Е.И. Лубянниковой за участие и помощь при издании книги переписки А.И. Цветаевой и В.Я. Ионаса, которую выпустил павлодарский Цветаевский музей в 2023 году. Работа была долгой и кропотливой. Мы созванивались и переписывались с Екатериной Ивановной, уточняя какие-то детали, факты, фамилии… Увы, она не увидела изданной книги. Её неожиданный уход в августе 2021 года стал для всех большим ударом, невосполнимой утратой.

Кстати, Е.И. Лубянникова фигурировала и в другой книге, изданной павлодарским музеем Анастасии Цветаевой в 2017 году. Г.К. Васильев и Г.Я. Никитина (А. Цветаева называла своих помощников и биографов «Глебы») передали  в музей рукопись своей книги «Встречи-свидания с Анастасией Ивановной Цветаевой». Вот что было написано в именном указателе книги о Лубянниковой: «Окончила физический факультет ЛГУ. Работала программистом. Имеет ряд публикаций по специальности. Увлекшись творчеством и личностью М. Цветаевой, вступила в переписку с А.И. Цветаевой и лично познакомилась с ней в 1974 году. Исследования эпистолярного наследия М. Цветаевой быстро ввели Лубянникову в круг филологов-цветаеведов, и в 1970-1980-е годы она создаёт уникальную картотеку по этой теме. За три десятилетия работы Е. Лубянникова стала одним из самых уважаемых знатоков жизни и окружения М. Цветаевой. Сохранилось 168 её писем к А.И. Цветаевой за 1973-1988 годы».

Как пишет в предисловии новой книги одна из составителей -  Елена Баурджановна Коркина, настоящий сборник трудов Е.И. Лубянниковой «представляет собой лишь вершину айсберга, невидимой частью которого является обширный архив, согласно её воле принятый на постоянное хранение в Дом-музей Марины Цветаевой». Но даже в этой «вершине айсберга» столько открытий! К примеру, «Неизданное письмо М.И. Цветаевой к В.Н. Буниной»; «О дворянстве Цветаевых»; «О родстве Цветаевых с царской семьёй»; «Неизвестное письмо Валерии Ивановне Цветаевой к Антону Павловичу Чехову 1901 года»…. Некоторые исследования были опубликованы в различных изданиях, многие из которых сейчас малодоступны; три доклада публикуются впервые.

Е.Б. Коркина выражает надежду, что когда-нибудь богатейшее собрание Е.И. Лубянниковой – «рукописные копии документов из отечественных и зарубежных архивов, письма современников Марины Цветаевой и исследователей её творчества, живые документальные свидетельства ушедшей эпохи, собранные по всему миру, - станет ценнейшей базой для будущих исследователей»…

А сегодня мы благодарны составителям книги и московскому Дому-музею Марины Цветаевой за появление этого сборника избранных работ Екатерины Ивановны Лубянниковой, изданного с любовью и благодарной памятью.

Ольга Григорьева.

 

ПРИГЛАШАЕМ НА ВСТРЕЧИ!

Мероприятия к 130-летию А.И. Цветаевой

(27 сентября 2024 г.)

18 февраля 2024 г. – Выставка-презентация «Рукописи Анастасии Цветаевой» (из фондов музея А. Цветаевой). – Дом дружбы, оф.210, 12.00

17 марта – Из цикла «Окружение А.И. Цветаевой». 150 лет философу Н. Бердяеву. Очерк А.И. Цветаевой «О Н.А. Бердяеве». Дом дружбы, оф.210, 12.00

14 апреля – 30 лет со дня выхода книги А.И. Цветаевой «Сказки». Дом дружбы, оф.210, 12.00 (с учениками СШ-43).

24 мая – традиционная Цветаевская читательская конференция. Центр детского чтения им. С. Баязитова, 12.00 (с участием студентов педуниверситета, педколледжа и школьников).

1 июня – традиционный «Праздник детства», посвящённый Международному Дню защиты детей. Презентация новой книги для детей «Три рассказа» Анастасии Цветаевой (рассказы, действие которых происходит в Павлодаре). Сквер детства, 12.00.

21 сентября – Встреча с внучкой А.И. Цветаевой Ольгой Трухачёвой (США). Презентация «Каталога автографов», изданного музеем А. Цветаевой. Областная библиотека им. Торайгырова, 15.00.

22 сентября – традиционный литературно-музыкальный праздник:  20-й Павлодарский «Цветаевский костёр» с участием О.А. Трухачёвой. Сквер детства, 15.00.

 

Памяти поэтов

Час памяти недавно ушедших из жизни павлодарских поэтов и бардов Маулена Кожахметова и Николая Полякова прошел 14 января в музее Анастасии Цветаевой Славянского центра. Маулен Кожахметов - бард, организатор фестивалей и конкурсов, две его песни вошли в нотные сборники, выпущенные музеем А. Цветаевой.

 

Тепло вспоминали о нём члены литобьединения им. Павла Васильева Елена Вайберт, Наталья Млынцева.

 

О Николае Полякове говорили его студенческие друзья Гайдар Саркыншаков, Александр Смутный, журналист Федор Ковалев, Татьяна Корешкова, Людмила Лебедева. Серик Кусаинов принес на встречу новую книгу Н. Полякова, изданную в Усть-Каменогорске. Звучало много его стихов и песен...

 

Светлая память талантливым людям.

Фонды пополняются

Музей Анастасии Цветаевой Славянского центра Павлодара выпустил в начале 2023 года большой том переписки А. Цветаевой с Владимиром Яковлевичем Ионасом - ленинградским юристом, учёным, поэтом, философом. И вот сегодня раздел музея об этом замечательном человеке пополнился новыми материалами, это публикация в двух номерах литературного журнала "Звезда" (Санкт-Петербург, №№ 8,9, 2023) переписки Ионаса с другой его корреспонденткой, литературоведом Т. Хмельницкой «Всегда с радостным нетерпением жду Ваших писем».

 

Как пишет во вступительной заметке дочь В.Я. Ионаса Наталия Владимировна Скворцова, «участники публикуемой ниже переписки были людьми «скромной судьбы», но разной степени известности. Тамара Юрьевна Хмельницкая (1906—1997) — легендарный ленинградский литературовед, критик и переводчик, друг и воспитатель литературной молодежи, хранитель научных и человеческих идеалов своих учителей — Б. М. Эйхенбаума и Ю. Н. Тынянова. Владимир Яковлевич Ионас (1900—1988) — доктор юридических наук, специалист по авторскому праву, автор двух книг, посвященных критерию творчества в этой юридической области, — был известен при жизни только узкому кругу правоведов…» Но сейчас, надо добавить, он известен и широкому кругу цветаеведов – как друг и корреспондент писем Анастасии Ивановны Цветаевой, автор воспоминаний о ней (очерк «Сложная и противоречивая натура» в книге «Последний луч Серебряного века», Москва, ДМЦ, 2010).

И как приятно, что и во вступительной статье, и в дальнейших комментариях упоминается наша книга Переписки, изданная в Павлодаре!

 

Владимир Яковлевич был настоящим поэтом. Его стихотворение «Метроном», прозвучавшее на встрече в музее, впечатлило всех присутствующих. Стали открытием и другие его стихи, опубликованные в «Стихотворном приложении» к переписке…

Метроном

Когда я ночью слышу метроном

И время мне нашептывает в уши:

Мужайся, старый мир идет на слом,

И не жалей, он должен быть

разрушен, —

Я понимаю правду этих слов,

Приветствую грядущее мгновенье…

Но, боже мой, как страшен ход веков

И как безмерны

жертвоприношенья!

«Я знаю, Вы не любитель «умственных» стихов, - пишет В. Ионас Т. Хмельницкой в этом письме (от 5.08.1984) - тем не менее отдаю их на Ваш нелицеприятный суд.

Будьте здоровы.

Ваш В. Я.

Р.S. Метроном понятен только тем, кто пережил блокаду Ленинграда».

Сколько замечательных, оригинальных и глубоких суждений о творчестве, литературе, писателях, поэтах, о Толстом и Тургеневе, Блоке и Пастернаке найдёт читатель в этих письмах… Нам, конечно, наиболее интересны те страницы, где упоминаются Цветаевы.

К примеру, в письме Хмельницкой: «…у Пастернака и М. Цветаевой — у каждого по-своему — задыхающийся бег по ассоциациям, захватывающий всё новые и новые слои жизни, спутанный, взрывчатый, напряженный захлеб чувств с внезапными сцеплениями образов. А у совсем молодых сегодня — читателю приходится быть водолазом, ныряющим на дно стиха, чтобы уловить смысл, и часто возвращающимся с пустыми руками».

А вот фрагмент письма Ионаса об Ахматовой, в котором упоминается А.И. Цветаева:

25. ИОНАС — ХМЕЛЬНИЦКОЙ

25 VII. 1984,

Ленинград

Дорогая Тамара Юрьевна!

Я недавно перечитал в третий или 4-й раз «Поэму без героя» А.

Ахматовой. Я люблю ее творчество и особенно те стихи, которые читал в

юности. Она была для меня всегда ясной и открытой, но пишущей

сдержанными строками о том, что бушевало в ее сердце и пропускалось

как бы через узкую воронку, получая напор струи, стесненной скупыми

рамками слова. Эта напряженность ее стиха всегда создавала у меня

впечатление недосказанности ее чувств и мыслей…

И вот, я читаю «Поэму без героя», читаю, не понимая того, что

стоит за словами, борюсь с этой преградой, создаваемой словом…

……………………..

Хотите знать, дорогая Тамара

Юрьевна, как я объясняю себе парад

масок в «Поэме»? Но прежде расскажу

Вам, что я слышал о сравнении

Ахматовой с М. Цветаевой.

В августе 1978г. Ан<астасия>

Ив<ановна> Цветаева и Евг<ения>

Фил<ипповна> Кунина, будучи у меня в

гостях, обсуждали то описание встречи

Ахм<атовой> с М. Цветаевой, которое

дала дочь М. Цв<етаевой> — Ариадна

Сергеевна в своих воспоминаниях.

Оспаривая мнение Ар<иадны>

Серг<еевны>, будто Марина —

безмерность, тогда как Ахматова —

гармония и поэтому, дескать, Марина

могла понять Ахматову, тогда как

Ахматова понять Марину не могла, Ан<астасия> Ив<ановна>сказала:

«Гармония и безмерность вовсе не

самостоятельные вещи, которые можно

отбросить одну налево, другую направо.

Гармония — это безмерность

организованная, это оркестр,

составленный из безмерного». Марина,

сказала Ан<астасия> Ив<ановна>,

читала Ахматовой и потом переписала

для нее «Поэму воздуха», к<ото>рую

Ахматова вряд ли могла понять, т. к это

самое загадочное произведение в

литературе, его понять не смогла и

Ан<астасия> Ивановна…»

На встрече в музее прозвучали фрагменты и других писем В. Ионаса, посвящённых религии, философии, смыслу жизни. Спасибо публикаторам переписки (Ю. Волхонский, И. Кукуй, Н. Скворцова) и журналу «Звезда» за возможность прикоснуться к высокому миру культуры, явленному в этих письмах двух ярких личностей; насладиться прекрасным русским языком, которым эти письма написаны.

Увидели гости музея и другие материалы, связанные с В.Я. Ионасом, к примеру, вот такое самиздатовское издание воспоминаний В. Ионаса об А. Цветаевой из серии небольших книжек, выпущенных в своё время друзьями и биографами писательницы "Глебами" (Глеб Казимирович Васильев и Галина Яковлевна Никитина), с текстом из журнала "Грани" (№№ 198, 199, 2001 г.):

А раздел музея о Марине Цветаевой пополнился пластинкой «Песнь любви. Лирика разных народов», на которой стихи Марины Ивановны читает народная артистка России Антонина Кузнецова. Мы их сразу и послушали!

 

Наша благодарность Данилу и Юрию Поминовым, доставившим новые экспонаты в музей из Санкт-Петербурга и Омска!

На каникулах - в музей!

Зимние каникулы - самое время для посещения музеев! На улице холод, мороз, метель, а в музее Анастасии Цветаевой - тепло, уютно и очень интересно! - так считают пятиклассники павлодарской школы № 43!

 

Десятый, юбилейный!

Во многих городах и странах проводятся осенью Цветаевские костры – праздники поэзии и музыки, посвящённые памяти Марины и Анастасии Цветаевых.

А в Павлодаре есть ещё одна традиция – Цветаевский каток. Единственный в мире!

Вот уже в десятый раз 4 января павлодарцы дружно вышли на каток в память замечательной русской писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой.

Именно 4 января именины Анастасии и день открытия в Павлодаре Музея Анастасии Цветаевой при Славянском культурном центре.

Многие старожилы нашего города помнят, как в далёкие семидесятые годы прошлого столетия Анастасия Ивановна Цветаева на стадионе «Трактор» в зимние дни вместе с внучками «нарезала» по двадцать кругов. Да, и коньки у неё были необычные – «норвежки»!

На коньках Анастасия Цветаева любила кататься до самого преклонного возраста. И в свои глубокие 80 лет каталась в Москве на Патриарших прудах, где у неё в 16 лет была судьбоносная встреча с будущим мужем Борисом  Трухачёвым.  Они катались под звуки духового оркестра.

«Всё удаётся, все фигуры!/Ах, эта музыка и лёд!/И как легко её ведёт/ Её товарищ белокурый» (Марина Цветаева)

Младшая внучка Анастасии Ивановны Ольга Трухачёва на протяжении многих лет сотрудничает с музеем и ежегодно передаёт приветствия всем участникам Цветаевских костров и катков и вспоминает: «…маленькая , худенькая, в рейтузах и спортивной шапочке с мысиком, она была похожа на школьницу. Боялась, что мальчишки на катке забросают её снежками.

За ней, действительно, гонялись мальчишки, но, обогнав её и увидев морщинистое лицо, бросались врассыпную».

За десять лет активисты павлодарского музея Анастасии Цветаевой меняли локацию катка в разных точках города. Первоначально в 2015 году мы сделали открытие на катке у Ледового дворца «Астана». Катались мы и на катке в горсаде, на центральной площади, на берегу Иртыша.

И по законам классики, десятый каток состоялся там же, где и первый – у Ледового дворца «Астана». Мы благодарим администрацию дворца. Очень замечательно был залит каток! В нём, словно в зеркале, отражались радостно лучи солнца!

Участники были рады встрече друг с другом, звучали стихи, песни, праздничные поздравления.

Идея проведения цветаевского катка принадлежит павлодарской поэтессе, куратору детской странички «Домовёнок» газеты «Звезда Прииртышья» Елене Игнатовской.

Из года в год, от катка к катку мы приглашаем интересных людей нашего города, прославленных спортсменов.

Второй каток прошёл с участием бронзового призёра Олимпийских игр 1998 года, серебряного призёра 1995 года в классическом многоборье, известной павлодарской конькобежки Прокашевой Людмилы Вячеславовны. Она вышла на каток в таких же коньках, в каких любила кататься Анастасия Цветаева.

На третий каток мы пригласили воспитанников Людмилы Прокашевой, победителей многих молодёжных республиканских соревнований.

Несмотря на возраст, с нами на катке был и внук Анастасии Ивановны - Зеленин Геннадий Васильевич.

На десятом юбилейном катке с нами тоже были именитые спортсмены, гордость Казахстана – чемпионка Республики Казахстан среди юношества в беге на 60, 100, 200 метров по лёгкой атлетике, серебряный призёр Чемпионата Азии в эстафетном забеге – Мария Шувалова.

Много было в этот раз на катке желающих принять участие в традиционном цветаевском забеге по кругу. Была и юная фигуристка из Новосибирска.

Пришли приветствия:

из Москвы (Россия)  от руководителя Славянского культурного центра – Татьяны Ивановны Кузиной;

из Монтаны (США) от Ольги Трухачёвой:

Дорогие друзья! С Новым вас годом и наступающим Рождеством! Мои поздравления с Днем рождения Славянского центра, с днем открытия музея бабушки и ее именинами! Вы в любую погоду вместе, на катке, на коньках! Вас, энтузиастов, не остановит ни снег, ни метель , ни мороз ! Как хочется быть рядом с вами! Мое восхищение участникам Цветаевского забега и удачи им всем! Как замечательно под открытым небом будут звучать стихи о зиме, о катке, о сестрах Цветаевых. Выставка  рисунков, посвященная 10-му Цветаевскому катку, будет украшением праздника ! Пусть получение подарков согреет ваши сердца! Здоровья вам всем и вашим родным и близким! С любовью, Ольга Трухачева! Монтана, январь 2024 года.

из Омска – от  создателя и руководителя музея Анастасии Цветаевой  Ольги Николаевны Григорьевой:

Друзья мои, душою с вами!
Удачи вам! Храни вас Бог!
Стихами, памятью, коньками
Звени, Цветаевский каток!

Цветаевские катки – это сплав молодости и мудрости старшего поколения.

В преддверии десятого юбилейного катка среди учащихся русского класса школы национального возрождения имени Даржумана Ассамблеи народа Казахстана прошёл конкурс рисунков.

Победители конкурса были награждены на катке.

А Славянский культурный центр в честь своего дня рождения всем участникам десятого юбилейного катка преподнёс  сладкие  подарки!

Активисты Славянского центра, Центра активного долголетия и многие павлодарцы приходят на Цветаевский каток, чтобы провести свой тест-драйв на коньках.

«Блестят коньки,/ блестит каток,/Пушистый снег искрится,/ Надень коньки свои, дружок,/Попробуй прокатиться…»

Корешкова Татьяна Сергеевна, ведущая 10-го павлодарского Цветаевского катка.

Приглашение на Каток!

Славянский центр и Музей Анастасии Цветаевой приглашают павлодарцев 4 января 2024 года на свой традиционный зимний праздник – павлодарский Цветаевский каток. Уже 10-й! Идея его проведения принадлежит замечательной павлодарской поэтессе Елене Игнатовской. Это она в 2015 году предложила активистам Цветаевского музея выйти на каток, в память о том, что Анастасия Ивановна вставала на коньки почти до 80 лет, и многие павлодарцы помнят, как по льду стадиона «Трактор» она каталась со своими внучками. И проводить Цветаевский каток решили именно 4 января, ведь этот день – именины Анастасии, день открытия павлодарского музея А. Цветаевой и день рождения Славянского центра!

Итак, 4 января в 12.00 у вас есть прекрасная возможность встретиться с друзьями на свежем воздухе и поздравить друг друга с наступившим Новым годом; поболеть за тех, кто будет участвовать в Цветаевском забеге; зажечь бенгальские огни и пофотографироваться на память! Павлодарские поэты прочтут свои стихи о катке, о зиме и о сёстрах Цветаевых; ученики Русского класса Славянского центра покажут свои рисунки, посвящённые 10-му Цветаевскому катку. Активных участников ждут новогодние сувениры!

Просьба к тем, кто будет кататься, подойти пораньше, чтобы в 12.00 уже стоять на коньках. Место проведения: ОТКРЫТЫЙ КАТОК у Ледового дворца «Астана», улица Каирбаева, 87. Именно на этом катке, недалеко от Дома Дружбы, состоялся в 2015 году ПЕРВЫЙ Цветаевский каток, хотя потом проводился в разных местах…

Десятый Цветаевский каток состоится при любой погоде! Все на коньки!

 

Предновогоднее

Предновогоднее настроение в музее Анастасии Цветаевой: ёлочка поставлена, игрушки развешаны, да не просто игрушки, а те, которые висели на ёлках в семье Цветаевых-Трухачёвых! Это подарки младшей внучки писательницы Ольги Андреевны Трухачёвой. Особо привлекают посетителей старинные прищепочки, в которые вставлялись свечки и зажигались в Новый год! Много в музее и других новогодних и Рождественских экспонатов, которые увидят (и услышат) гости традиционной встречи 24 декабря - "Рождество в семье Цветаевых".

Праздник чая

Посидим, попьём чайку!

Накануне Международного ДНЯ ЧАЯ, который отмечается 15 декабря, в музее Анастасии Цветаевой по инициативе председателя Славянского центра Татьяны Ивановны Кузиной отметили этот славный праздник. Так как проходит он накануне большого Государственного праздника - Дня независимости, прежде всего мы рассказали гостям музея о традициях казахского чаепития, его особенностях.

 

Прозвучали и произведения Цветаевых - стихотворение Марины Цветаевой "В субботу":

Темнеет… Готовятся к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесах незнакомых
Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!
Темнеет… Сегодня суббота,
И будет печальная мама.

Темнеет… Не помнишь о часе.
Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.

Звучали отрывки из "Воспоминаний" Анастасии Цветаевой, где идёт речь о чаепитии (часть третья - «Швейцария»): «…После уроков и обеда мы ненасытимо бродили с мамой вокруг Лозанны, мы сидели за столиками прибрежного ресторанчика Уши за стаканами гренадина или кофе…

– Дети, жизнь идет полосами, вы это увидите, когда вырастете, – говорила мама, – и вы вспомните мои слова!

…Каждый день мы ходили еще в какие-нибудь окрестности Лозанны… Мы проходили мимо садов, пахнущих розами; от их запаха хотелось закрыть глаза… А потом мама в маленькой своей комнате варила на спиртовке русский чай, а мы бежали по знаменитой Лозаннской лестнице – в нижнюю улицу, в булочную, и опять вверх по широким каменным ступеням, и ветер трепал тонкие бумажные кульки с золотистыми хрустящими хлебцами с изюмом. Высокий шпиль собора, крутые крыши, старинная архитектура… К маме пить чай! Как мы бежали! Мамин отъезд близился. Мы с пансионом ехали в Альпы. Мама говорила нам об эдельвейсах, серебристых высокогорных цветах с чашечками в виде звезды. О легендах, связанных с ними…»

Праздник чая был поводом рассказать и о других произведениях А.И. Цветаевой. К примеру, её книга (в соавторстве с Н. Сараджевым) «Мастер волшебного звона» начинается так:

«В тихий зимний вечер 1927 года, в маленьком доме у Пречистенских ворот мы сидим в уютной столовой за чаем в семье профессора Алексея Ивановича Яковлева…» Гости музея – члены литературного клуба «Живое слово» узнали о герое этого произведения, удивительном музыканте Константине Сараджеве и услышали колокольную музыку с пластинки «Колокольные звоны», которая принадлежала А.И. Цветаевой.

Вспомнилась и печальная страница биографии А.И. Цветаевой, годы репрессий. Прозвучало стихотворение из поэтической книги Анастасии Цветаевой «Мой единственный сборник» - «Сюита тюремная»:

Убоги милости тюрьмы.

Искусственного чая кружка, -

И как же сахар любим мы

И чёрный хлеб с горбушкой!..

Гостям были представлены экспонаты: чайная пара А.И. Цветаевой, которую подарила музею Доброслава Анатольевна Донская; набор открыток "Севрский фарфор", принадлежащих Анастасии Цветаевой (подарок внучки – Ольги Трухачёвой).

 Конечно, был и сам чай - с Цветаевским пирогом и мармеладом, который прислала в музей из Москвы Ирина Дмитриевна Карташевская. Она написала, что это было любимым Цветаевским лакомством!

 

Т.С. Корешкова рассказала, как проходили чаепития в Павлодаре в начале 20 века, в семье Павла Васильева.

 

Наталья Борисовская и Ольга Григорьева читали свои стихи о чае.

А ещё вместе с Ларисой Ивановной Деркунской мы спели туристские песни о чае - "Эх, подружка, моя большая кружка..." Эти песни Лариса Ивановна записала ещё в 1968 году в большой самиздатовский сборник песен, популярных в то время среди туристов.

 

Словом, праздник удался на славу. Спасибо за участие членам литературного клуба "Живое слово"!

 

Традиции казахского чаепития:

«Если пиала горячего напитка обожгла только тело, значит, вы пили воду. Ибо чай согревает и душу» - так говорят казахи о своём любимом напитке. Чай с давних времен является традиционным напитком в Казахстане, который по популярности спорит только с кумысом. В жизни казахстанцев чаепития занимают важнейшее место. За чаем собираются семьями, и чаепитие вполне может продолжаться весь день. Практически все традиционные обычаи казахов сопровождаются чаепитием. Чай предлагается каждому гостю, приходящему в дом, вне зависимости от цели его визита

Чай узнали в казахстанских степях благодаря Великому шелковому пути. Свою популярность чай приобрел благодаря своим тонизирующим свойствам, а также из-за климатических особенностей степи — считается, что чай в жару освежает, а в холод согревает.

Чёрный байховый чай принято заваривать очень крепким. Для этого чай настаивают на тихом огне на протяжении всего чаепития. Делается это для более насыщенного вкуса, и чтобы при добавлении в чай молока получался красивый цвет напитка.

Традиционно чай разливается по пиалам. Количество чая в пиале для гостя имеет большое значение. Так, налить полную пиалу означает проявить неуважение. Хозяева должны быть готовы постоянно подливать чай в пиалу дорогому гостю. Соответственно, чем меньше чая в пиале, тем довольнее гость — таким образом хозяева как бы говорят, что очень рады ему и хотят, чтобы тот задержался у них подольше.

Попить чай в Казахстане — это обычно означает гораздо больше, чем просто выпить несколько чашек чая. У казахов фраза «кел, шәй ішейік» («пойдем, попьем чай») — это приглашение пообщаться за богато накрытым столом (дастарханом), на котором будут не только закуски к чаю, но и полноценные блюда, как во время обеда или ужина: традиционные баурсаки, много сладкой выпечки, мясные блюда.

Угостить чаем – целая наука. Сегодня чай для гостей обычно разливает опытная женщина, а когда за достарханом собирается много гостей, бывает и по 40-50 человек, у хозяйки чайной церемонии есть помощницы. И мало заварить и разлить вкусный напиток. Важно выполнить ряд правил. Во-первых, угостить чаем «по почёту», соблюдая субординацию. Первыми угощают самых почетных гостей – старейшин, которых усаживают в тор (почетное «верхнее» место). Во-вторых, не перепутать пиалы, когда гости возвращают их для новой порции напитка. При этом посуда на подносе не должна греметь! Чая, как и раньше, пьют много, и хозяйка следит, чтобы пиала гостя не была пустой!

 

Ольга ГРИГОРЬЕВА

Домбайский чай

 

На подарки жизнь богата –

Вдруг заглянешь невзначай!

Барбарис, шиповник, мята,

Я люблю домбайский чай.

 

Вот уже кипит водица,

Приглашу тебя присесть…

Зверобой, чабрец, душица

В этом чае тоже есть!

 

Иван-чай и земляника

Околдуют, опьянят…

Наливаю чашки тихо,

Не уйдёшь ты от меня!

 

Не сказать, что ты поклонник,

Так, скорее, верный друг…

Чувствуешь, как пахнет донник?

Не разнять горячих рук!

 

Будем пить чаёк неспешно.

Счастье есть. Возможен рай.

Ну а летом же, конечно,

Мы поедем на Домбай!

 

 

 

 

 

Брюсову - 150

                                                     Загадка одного пожелания

13 декабря – 150 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, одного из родоначальников русского символизма Валерия Яковлевича Брюсова. В фондах музея Анастасии Цветаевой хранятся фотографии записок А. Цветаевой, адресованных этому поэту.

     Как писала Анастасия Ивановна, с детства она жила среди поэтов: Эллис, Бальмонт, Брюсов, Чурилин, Мандельштам...

   Свою первую встречу с поэтом Валерием Брюсовым Анастасия Ивановна Цветаева описала в своей книге «Воспоминания». Действие происходит в 1909 году, Асе Цветаевой — 14 лет.

   «В один весенний день я ехала на трамвае по бульварному кольцу «А», как часто, с книгой стихов. На этот раз это был сборник Брюсова. Перевертывая страницу, я подняла глаза и заметила, восхищенно, с испугом: напротив меня сидел Валерий Брюсов. Я знала его по портретам. Перебарывая сердцебиение, я, будто глядя в книгу, а на деле — наизусть, начала вполголоса ( а когда шум трамвая заглушал, то и громче) читать — в воздух — его стихи:

Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида,

                  в царстве пламенного Ра,

Ты давно меня любила, как Озириса Изида,

                  друг, царица и сестра,

И клонила пирамида тень на наши вечера...

   И я продолжала читать вслух.

   Брюсов не мог не слышать, не узнать своих стихов. И он не смог скрыть этого. Его лицо стало встревоженным, вспыхивало — он не знал, как повести себя. Я — и жалела его, и забавлялась. Я понимала отлично, как мой вид — девочка в очках, с волосами до плеч — полнил его недоумением. Наконец он не выдержал — встал и направился к выходу. Я встала тоже. Я уже проехала свою остановку (Страстную площадь), но ему (я знала от Эллиса, он живет на Цветном бульваре) было рано выходить. Мы молча выходили вместе. Тогда я, от волнения взмахнув своей (длинной, с капюшоном) пелериной, держа на ветру широкополую шляпу, пересекла ему путь: «Кланяйтесь Эллису!» - «От кого?». Он вежливо остановился. «От Аси Цветаевой». Он поклонился, притронулся к шляпе. Кивнув, я уже шла от него. Сердце билось... Зачем я сделала это? Я не знала сама...»

   Анастасия Ивановна пишет, что потом рассказала об этом случае Марине. И Марина возмутилась не поведением сестры, а... Брюсовым! Даже написала по этому поводу стихотворение «Недоумение»:

... Ты такой неробкий,

Ты, в стихах поющий новолунье,

И дриад, и глохнущие тропки,

Испугался маленькой колдуньи?

   Далее, - пишет А.И. Цветаева, - шла строфа про какой-то «шипящий кубок», которая ей не понравилась. «Но возражать Марине было бесполезно...»

   В единственном письме Марины Цветаевой В.Я. Брюсову, написанному 15 марта 1910 года, после встречи в книжном магазине Вольфа, упоминается случай с сестрой: “Моя сестра, “маленькая девочка в больших очках”, преследовавшая Вас однажды прошлой весной на улице, - часто думает о Вас”.

   Это письмо М. Цветаевой послужило началом знакомства двух поэтов. Но если их взаимоотношения и встречи подробно описаны биографами и самой М. Цветаевой (очерк-эссе “Герой труда”), то о продолжении знакомства Валерия Брюсова с младшей из сестёр сведений практически нет.

   Но, как я обнаружила несколько лет назад, в  отделе рукописей Российской Государственной библиотеки (Москва) хранится два письма (вернее, записки) Анастасии Ивановны Цветаевой Валерию Брюсову (фонд 386, картон №107, ед.хр. № 15). На маленьком конвертике надпись: «Цветной бульвар, д. Брюсовых кв.6 ЕВБ Валерию Яковлевичу Брюсову» (ЕВБ — Его Высокоблагородию). В конверте визитка: «Ася Цветаева». На обратной стороне написано четыре строки: «Купите ромашки подороже! В любви к цветам — надежда на поэтов!». Датируется эта записка  предположительно: “1910-е годы”. Второй конверт побольше, в нём листок бумаги со словами: “Дорогой Валерий Яковлевич, узнала что Вы больны – и опечалена. Всем сердцем хочу чтоб Вы скорее поправились. А. Цветаева” (сохранена орфография автора).

   Если содержание второго письма не вызывает вопросов, то к первой записке их много. Что за странное пожелание? Почему ромашки? Кому они должны быть предназначены?

   Может быть, эта визитка была отправлена Брюсову накануне поэтического вечера, в котором Ася Цветаева участвовала вместе с Мариной? Он состоялся 3 ноября 1911 года в “Обществе свободной эстетики”, вёл вечер В.Я. Брюсов. Сёстры описывают вечер по-разному. Марина в письме к М. Волошину от 3 ноября сообщает, что накануне говорила по телефону с Брюсовым.

   “...И между прочим такая фраза: “Одна маленькая оговорка, можно?” - “Пожалуйста, пожалуйста!”

   Я, робким голосом:

-        “Можно мне привести с собой мою сестру? Я никогда не читаю без неё стихов”.

-        “Конечно, конечно, будем очень счастливы”.

Посмотрим, как они будут счастливы!”.

Возможно, перед этим вечером была отправлена Брюсову эта дерзкая (вполне в русле предыдущего поступка) просьба купить “ромашки подороже”? Но какие ромашки в ноябре?

  А по   “Воспоминаниям” Анастасии Ивановны Брюсов узнал о её участии уже на вечере. Автор пишет, как Марина позвала её  с собой:

   “- Вместе скажем стихи, ты их все знаешь.

-        А удобно?

-        Какое мне дело! Прочтём вместе – ведь получается же унисон? Мы же одинаково читаем...

... В большой комнате за эстрадой собрались за столом все поэты, которые должны были читать стихи. Председательствовал Валерий Яковлевич Брюсов. ...Увидев меня рядом с Мариной, Брюсов внезапно оскалил белые зубы.

-        Нас как-то больше, чем предполагалось, - поэтов за этим столом... - сказал он, учтивостью быстрого широкого жеста затушёвывая дерзость.

Сказала ли, парировала ли Марина: “Я читаю вдвоём с сестрой!”? Промолчала ли надменно, успокоительно моргнув мне? Не помню.

(Боялся ли Брюсов, помня ту выходку мою в трамвае с его “Близ медлительного Нила...”? Ждал ли снова чего-нибудь дерзкого в моей излишней лиричности? Но за полтора года я стала много старше и выглядела уже полувзрослой, мне было шестнадцать лет.)”

    Ни на этих страницах, ни в других главах “Воспоминаний” А.И. Цветаева не упоминает  о посланных В.Я. Брюсову записках, хотя о любви к его поэзии пишет ещё раз: “...Эллис своими восторжеными рассказами о Брюсове ещё усилил во мне страсть к его стихам. Кроме в детстве выученных стихов Лермонтова, Пушкина, Некрасова, любившая до того только стихи Марины и Эллиса, я вошла, как в волшебный паноптикум, в тома Валерия Брюсова...”

    “В любви к цветам – надежда на поэтов”. Может быть, юная Ася Цветаева намекала автору на его юношеский “Сонет к форме”: “Есть тонкие властительные связи/  Меж контуром и запахом цветка...”

         Позволю себе ещё одно предположение. Очень уж буква “Ц” в записке похожа на заглавную... Как же ещё писать Брюсову – прославленному “мэтру” символистов, как не намёками, загадками, символами?

        Возможно, младшая Цветаева хотела зашифровать здесь такую формулу: “В любви к Цветаевым – надежда на поэтов”?

Секреты сонетов...

10 декабря гостями библиотеки Славянского центра и Музея Анастасии Цветаевой были члены литературного объединения им. П. Васильева. Перед литераторами выступила председатель Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина. Обсудили предстоящие круглые даты 2024 года - 130-летие Анастасии Цветаевой и 115-летие Павла Васильева.

 

По традиции гостям мы показываем редкие экспонаты музея, на этот раз – книгу «Вечерний альбом» (М., Современник, 1990). Как известно, это название первой поэтической книги Марины Цветаевой. А в этот сборник вошли стихи современных российских поэтесс, а также статья А.И. Цветаевой «Сейчас я вам что-то скажу» - наставление молодым литераторам. Как мудры и актуальны её слова:

«Самым ценным всегда казалось мне не задерживаться в дебрях чувств, настроений – во всём разнообразии их есть и однообразие, привычный калейдоскоп. Но есть одно дело, которое проверяет поэта, является экзаменом его способностям: это, выбрав героя, героиню (древность, история, современность), создать облик, воплотить образ человека, некогда жившего, оторваться от себя, занять себя кем-то другим. Сослужить ему службу – вызвать его ещё раз на арену жизни из тьмы забвения, из тишины прошлого, через себя дать его голосу прозвучать…»

 Книгу «Вечерний альбом» с автографом А.И. Цветаевой подарила музею её младшая внучка Ольга Андреевна Трухачёва.

А тема заседания литобъединения звучала так: "Твёрдые формы стихосложения". Звучали сонеты, триолеты, хокку, рубаи, рондо... Подтвердили своё мастерство павлодарские поэты!