Блоги
День подарков
- Апр72025
- Просмотры(131)
В музее Анастасии Цветаевой Славянского центра 6 апреля состоялась презентация новых поступлений. Началась она с приятного сюрприза - представления нового издания музея! В сборник «Из неопубликованного» А. Цветаевой вошли три разных по жанру и времени создания вещи: рассказ «Катус», интервью с писательницей 1987 года и эссе А. Цветаевой «О Лине Мкртчян». Рукописи этих произведений хранятся в павлодарском музее и публикуются впервые. Презентация сборника намечена на 18 мая - День музеев.
Ученики гимназии им. Шокина преподнесли альбом «Цветаевский костёр» в Павлодаре». Многие годы учащиеся школы со своим педагогом Галиной Знайдановной Байкеновой были участниками наших Цветаевских костров и собрали в альбом их эмблемы, публикации из газет, фотографии.
Ещё ребята подарили «Цветаевский календарь» и передали подарок от бывшего директора Дома-музея П. Васильева Любови Степановны Кашиной - фотоаппарат «Зенит».
Ещё один подарок - книгу Эдуарда Бабаева «Воспоминания» прислала из Москвы Ирина Дмитриевна Карташевская. Одна из глав книги посвящена сыну Марины Цветаевой Георгию Эфрону, с которым автор общался в 1942-1943 годах в Ташкенте.
Это бесценный подарок в год столетия сына Марины Цветаевой - Георгия Эфрона. Книга вышла в свет в Санкт-Петербурге, издательство Инапресс, в 2000 году. Эдуард Григорьевич Бабаев (1927-1996) - литературовед, писатель, человек энциклопедических знаний и разносторонних интересов. Ещё в юности, в Ташкенте, во время войны, и в послевоенные годы судьба свела его с выдающимися деятелями культуры 20 века, это Анна Ахматова, Борис Пастернак, Надежда Мандельштам... И среди них - сын М.И. Цветаевой Георгий Эфрон. Ему посвящена глава книги «Улисс». Конечно, Мур - как называла его мать, а потом и друзья - довольно подробно описал своё пребывание в Ташкенте в своих дневниках и письмах, но всё же в книге Э. Бабаева есть такие подробности, которых никто больше не сохранил.
Кроме главы «Улисс», где речь идёт о создании школьниками рукописного журнала, имя Мура встречается и на других страницах книги. Так, в главе «Диотима» о Надежде Яковлевне Мандельштам автор пишет: «Георгий Эфрон, сын Марины Цветаевой, по прозванию Мур, однажды сказал про неё: «Люблю обиду в ней, её ужасный нос, и ноги сжатые, и грубый узел кос». Портретное сходство было удивительным...» Что и говорить, словом Цветаевский сын владел. Мы узнаём из этой главы, что Мур в Ташкенте посещал кружок английского языка, который вела Н.Я. Мандельштам, в Центральном доме художественного воспитания детей (он был эвакуирован из Москвы). Уроки у Надежды Яковлевны были очень своеобразны, она сходу начала читать кружковцам стихи Эдгара По. Ребята удивлялись, кто она такая?
« - Вы что, с луны свалились? - сказал Мур. - Она жена Осипа Мандельштама.
Но мы были провинциальные мальчики и девочки. И Мур стал нашим просветителем. Принёс книгу В.М. Жирмунского «Вопросы теории литературы», где мы прочли статью «Преодолевшие символизм» о Гумилёве, Анне Ахматовой и Мандельштаме, первую настоящую статью о современной поэзии.
- Просвещайтесь! - сказал Мур великодушно.»
И когда, «просветившись», на одном из занятий кто-то из кружковцев процитировал строчку из стихотворения Мандельштама, Надежда Яковлевна воскликнула: «Мур меня выдал... Я так и знала!»
Энциклопедические знания, острый ум, начитанность Мура вызывали восхищение сверстников и ценились литераторами. Шестнадцатилетний юноша, как пишет Бабаев, написал статью о современной французской поэзии, которую Алексей Николаевич Толстой одобрил и обещал напечатать в журнале «Новый мир».
«Мур зарабатывал на хлеб тем, что писал плакаты и стихи для телеграфного агентства, - пишет Бабаев. - Это было нечто вроде маяковских «Окон РОСТА»... Работа Мура была профессиональна. Это были окна во взрослый мир, который нам тогда был недоступен. И мы с удивлением смотрели на Мура и на его плакаты...»
Следующая часть презентации была посвящена башкирской странице в биографии А.И. Цветаевой. В городе Салавате писательница с семьёй сына А.Б. Трухачёва жила в 1956-1957 годах, после ссылки, а в феврале 1957 года приехала в Павлодар. Фонотека музея пополнилась аудиозаписью рассказа старшей внучки - Маргариты Мещерской, где она вспоминает о жизни в Салавате. Мы представили экспонаты музея, связанные с Башкирией: это иконка А. Цветаевой «Кончина Серафима Саровского» с надписями на обороте, где отчётливо прочитывается слово «Уфа»; гравюра А.Б. Трухачёва «Танцующий слонёнок» и стихотворение, посвящённое дочери Рите - «Маргаритке», под которым стоит подпись «Башкирия, 17.06.54». Собравшиеся не только услышали воспоминания Риты о Салавате, но и фрагменты из её интервью из альманаха «Александровская слобода» (2022). В нём же, кстати, помещены две фотографии из Салавата, вот одна из них:
Гости музея узнали, что в Уфе живёт замечательный энтузиаст культуры, педагог, краевед, журналист, редактор, издатель, автор и составитель нескольких книг Гюльнара Альфредовна Иксанова. Её имя известно далеко за пределами Башкортостана. Мы познакомились с Гюльнарой Альфредовной на международных Цветаевских чтениях в Елабуге и много лет поддерживаем творческие и дружеские связи, обмениваясь интересными материалами и публикациями. Г. Иксанова – исследователь творчества Марины и Анастасии Цветаевых, весной 2022 года она открыла в Уфе Цветаевский культурный центр, который проводит много интересных встреч и мероприятий, выпускает сборники материалов Цветаевских чтений. Они также были продемонстрированы, а на экране собравшиеся увидели фотографии дома в Салавате, где жила семья Цветаевых-Трухачёвых. Дом разыскала и сфотографировала Г.А. Иксанова в своей поездке в Салават.
Музей подготовил выставку фотографий Маргариты Трухачёвой из фонда музея (оригиналы), большинство из них сделаны А.И. Цветаевой, а на обороте - её надписи.
Ещё одно поступление - фотографии сестёр Ирмы и Луизы Бек, с которыми А. Цветаева дружила в Павлодаре (из фондов Государственного архива г. Москвы). Об этой семье рассказал Алексей Ермаков.
Спасибо всем друзьям и дарителям!
О. Григорьева.