Жизнь Павла Васильева

...И улицы!

Все в листьях, все в пыли.

                               Прислушайся, припомни — не вчера ли

                По Троицкой мы с песнями прошли

                               И в прятки на Потанинской играли?..

 

                                                                              П.Васильев. «Павлодар»

                       

           

В высотном белокаменном Павлодаре есть улочки, где среди роскошных особняков ютятся старые одноэтажные домики, напоминающие о степном уездном городке, в котором прошли детские и юношеские годы талантливого русского поэта Павла Васильева. Отсюда почти три века назад начинался город Павлодар.

Недалеко от Иртыша, ничем особенным не выделяясь среди других, стоял бревенчатый одноэтажный пятистенник по ул. Церковной, 16, с тесовыми воротами, с небольшими низко посаженными окнами и палисадником, с амбарами и подворьем.

Дом был построен в 1866 году, а в феврале 1898 года он был приобретён купцом второй гильдии Матвеем Васильевичем Ржанниковым — будущим дедом Павла Васильева по линии матери, за 500 рублей, о чём свидетельствует государственный акт купли -продажи, который хранится в архиве Дома-музея.

Сохранилось и завещание деда Матвея на всё имущество, которое он передал своей второй жене Марие Васильевне Ржанниковой, вступившей во владение домом после смерти Матвея Васильевича. Завещание составлено 13 августа 1926 года.

 

Детство и юность поэта

 

Павел Васильев родился  23 декабря 1909 года в маленьком городке Зайсан, ныне Восточно-Казахстанской области. Отец поэта, Николай Корнилович, был учителем математики, окончил учительскую семинарию в г. Семипалатинске. Мама поэта, Глафира Матвеевна Ржанникова, была единственной дочерью мелкого торговца, с отличием окончила женскую прогимназию, знала французский язык, увлекалась музыкой, любила поэзию, очень много читала. Свою любовь к литературе она стремилась передать детям.

Отец поэта, Николай Корнилович, разработал курс преподавания геометрии и, как педагог-новатор, переводился из одной школы в другую.  Так он оказался в Зайсане, где родились и умерли двое старших детей. В то время там свирепствовала дизентерия. Когда родился Павел, Глафира Матвеевна увезла его в Павлодар к отцу от беды подальше. И здесь на берегу Иртыша Павел сделал свои первые шаги. Об этом мы узнали от дочери няни Павла  Е.Пузыревой значительно позже.

В детстве П.Васильев жил в станице Сандыктавской, Атбасаре, Петропавловске, где он пошёл в первый класс и где впервые вышел на школьную сцену и , может подсознательно, но определил свой путь —  литературу.

В семье в то время было четверо сыновей. Павел был старшим, затем Борис, Лев и Виктор.

В 1920 году родители вернулись в Павлодар, где дети были окружены любовью дедушек и бабушек, которые оказали огромное влияние на внуков. Дед Корнила Ильич Васильев работал пильщиком, а бабушка Мария Фёдоровна была прачкой у известного в Павлодаре купца Дерова. Оба они были неграмотными, но знали много народных песен, легенд, сказок, обладали редким даром рассказывать их. На всю жизнь останутся с Павлом песни бабушки и сказки деда, которые он очень любил. Впоследствии народное творчество найдёт яркое отражение в его произведениях:

...Были песни у меня — были, да вышли

У крестовых прорубей, на чёртовом дышле.

Без уздечки, без седла на месяце востром

Сидит Баба-яга в сарафане пёстром...

           

Деду Корниле Павел посвятил стихотворение «О деде»

 

Корнила Ильич, ты мне сказки баял,

Служивый да ладный — вон ты каков!

Кружилась за окнами ночь, рябая

От звёзд, сирени и светляков...

 

В то время было широко распространено тамырство. Слово «тамыр» в переводе с казахского языка означает «корень». Знакомство на экономической основе перерастало у людей разных национальностей в крепкую дружбу. Тамыры знали язык, обычаи друг друга и всегда приходили на помощь. У деда Корнилы было много тамыров в аулах. Нередко он ездил к ним в гости. Часто брал с собой старшего внука Павла. Общаясь с казахскими ребятишками, мальчик изучал язык, обычаи казахов. Нередко степняки гостили и в доме Васильевых, в таких случаях бабушка ставила двухведёрный самовар, жарила баурсаки, во дворе расстилали белую кошму. С гостями разговаривали на казахском языке.

Огромное влияние на формирование Павла Васильева как творческой личности оказали и школьные учителя. Они не только учили своему предмету, но и вели большую внеклассную работу: готовили и ставили спектакли, проводили музыкальные вечера, организовывали кружки по интересам и этим прививали учащимся любовь к искусству, литературе, поэзии. Учителя у Павла были замечательные: уроки рисования вёл профессиональный  художник-передвижник Виктор Павлович Батурин, друг Репина, Шишкина. Его работы выставлялись в Новгороде, Берлине, Париже. Он много рассказывал ученикам о художниках. Учил, что поэзия и живопись есть одно и то же и настоящий художник может нарисовать даже тишину. И давал задание детям попробовать нарисовать тишину. Позже, Павел Васильев вспомнит о задании художника и напишет:

...тишина такая,

«что даже тень косая от коршуна скользящего слышна»...

 

Литературу преподавал Давид Васильевич Костенко, который прекрасно знал свой предмет, ярко рассказывал о жизни и творчестве писателей, много читал стихотворений наизусть. Он привлекал Павла к работе в школьной редколлегии. Павел выступал на литературных вечерах с докладами.

В 1926 году, после окончания школы второй ступени, он едет в Семипалатинск, где получает направление на агрофакультет Владивостокского университета.

Закончилось детство, Павел Васильев шагнул в жизнь полную очарования, тревог и трагизма....

 

Любовь Кашина

 

Из книги «Протяни мне, Родина, ладони свои...» - Павлодар:ЭКО,2014, - 652с. (стр. 150-152)

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии