Славянские полевыe духи
Межевик — брат луговика, такой же маленький, в одежде из трав, но не зеленый, а черный. Бегает по меже, охраняет ее. Наказывает тех, кто нарушает межу; устанавливает или поправляет вешки. Если найдет спящего на меже человека, то навалится на него, шею травой заплетет и душит.
Луговой — дух лугов, маленький зеленый человечек в одежде из трав, помогает во время сенокоса. Считается ребенком полевика. Бегает по лугам и ловит птиц для своего родителя. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают, — тогда гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не срезать, не разорвать, а то сушит траву на корню.
Полевой — дух, охраняющий хлебные поля. Тело у него черное, как земля, глаза разноцветные, волосы травяные, шапки и одежд нет. Иногда появляется стариком в белых одеждах, а поскольку его появление сопровождается резким порывом ветра, то пугает людей. Особенно потешается над пьяными пахарями — заводит их в овраги и болота.
Переплут — бог изобилия, семян и всходов. Добрый толстяк, вечно уплетающий что-нибудь за обе щеки. Трудяга — в поле заморозки отводит, дождь выкликает, клубни землей прикрывает, птиц отгоняет. Все лето проводит вокруг сада и огорода — ходит взад-вперед, ждет урожая. А уж когда дождется, то сядет за стол и начинает.
Прия — богиня любви, брачного союза, плодородия, покровительница огорода. Молодая спокойная женщина с гладко зачесанными длинными волосами. Если ей угождать — траву полоть, поливать, прореживать посевы, — к осени она обеспечит хороший урожай.
Ржаница — дух, живущий на полосах ржи. Из злобных побуждений может сплести несколько стеблей ржи, и тогда поле станет проклятым. Спасти такое поле может только ведун, несведущему это может стоить жизни. Еще ржаницы устраивают прожины — дорожки во ржи, которые проходят от одного края загона до другого и по которым все колосья срезаны.
Полудница — женщина в белом, которая является работающим в поле. Любимое ее время — полдень: тех, кто не делает перерыв на обед и отдых, может наказать солнечным ударом.
Спорыш — божество изобилия, семян, всходов, дух жатвы, живущий в двойном колосе. В облике кудрявого светловолосого юноши ходит по полям, охраняет их от всяких бед. Сплетает венки из двойных колосьев и подкидывает так, чтобы его нашла самая красивая девушка. Найденный венок относили в амбар как залог грядущего богатого урожая.
(Из книги В. Калашникова, "Славянская мифология", 2007)