Материалы

На съёмках фильма «Мусульманин». Часть 4

Часть 4. «Крёстный, или Подарок ко Дню моего рождения»

Уже на съёмочной площадке  фильма «Мусульманин» судьба подарила мне ещё одну незабываемую встречу. Володя («Владимир Хотиненко» - прим. сайта) сказал, что на роль крёстного пригласил сниматься Ивана Бортника. Не могу сказать, что очень хорошо знала этого актёра в то время  – кто он и откуда? - но после фильма «Место встречи изменить нельзя» (роль Промокашки, сыгранной Иваном Бортником) прониклась к нему симпатией, после фильма «Зеркало для героя», где он сыграл  роль инженера Андрея Немчинова, я была потрясена глубиной передачи образа своего героя. Мне тогда казалось, что я этого актёра знала с детства – так удивительно он передал дух того времени. И вот «Мусульманин».

Иван Сергеевич появился на площадке как-то удивительно скромно. Тихо наблюдал за подготовкой площадки к съёмке какой-то сцены (не помню, что за сцена), но его появление для меня было событием, потому что этого актёра я знала только по фильмам, а когда мы видим на экранах актёров, нам кажется – они недосягаемы… Да, к тому же, и Володя как-то удивительно возвышено сказал о нём, когда давал характеристику  его актёрскому мастерству и добавил,  что сложный характер у Ивана Бортника, но именно он может сыграть так, как никто другой, а крёстный в этом фильме должен быть «настоящий» (как впрочем, и все другие), ну недаром же в каждом герое своих фильмов Владимир Иванович видит определённого актёра.  Вот я с замиранием сердца и смотрела на Ивана Сергеевича. Когда площадка была подготовлена – произошло чудо! Я уже видела не актёра, а настоящего крёстного, который заступался за своего крестника. Он некоторое время был для меня недосягаем, да и мне хватало общения с теми, с кем я была ближе знакома (Евгений Миронов, Нина Усатова, Саша Балуев, Полиночка Хотиненко и просто деревенские жители). Сцены, где снимался  Иван Сергеевич, всегда вызывали интерес у всей команды съёмочного процесса; это было наслаждение – наблюдать, что «вытворял» он на площадке. Импровизация заявленной сцены была настолько интересной, что казалось, если ещё дать ему возможность показать другой вариант, это будет бесконечно… На съёмках фильма разные эпизоды снимаются непоследовательно: то заключительная сцена, то начальные сцены, то середина… Я помню, как снимали сцену в магазине, где Крёстный сообщал матери, что Федька повесился… Помните эпизод: мать в магазине с продавщицей ведут разговор о жизни, а тут Крёстный заглядывает в окна и пытается докричаться, что, мол, Федька повесился… Казалось бы,  эпизод драматический, но сцены, предложенные в «пересказе» Ивана Сергеевича, вызывали смех. Посмотрите фрагмент фильма – он суетно пытается заглянуть и увидеть мать, дабы сообщить ей эту страшную весть. Несколько раз Володя останавливал его и с отчаянным смехом напоминал актёру, что сцена драматическая, но… как сказал в одном из интервью Иван Сергеевич: «…Здесь главное — начать, а дальше пошло-поехало».  Правда,  это высказывание  касалось другой ситуации, но это в его духе – «а дальше пошло-поехало». Останавливать его было трудно. Мне казалось, что порой он даже обижался на Володю.  Я наблюдала  за этим интереснейшим и очень сложным актёром, который  по возрасту был старше всех других,  со стороны. Иногда мне казалось, что после съёмок часто Иван Сергеевич уходил неудовлетворённый – не дали доиграть… Он интереснейший импровизатор на съёмках… и если бы судьба распорядилась иначе, он мог бы иметь свой театр – вот где была бы воля свободе импровизации!..  Чувствуя потребность -  играть и играть, он продолжал играть и после съёмок. Были дни, когда мне казалось, что  на следующий день Володя откажется его снимать – тяжело возвращать его в игровое состояние – было ощущение «перегорел», но вот наступал день, появлялась новая задача и все были счастливы – на съёмочной площадке Женя Миронов и Иван Бортник. Посмотрите эпизод, когда Крёстный искал банку самогона в огороде. Владимир Иванович рассказал актёру о нашем дядьке, от которого тётя Васюта (её имя было Василиса – тётя по маминой линии) прятала банку самогона в огороде.   Иван Сергеевич захотел этот эпизод показать в картине,  да так искусно сыграл, что после этой сцены Володя всех отпустил на перерыв – работать было невозможно – все ухохатывались, повторяя разные эпизоды импровизации Бортника. Он очень интересный актёр на площадке. Но вот наступила сцена застолья, и я оказалась на одной площадке с Иваном Бортником. Я уже писала об этой сцене, но незабываемо было, как Иван Сергеевич говорил слово валюта «дорал» (доллар), а каким говорком?.. Это потом я узнала, откуда у него такое знание деревенского говора. По маминой линии все родственники из Рязанской области, вот и применил актёр этот говор в фильме, наверное, как память детства. Получилось очень забавно. Хотя я очень долго не могла «принять» из уст этого актёра «блеющую» интонацию. Это я сегодня понимаю, что он убеждал Володю, что это самая правильная интонация тех мест. Владимир Иванович на съёмочной площадке часто прибегает к подобного рода  находкам – зато как точно они передают атмосферу деревенского духа.  Пересмотрите эпизоды с ролями актёра, и вы нигде не найдёте повторения  его актёрской импровизации.

Глубину души этого скромного в жизни человека, но необыкновенного на площадке я узнала в течение трёх месяцев.

Так однажды случилось, что Володя очень жёстко остановил  в его действиях Ивана Сергеевича, тот обиделся и ушёл. Съёмки были допоздна, а потом я Володю поблагодарила за съёмочный день и сказала, что посвятила весь день нашим родителям, напомнив ему что у меня был в этот день – День моего рождения. Он всех позвал поздравить, принесли шампанское, я получила самые разные необычные подарки (об этом в другой раз), а вот Ивана Сергеевича на  моей «поздравлялке» не было – он был в обиде. Затем  все дружно стали заходить в автобус, надо было ехать в город Касимов (там была гостиница), Володя попросил, чтобы я нашла контакт с Иваном Сергеевичем и «сопровождала» его в автобусе до гостиницы. В автобусе никто не садился рядом с Бортником, так как видели его разгневанное лицо, следовательно, место рядом было пустым. Я зашла в автобус и «приземлилась» около Ивана Сергеевича, он чуть сдвинулся к окну, уступая место, но никак не отреагировал, что кто-то сел рядом с ним. До этого я узнала от брата, что он любит читать стихи, что родители его были филологами, да не просто филологами.  Мама - доктор филологических наук, отец - заместитель главного редактора Гослитиздата. Да, родители  думали, что, возможно, литература и станет поприщем сына, они хотели, чтобы сын занимался музыкой, и отдали его в класс виолончели. Дома была огромная библиотека – мальчик рано начал читать, полюбил книги, писал стихотворения, подражая А. Блоку и С. Есенину. Но музыканта или литератора из Бортника не получилось - он выбрал актерскую профессию (об этом прочтите в Интернете об Иване Сергеевиче). Я же продолжу о дороге в гостиницу со съёмочной площадки. Когда я приземлилась рядом с ним на сиденье, я решила сразу же его отвлечь от «тяжёлых» мыслей, а их у него было много… Я радовалась «поручению» Владимира Ивановича – быть рядом - и благодарила судьбу за возможность пообщаться с интересным человеком в день своего рождения (он об этом не знал, думаю, не знает и сегодня), и я ему задаю вопрос: «Иван Сергеевич, а какие поэты Вам ближе всего по духу?» Вы бы видели его лицо, развёрнутое в мою сторону, и если бы не моя улыбка «до ушей», я не знаю, что могло бы его остановить… Мне кажется, он и не знал тогда, что я сестра Владимира Ивановича – ему было не до родственных отношений, и я рисковала получить отпор своему «навязчивому» вопросу, но… Вот об этом стоит отдельно рассказать, так как мы ещё не выехали из деревни, он возмущался, что никто не знает советских поэтов, что… и так далее, но как только Иван Сергеевич увидел (чего мне это стоило?!?) радостью наполненные глаза (это было искренне), улыбку во весь рот, он сказал: «А что тебе интересно?» И дальше можно было молчать, произнося только: «…а ещё… а ещё…». Иван Сергеевич так увлекался чтением стихов различных поэтов, что я и не заметила, как мы приехали в гостиницу. По дороге, правда,  несколько раз ко мне обращались с просьбой – «пусть читает потише», но могла ли я его об этом просить? (думаю, бесполезно), так как увлечение чтением его «уводило» в такое состояние, что мне казалось, съёмочная площадка продолжается…  Мы приехали в гостиницу, все срочно разбежались по номерам  (было далеко за полночь),  а завтра опять ранние съёмки, но Иван Сергеевич уже не хотел оставаться без стихов, а кто-то же должен был их слушать?.. Я согласилась слушать дальше – он замечательно их читает. И не догадывался Иван Бортник, что все стихи, прочитанные им в этот вечер,  я их подарила себе. Я люблю делать необычные дни своего рождения – в этот вечер, в очередной раз, был необычным.

Наутро у Ивана Сергеевича начался сплин (это его слово. Не удивляйтесь этому слову, ведь он вырос в окружении филологии, а оно – это слово - ещё с 14 века получило определение «хандра», а ещё у Лермонтова  в романе «Герой нашего времени» встречается это слово). И опять, уже наутро,  я прошу его прочесть стихи любимых поэтов… и он это делает с удовольствием.

Вот такой многогранный и совсем не нашего времени человек, который страдает, что в Москве не знают Шукшина: «Никто не знает. Прямо какое-то вырожденчество. Разговоры только о деньгах».

Вот такими ценностями живёт один из интереснейших актёров советско-российского кино, которого Владимир Иванович в одной из передач назвал «Своим талисманом», и жаль, что так мало главных ролей было сыграно Бортником. Но, как знать, может он и сам понимает, что: «Да, наверное, можно было больше сделать — и в театре, и в кино. Упустил многое, по лености своей, по безалаберности. Но я счастлив, что были спектакли, когда меня посещало вдохновение, это ни с чем несравнимое состояние удивительного подъема. Были спектакли, когда после окончания выходишь и думаешь: Господи, сегодня было то, что надо! С этим ощущением приезжаешь домой и не спишь, честное слово. Все перебираешь, какой-то калейдоскоп идет: значит, как вот эта сцена прошла? А ведь есть масса актеров, которые даже не испытали, что это такое». Иван Бортник - счастливый человек, он - Актёр с большой буквы, и его и сегодня не покидает эта капризная дама «вдохновение»! И я была тому свидетель, правда, всего три месяца!

 И на вопрос: «С кем из режиссёров ему интересно было работать?» Иван Сергеевич называет рядом с Никитой Михалковым и Владимира Ивановича Хотиненко.

Вот интересно бы встретиться сегодня с Иваном Сергеевичем и рассказать свои ощущения от встречи с ним! А главное - рассказать, как он, не ведая того, подарил мне калейдоскоп стихов в самый необычный мой День рождения!

Спасибо за то, что внимательно читали, пусть для каждого, кто будет «лепить» своё будущее, судьба этой личности, личности Ивана Бортника, станет показательной: «Будешь интересен себе – будешь интересен другим».

 Ой, опять наступило утро! А жаль – есть ещё интересные эпизоды съёмок, но об этом позже… До связи, Татьяна Кузина

 

Ремарка от Ернара Шамбаева: самая знаменитая роль Ивана Бортника

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии