Материалы

История Екатерины Горвард

Здравствуйте, мои милые, хорошие "хорьки"!
Завидую вам белой завистью, что у вас на всё хватает сил и энергии. А я вот не могу никуда выйти, но не падаю духом.

Родилась я в деревне, где все дома пели, была своя самодеятельность. Мама пела и две сестры - старшая и младшая. С младшей мы пели, поливая огород, а вечерком собирались вдовушки и просили нас, девчонок, "сыграть" песни (они не говорили спеть, а "сыграть"), а именно: "Желанную хозяюшку" - это как ее муж и сын вернулись с войны 1914-го года, попросились у нее переночевать, а она им ответила: "Я печку не топила, гостей я не ждала", а они ей сказали, что у них есть свои сухарики с водой, а затем они спросили, почему же живет она одна. "Я мужа проводила, сыночка отдала". Они ей отвечают: "Желанная хозяюшка, узнай хоть одного". "Сыночка я узнала по русым волосам, тебя я, муж, узнала по ласковым словам".

Вот такие песни мы пели. Радио не было, слушали народные песни и пели только по пластинкам, у кого были патефоны.

Я в основном пела все песни Марии Мордасовой. Как заслышим, где играет в деревне гармонь - бежим бегом, напоемся, напляшемся и спать.

В школе у нас тоже была самодеятельность. Однажды на уроке пения мальчишки запели песню, а я встала и сказала, что они неправильно поют, и запела:
"Из-за леса солнце всходит,
Ворошилов едет к нам".

В школе был урок "Военное дело" - там нас учили маршировать, учитель Петр Никифорович кричит: "Колупаева - запевай!" Каждое утро пели гимн СССР, и тут тоже: "Катя - запевай!"

Учитель Елена Владимировна Вадомская услышала, как я пою, и в дальнейшем пела такую песню под аккордеон, на котором играл Аркадий Яковлевич: "По морям, по океанам красный вымпел над волной. Не бывать врагам незваным у берегов земли родной! Солнце льётся, сердце бьётся, и отвагой дышит грудь... Над волнами вместе с нами птица-песня держит путь". И в конце припева шел подголосок "Э-э-э-эо-эей", который тянула я. С Аркадием Яковлевичем мы не виделись 40 лет, встретились случайно, когда я приехала в деревню, разговорились, он меня спросил, что не та ли это девчонка, которая тянула подголосок.

Потом нас с двоюродной сестрой услышала, как мы поем, учительница Екатерина Ефимовна, которая сказала, что все сестры в деревне Коваленко поют, почему не петь сестрам Колупаевым, например, такую песню: "Рос на опушке рощи клен, в одну березку был влюблен" - и мы спели.

В 1956-м году в Павлодаре я вышла замуж, а в 1957-м году я услышала о Павлодарском хоре. Просилась у мужа ходить в хор, но он не пускал. Разошлась с мужем.

Мне очень нравилась песня "Бежит река, в тумане тает". Я ходила целую неделю в магазин, в котором часто крутили эту песню, и таким образом я ее выучила. Когда моей доченьке исполнилось 4 года, она была на улице и услышала эту песню - прибежала ко мне и кричит: "Мама, там поют, вполне хватает". Я подумала, что ребенка кто-то напугал, а она с таким сообщением. Я очень любила лирические красивые мелодии:
"Бежит река, в тумане тает,
Бежит она, меня дразня.
Ах, кавалеров мне вполне хватает,
Но нет любви хорошей у меня."

В 1963-м году я пришла в Красный уголок хора, что находился тогда на улице Куйбышева (ныне - Торайгырова), и ходила целую неделю - Александра Ивановича не было. Наконец, когда он появился - говорит мне, что уже набрали участников хора. Недалеко от нас стояли ребята, которые сказали Александру Ивановичу, что эта женщина уже целую неделю упорно и настойчиво ходит в наш Красный уголок. Тогда Шиллер сказал, что он меня прослушает. Мы прошли в кабинет, и я спела "18 лет", "На побывку едет молодой моряк", "За околицей солнце клонится". Александр Иванович сказал мне, чтобы я пришла на репетицию на следующий день - он посадил меня в первые голоса сопрано.

Я с удовольствием ходила на репетиции, мне так нравилось, жила песнями, воспитывая детей, проходила в хор более 10 лет. Где мы только ни побывали с концертами: в 1977-м году на фестивале народной песни в Саратове, в 1979-м году в Минске на тракторном заводе, Хатыне, где во время войны были заживо сожжены люди, на Украине в Днепропетровске у памятника воинам возлагали цветы, во Львове у могилы советского разведчика Кузнецова, Красноярске, Семпипалатинске, Усть-Каменогорске и других городах Казахстана.

Вспоминается 60-летие Александра Ивановича в мае 1982-го года, которое проходило в мотеле "Автомобилист". Коллектив хора поздравлял юбиляра песнями и плясками. Был гость из Красноярска, имени не помню, который собирал и записывал интересные, на его взгляд, частушки и который попросил, кто может спеть частушки. Я с Зиной Стариковой спела много частушек, которые ему понравились - тут же записали и отдали гостю.

Программа вечера была насыщенной - игры, конкурсы, танцы, ну и, конечно, же застолье. Я попросила кусочек хлеба, ко мне подошел сын Александра Ивановича Володя, подает кусочек хлеба, а сам мне на ушко шепчет: "Вы - самая очаровательная женщина". Я ему ответила: "Спасибо за комплимент", ведь мне в то время уже было 45 - "баба ягодка опять". Конечно, мне было очень приятно услышать такие слова. Все были в приподнятом настроении, довольные от прекрасного вечера.

Сейчас, в настоящее время, когда мне не спится, я вспоминаю все песни, которые мы пели (слова, мелодии), и потихонечку пою, незаметно для себя засыпая.

Всех помню и люблю! Всем доброго здоровья, дальнейших успехов всем и во всём.
С уважением к памяти А.И.Шиллера и всем участникам, бывшая участница хора Екатерина Леонтьевна Горвард

Екатерина Горва...
Екатерина Горва...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии