Масленица – Боярыня широкая. Казнить или помиловать?

Во многих книгах о народных праздниках рассказывается о Масленице. Народ отмечает встречу (первый день) Честной (Благородной) Масленицы, широкой боярыни. Ведь чтобы проводить, необходимо встретить.

Вот как красиво ее закликали в старину, скороговоркой причитывая: «Звал-позывал Честной Семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор: «Душа ль ты моя, Масленица, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор - в горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешитися. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса... Приезжай ко мне во тесной дом душою потешитися, умом повеселитися, речью насладитися». Вот так красиво начинался праздник во всех уголках необъятной Руси. Множество книг по обрядовой поэзии донесли до наших дней красивые зазывалки-заклички. К сожалению, сегодня так не начинают утро первого дня масленицы. Наверное, поэтому в конце праздника беспощадно гостью-то и сжигают...  Катаклизмы сегодняшнего дня! Пригласил в гости Благородную, пообщались, а расставаясь - поджигай...

Судьба подарила мне возможность своими глазами увидеть народные праздники - Рождество Христово и Масленицу. В детстве папа возил меня в какую-то деревню, где жили его родственники. Случилось как раз под Рождество Христово оказаться в этой самой деревне... И сегодня я с удовольствием вспоминаю, как выходила толпа людей из одной избы, подходили с колядками к другой избе, пели. А запомнила я эти колядки по словам: «...коляд, коляд, коледница, добру молодцу не спится»...

Затем выходил хозяин из избы, угощал чем-нибудь, иногда присоединялся к колядующим - и так ходили из одной избы в другую. Меня, ребенка, радовало множество людей, да еще и с песнями (!), да еще и ночью (!). Конечно, мы тогда мало понимали, что прикасаемся к народному творчеству, а поэтому и не очень-то запоминали, как готовили и проводили праздники, в какой последовательности. Но очень хорошо запомнились колядки на Рождество Христово, правда, тогда не говорили, что это Рождество Христово, говорили только слово «рождество», а мы голову и не ломали, чье рождество. Хотя именно первое Рождество в моей жизни ассоциируется с рождением теленка, так как в разгар праздника забежал сторож из коровника и громко закричал, что отелилась корова.

Запомнилась и Масленица. И опять же - почему «Масленица», нам было невдомек. Мы просто с удовольствием угощались блинами и ходили в гости.

Пожалуй, самые яркие впечатления детства - это Масленица. Мы, как правило, приезжали в деревню либо в разгар, либо к завершению праздника, и каждый раз я могла видеть сцену прощания с Масленицей. И каждый раз это было зрелище ДОБРОЕ. Масленицу сначала зазывали, потом вокруг нее веселились, как будто ей демонстрировали свое молодецкое удальство...  Потом Масленицу буквально разбирали по соломинке и спешили в поле, в огороде повтыкать эти соломинки в землю - чтобы урожай был хороший.

Это ли не показ благодарности к «сударыне, которую пригласили в гости». Да, что-то есть в этом языческое, но не жестокое - ведь ждали урожай хороший!

И вот прошло много времени, возрождаются уже не один год народные традиции, и душа радуется, что можно молодежь познакомить с добрыми тради-циями своего народа.

Россия большая, на протяжении столетий складывался русский быт, традиции, в которых причудливо переплетались и седая языческая древность, и влияние Запада, и сильнейшее влияние христианства. Основная часть праздника Масленицы была посвящена развлечениям, а вот в воскресенье... Впрочем, опять необходимо обратиться к литературе, в древнюю старину, в незапамятные языческие времена, куда уходит корнями обычай возжигания костра. Обратите внимание - КОСТРА, а не чучела Масленицы. А делалось это так: на каком-либо возвышенном месте в землю втыкали длинный шест, к которому прикрепляли колесо (колесо круглое – символ солнца), шест обкладывали соломой (по поверьям – именно в старой соломе прячется нечисть), дровами, вышедшими из строя бочками (в пустых бочках укрыва-лась нечистая сила), и все это сооружение поджигали. Собравшиеся плясали и пели вокруг костра, радуясь победе над нечистой силой. Когда костер догорал, оставшийся пепел собирали и разбрасывали по полям (сегодня каждый школьник знает, что это удобрение).

Это красивая сторона Масленицы, но были и «драматические» моменты. В некоторых уголках великой России ее в шутку хоронили, а пока процессия двигалась по деревне, жители села шли за санями и изображали скорбь, причитали. Но, выйдя за деревню, участники шутливой процессии разрывали чучело на части и разбрасывали их по полю. Люди верили, что после того, как частички Масленицы разбросали по полю, она непременно взойдет в зерне.

Можно привести еще множество примеров, как со временем переплелось все то, что когда-то имело определенный смысл. Кому-то захотелось увидеть в Масленице зло (может быть, из-за несчастной любви), и они требовали наказания - сжигать. Но мало кто помнит, что Масленицей у язычников была богиня любви Лада. Со временем, забывая, откуда она появилась, придумывали всяческие нелепые истории, прикрывая незнание этого ритуала оговорками, что якобы сжигают зло. Так богиня Любви по забывчивости народной становится злом...

Россия большая, а народу-то сколько! И каждый придумывал свое видение проводов Масленицы: кто позлее - сжигали, кто помудрее - в поле, в земельку втыкали прутики от «богини Любви».
Но где же логика у современных трактовок сценариев народных гуляний? Если ее, Масленицу, издревле величают «честная, касаточка, веселая, сахарные уста», то почему сжигают?

Давайте обратимся к богатейшей дореволюционной литературе, на которую ссылается автор многих книг по русским народным праздникам Иван Панкеев: «Не все знают, что в качестве праздника Масленица признана и Православной Церковью. Но если в народе Масленицу называют Широкой и Честною, то в церковно-православном обиходе она - Сырная (сыропустная) неделя. Наша Масленица не обходилась без поминовения усопших, тем более что и Церковь наша обыкновенно субботу Масленой недели посвящает поминовению усопших, и эта суббота в народе известна под именем Родительской или Дедовской. Сама природа к этому времени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной. Появлялось, условно возрождалось к новой жизни, светлое божество весеннего плодородия земли - веселая красавица Лада. И шла красавица, озаряя Русь своим разгульным весельем. Богатое воображение народа окружало красавицу Ладу многочисленными веселыми, добрыми и разгульными спутниками.
Шли за веками века, оставляя языческие сказания о богах в затуманенной новою жизнью дали. И мало-помалу красавица-богиня, вестница весны и любви Лада превращалась в Масленицу».

Получив эту информацию, мне кажется, стоит задуматься, логично ли сжигать красавицу Масленицу или же все-таки стоит ее помиловать. И нет необходимости доказывать обратное, ссылаясь на многочисленную современную литературу, - она надуманна.

Наш праздник проводов зимы пройдет 13 марта на славу: и обозы ряженых будут, и красавица-Масленица, которая не будет гореть, а подарит на счастье веселый праздник со скоморохами-потешниками. И уж блинов отведает каждый – их будет много! Ведь блин – символ солнца на земле, а люди соскучились по теплу.

Давайте будем бережно относиться к древним традициям каждого народа и учиться у наших предков добру, а не жестокости. Ее в нашей жизни и так хватает. И помните: «Не все коту масленица - будет и Великий пост».

Т. Кузина,
председатель правления Славянского культурного центра (Звезда Прииртышья, 10 марта 2005)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии