Славяне не унывают
В воскресенье павлодарский Славянский центр отметил свое 15-летие. За это время культурное объединение многого достигло, но и многое потеряло. О своих радостях и невзгодах нам рассказала бессменный руководитель Славянского центра Татьяна Кузина.
В начале 90-х русских в Павлодарской области было больше половины населения. С развалом Союза они потеряли общую родину. Многие стали ощущать себя эмигрантами на своей земле. В первые годы независимости Казахстана русские активизировали политическую борьбу за свои права. Одни продвигали идеи двойного гражданства и двуязычия, другие лелеяли мечту вернуть Павлодар России. К середине 90-х страсти утихли. Русские поняли, что ничего не изменить, прошлого не вернуть и стали уезжать. Те, кто остался, решили адаптироваться к новым условиям.
- В 1995 году Нурсултан Назарбаев принял решение об организации Ассамблеи народов Казахстана, туда вошли национальные культурные объединения, которые уже существовали. А именно: немецкое и татарское. К тому времени уже сформировалось украинское товарищество, а русские и белорусы нигде представлены не были, - вспоминает Татьяна Кузина. – Вопрос о русских как-то и не стоял – везде звучала русская речь, русские песни. Но никто русских и не выделял – время было тревожное, все боялись слова «русский».
Самой активной славянской организацией в Павлодаре в те годы была «Славия». Она пыталась утвердить в Казахстане два государственных языка – казахский и русский. Поскольку вопросы, поднимаемые «Славией» были остры и неудобны, а руководители бескомпромиссны, на пути этого объединения возникала масса административных препон. «Славию» куда-то не приглашали, где-то игнорировали. Поэтому возникло предложение оставить политику и «натурализоваться» в виде культурного объединения.
- Я тогда работала в филармонии, три года организовывала для них праздники Рождества Христова и Дни славянской письменности, - рассказывает Татьяна Ивановна. – И когда мне сказали: Таня, твои праздники собирают много людей, давай, ты возглавишь Славянский центр, я произнесла фразу, которая стала ключевой в моей деятельности: самая мощная политика – это политика культуры. Почему? Потому что никто не запрещает нам говорить на русском языке, никто не запрещает петь русские песни, никто не запрещает проводить национальные праздники.
4 января 1996 года Славянский культурный центр получил удостоверение о регистрации, а 20 марта прошла его громкая презентация. Как говорит Татьяна Ивановна, к новорожденному объединению в городе отнеслись насторожено и не очень доброжелательно. Причем оппоненты вдруг появились из числа бывших соратников. В тот момент единственным человеком, на которого могла полагаться Татьяна Кузина, был ее родной брат, известный российский кинорежиссер Владимир Хотиненко.
- Я позвонила ему в Москву и сказала: приезжай на презентацию, без тебя я людей на нее не соберу, - рассказывает Татьяна Ивановна. – А ему в эти сроки на кинофестиваль нужно было ехать. Он через день мне перезвонил, говорит: еду к тебе, ради тебя.
Презентация Славянского центра собрала полный зал ГДК. Присутствовали первые руководители области и высокие гости из столицы, был оперный певец Шахимардан Абилов и писатель из Лондона, имя которого уже позабылось. Тогда Владимир Хотиненко сказал со сцены: «Зная свою сестру, я верю, что это новое объединение не будет замкнутым островком, оно будет в общем венке дружбы».
В тот же год филармония приказала долго жить, и Татьяна Ивановна полностью посвятила себя Славянскому центру. Вокруг нее собрался костяк музыкальных коллективов, с которыми она дружила по филармонии. Встал вопрос – где их всех размещать? В сентябре благодаря поддержке областного акима Славянский центр вселился в здание кинотеатра «Октябрь», который уже не функционировал.
- Вот тогда я пришла в ужас: а кто за это огромное здание будет платить? – вспоминает Татьяна Ивановна. - По образованию я музыковед и ничего не понимаю в хозяйственных делах. Я поняла, что единственный, кто мне сможет помочь – это мой брат. На протяжении трех лет, пока мы не встали на ноги, он оплачивал содержание этого здания. Высылал разные суммы – по 30, 50 тысяч российских рублей. Он говорил: Татьяне легче помочь, чем отговорить. Много помогали и мои бывшие ученики из музыкального училища и музыкальной школы, кто-то из них стал бизнесменом, кто-то банкиром. Все это время со мной рядом был Владимир Гасюк, он знал, что такое общественное организация, подсказывал, что нужно делать. Это он реанимировал всю энергосистему здания и привел его в рабочее состояние. Я счастлива, что у меня есть такие верные друзья.
Через полтора года Татьяна Кузина поехала в Госдуму России за поддержкой. Рассказала о работе Славянского центра, но ей сказали: докажите сначала свою жизнеспособность. А в центре жизнь уже кипела – пришел Виктор Баланюк со своей группой «Орфей», хор ветеранов «Рябинушка», фольклорный ансамбль «Соседушки», обосновалось казачье объединение, секция гиревого спорта.
- Три года я посылала в посольство отчеты о нашей работе, и нас наконец-то заметили, - рассказывает Татьяна Ивановна. – Я стала челном Совета соотечественников при Государственной думе Российской Федерации. Вот тогда начался расцвет Славянского центра. Россия стала поддерживать наши проекты, большие праздники, костюмы помогла шить, инструменты приобрести. Часть денег поступало из Госдумы, часть из МИДа России. Потом тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков организовал Международный совет российских соотечественников, я туда вошла в правление и возглавила комитет женщин. Мы получили возможность решать на высоком уровне проблемы наших объединений. При МИДе России организован Всемирный совет соотечественников. Естественно, туда я тоже вошла. Теперь нас приглашают в Германию, в Швецию. Славянский центр сделал себе международное имя. Нас ставят в пример.
Если на международном уровне павлодарский Славянский центр ценят и уважают, то на местном провинциальном уровне к нему несколько иное отношение. Например, в 2000 году областные власти решили отобрать у славян здание. Им предъявили счет на полтора миллиона тенге за аренду здания и земли, хотя соответственный договор заключен между сторонами не был. Когда Кузина отказалась выплачивать эту сумму, ей приказали покинуть здание в 10-дневный срок.
- Я тогда лично Назарбаеву письмо написала, другого выхода не было, - вспоминает Татьяна Ивановна. – Через неделю меня вызвали в областной акимат и заключили со Славянским центром договор доверительного управления зданием. Так, благодаря вмешательству Президента, нас не вышвырнули на улицу.
Однако здание в центре города не давало покоя местным чиновникам. В январе прошлого года они предприняли еще одну попытку его отнять. Во время отсутствия председателя (она была в Германии) в Центр пришла бумага с требованием освободить здание в 10-дневный срок.
- Я позвонила из Германии в приемную акима области, меня не сразу хотели соединить, - рассказывает Татьяна Кузина. – Тогда я сказала: это дело жизни и смерти, иначе я дам политическую оценку происходящему! Потом, когда я приехала, аким сказал: я соберу людей и мы выясним, что мы можем сделать для того чтобы вы в этом здании остались. И через полгода он принял решение, которое меня вполне устроило. Он передал здание на баланс Дома Дружбы, при этом оставив нам возможность там заниматься. Спасибо ему за это!
Сейчас Славянский центр, накопивший за 15 лет большую материальную базу, ютится в одном из кабинетов Дома Дружбы. Комната под завязку забита мебелью, книгами, костюмами, реквизитом. Говорят, что им скоро могут выделить дополнительное помещение. Поговорка «в тесноте, да не в обиде» для этого случая не подходит. Из-за стесненных условий Славянский центр потерял пять проектов. Например, консультационную службу, которая работала при Центре много лет. Здесь граждане могли получить ответ по любому вопросу, касающемуся российского законодательства, а также государственной программы добровольного переселения соотечественников в Россию. Теперь эта служба арендует офис в другом здании. Вторая потеря – группа «Спасибо» Виктора Баланюка. Лидеры казахстанского фестиваля «X-faktor» теперь репетируют в культурном центре «Шанырак». Третье – секция гиревиков. Им выделили какой-то подвал и пообещали не брать арендной платы. Канула в небытие Служба милосердия, работавшая при Славянском центре. Там принимали вещи, которые потом стирали, гладили и раздавали на благотворительных концертах в детских домах и интернатах. Ну и последняя потеря – Воскресная школа для взрослых, где преподавались основы православия. Теперь она действует при церкви. Несмотря на эти потери, Кузиной удалось сохранить творческие объединения, коих в Славянском центре около тридцати. Все они получили возможность репетировать в своем бывшем здании, которое сейчас именуется Концертный зал «Достык».
Многих русских, проживающих в Павлодаре, интересует вопрос: почему этот центр, пропагандирующий русскую культуру, называется славянским, а не русским? Ведь у всех братьев-славян украинцев и белорусов есть свои культурные объединения. Только русские почему-то не имеют своего, выступают под вывеской славянского. На этот вопрос Татьяна Ивановна ответила так:
- Я не участвовала в организации этого центра и выборе названия. Но когда меня пригласили, меня порадовало это слово. Через два года это слово одобрили в МИДе России, да и везде. Ко мне пару раз приходила группа русских, которые очень грозно, топая ногами и стуча кулаком по столу, требовали: дайте русский центр! Я говорю: бога ради! Я ничего против не имею! Но тогда я ухожу! Потому что я не могу оскорбить память предков. Да, я представляю себя, как русского человека, но всегда напоминаю: во-первых, я – Хо-ти-нен-ко! У меня предки украинцы, казаки и русские. Во мне столько славянской крови течет, так что сказать, что я русская... Да, я выросла на русской культуре, я буду ее пропагандировать. Но я хочу, чтобы мои предки гордились тем, что я никого из них не предала.
27 марта Славянский центр начал отмечать свое 15-летие. В ГДК прошел концерт нашего земляка, уроженца Коряковки, а ныне российского певца Николая Емелина. Он приехал из Москвы в сопровождении двух каскадеров, которые в богатырских кольчугах по ходу песен дрались на настоящих мечах. К сожалению, это шоу смогли увидеть не все желающие. По каким-то причинам концерт начался на час раньше. В афишах было заявлено начало - 17.00. Причем на больших афишах про ГДК не было ни слова, значился только Славянский центр.
К слову, на пять часов в ГДК был заявлен спектакль «Байтерек» театра национальных традиций Президентского центра культуры. Его внепланово перенесли на семь вечера. Зрители, подошедшие к пяти, вынуждены были ждать два часа, и были очень недовольны. Ситуация сложилась щекотливая: люди пришли посмотреть патриотическую постановку, посвященную строительству Астаны, а в зал их не пускают – там концерт русской патриотической песни. Хорошо, что публика интеллигентная попалась, обошлось без эксцессов. Но настроение многим было испорчено.
- Сказать, что кто-то конкретный виноват в этой неразберихе, нельзя, скорее это стечение многих обстоятельств, - считает Татьяна Кузина. – Изначально отдел культуры нам дал зал в Славянском центре, так как зал в ГДК был занят президентским театром. Потом из акимата поступило предложение провести концерт в ГДК. Позже выяснилось, что к нам на 15-летие приедет посол России. Кого смогли, обзвонили, собрали полный зал. Тот, кому поручили дать бегущую строку по телевиденью о переносе мероприятия, этого сделать не смог – была суббота, выходной. Не мы одни пострадали от этой рокировки.
Празднование 15-летия Славянского центра продлится до октября. За это время все его творческие коллективы выступят с отчетными концертами. А осенью пройдет гала-концерт, на который приедут наши земляки Владимир Хотиненко и Николай Емелин. Также ожидается визит из Барнаула ансамбля казаков под руководством профессора Бондаревой. Они споют вместе с Емелиным его песни «Сибирь» и «Русь», которые уже стали народно любимыми. Будем надеяться, что этот концерт пройдет без вмешательства чиновников, которые, видимо, подзабыли, что представления делаются для простых зрителей, а не для «галочки». Пусть даже и очень жирной.
Федор Ковалев («Наша жизнь», 31.03.11)