Грачевники, Козули, Пряники. Вкусные игрушки

Сначала это были не игрушки, от них зависело благополучие всего славянского рода. Это было жертвоприношение богам, во время которого убивали козу или теленка и дарили Сварогу, Перуну, Велесу. Иначе проголодавшийся бог мог разгневаться и наслать чуму или врагов-кочевников. Прошли века, боги ослабели и соглашались на более дешевые жертвы в виде сделанных из ржаного теста зверюшек-печенек. А потом в древних богов и вовсе перестали верить. Зверей из теста пекли по обычаю, иногда даже не зная, откуда пошел такой обычай. А дети и рады: ржаными вкусными птичками и коровками весело играть, еще веселее потом съесть их.

Какие же съедобные игрушки делались на Руси? Козули, например. Это общее название для фигурок из ржаного теста по всей России, на Украине, в Белоруссии. Козел у древних славян был символом изобилия и плодородия. «Где коза бродит, там жито родит, где коза с рогом, там жито стогом». Сохранились строчки древнерусского документа о том, что в XII веке русичи пекли такие козули и, поедая их, «рикали аки волове», то есть издавали звуки, как волы. Считалось, что это принесет в дом изобилие. «Коровки» и «козульки» выпекались к Новому году: чем больше печенек, тем больше скота народится в наступающем году. Потом это печенье раздавали детям, своим и соседским, а те набирали целые коллекции разных фигурок — ведь каждая хозяйка лепила по-своему. Вкусное «стадо» выставлялось на стол, и по нему начинали постукивать ладонью, чтобы коровки запрыгали, заплясали, радуясь новогоднему празднику. А в Вербное воскресенье пекли «баранов». Вообще-то к христианской религии они отношения не имели: бараньи рога — древний языческий символ силы и плодородия. На Вознесение из теста делали лесенки: «Господь будет подниматься на небеса, с лесенкой-то Ему все легче будет». Так люди пытались помогать Богу. Древнему славянскому богу Сварогу тоже помогали, скатывая с кручи шары символизирующие солнце. Ведь  Сварог был солнечным богом, катал солнышко по небу. И наши предки считали, что надо ему помочь. А когда Сварог «ушел на покой», славяне стали помогать Христу, делая вкусные лесенки на небо.

Весной делали из теста птичек. 17 марта пекли грачевники. Это была просто лепешка с головкой и глазками-угольками. А дети втыкали в печенье черные перья и играли с ними. Еще большее распространение получили жаворонки из теста, с которыми ходили Весну звать.

Но самыми вкусными и самыми распространенными съедобными игрушками стали пряники. Причем их и выпекали не как еду, а как игрушки. Были, например, наборы букв, чтобы малыши учились складывать слова. Или пряники-дома, из которых дети  составляли целые города. Были пряники-куклы, пряники-звери, набор коровок с пастухом... Придумали даже особую игру, для которой пекли круглые плотные пряники величиной с блюдце.

Эти пряники... кидали! Кто дальше кинет, тот и выиграл, только надо, чтобы при этом пряник не разбился. А кто выиграл, тот все пряники забирает. Азартная была игра! И вообще, хорошая штука — съедобные игрушки.

Русская жвачка

Как ни странно, жевательная резинка — изобретение не вполне американское. На Масленицу в русских деревнях варили для детей березовую жвачку. Тонкие слои бересты клали в жестяные банки и томили в русской печи, в углях. Получалась черная масса с привкусом березового сока. Днем ее жевали, а на ночь клали в клюквенный сироп. За работой жевать не дозволялось — мешает. А в праздник можно!

(Из книги С. Лавровой, "Русские игрушки, игры, забавы", 2007)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии