Цветаевский костёр в Гурзуфе

Первый Цветаевский костёр  состоялся в Гурзуфе, на берегу Чёрного моря, 9 октября 2025 года.

Выступает организатор первого Цветаевского костра в Гурзуфе Марина Забродская.

На поэтической встрече прозвучали стихи павлодарской поэтессы Ольги Григорьевой "Цветаевский костёр" и "День рождения Марины":

Гроздья красные рябины,
Золотое чудо дня.
День рождения Марины –
День рождения меня.

Все поэты одиноки,
Но важна иная связь.
Не прочти я эти строки,
И душа б не родилась.

Я была бы комом глины,
Веткой хвороста сырой,
Без огня моей Марины
Я была б совсем другой.

Но – явилась и воскресла,
Подарила мир и жизнь.
Увела в такие бездны,
Подняла в такую высь…

И слились в одном теченьи
И восторг, и страсть, и грусть.
И за все ее мученья
Я сегодня помолюсь.

И благословляю снова
За поэта бытиё,
День Иоанна Богослова,
Подаривший нам её.

Автор: Екатерина Лысянская

М. ЦВЕТАЕВА:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть

Разгар осени — самая цветаевская пора. Рябиновая кисть — конечно, горькая, конечно, жаркая. У нас не встречается. Печальная русская природа, которая, кажется, прощается с нами криками улетающих в теплые края птиц, почти беззвучным шорохом листьев, шумом холодных косых дождей. В южнобережном Гурзуфе только начало осеннего дряхления. Эта непредсказуемая погода, этот ещё не золотой лес и мокрая черноморская галька под ногами, и это место под скалой, на которой когда-то был дом, где Марина прожила несколько счастливых дней. Искала следы любимого Пушкина. Нашла. А мы идём по её следам...

Марина Николаевна Забродская инициировала наш маленький поход для того, чтобы открыть новую традицию памяти о великом поэте и гениальной провидице.

"Цветаевский костёр" - это название праздника, начало которому было положено 6 октября 1986 года в Тарусе.  Традиционно эти Костры сегодня зажигают все поклонники поэтического таланта Марины Цветаевой во многих странах мира. 

Крымские страницы в  жизни Марины Цветаевой открылись в 12-летнем возрасте. И на землю южного берега Крыма она ступила раньше, чем на киммерийскую.

В первый раз Марина Цветаева побывала в Крыму в 1905 году вместе со своими родителями и сестрой Анастасией после трех лет пребывания за границей из-за болезни Марии Александровны, матери Марины и Анастасии. Решено было пожить в Ялте, где больная туберкулезом Мария Александровна продолжит лечение, а девочки будут учиться в гимназии.

1906 год

Весной по соседству с Цветаевыми поселились Пешковы, жена и дети Максима Горького. Сестры успешно сдали экзамены: Марина за три класса, Ася за первый класс гимназии. В жаркий по-летнему день была поездка в Массандру, запомнившаяся Асе: «Массандра? Может быть это рай?». В ослепительный солнечный день поданы лошади – отъезд в Севастополь, оттуда – в Москву.

1909 год, апрель; Ялта, Севастополь

На пасхальные каникулы Марина Цветаева с группой соучениц по гимназии совершила поездку в Крым. До Севастополя из Москвы ехали поездом, в Ялту – морем.

 1911 год.

Конец марта: Марина решила не сдавать экзамены в восьмой (педагогический) класс и прекратила занятия в гимназии. Она собирается в Гурзуф искать следы пребывания в нём Александра Сергеевича Пушкина.

Волошин, с которым Цветаева познакомилась в Москве, договаривается о её приезде в Коктебель.

3 марта Цветаева выезжает в Гурзуф, а 5 мая вечером приезжает в Коктебель к Максимилиану Александровичу Волошину: «…после целого дня певучей арбы по дебрям восточного Крыма я впервые ступила на Коктебельскую землю, перед самым Максиным домом, из которого уже огромными прыжками, по белой внешней лестнице, несся мне навстречу – совершенно новый, неузнаваемый Макс. Макс легенды, а чаще сплетни (злостной!), Макс в кавычках «хитона», то есть попросту длинной полотняной рубашки, макс сандалий… Макс полынного веночка и цветной подпояски, Макс широченной улыбки гостеприимства, Макс - Коктебеля»... (М. Цветаева «Живое о живом»)

 

 

Организатор первого Цветаевского костра в Гурзуфе Марина Забродская:

 

"...Погода была мятежной: по прогнозу должен быть дождь, он накрапывал, поднялся сильный ветер, небо то чернело, то светлело - мятежный дух Марины Ивановны то разгонял тучи, то плакал мелкими слезинками, то улыбался небесными просветами. На диком Чеховском пляже еле нашли место между камней, пригодное для разведения костра, ибо Ветер! Сказала несколько слов, разожгли костер, который поначалу тоже то потухал, то разгорался... Читали стихи Маринины, и свои... Наташа Охтя прочитала выдержки из "Берегов Тавриды" (крымский литературный альманах 2005 года), стихи Марины Ивановны и свои. Наташа принесла целый пакет клубничной рассады, которую раздала нам всем для посадки, сказав: "Как называется сорт, не знаю, но давайте  будем называть ее Цветаевская клубника!" Светлана Дремлюгина читала  Пушкина, она долгое время работала в музее Пушкина в Гурзуфе. Интересно рассказывали каждый о себе, своей любви к поэзии и литературе Цветаевых...

Надеюсь, продолжение будет!  Честно говоря, я совершенно не ожидала, что  получится так хорошо, слава Богу за все! Спасибо за Небесную помощь Марине Ивановне и за земную и духовную всем вам, дорогие цветаевцы!" 

 

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии