«Другой» историк, иной музыковед
Татьяна Кузина – личность в Павлодаре известная. Одни знают её как «маму» Славянского национально-культурного центра. Другие – как сестру знаменитого российского режиссёра Владимира Хотиненко, не без приключений доставившую в Павлодар колокола для православного храма (историю об этом читайте в «Звезде Прииртышья» от 7 марта). Но есть и совершенно иная Татьяна Кузина. Та, которая называет себя «ведуньей» от слова «ведать» и «знать». Та, которая, по признанию одной из своих учениц, «даже самое сложное в виде, к примеру, противных септим и каверзных доминантсептаккордов может сделать простым и доступным». Та, которая до того покорила своим профессионализмом и собственными взглядами на искусство первого музыкального комментатора Центрального телевидения Светлану Виноградову, что она подарила павлодарке собственный серебряный перстень. Сегодня Татьяна Кузина вновь у нас в гостях. И расскажет о том, какую клятву с братом Вовкой дала на прутиках, почему даже в самые тяжёлые времена, хотя была такая возможность, не уехала из Павлодара, поделится своей формулой счастья.
«Начальник, ты не прав!»
– Татьяна Ивановна, после вашего интервью у нас в гостиной в редакцию ещё несколько дней звонили читатели «по вашу душу». Кто-то благодарил, но больше просили продолжения беседы. Очень многих заинтересовала детская клятва на прутиках...
– Для этого мне придётся немного окунуться в историю своей семьи. В 1943 году отца моей матери – Василия Петровича Мрыхина, директора межрайонной базы, репрессировали. Впоследствии он, как и тысячи его товарищей по несчастью со всего огромного Советского Союза, был реабилитирован. Но долгое время всех членов семьи деда считали «врагами народа». Маме не разрешили поступать в вуз, и она всю свою жизнь проработала рабочей на заводе. Мы с Вовкой никогда не видели, как наша мама плачет. Это случилось лишь однажды и очень нас напугало. Помню, мама вернулась с работы вся в слезах. Когда отец стал её расспрашивать, что случилось, она рассказала, что совершила ошибку при выточке какой-то детали. Получился брак. И начальник смены при всех назвал провинившуюся дочерью «врага народа», добавив, что «яблоко от яблони недалеко падает». Мама ещё что-то рассказывала, но мы этого уже не слышали, хотя и пытались подслушать через закрытую дверь. Отец выдворил нас с братом в коридор. Помню, мы, растерянные и напуганные, спрашивали тогда друг у друга, почему наша добрая, ласковая, умная, красивая и самая лучшая мама на свете может быть для кого-то врагом. И вот тогда-то мы с Вовкой на прутике от веточки решили поклясться, что вырастем, выучимся и докажем всем, в том числе и этому начальнику смены, что наши родители никакие не враги, а лучше всех. И думаю, на подсознательном уровне это желание доказать двигало нами всю жизнь. И, наверное, отчасти благодаря и ему тоже мы с братиком смогли чего-то достичь в этой жизни, стать интересными сами себе. И когда Володе за фильм «Паломничество в Вечный город» вручили орден Святого благоверного князя Даниила Московского, я позвонила ему вечером с поздравлениями, а он в ответ: «Ну что, сестрёнка, вот и стали мы с тобой «кавалероорденоносцами» (сама Т.И. ещё раньше за помощь в доставке церковной утвари и колоколов для павлодарского православного храма была награждена орденом Святой равноапостольной княгини Ольги – прим. авт.). Думаю, теперь мы до конца выполнили ту свою клятву перед родителями».
* * *
На необычный для наших дней музыкальный инструмент, украшающий небольшой кабинетик Славянского культурного центра, я обратила внимание сразу же, как только вошла. Для себя я решила, что после беседы обязательно порасспрошу о нём у Татьяны Ивановны. Но в самый разгар нашего разговора зашла по делам сотрудница Дома дружбы. И в отличие от меня, она тут же проявила неподдельный интерес к музыкальному инструменту.
– Это фисгармонь – язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Звуки в нём извлекаются колебаниями механических язычков, приводимых в движение струей воздуха, который накачивается ножными педалями, – пояснила Татьяна Ивановна.
И вдруг спросила:
– А вы слышали, какую божественную музыку извлекает фисгармонь? Хотите, я вам немного сыграю?
И по кабинету разлились упоительные звуки классической музыки. Фисгармонь действительно придала новое звучание симфониям Баха, одного из любимых композиторов Кузиной.
Через несколько минут, когда мы снова остались одни, Татьяна Ивановна рассказала, что приобрела этот старинный музыкальный инструмент известной немецкой фирмы «Линдхольм» в бытность своей работы в Павлодарской областной филармонии. Уезжала на постоянное место жительство в Германию знакомая немецкая семья. Пожилая женщина поинтересовалась по телефону, не заинтересует ли прирожденного музыковеда старинная фисгармонь за приемлемую цену. Татьяна Ивановна бросила все дела и через полчаса уже была у хозяев музыкального инструмента. Конечно же, она его купила, отдав последние деньги. В конце девяностых, когда большинство казахстанцев месяцами не видели наличных денег, Кузиной несколько раз предлагали продать раритет. Но женщина осталась верна своему музыкальному пристрастию.
«Прошу принять соседку Таньку...»
– Откуда такая привязанность к музыкальным инструментам?
– Помню, в детстве, когда я с мальчишками играла во дворе, кто-то сообщил, что начался набор в музыкальную школу. Мне почему-то казалось, что поступать нужно немедленно, иначе не успею. Я не стала дожидаться возвращения родителей с работы и обратилась за помощью к малограмотному соседу-татарину. Тот, как мог, написал: «Директору музыкальной школы от соседа. Прошу принять соседку Таньку. Хорошо поет и танцует». Ещё я помню, что в музыкальную школу, в которую меня всё-таки приняли, я летала как на крыльях. Единственное, что омрачало моё счастье, так это отсутствие музыкального инструмента. Мама на обеденном столе нарисовала мне клавиши, но этих занятий явно было недостаточно. Затем меня стали водить по вечерам в семью зажиточного инженера завода, где было фортепиано. Представляете: я занимаюсь разучиванием нотной грамоты, а мама часами стояла под окнами в ожидании, когда я закончу свои занятия. А алтайские морозы по силе почти такие же, как сибирские (Татьяна Кузина родилась в Славгороде – прим. авт.). А потом у меня появилось собственное пианино. Случилось это вот как: каждый месяц отец покупал четыре, на каждого члена семьи, лотерейных билета. И однажды по моему билету выиграл мотоцикл М-72. Для провинциального города 50-х годов это как выиграть последнюю модель «Мерседеса» в наши дни. Мотоцикл встречал весь город, начиная с платформы поезда. Отец свое сокровище знал и любил от винтика до последней гаечки. И я считаю, совершил настоящий подвиг, когда решил продать своего железного коня и купить мне пианино. Я очень хорошо запомнила тот момент, когда машина с инструментом подъехала к родительскому дому. Я не верила своему счастью и, не дожидаясь, когда инструмент разгрузят, забралась в грузовик и открыла крышку пианино. Так, в грузовике с опущенным бортом и состоялось мое первое музыкальное выступление.
– Татьяна Ивановна, в 1990 году вы стали лауреатом республиканского конкурса лекторов-музыковедов. Спустя 20 лет вы возродили хорошую павлодарскую традицию проведения лекториев. И сегодня ваш кинолекторий «История и современность» в Доме дружбы посещает огромное количество людей. С чем вы связываете такую популярность подобных мероприятий?
– Человеку вообще свойственно проявлять интерес к своей истории. И в последние годы я наблюдаю эту тенденцию всё чаще и чаще. Но есть один очень важный нюанс – как преподнести дисциплину так, чтобы она отложилась у человека в памяти на всю жизнь. Первый шаг к успеху – собственная эрудированность. Я навсегда запомнила слова бабушки, которая регулярно повторяла нам с братиком: «Будете интересны себе, будете интересны и другим». И всю свою жизнь я следовала совету Тютчева. Помните: «...Не позволяй душе лениться. Душа обязана трудиться...» Наверное, это самый главный постулат моей жизни. И сегодня, спустя несколько десятков лет, я могу с уверенностью сказать, что очень много знаю, очень много чего видела. Одним словом, мне есть чем поделиться со слушателями. Также немаловажно держать контакт с залом. И этот контакт по форме своей должен быть доверительным диалогом. Так я работала в областной филармонии, когда выдающиеся музыканты современности отмечали профессионализм, воспитанность и особую атмосферу павлодарской публики. Именно эти качества в своё время так покорили известного музыковеда Светлану Виноградову, что она изрекла:
«...павлодарский слушатель достоин слушателя столичного» – и в знак признательности подарила мне свой серебряный перстень. Это кольцо стало моим талисманом как музыковеда. Но я отвлеклась. Так вот, этот доверительный контакт со слушателями помогает мне и сегодня собирать полные залы, но уже на лекции по истории России, которая, как вы знаете, изобилует огромным количеством дат. На школьных уроках истории казалось – запомнить их все нереально. Но, оказывается, это совсем и не трудно. Мои слушатели называют меня «другим историком», потому что после нескольких занятий уже стали ориентироваться в исторических датах и безошибочно соотносить знаковые события с нужным промежутком времени. Придите в любое воскресенье на наш кинолекторий и спросите у любого слушателя, к примеру, когда произошла битва на границе с Ливонским орденом на Чудском озере. Уверена: все назовут точную дату – 5 апреля 1242 года, когда Александр Невский начал победоносное наступление на немецких рыцарей. Кстати, об Александре Невском. Вы никогда не задумывались, почему его бюст стоит на территории павлодарского православного храма? К сожалению, не сохранилось данных, кто является автором этой скульптуры. Но стоял бюст не один десяток лет на территории старого военкомата. Перед ним давали клятву защищать границы Советского Союза ребята, уходя в армию. Когда Советского Союза не стало, бюст Александра Невского куда-то пропал. Куда именно, никто не знал. Прошло ещё несколько лет. И вдруг скульптура оказывается в Павлодарском государственном университете. Тогдашний ректор Ерлан Арын, а ныне аким области, обнаружив пропавший бюст во время ревизии, решил подарить его новому православному храму. Ведь именно Александр Невский стал первым князем русским, заключившим союз со степняками и объединившим русские княжества.
– Судя по разговору, Владимир Хотиненко до сих пор для вас «младший братик». Даже постороннему человеку чувствуется какая-то невероятная близость между вами. Почему же вы до сих пор не в одном городе с ним? Ведь, наверняка, брат звал, и не один раз, вас к себе в Москву...
– Я действительно очень привязана к своему брату. У нас с ним особые отношения. И, конечно же, он пытался убедить меня, и не раз, переехать в Москву. Однажды, когда было особенно тяжело с работой, с деньгами и не было никакой уверенности в завтрашнем дне, я даже согласилась принять его предложение. Приехала к нему, и мы вместе пошли выбирать для меня двухкомнатную квартиру. И уже на месте, рассматривая комнаты своего потенциального жилья, я ясно представила себе свою жизнь там и отказалась. Уже дома я ему объяснила: «Понимаешь, Вов, жить здесь без детей я не смогу, а сидеть всем втроём на твоей шее – не хочу». Я приняла решение и до сих пор о нём не пожалела. Ведь здесь, в Павлодаре, моё детище – Славянский культурный центр. Здесь моя душа – люди, которые помогали мне и которым помогала я (благодаря Татьяне Ивановне Кузиной сотни павлодарцев смогли получить сложнейшую медицинскую помощь в ведущих клиниках мира, бесплатное образование в университетах России; возможность продемонстрировать свои таланты в Москве – прим.авт.). Здесь я состоялась во всех отношениях. И даже если придётся покинуть пост председателя Славянского центра (ведь когда-нибудь мне нужно будет передать своё дело последователю), я найду чем себя занять. Буду ведать слушателям о своей любимой музыке, о которой я могу рассказывать часами.
Ирина Волкова (Звезда Прииртышья, 4 апреля 2013)
Комментарии
Татьяну Ивановну нужно склонировать:)
RSS лента комментариев этой записи