Человек собаке – друг
Малым детям и всем животным Анастасия Цветаева говорила «Вы»...
Телеграмма
В фондах музея Анастасии Цветаевой, работающего при Славянском культурном центре Павлодара, хранится удивительная телеграмма. Вернее, не сама она, полученная в конце 60-х годов прошлого века адресатом в Павлодаре (невесткой писательницы), а ее черновик, оригинал, написанный рукой А. Цветаевой: «Поздравляю именинниками выслала авиа подарочек телеграфь отметку Олиного вчерашнего экзамена идя к Бекам пусть берет угощение Ральфу чтобы не бросался...»
Ну не поразительно ли – в телеграмме из Москвы писать еще и о какой-то собаке! Но в том-то и дело, что Ральф был не совсем обычной собакой, а большим другом Анастасии Ивановны. Ему посвящен отдельный рассказ, вошедший в ее книгу о животных «Непостижимые» (Москва, 1992).
Впервые писательница увидела Ральфа маленьким щенком, придя в гости к своим хорошим знакомым – сестрам Ирме и Луизе Бек (как и она, жившим в Павлодаре после многих лет репрессий). Сестры Бек были замечательными музыкантами, впоследствии младшая внучка А. Цветаевой Оля Трухачева брала у них уроки музыки.
«...Когда я пришла к моим павлодарским друзьям, в их уютный домик с палисадником, где горели торжественные, упоительные по разноцветности гладиолусы, мне под ноги бросился желтый пушистый щенок.
– Это ваш? Откуда такая прелесть? – присев, я стала гладить щенка.
– Привезли из аула! Вместо сбежавшего! Вчера! Ральф. Хорош, правда?
Песик рычал, захлебывался игрой, закатывал глаза, кусался и лизал руки.
И каждый раз, как я приходила к его хозяевам, кормившим, поившим, купавшим его, но с ним не игравшим, – он кидался мне опрометью навстречу, точно я была не человек, а щенок...»
Недавно с помощью внука Ирмы Бек (которая живет сейчас в Германии) – павлодарца Алексея Ермакова нам удалось получить фотографию того времени – Ральф со своей хозяйкой. Действительно, очаровательный был пес!
Но вернемся к рассказу Анастасии Ивановны. Когда на следующий год она снова приехала в Павлодар и пришла во двор дома сестер Бек, ее встретила «рыжая громадина», в которую вырос пушистый милый щенок.
«...И все недели, что я гостила у родных и приходила часто с внучками к друзьям, наши встречи множили собачью и человечью нежность, и дружба цвела. И еще приезд, и еще. Внучки боялись входить без меня, а при мне он был к ним приветлив. Но их мать, без меня пришедшую, искусал так, что она месяц ходила на перевязки».
В третьей части рассказа А. Цветаева описывает случай с Ральфом, когда он при ней поймал курицу, и впервые в жизни Анастасия Ивановна ударила собаку палкой. А внучка Оля стояла за забором и страшно кричала, боясь, что огромная собака просто разорвет ее хрупкую маленькую бабушку.
Когда в сентябре 2014 года Ольга Трухачева приезжала из Москвы в Павлодар, в музей своей бабушки, она вспоминала этот случай: «Я присутствовала при всем, о чем пишет бабушка в этом рассказе. Я орала, как безумная, испугалась. Но Ральф отступил...» А бабушка по пути домой уже спокойно объясняла внучке: «Ну вот, видишь, что значит любовь собачья! Ему и в голову не пришло на меня броситься. Он оттуда, из будки, просил прощения, как только опомнился».
И последняя встреча с Ральфом: «Прошло еще несколько лет. Снова я в Павлодаре. Друзья мои продали домик, переехав в квартиру «с удобствами», – вместе с домом продали сторожа. Я шла на свидание с Ральфом.
– Куда вы? – истошным голосом кричит женщина, выскочив на порог, видя, что я открываю калитку. ...Но я уже прорвалась мимо новой хозяйки, и мы с Ральфом обнялись, празднуя встречу и память, и я что-то кричала счастливое возмущенной хозяйке...»
«СОБАКУ пишу большими буквами»
На семейной фотографии, сделанной в Павлодаре в апреле 1958 года, когда сюда приезжала дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, Анастасия Ивановна держит в правой руке кусочек хлеба, за которым, стоя на задних лапах, тянется пес. Наверное, тот самый, о котором упоминает она в книге «Моя Сибирь», описывая обустройство своей новой избушки в Пихтовке, в ссылке: «...Годы спустя эту занавеску я засунула лютой зимой в павлодарскую собачью будку нашему дорогому Джульбарсу. Как он был рад! Там морозы ниже 40...»
Сколько трогательных, душевных строк посвятила А. Цветаева своим четвероногим друзьям! В повести «Старость и молодость» автор вопрошает: «Есть ли на свете существа благодарнее и благороднее собак?» Ответ был известен ей с детства...
В романе Amor А. Цветаевой главная героиня говорит любимому мужчине (и это звучит как высшая похвала): «Какая вы собака, Мориц! Ах, какая вы тонкая собака...» С какой любовью, с каким знанием дела описывает собак Анастасия Ивановна! В повести «Моя Сибирь» им посвящены целые главы («Бобка и Барбос», «Появление Домки. Руслан и его хозяева»). Знакомство и зарождающаяся дружба, нежная привязанность, незаслуженная обида, прощение и верность, невыносимая боль потерь, словом, весь спектр человеческих чувств и взаимоотношений представлен в этих главах.
Белла Ахмадулина познакомилась с А. Цветаевой в 1976 году после одного поэтического вечера, показанного по телевидению. Анастасия Ивановна рассказывала, как поразили ее стихи Беллы: «...И в середине строчки вдруг: «входит в комнату собака с душой, исполненной добра». За то, как произнесла это, – обрела ее сестрой, дочерью...» Ахмадулина в очерке «Робкий путь к Набокову» приводит слова А. Цветаевой, сказанные ей: «Не только Собаку пишу с большой буквы, но всю СОБАКУ пишу большими буквами». И далее пишет: «Анастасия Ивановна малым детям и всем животным говорила «Вы» и за всех нас поровну молилась и сейчас, наверное, молится» (Б. Ахмадулина, «Миг бытия»).
Тираж книги А. Цветаевой о животных «Непостижимые» был немаленьким – 50 тыс. экземпляров, но она уже давно стала библиографической редкостью. Мы счастливы, что в 2014 году эту книгу подарила нашему музею друг А. Цветаевой Галина Никитина (Москва). Вдвойне дорог этот подарок потому, что на книге – автограф самой писательницы.
Действие трех рассказов из этого сборника происходит в Павлодаре. Один из них называется «Цапа, Вася и Том-Том». Есть, кстати, в нашем музее еще один редкий экспонат. Еще в 1998 году младшая внучка А. Цветаевой Ольга Трухачева подарила мне небольшую самодельную книжечку с машинописным текстом – рассказом бабушки «Цапа, Вася и Том-Том» – с автографом автора. Книжка датирована 1974 годом, то есть ей 40 лет... Теперь она в музее А. Цветаевой. Тоже бесценная реликвия. Анастасия Ивановна посвятила этот рассказ невестке – Нине Трухачевой. Речь в нем – о первой павлодарской зиме семьи Трухачевых и трех котах, которые жили в их избушке на улице Карла Маркса.
Об этой книге А. Цветаевой, о ее любви к животным рассказывали мы недавно мальчишкам и девчонкам из детского приюта Павлодара, с которыми уже традиционно проводим в начале июня встречу «Уголок детства» в старом парке Павлодара, который горожане по-прежнему зовут Ленпарк, – там, где так любила гулять Анастасия Ивановна с внучками. Потом мы с детьми и их педагогами прошли к дому № 262 по улице К. Маркса, в котором и происходило действие рассказа «Цапа, Вася и Том-Том». И ребята все выглядывали, где же та печная труба, в которую упал Том-трубочист?.. Хочется верить, что уроки доброты замечательной русской писательницы Анастасии Цветаевой останутся в памяти этих детей.
...Не только к собакам и кошкам младшая Цветаева относилась так трепетно, но и ко всему сущему – как к живому. В повести «Старость и молодость» есть такие слова: «Только недавно я стала ступать на траву – есть такая травка-муравка, кудрявая, низкая, я ее гущу обходила еще в прошлом году... Щадила. Теперь – иду. Отчего? Мало ходить осталось. Она, кажется мне, не сердится. Она – возродится. Я исчезну скорей, чем она».
Автор: Ольга ГРИГОРЬЕВА, поэтесса, литературовед, Павлодар (Казахстанская правда, 3 июля 2015)
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи