Чудеса рукотворные. Вологодское кружево
Вы когда-нибудь любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветви переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи. Жаль только, что эта красота недолговечна. Пригреет теплое солнышко, подует ветер — и нет ее...
А вот эти ажурные узоры, эта сказочная красота не исчезнет, не растает. Потому что создали ее не морозы и снежные вьюги, а руки искусных мастериц. Это знаменитые вологодские кружева.
Кружевоплетение известно на Руси с XVII века. Вологодский кружевной промысел сложился на рубеже XVIII—XIX веков. Первоначально круже-воплетением занимались крепостные мастерицы в усадьбах помещиков. Но вскоре этот промысел стал одним из основных источников доходов большинства местного населения. К началу XX века кружевоплетением в Вологодском крае занималось около 40 тысяч кружевниц. В 1968 году основано объединение «Снежинка».
Вологодские кружева плетут из хлопчатобумажных, льняных, реже синтетических нитей с помощью коклюшек. Цвет кружева может быть белым, серым, голубым, кремовым, черным. Характерной особенностью вологодского кружева является четкое деление на крупный, выразительный рисунок и прозрачный, воздушный фон (решетка). В рисунке сохраняются традиции народной орнаментальной вышивки. Кружевоплетение развито и в других областях России.
Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение, очевидно, позже, чем вышивка. Но известно, что еще в XVII веке плели кружевные узоры из золотых и серебряных нитей. Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на седлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.
...Шипит в корытце с водой уголек, упавший с лучины, в руках мастериц мелькают коклюшки, и звучит песня — работе помощница:
Лучина, лучинушка березовая!
Что же ты, лучинушка, не ясно горишь?
Кружева плели во многих уголках России: в Ельце и Рязани, Вятке и Мценске... Местные мастерицы создавали свой, особый вид кружевных узоров.
Славилась кружевами и старинная Вологда. В этой северной стороне выращивали «русский шелк» — лен. А льняные нити — превосходный материал для плетения кружев.
Ажурные вологодские кружева — это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки... Мастерицы сами придумывают свои узоры. В них можно разглядеть те же рисунки, что и на старинных вышивках, — сказочные птицы-павы, и Древо жизни, солнце и звезды, цветы и гирлянды, фигурки людей и чудесные травы... Вологодские кружевницы используют более 400 различных рисунков!
В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки — круглые деревянные палочки. В специальную подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.
Кажется, невозможно разобраться в хитросплетении нитей, ведь число коклюшек может достигать 300 пар и более, но кружевница знает свое дело.
Словно какая-то загадка заключена в замысловатых узорах, и, зачарованные красотой, мы пытаемся разгадать эту загадку.
Вологодские кружева и ныне в почете и уважении. Ими украшают одежду, белье, салфетки. Самые известные модельеры охотно работают с кружевом.
Художник В. Тропинин еще в XIX веке нарисовал портрет юной кружевницы. С легкой улыбкой смотрит она на нас из далекого прошлого, а ее руки все плетут и плетут кружева...
(Из книги А. Клиентова, "Народные промыслы", 2006)
Комментарии
Кстати, с хохломой мы тоже дружим :)
RSS лента комментариев этой записи