Прикосновение к Афону (дневник паломника)

Храм строился долго, однако в результате на Афоне появился храм, затмивший собой все другие, став самым большим на Балканах. Его длина 60 метров, ширина 29 метров, общая площадь 2100 кв. м, имеет 150 окон. Он и сейчас поражает огромным золоченым иконостасом, монументальными росписями, бронзовыми паникадилами, замечательным кипарисовым полом. Приложились к прекрасному ковчегу с частью главы апостола Андрея. Справа, у столпа, – чудотворная икона Божией Матери «Сераитисса», которая вся увешана различного достоинства медалями параолимпийской сборной Греции в благодарность за помощь и исцеления. Колокольня собора – самая высокая на Афоне (40 м), на ней находилось двадцать пять колоколов, в том числе и пятитонный дар великого князя Алексея Александровича. Сейчас часть колоколов, лопнувших после пожара, грустно стоят во дворе скита под навесом. В скиту было устроено четырнадцать храмов; число монахов к началу XX века достигло восьми сотен человек. На территории скита находились типография, аптека и кузница, которые обслуживали не только монахов обители, но и всю Святую Гору. Но Октябрьская революция стала началом заката обители. Россия утратила свое влияние на Афоне и вскоре потеряла почти все. Приток русских монахов прекратился, поддерживать скит материально оказалось некому, здания постепенно разрушались. В 1958 году страшный пожар уничтожил все западное крыло скита, в котором размещалась уникальная библиотека: сгорело двадцать тысяч книг и рукописей, уникальный архив скита. В 1971 году умер последний русский монах, скит опустел и начал разрушаться.

В 1992 году скит перешел к грекам.

Ходить по развалинам трудно…

Через несколько минут были уже в Карее. Это маленький городок – столица Святой Горы, в которой находятся представительства всех афонских монастырей и органы самоуправления монашеской республики: Священная Эпистасия (исполнительный орган Афона, состоящий из четырех представителей монастырей и переизбирающийся ежегодно) и Священный Кинот или Протат (собрание представителей всех 20-ти афонских монастырей, прот – председатель этого монашеского «парламента»).

Фото на память на ступеньках Протата, и зашли в главный храм Кареи, еще называемый собор Протата, основанный в IV веке и освященный в честь Успения Богородицы. Здесь хранится особо почитаемая икона Богородицы «Достойно есть»…

Еще некоторое время в дороге, и мы на другом, восточном побережье Афонского полуострова, направляемся в Ватопед.

Ватопед – второй в иерархии афонских монастырей, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, один из самых древних, богатых и обширных монастырей. Игуменом монастыря является архимандрит Ефрем, ставший особенно известным во всем мире после принесения Пояса Пресвятого Богородицы в Россию в 2011 году.

Первая святыня, встречающая нас при входе в монастырь, – икона Богородицы «Простреленная». В 1822 году турецкий солдат произвел выстрел в правую руку Царицы Небесной. После этого кощунства он сошел с ума и повесился на оливковом дереве где-то тут неподалеку.

Монастырь большой, паломников много, поэтому и проверка паспортов, диамонитирионов, размещение в архондарике, все бюрократические формальности требуют больше времени, но неизменные ципуро, воду и лукум подали. Задержка в оформлении нисколько не огорчает, потому что остановка в любом месте этого большого монастыря – лишняя возможность больше увидеть. Здесь все достойно пристального внимания…

Архондарик в Ватопеде – большое 4-этажное здание с лифтом. Нашей группе выделили двухкомнатную келью на первом этаже. Бросили пожитки и к 15.30 – на службу. Кафоликон – замечательный, большой, с прекрасными фресками и мозаикой. Игумен монастыря архимандрит Ефрем был уже на своем месте. Приложившись к иконам, подошел к нему под благословение. Он благословил, я бы сказал, очень сосредоточенно, внимательно смотря на меня.

После богослужения все по чину проследовали в трапезную. Из трапезной вернулись в храм. Чтобы помолиться и приложиться к здешним святыням: Поясу Пресвятой Богородицы, который привозили в Россию в прошлом году, части Креста Господня, Трости от Страстей Господних, главам святителя Иоанна Златоуста с ухом и святителя Григория Богослова, мощам других святых.

Особенно обратил внимание на нетленное ухо святителя Иоанна Златоуста. Глава великого отца и учителя Церкви Иоанна Златоуста хранится в серебряном ковчеге шарообразной формы, который украшен золотыми узорами и драгоценными камнями. Сверху, как и у многих подобных ковчегов, открывается маленькая овальная дверца, через которую видны кости черепа святого. Стекла нет, так что прикладываемся непосредственно к мощам. А в боковом окошке видно нетленное левое ухо святителя. Оно непонятным образом держится на голых костях черепа, причем, кроме этого уха, на главе святителя не осталось ни одного фрагмента кожного покрова.

Об этом нетленном ухе нам рассказали следующее. Однажды его келейник Прокл увидел через дверную щель в кабинете святителя неизвестного благообразного старца, который, стоя за спиной Златоуста, что-то говорил ему на ухо. Так повторялось несколько ночей подряд. Святитель в то время работал над толкованием посланий апостола Павла. Однако по временам Златоуста смущала мысль: угоден ли Богу его труд? Правильно ли он понимает смысл некоторых не вполне ясных для большинства людей мест апостольских писаний? Когда же Прокл уже не мог больше сдерживать свое любопытство, то решился спросить святителя: кто же тот почтенный старец, непонятным образом проникающий в кабинет святителя? Златоуст с удивлением ответил, что когда он работал над рукописью, к нему никто не входил. Присмотревшись к иконе, висевшей над столом святителя, Прокл отметил удивительное сходство между ликом, изображенным на иконе, и таинственным старцем. Это была икона апостола Павла. Святитель Иоанн Златоуст понял тогда, что явлением апостола Господь удостоверил богоугодность этого труда. Судя по всему, именно то самое ухо, к которому в видении неоднократно наклонялся апостол Павел, подсказывая святителю, что он, апостол, имел в виду в том или другом месте своего послания, и сохранилось нетленным на голом черепе в подтверждение действительности древнего чуда…

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии