Блоги

Цветаевы и Бердяев

(3 голоса)

К 150-летию философа Николая Бердяева

18 марта исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского философа Н.А. Бердяева. В музее Анастасии Цветаевой прошло мероприятие из цикла «Окружение А.И. Цветаевой», посвящённое этой дате.

Бердяев и Цветаевы

     С выдающимся русским философом Николаем Александровичем Бердяевым сёстры Цветаевы познакомились в начале 1915 года. Он бывал у  Марины Цветаевой в доме в Борисоглебском переулке, а Цветаевы – в его квартире. Мысли Бердяева о личности, свободе, творчестве, религии привлекали сестёр и были созвучны их размышлениям о жизни и мире.

     Н. Бердяев жил в Москве с осени 1908 года. Они с женой поселились сначала в меблированных комнатах Тимофеевой в доходном доме на углу Кривоколенного и Армянского переулков, а с 1915 года жили в квартире по адресу Большой Власьевский переулок, 14.

     Связующим звеном между Цветаевыми и Бердяевым можно назвать их  дружбы с семьёй Жуковских-Герцык. И сёстры Цветаевы, и Николай Александрович общались с Аделаидой и Евгенией Герцык в Крыму, потом встречи продолжались и в Москве. Есть известная фотография, где Марина Цветаева стоит в дверном проёме, на первом плане семья поэтессы Аделаиды Герцык, а в глубине, на заднем плане – Николай Бердяев на диване. Он тогда лежал в доме Жуковских (Дмитрий Жуковский – муж А. Герцык, ученый, издатель, переводчик философской литературы) в Кречетниковском переулке со сломанной ногой, а друзья и знакомые приходили сюда «для развлечения Бердяева» (так писала мать М. Волошина Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина сыну из Москвы в Париж о московских знакомых в марте 1915 года).

Собравшиеся увидели это фото на экране монитора, а также в книге «Цветаева. Фотобиография».

 

     А. Цветаева писала в книге «Воспоминания»: «Наши друзья, Марины и мои, Герцыки – Аделаида и Евгения Казимировна (их отец был поляк) жили в Кречетниковском переулке между Арбатом и Новинским бульваром… Аделаида (Адя) – обаятельная и волшебная, несмотря на свою глухоту и отсутствие красоты, тонкий и чистый лист… Евгения, подруга Вячеслава Иванова, переводчица, умница, была похожа на ацтека… В их доме цвело слово «соборность», прочно жило уважение к религии, бывали Бердяев, Булгаков, Вячеслав Иванов, Павел Флоренский» (А. Цветаева «Воспоминания» в двух томах, М., «Бослен», том 2, с.344).

     Евгению Герцык Бердяев называл «одной из самых замечательных женщин начала 20 века, утончённо-культурной, проникнутой веяниями ренессансной эпохи». Их связывала многолетняя дружба.

     Очерк А. Цветаевой «Об Аделаиде и Евгении Герцык» вошёл в книгу «Неисчерпаемое» (М., Отечество, 1992).

     В фондах музея А. Цветаевой есть книга «Перекличка через «железный занавес»: Письма Е. Герцык, В. Гриневич, Л. Бердяевой (публикация, составление, вступительная статья и комментарии Т.Н. Жуковской), М., Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, Русский путь, 2011. Книга снабжена большим количеством фотографий. Собравшиеся в музее посмотрели те из них, где запечатлён Н.А. Бердяев в окружении членов семьи Жуковских-Герцык.

 

     Немного о семье Жуковских-Герцык. С 1905 года Д. Е. Жуковский издавал в Петербурге журнал «Вопросы жизни», с редакцией которого сотрудничали  Блок, Бердяев, Булгаков, Мережковский, Белый и другие писатели и философы. Аделаида Герцык деятельно помогала мужу: переводами, правкой корректур, подбором материала. С 1910 года их дом в Москве, в Кречетниковском переулке стал знаменитым литературно-философским салоном. Здесь собирались многие литераторы и философы. В начале 1911 года в этом доме произошла первая встреча А. Герцык и 18-летней Марины Цветаевой, свёл их М. А. Волошин.

     А ситуацию с Бердяевым в 1915 году Аделаида Казимирована Герцык описала в письме М. Волошину в Париж в мае этого года: «Не помню, писала ли я Вам, что Бердяев сломал ногу и 2 месяца пролежал в Москве у меня. Это было бесконечно суетное и многолюдное время. Каждый день его навещали мистики, православные, поэты, философы – и просто дамы и друзья; из них особенно часто Толстые (имеется в виду Алексей Николаевич – О.Г.);она (его новая жена) играла в шашки с Бердяевым, а граф читал вслух свои новые вещи… Под конец образовалась дружба между Бердяевым и Асей Цветаевой, (выделено мной – О.Г.) - она издала книгу «Королевские размышления» (верно прислала Вам?) и мы признали в ней несомненную талантливость…»

     Пребывание Бердяева в их доме вспоминал и старший сын Аделаиды Герцык Даниил Жуковский (книга из фондов музея А. Цветаевой – «Таинства игры: Аделаида Герцык и её дети», М., Эллис Лак, 2007, с. 154).

     Марина Цветаева встречалась с Бердяевым в Москве и в годы революции и гражданской войны, когда Анастасия была в Крыму (с мая 1917 по май 1921 года).

     Важный факт в биографии А.И. Цветаевой: именно по рекомендации Николая Бердяева вместе с Михаилом Гершензоном (публицист, переводчик, историк культуры, первый председатель Всероссийского союза писателей) А.И. Цветаеву в 1921 году приняли за две её дореволюционные книги  - «Королевские размышления» и «Дым, дым и дым» - в члены Всероссийского союза писателей. Думаю, для Анастасии Ивановны в те годы это была важная моральная поддержка. Она продолжала писать и надеялась, что её романы и очерки увидят свет…

      Точная дата вступления А. Цветаевой во Всероссийский союз писателей неизвестна. Сама Анастасия Ивановна её не помнила, а архив союза не сохранился, он был уничтожен в 1941 году, когда к Москве подходили немецкие войска.

     В «Воспоминаниях» А. Цветаева описывает вполне прозаическую реакцию Марины на хлопоты по вступлению сестры в Союз писателей (в них деятельное участие принимали также В. Вересаев и П. Коган):

     « - Стоит, - сказала Марина, - когда-нибудь и пособие дадут, и дров выпишут, а на собрания их ходить можно редко…» (А. Цветаева «Воспоминания» в двух томах, том 2, с.391).

     Насколько серьёзно относилась сама А. Цветаева к писательскому объединению, можно судить по её обращению к Союзу российских писателей, написанному спустя 70 лет после её вступления во Всероссийский союз. Оригинал этого обращения хранится в фондах нашего музея:

     Обращение «Новому Союзу Российских писателей» от 19 октября 1991 г. прочла Л.С. Прохорова:

Новому Союзу Российских писателей
Мне хочется начать это обращение эпиграфом моей сестры Марины Цветаевой из её статьи «Искусство при свете совести»:
«Итак, произведение искусства - то же произведение природы, но долженствующее быть просвещенным светом разума и совести. Тогда оно добру служит, как служит добру ручей, крутящий мельничное колесо. Но сказать о всяком произведении искусства - благо, то же, что сказать о всяком ручье - польза. Когда польза, а когда и вред, и насколько чаще - вред!
Благо, когда вы его (себя) возьмете в руки.» Марина Цветаева.
Кто из нас, начинающих с 1992 г. – собою – наш Новый Союз писателей, не согласится с этим? Но не каждый писатель, садясь за письменный стол, занят задачей служить добру российского искусства, - чаще всего другое его вдохновляет: ощущение своего таланта, своих возможностей, своего успеха. И вступает на ложный путь. И тогда талант его принесёт плод только на вид привлекательный, а внутри даже недоброкачественный.
И перед Новым Союзом писателей – строгая цель отбора, принятия в свои члены не просто талантов, а – талантов при свете совести.
Анастасия Цветаева, 97 лет.
19 октября 1991 г.
Москва.

    

Интересный эпизод об одной из встреч Цветаевых с Бердяевым приводит Станислав Айдинян (журнал «Юность», 2019, № 8):

«…Война, потом революция. Судьба Анастасии Цветаевой в этот период складывалась уже совсем трагично: один за другим умерли первый и второй ее мужья. В Коктебеле умер от дизентерии и ее второй годовалый сын Алеша… Трудные годы в Крыму — в Коктебеле, в Судаке, в Феодосии. Голод, нищета, порой отчаяние. Но воля к жизни оказалась все же сильнее. Анастасия Ивановна пережила самое трудное и весной 1921 года получила стараниями сестры Марины вызов на работу в Москву и первое время по приезде жила с сыном Андреем у нее в квартире в Борисоглебском переулке. Однажды философ Н. А. Бердяев пришел в гости к Марине Цветаевой и стоял с ней на лестничной площадке второго этажа дома в Борисоглебском. В этот момент внизу с улицы открылась дверь подъезда и показалась маленькая, миниатюрная Анастасия Ивановна. У нее на плечах вздымались два огромных бревна. На Брянском вокзале (ныне он зовется Киевским) в Москве на подводы грузили дрова. Но лошади падали от бескормицы, и возчики сбрасывали лишние, непосильные лошадям бревна, которые тут же уносили москвичи себе на растопку печей в холодные квартиры. Анастасия Ивановна рассказывала:

— Эти бревна за спиной у меня были как «адовы крылья». Я останавливалась, отдыхала и тащила их дальше…

   Увидев Анастасию Ивановну с высоты лестничного пролета Бердяев, обратившись к Марине Ивановне, изрек:

 — Эти бревна притащила ваша сестра?! Я бы не смог!..

 Этот случай очень показателен, он дает представление о том, как тогда жили люди».

     А сама Анастасия Ивановна так описывает эту ситуацию в «Воспоминаниях»:

«…Я, с детства не очень здоровьем блиставшая, на диво многим справлялась с полуголодным житьём, скудным сном и тасканием всего, что тогда на плечах – и не только на них – в дом вносилось. Помню, как однажды зашедший к Марине Н.А. Бердяев – широкоплечий, высокий человек – не поверил, что те два толстых метровых бревна, что лежали на полу, связанные верёвкой, были пронесены через всю Москву и втащены по лестнице – мной, худенькой, бледной женщиной.

- Это просто невероятно, - сказал он. – Я бы не смог!

- Я двадцать восемь раз отдыхала, присаживаясь у крылец, - отвечала я с юмором, - брёвна качали меня, как адовы крылья, но я не упала ни разу!

Ася с Брянского вокзала тащила их, - сказала Марина, - там даром сбрасывают возчики то, что тяжело лошадям, женщины рано утром их стерегут – и потом тащат через Москву…

Яркие, тёмные глаза Бердяева, философа-идеалиста (имевшего в Москве квартиру, жену, приличный по тем временам быт), вежливо, дружески, сочувственно смотрели на чудовищную картину разрухи, явленную в доме Марины. Через год он с плеядой близких по духу был выпущен за границу»

(А. Цветаева «Воспоминания» в двух томах, том 2, с.547).

     Ещё один экспонат нашего музея – журнал «Юность» за 1989 год, номер 11. На последней странице, в разделе «В номере» мы обнаружили небольшую запись сына А. Цветаевой Андрея Борисовича Трухачёва. Сделана она под рубрикой «Наша публикация. Николай Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. Страницы книги». Андрей Борисович пометил: «Мама и я бывали у него в 1922 г.» (Подпись).

В «Хронологическом обзоре жизни и творчества А.И. Цветаевой» её литературный секретарь Станислав Айдинян пишет, что в 1922 году А. Цветаева «бывает в гостях у Н.А. Бердяева в Малом Власьевском переулке в районе Пречистенки… У Бердяева она встречает П.А. Флоренского, которому в конце жизни посвятит очерк «О поэме «Оро» отца Павла Флоренского, написанной им в заключении».

     Благодаря краткой записи А.Б. Трухачёва в журнале «Юность» теперь можно добавить, что иногда писательница приходила к Бердяеву вместе с десятилетним сыном Андреем…

    В «Воспоминаниях» (Часть 25 «Москва», глава 3) А. Цветаева описывает посещение двух домов, где бывала осенью и зимой 1921 года: «Бердяев – блестящий оратор, умнейший и деликатнейший человек, держался благожелательно, но, может быть, по застенчивости, по той же деликатности – отдалённее, чем простой в обхождении Гершензон. У Бердяева было парадней; у Гершензона – бедней, проще…»  (А. Цветаева «Воспоминания» в двух томах, том 2, с.592).

     Жена Максимилиана Волошина Маргарита Сабашникова тоже описала еженедельные собрания узкого круга друзей Бердяева на его квартире в Малом Власьевском переулке. Там читались доклады, проходили собеседования на самые необычные темы. Гости сидели в шубах, выдыхая пар изо рта, но к чаю подавался неизменный пирог из картофельной шелухи, — правда, год от году он сокращался в размерах. Собирались интереснейшие люди, выступал, например, священник Флоренский; и продолжались эти встречи пять лет подряд, несмотря ни на что.

     Шумным успехом Бердяев пользовался в Московском университете — в 1920 году он читал там лекции по философии истории и философии религии, а также вел семинар о Достоевском. На публичные его лекции, хотя о них не сообщали газеты, невозможно было попасть; он вспоминал, как однажды сам с трудом пробрался сквозь запруженную народом лестницу в зал, где должен был читать доклад о книге Освальда Шпенглера «Закат Европы». По словам Бердяева, ни до, ни после того он не видел больше аудитории слушателей, так жадно ловивших каждое его слово…

   Анастасия Ивановна написала потом небольшой портретный очерк о Бердяеве, который был опубликован вначале в журнале «Юность» (2019), а затем в книге А. Цветаевой «Букет полевых цветов» (2023).

Его прочла на встрече Л.С. Прохорова:

Анастасия Цветаева

О Николае Александровиче Бердяеве

Посвящается И. Л. Фейнбергу

Черный огонь вокруг головы!.. Приглаженный, пышный… Приглаженное пышное пламя, над спокойным и гордым лбом, с широким, открытым и ясным, над темными глазами, блещущими — пламя мысли, ложащееся в отточенную речь неотразимо-правильными утверждениями. Трибун. Высок рост, расправленные мощные плечи, что-то от мальчика в зрелом, мужественном лице – дерзость отваги, уверенность в рождении именно этого выхода из хитросплетений веками взлелеянной мысли, этими именно выражениями. Прирожденный дар речи. Жест оратора — свободный и повелительный при благожелательной грации покоя. Покоя осознанности того, что познал — и скажет. (Удачник со школьных лет? В детстве — любимец семьи, осчастливленной появлением такого ребенка?) Что может ему противиться? Он начинает речь — и все затихает, восхищенно предавшись слуху. Властно и радостно в одержимой своей убежденности, он опрокидывает обратные утверждения безжалостным блеском осиявая несостоятельность иных систем. И вдруг — кара ли? но — за что? Или вражии происки? — вмешательством безобразия и бесчинства — страшный тик, уродующий на миг Красоту! Искажается лицо говорящего — не дать ему говорить?.. Трагически вспыхивает дьявольская гримаса на благородных и величавых чертах, но гипнотический жест правой руки, не прикасающийся к лицу, загоняет назад рвущийся изо рта язык — и плавно продолжается речь, не снизошедшая остановиться, интеллект победил болезнь! Должно быть, и ее приступы он разредил искусно за десятки лет этой муки, и порой ничего не заметно, кроме легкого поднятия руки — полусложенной, боком, ладони, с твердым движением поднятых пальцев — где-то возле груди… Он говорит предельно просто, но слова загораются в огне голоса. Кто это? Проповедник? Он защищает высшую истину, высшую степень добра, он взывает к с о в е с т и человека в честности требуемого мышления, он почти на той горной тропе, где может погибнуть овца, кто он? Нет, он — философ, он не отдаст блеска терминов, он не перешагнет порог, не ему вверенный, легкий холод, холодок ораторской речи отделяет его от пылкости проповеди, он не к душе обращается, а к ошибкам мысли, к уму!..

 

Страницы биографии

    Николай Александрович Бердяев – легендарная личность, русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализма и персонализма; автор оригинальной концепции философии свободы и концепции нового средневековья. Семь раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе (1942—1948). Был выслан вместе с другими философами и учеными за границу в сентябре 1922 года на печально известном «философском пароходе»… Автор более 40 фундаментальных философских книг.

    Родился он в Киевской губернии 18 марта (по новому стилю) 1874 года, умер 23 марта 1948 года в Кламаре (Франция).Принадлежал к дворянской семье Бердяевых, известной своими традициями офицерской службы. Бердяев воспитывался дома, затем в Киевском кадетском корпусе.  В шестом классе оставил корпус и начал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет. «Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором философии» - вспоминал Бердяев. Он поступил на естественный факультет Киевсккого университета, через год — на юридический.

     В 1897 году за участие в студенческих беспорядках был арестован, вторично был арестован в 1898 году за хранение и распространение нелегальной литературы, был отчислен из университета. В 1899 году в марксистском журнале «Новое время» была напечатана его первая статья «Ф. А. Ланге и критическая философия в их отношении к социализму». В 1900 году был сослан в Вологду, где находился почти 2 года, затем еще 11 месяцев был в ссылке в Житомире.

     Февральскую революцию Бердяев встретил с воодушевлением. В октябре 1917 года он был членом Временного Совета Российской республики от общественных деятелей.

    К Октябрьской революции Бердяев отнесся отрицательно; в последовавший за ней период запрета независимых газет и журналов, национализации издательств, введения цензуры и закрытия духовных учебных заведений он предпринимал энергичные попытки для возобновления деятельности религиозно-философского сообщества, основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919—1922).

«Я был её председателем, и с моим отъездом она закрылась, - писал Бердяев. - Это своеобразное начинание возникло из собеседований в нашем доме. Значение Вольной академии духовной культуры было в том, что в эти тяжёлые годы она была, кажется, единственным местом, в котором мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры. Мы устраивали курсы лекций, семинары, публичные собрания с прениями».

В 1918 году Бердяев стал вице-председателем Всероссийского союза писателей. В 1920 году историко-филологический факультет Московского университета избрал Бердяева профессором.

О своей жизни в эти трудные годы Бердяев писал так:

«Годы, проведенные в советской России, в стихии коммунистической революции, давали мне чувство наибольшей остроты и напряженности жизни, наибольших контрастов. …Я был духовно активен. Даже когда была введена обязательная трудовая повинность и пришлось чистить снег и ездить за город для физических работ, я совсем не чувствовал себя подавленным и несчастным, несмотря на то, что привык лишь к умственному труду и чувствовал физическую усталость. Я даже видел в этом правду, хотя и дурно осуществляемую. Одно время жизнь была полуголодная, но всякая еда казалась более вкусной, чем в годы обилия. Я оставался жить в нашей квартире с фамильной мебелью, с портретами на стенах моих предков, генералов в лентах, в звездах, с георгиевскими крестами. Мой кабинет и моя библиотека оставались нетронутыми, что имело для меня огромное значение. Хотя я относился довольно непримиримо к советской власти и не хотел с ней иметь никакого дела, но я имел охранные грамоты, охранявшие нашу квартиру и мою библиотеку...»

За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 году Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории».

После отъезда 29 сентября 1922 года — на так называемом «философском пароходе» — Бердяев жил сначала в Берлине, где в 1922 году создал и возглавил Религиозно-философскую академию. В 1924 году переехал в Париж. Там, а в последние годы в Кламаре под Парижем, Бердяев и жил до самой смерти. 

Он был счастлив, когда Россия победила во 2 мировой войне, верил в непобедимость России: «Россия, как Божья милость осталась великой…»

В 1946 году получил советское гражданство. Умер Бердяев в 1948 году за письменным столом в своём рабочем кабинете в доме в Кламаре от разрыва сердца.  За две недели до смерти он завершил книгу «Царство Духа и Царство Кесаря», и у него уже созрел план новой книги, написать которую он не успел. Похоронен в Кламаре, на городском кладбище Буа-Тардьё.

 

Творчество

      Конечно, невозможно на одной встрече познать творчество любого писателя, а тем более – философа, со своим особенным видением мира. Поэтому ограничимся несколькими цитатами, дающими представление о его мировоззрении и научных установках.

     Открытием для меня лично стало то, что Николай Бердяев был виднейшим исследователем творчества Ф.М.  Достоевского и его духовным последователем. Книга Н. Бердяева «Миросозерцание Достоевского» вышла в Праге в 1923 году. Вот лишь две цитаты:
 «У Дocтoeвcкoгo был тoлькo oдин вceпoглoщaющий интepec, тoлькo oднa тeмa, кoтopoй oн oтдaл вce cвoи твopчecкиe cилы. Teмa этa — чeлoвeк и eгo cyдьбa».

 «У Дocтoeвcкoгo нeт ничeгo кpoмe чeлoвeкa: нeт пpиpoды, нeт миpa вeщeй, нeт в caмoм чeлoвeкe тoгo, чтo cвязывaeт eгo c пpиpoдным миpoм, c миpoм вeщeй, c бытoм, c oбъeктивным cтpoeм жизни. Cyщecтвyeт тoлькo дyx чeлoвeчecкий и толькo oн интepeceн, oн иccлeдyeтcя».

     Из всего многообразия идей Бердяева можно выделить проблемы, которые проходят через все его философское творчество. Это 1. проблема человека; 2. проблема свободы; 3. проблема творчества.

     Бердяев подчеркивает, что центральной темой его философского творчества является человек, что его философия в высшей степени антропологична. Ибо исследование этой темы определяет постановку проблем свободы, творчества личности, духа и истории.

      А вот эта цитата из книги Н. А. Бердяева «Самопознание: Опыт философской автобиографии» очень близка юношеским высказываниям Марины и Анастасии Цветаевых: «Я всегда чувствовал себя далёким от того, что называют “жизнью”. Я, в сущности, не любил так называемой “жизни”, в молодости ещё меньше, чем теперь. Я чувствовал облегчение, когда речь переходила в сферу идей и мысли. Я не любил “жизни” прежде и больше “смысла”, я “смысл” любил больше жизни, “дух” любил больше мира».

О России:

     Нынешнего российского президента, рекомендовавшего чиновникам читать и изучать Бердяева, можно понять. Некоторые афоризмы Николая Александровича прямо-таки созданы для описания текущего положения. Вот, скажем: «Отрицание России во имя человечества есть ограбление человечества».

    «Я верю в Россию и в исключительное призвание русского народа в мире», – писал Бердяев.

     Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физическою и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.

О культуре:

Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная.

Общечеловеческое значение имеют именно вершины национального творчества.

О Боге и вере:

Бог есть свобода и дает свободу. Он не Господин, а Освободитель, Освободитель от рабства мира. Бог действует через свободу и на свободу. Он не действует через необходимость и на необходимость. Он не принуждает Себя признать.

Философ неверующий есть существо с очень суженным опытом и горизонтом, сознание его закрыто для целых миров. Философское познание его очень обеднено, он принимает собственные границы за границы бытия. Бестрагичность неверующего философа очень трагична. Свобода неверующего философа есть его рабство. Под верой же мы разумеем раскрытие сознания для иных миров, для смысла бытия.

О свободе:

Личность связана со свободой. Без свободы нет личности. Реализация личности и есть достижение внутренней свободы, когда человек не определяется уже извне. Существо, живущее в необходимости и принуждении, не знает еще личности.

Злейший враг свободы — сытый и довольный раб.

Свобода есть право на неравенство.

Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.

О любви:

Любовь — как бы универсальная энергия жизни, обладающая способностью превращать злые страсти в страсти творческие.

Любовь всегда нелегальна. Легальная любовь есть любовь умершая. Легальность существует лишь для обыденности, любовь же выходит из обыденности.

Любовь есть интимно-личная сфера жизни, в которую общество не смеет вмешиваться.

Наша любовь всегда должна быть сильнее нашей ненависти. Нужно любить Россию и русский народ больше, чем ненавидеть революцию и большевиков.

------------------

     150-летие со дня рождения великого русского философа Николая Александровича Бердяева в этом году широко отмечается в России.  6 марта, в день рождения Н.А. Бердяева (по старому стилю), в Музее изобразительных искусств им. Пушкина (символично, что в музее, созданном И.В. Цветаевым!) открылся Первый литературно-музыкальный фестиваль «Судьба России», приуроченный к юбилею философа. 

         Фестиваль будет проходить на разных московских и федеральных площадках. Основные мероприятия продлятся до 23 марта 2024 года (день смерти Н.А. Бердяева). Программа Фестиваля включает в себя десятки лекций, концертов, литературных вечеров, в которых примут участие ведущие философы, историки, писатели, музыканты и артисты. В рамках юбилейных мероприятий состоятся презентации новых изданий книг философа, готовится премьера полнометражного документального фильма, рассказывающего о жизненном пути и взглядах Николая Бердяева.

     А собравшиеся в музее Анастасии Цветаевой посмотрели документальный фильм о философе из цикла «Истории соотечественников».

О. Григорьева.

 

 

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии