Блоги
День третий - Барнаул исторический и мастеровой
- Июл302016
- Просмотры(3159)
Алтай на меня действовал благоприятно: в самом начале поездки мне хотелось на весь автобус читать свои стихи, на концерте ансамбля «Алтай» - пуститься в пляс, а 21 июля во мне проснулась потребность что-нибудь спеть. Моё желание удивительным образом совпало с желанием Натальи Щепко. Желания непременно надо исполнять, иначе они могут обидеться и совсем повыведутся из нашей жизни. Выбор пал на песню «Пусть бегут неуклюже», но к ней обязательно нужна именинница, и, слава богу, она у нас обнаружилась – в соседей комнате – Евгения Яковлевна Гуйо! Публику ждал вокальный сюрприз: в ответ на наш стук двери распахнулась, ничего не подозревающие зрители встретили нас с улыбкой, особая праздничная красота виновницы торжества сразу же бросилась нам в глаза. Нам были несказанного рады, нашей песне – тоже! Фальшивых нот и полное отсутствие у нас слуха два музыканта предпочли не заметить и даже помогли нам более узнаваемо исполнить известную песню. После поздравительных обнималок было принято решение 21 июля в честь нашей именинницы объявить праздничным днём в Барнауле и провести его так, чтобы «не было мучительно больно». Елена Геннадьевна Базина предложила нам заглянуть в свидетельство о рождении… нет, не Евгении Яковлевны, а самого Барнаула, и хотя он не был в этот день именинником, идею познакомиться с его биографией, перелистать фотографии исторического альбома мы восприняли с большим энтузиазмом.
Барнаул исторический
Итак, Барнаул… «мутная вода», «волчья река», «чёрная гора», «хорошее пастбище» - как только не подбирались к этому названию учёные-лингвисты! А по сути - «город в России (статус города с 1771 года), административный центр Алтайского края (с 1937 года) и одноимённого городского округа. Расположен на юге Западной Сибири в месте впадения реки Барнаулки в Обь» - это уже выдержки из Википедии, так сказать, моё первое знакомство с историей города ещё до начала алтайского путешествия. Но так, по вершкам, историю не изучают, не мешало бы историческую литературу почитать, а ещё лучше – провести раскопки в городском архиве… Хотя при дефиците времени можно вызвать скорую историческую помощь профессионального гида. Именно такого – опытнейшего из опытнейших нам прописала в познавательном рецепте наша Елена Геннадьевна Базина. Выбор пал на Светлану Фёдоровну Красилову, познания в области истории города и Алтая, внешность и речь которой полностью отвечали требованиям её фамилии.
Первая картинка в историческом фотоальбоме Барнаула – знаменитый Дом архитектора.
Информация о дате его постройки от меня ускользнула, а вот время восстановления я зафиксировала точно: вторая половина XX века. В 90-е годы здесь располагались мастерские барнаульских архитекторов, проводились выставки. Нынешний хозяин мастерской – всеми уважаемый архитектор Пётр Иванович Анисифоров, известный не только в родном городе, но и далеко за его пределами. В 2002 году созданный им из алтайского кедра храм Святой Троицы был разобран и увезён в Антарктику. В настоящее время он трудится на проектами храмов для Афона (Греция) и Макатана (Япония).
В Барнауле есть замечательная традиция: при передаче исторических зданий в частные руки сохранять хотя бы часть его первоначального облика. Ярким примером можно назвать здание бывшей казённой женской гимназии, поделённое границей времён. Новый облик здания сфотографировать мне не удалось, а старый выглядит вот так (со стороны площади Свободы).
Интересна история и самой площади Свободы, в прошлом Петропавловской, рядом с которой располагался Собор Петра и Павла. В этом Соборе был захоронен прах первого изобретателя паровой машины – Ивана Ивановича Ползунова. В советские времена храм был разрушен, а теперь на этом месте располагается памятник жертвам политических репрессий и бюст И.И. Ползунова.
Немало интереснейших фактов из истории города мы услышали, путешествуя от площади Свободы вдоль улицы Ползунова, некогда Петропавловской. К примеру, вот этот зелёный уголок, где сейчас располагается городской парк, раньше был аптечным садом. Он появился в Горном округе неслучайно: занятые тяжёлым трудом горняки нуждались в лечении, и уже в те времена были замечены целебные свойства алтайских растений.
А неподалёку от сада, конечно же, и горная аптека – магазин и музей одновременно.
Заходишь внутрь этого старинного здания, которое было построено в 1793-1794 годах, и не можешь оторвать восхищённого взгляда от торговых витрин, сулящих крепкое сибирское здоровье.
Полюбуешься на эту щедрость сибирской природы, прикупишь себе какой-нибудь волшебный эликсирчик и сразу же улыбаться здоровее начинаешь. Проверено на Татьяне Ивановне!
Познакомиться с музейными богатствами, которые «лечат» душевную составляющую человеческого организма, принять участие в музейных интерактивных мероприятиях нам, к сожалению, не позволило время, поэтому мы двинулись по маршруту дальше.
Никак нельзя было пройти мимо здания, в котором в XVIII веке располагалась гауптвахта для беглых рабочих. Позднее, когда в Барнаул стало пребывать множество инженеров-горняков из Петербурга, требовавших культурной пищи, здание было отдано под Народный театр. А в 1921 году здесь была сформирована труппа будущего городского драматического театра. Любопытнейший факт, что в начале 40-годов при возвращении из эмиграции из Китая здесь свой единственный концерт дал Александр Вертинский. С 1944 года в здании получила свою прописку Государственная филармония Алтайского края. Повезло филармонии: в какие-то там, не вспоминаемые Татьяной Ивановной годы, в её стенах на благо музыкального просвещения барнаульцев трудилась сама Татьяна Ивановна Кузина! Этого факта пока нет в истории Барнаула, но не сомневаюсь, что со временем будет.
Пройдя вдоль Ползуновско-Петропавловской площади мимо бывшей канцелярии, инструментальной кладовой завода, полюбовавшись на бывшую лабораторию, где в старые времена на химический состав проверялись серебро и золото, мы открывали всё новые и новые странички истории города. Старая добрая улица, милая сердцу каждого барнаульца! Не потому ли в ближайшем будущем её хотят превратить в пешеходную? Пока решение принимается, по ней можно идти пешком, ехать на автотранспорте или трамвае, и даже на велосипеде, особенно таким хорошеньким девушкам!
Слово за слово, шаг за шагом, а иногда с помощью нашего водителя Евгения, наконец-то, мы добрались в самое сердце бывшего Горного округа Барнаула – на Демидовскую площадь. Имя Акинфия Демидова всплывает в страницах городской истории с 1923 года, когда он получает документ, дающий ему право вести разведку и добычу руды на территории Алтая. Соседство горы Змеёвки и речки Барнаулки определили место строительства медеплавильного завода, а следовательно, и месторасположение больницы для работников завода, дома инвалидов и храма Дмитрия Ростовского. Над проектом Горного округа трудились два ученика Карло Росси: Андрей Иванович Молчанов и Яков Николаевич Попов. А Демидовская площадь за долгие годы несколько раз «выходила замуж» за эпоху, меняя девичью фамилию сначала на «Площадь Революции», потом на «Пионерскую», пока в итоге окончательно не развелась с советским прошлым и не вернулась к «отцовской» фамилии. Но несмотря на то, что фамилия у неё сегодня старая, облик всё-таки современный, модный.
Разве что Демидовский столп, построенный в честь 100-летия горного дела на Алтая в 1825 году, напоминает о былых временах.
Много ещё чего было в истории алтайского города, да и Алтая в целом. К примеру, имя Петра Столыпина тоже не хочется обходить стороной, хотя бы потому, что он в годы своей реформы побывал в Славгороде, откуда родом режиссёр Владимир Иванович Хотиненко, родной брат знаменитого на весь мир павлодарского общественного деятеля Татьяны Ивановны Кузиной, которая, в общем-то, тоже оттуда. Там же родилась и Евгения Яковлевна Гуйо. Тут же, посреди Демидовской площади, по соседству с храмом Дмитрия Ростовского, в исповеди, как на духу прилюдно призналась, что ТОЖЕ родилась в Славном городе Петра Столыпина, наш замечательный гид Светлана Фёдоровна! Благодаря этому случайному совпадению на глазах всех остальных экскурсантов произошло счастливое воссоединение землячек, и этой улыбчивой компании не хватало только Владимира Ивановича Хотиненко.
Дорога по Змеиногорскому тракту и дальнейшая экскурсия мне запомнились меньше. Помню нашу стоянку у речного вокзала, где Светлана Фёдоровна рассказывала нам о роли единственной торговой водной артерии, связывающей город с купцами из других городов, и в связи с этим о начале строительства на берегу Оби множества гостиниц. В самой первой из них – гостинице «Империал» в начале XX века останавливался известный географ Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский, а в 1926 году – путешественник Николай Константинович Рерих. Где-то по соседству, будучи в Барнауле, коротал свои ночи мой любимый Фёдор Михайлович Достоевский. Мы посмотрели ещё множество старинных и современных зданий, заглянули в магазин, расположенный в доме купца Полякова, поразившись красотой архитектуры и богатством отделки внутри, и, наконец, прибыли на площадь Советов. Тут, у «нулевого километра» Алтайского края, на нас с трёх сторон сразу же посыпались важные и нужные советы:
Татьяна Кузина: «Быть счастливыми! Пусть никогда не будет войны, а над головой будет голубое небо, в котором ярко светит солнце!»
Елена Базина: «Почаще к нам приезжайте в гости и дарите своё солнечное настроение!»
Светлана Красилова: «У меня для вас не совет, а пожелание: я хочу, чтобы вы были всегда радостными, чтобы воспринимали жизнь в полной красоте, и у вас было поменьше разочарований. Желаю, чтобы вы были всегда здоровы и приносили радость всем остальным!»
Вот такая она, площадь Советов: советы даёт и желания исполняет… если встать между двумя Евгениями.
Барнаул мастеровой
Об алтайских мастерах мне хочется говорить с особой теплотой. Ну, во-первых, это наши старые знакомые: они тоже были в составе творческой делегации, приезжавшей в Павлодар весной. Помню, как не могли насытиться красотой их работ мои глаза, у меня не укладывалось в голове, как ТАКОЕ можно сделать своими руками. А, во-вторых, очень хотелось побывать в мастерской, святая святых творчества. Мне представлялось, что это должно быть особое место, что-то вроде мастерской Данилы-мастера. Я не ошиблась: дому, в котором расположился «Город мастеров», лет сто, не меньше. Одна скрипучая лестница чего стоит, а счастье пройти по ней – и того дороже.
Руководит «Городом мастеров» Народный мастер России и Алтайского края Романов Виктор Михайлович. Он – кудесник бересты, а коллекция его работ наверняка стоит целое состояние, да не моё, теньгово-копеечное, а чьё-нибудь многомиллионно-долларовое. Помню, ещё в Павлодаре, Виктор Михайлович нам называл имена своих заказчиков. Среди них патриарх Кирилл и президент Путин, известные российские музеи.
В творческом коллективе Виктора Михайловича мастера разного профиля имеются: кузнец Валерий Бельмецов,
гончар Виталий Гычев,
мастер по батику Лариса Лоева,
мастер росписи по дереву Анна Гунина.
Это я надписи на дверных табличках рассматриваю, пока нас хозяин по закоулочкам своего деревянного государства водит. Иду я, любуюсь красотой невиданной, да про себя думаю: «Разве ж можно такие чудеса да без Божьей помощи творить!» И тут же отвечаю: «Нет, никак нельзя» Вот и молятся мастера с утра до ночи, вот и творят от души всем на радость.
Правда, Юрию Александровичу Богуславскому,
основателю музея пчеловодства, ещё свои, пчеловодческие святые помогают – Зосима и Саватий. Они у него в музее на самом почётном месте висят.
А ещё – научные пчеловодческие боги, которые давным-давно свои великие медовые открытия сделали: кто-то улей изобрёл, кто-то умную книгу написал, а кто-то и школу пчеловодов открыл.
Думаю, пчела в разрезе – тоже дело их, пчеловедческих рук,
так что я теперь тоже лекции на эту тему читать смогу, особенно после стаканчика медовухи, каким Юрий Александрович угостил на экскурсии.
Сразу пошла кругом моя садовая голова: лилипутский пчелиный МЖК начал мерещиться,
а ещё показалось, что приглашает меня Татьяна Ивановна в какую-то маленькую избушку из «страны чудес», а у меня с собой нет уменьшителя размеров, как у Алисы… Вот так медовуха!
Вскоре в берестяной комнате гостей снова поили медовухой (надо же за именинницу тост поднять), травяным чаем и кормили мёдом и байками.
А ещё для нас играл один из лучших российских гармонистов Александр Ланин. Гармошка у него необычная, раньше мы таких не видывали, на таких только в Липецке и Воронеже играют, в Сибири они редкость.
Тут, на Алтае, Александр не только гармонист, но гармошечных дел мастер, есть в его коллекции и вот такие ладошечные экземпляры, и ведь тоже играют!
Славно лёг на медовуху наш душевный разговор. В ходе его созрел в голове у Татьяны Ивановны смелый план как заманить Владимира Ивановича Хотиненко в гости на Родину: это должны сделать его талантливые земляки. План тут же был приведён в действие: видеобращения мастеров срежессированы, сняты и отправлены Татьяной Ивановной в Москву. Остаётся дождаться результатов.
Расставаться не хотелось, но слёз не было – были добрые улыбки, слова, обещающие новые встречи.
Виктор Михайлович вышел нас проводить на крыльцо. Мы были растроганы, а Татьяне Ивановне Кузиной пришла в голову ещё одна замечательная мысль: принять Виктора Романова, берестяного самодержца всея Руси, в почётные члены Правления Славянского культурного центра города Павлодара. Так что скоро на нашем сайте в разделе «Персоналии» появится и это известное в России имя. Добро пожаловать в нашу семью!
Продолжение следует
Елена Игнатовская
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи