Блоги

Где и как поётся

(8 голосов)

Несмотря на то, что я выступаю в концертных залах города Павлодара (и не только Павлодара) более 30 лет, меня всегда перед каждым выступлением охватывает волнение, потому что голосовые связки - это такой непредсказуемый инструмент, который может подвести в самый неожиданный момент. Неслучайно же на самых ответственных мероприятиях люди нередко поют под фонограмму. Видя наше волнение, Александр Иванович Шиллер не уставал повторять, что настоящие артисты не могут не волноваться.

Конечно, сейчас нет таких залов, в которых можно было бы петь со сцены без микрофонов, да и акустика в каждом зале своя. Но в некоторых залах и с микрофонами петь нелегко. Почему? Потому, я думаю, что огромные звукоусиливающие колонки стоят на сценах по бокам, находясь впереди хора; звук при этом идет в зал, и мы не слышим собственное звучание.

В каких залах нашего города нам доводилось петь?

1. В Городском Дворце культуры (бывший ДК трактостроителей). Это самая престижная сцена Павлодара, и нам там сложнее всего петь, потому что мы мало выступаем в ГДК, добрые люди от культуры всячески ограждают нас от нее. В ГДК самая большая вместительность, но численность аудитории для нас не имеет никакого значения, так как во время выступления мы не окидываем зал взором, а концентрируем свой взгляд на определенной точке, как нас учил Шиллер.

2. В "Шаныраке" (бывший ДК железнодорожников). До ремонта в "Шаныраке" было петь сложнее, весь звук уходил в потолок, но сейчас такой проблемы нет.

3. В концертном зале "Достык" (Славянский центр). Здесь нам поется исключительно легко, ведь это родной на сегодняшний момент наш зал.

4. В театре им.Аймаутова (бывший ДК металлургов) мы выступали очень редко, но пелось там легко, потому что там хорошая акустика. Мы там пели ещё до того, как Дворец металлургов стал театром.

5. В большом зале Дома дружбы петь без микрофонов крайне тяжело по нескольким причинам: а) напольное покрытие; б) мягкие стулья; в) рифленый потолок. Звук всем этим поглощается, но при наличии хороших микрофонов (как это было совсем недавно на творческом вечере Г.Ташимова и Л.Бевз) все эти неприятности устраняются.

6. В детском культурно-досуговом центре "Колос" нам поется очень комфортно. В "Колос" нас приглашают чаще, возможно, потому что туда сходятся в основном ветераны и старожилы города, которые помнят хор Шиллера (хор Павлодарского тракторного завода). Ощущения от выступлений там самые приятные, эмоции положительные, чувствуется доброе расположение зала, видны приветливые, доброжелательные лица, нас ждут в фойе, продолжают благодарить и после концерта, что оставляет приятные воспоминания.

7. В зале кинотеатра "Космос". Выступали там два раза, зал небольшой, компактный, слышимость хорошая. Нас принимали там хорошо и благодарили.

8. В концертном зале Музыкального колледжа. На этой сцене хор выступал при мне лишь однажды, ещё при жизни Владимира Ширинкина, на его творческом вечере. Я пела "Песню о матери". Наверное, спела хорошо - зал аплодировал долго. Я себя слышала, а это значит, что акустика отличная.

И, конечно же, на концертных площадках нашего города Павлодара.

В процессе написания этой статьи я сделала совершенно неожиданный для себя вывод: легче всего мне пелось на двух сценах - в маленьком клубе села Черное и в клубе речников, что в Затоне, где я пропела два года, работая учителем начальных классов в школе №13, которая находилась совсем рядом с этим клубом. Про сельский клуб я уже писала в заметке "Школьные годы чудесные". Чуть-чуть напишу о Затонском клубе, очень уютном деревянном здании, в котором на тот момент проводились песенные фестивали, смотры-конкурсы самодеятельных коллективов. Зал был небольшой, но компактный, уютный. При этом клубе был вокально-инструментальный ансамбль (уже не помню его названия), и я в нем пела. На репетиции ходила с маленьким сыном, мы его закутывали в свои пальто и куртки, он мирно посапывал на столе. Выступали перед работниками Судоремонтного завода, пелось легко, свободно, всем было слышно отлично. Я пела лирические песни. Зал замирал, когда мы начинали: "Давно ли песни ты мне пела, над колыбелью наклонясь, но время птицей пролетело, и в детство нить оборвалась" (это песня "Поговори со мною, мама" из репертуара Валентины Толкуновой).

О качестве пения или звучания хора мы могли судить только по реакции зала. С первых аккордов баянов становилось ясно, есть ли контакт со зрителем или он еще не установлен. Но нам везло - нас всегда принимали с благодарностью и любовью. Ведь мы выкладывались на все 100 процентов, а любой труд должен оплачиваться. И нам платили бурными аплодисментами, приветливыми улыбками и словами благодарности. А это богатство нельзя сравнить ни с каким во всем мире. И мы будем петь столько, сколько будет нужно нашему зрителю! Независимо от сцены!

Валентина Сотникова

 

Комментарии   

 
+1 #5 Валентина 25 05.05.2013 15:27
Валя!Полностью с тобой согласна,поддер живаю.
 
 
0 #4 Валентина Сотникова 01.05.2013 08:24
Уважаемые, Татьяна Ивановна и Евгения Борисовна! Если честно, я не ожидала, что будут отклики на эту мою непрофессиональ ную заметочку. У нашего Ернара возник вопрос и я, зная его любознательност ь и привычку доводить всё до конца, попыталась описать свои ощущения. На этот непростой вопрос (на какой сцене поётся лучше?) никто из наших не сможет ответить - мы не специалисты. Извините, пожалуйста, если что-то не так. Я очень ценю ваше мнение!
 
 
+2 #3 evgeniya 30.04.2013 22:33
Я читала, как пишет человек, бесконечно влюблённый в хоровую музыку, в слушателей, в родной город и как профессионально подготовленный специалист по акустике, да и не только! Валентина, вас очень любят в городе! Вас и ваш знаменитый хор! Это здорово!!!
 
 
+3 #2 yernar 29.04.2013 22:45
Очень интересен взгляд с другой стороны сцены :)
 
 
+4 #1 slav-centr@mail.ru 29.04.2013 00:39
Валюша, ты чудо! Как удивительно тепло ты всегда пишешь? Вот где пример - доброй памяти и желания - поделиться ценностями своей души! ПИШИ-ПИШИ и пусть мир узнаёт о вас! А то, что вы будете петь вечно - это факт! Петь и жить, пожалуй это правильней! Живите, творите - мы вас любим и павлодарцы ждут ваших выступлений и больших концертов!
Ваша поклоница - Татьяна Кузина
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии