Блоги

Проблемы сохранения и изучения культурного наследия славян Прииртышья

(4 голоса)

Из доклада председателя Славянского культурного центра Татьяны Ивановны Кузиной на международной конференции (2002):

Проблемы сохранения и изучения культурного наследия славян Прииртышья

Добрый день, уважаемые участники международной конференции! Спасибо за возможность, хотя бы частично, осветить проблемы  сохранения и изучения культурного наследия  славян Павлодарского Прииртышья.

За многие десятилетия образования благодатной нашей Павлодарской области сюда переселялись люди, разные по социальному и конфессиональному составу. И каждый из переселенцев, будь то государственные крестьяне; те, кто сооружал Иртышскую и Горькую казачьи укреплённые линии; депортированные; люди, приехавшие на освоение целинных и залежных земель; да и внутренние миграционные  процессы,  - всё это представляло довольно пёструю картину этнического состава и культурно-бытового  уклада.  Сегодня, наблюдая за процессами развития и сохранения самобытной национальной культуры трудно сказать, что хоть одно из них преобладает. Люди, общаясь друг с другом, непременно впитывали культуру другой нации, при этом не теряли связь со своими корнями. Как правило, регионы заселялись компактно выходцами из различных губерний, что и служило основой для сохранения своей национальной культуры.

Переселенцы стремились селиться по принципу родства или землячества, что помогало сохранять традиции и обряды своей родины. Север и центр Казахстана были прибежищем для переселенцев из России. Сегодня хочется  поговорить о сохранении и развитии славянской, и более того, русской культуры. Невозможно провести чёткую границу между русской и украинской культурами, так как в русско-украинских старожильческих целинных поселениях формировался определённый культурно-бытовой уклад, в котором фольклорная традиция, трепетно хранимая, со временем переплеталась с унифицированными видами творчества (время вносило свои дополнения и корректировку). Сегодня, когда мы слушаем на наших фестивалях украинскую и русскую песню, на выставках видим народно-прикладное творчество, - понимаем, что в этих поселениях произошли процессы этнического смешения. Со временем заключались межнациональные браки, что разрушило этническую обособленность, происходило интенсивное смешение языка, культуры, быта всех этнических групп поселения.

Десять лет назад преподаватель павлодарского Государственного университета им. Торайгырова   Князева Ирина Николаевна проводила на территории  Павлодарского Прииртышья фольклорно- этнографические  экспедиции, изучая  культуру и  быт уже коренных русских. Результатом её экспедиции явился сборник «Русская свадьба Казахстанского Прииртышья». Сегодня по этому исследованию  готовят и проводят  русские свадьбы у нас в Прииртышье.

 Записи фольклора и наблюдения последних лет дают возможность оценить состояние сохранения народного творчества. Ведь со временем (по различным объективным и субъективным  причинам) разрушились все традиционные бытовые связи, кардинально изменился  социальный строй, формы трудовой деятельности, но, можно сказать, фольклор продолжает существовать не потому, что сохранён уклад жизни народа. Взаимовлияние разных национальных традиций наблюдалось со времён первых переселенцев, но самобытность не утрачивалась, вплоть до 30-х годов двадцатого столетия.

Особенно хорошо хранилась народная культура в поселениях казаков и крестьян, хотя уже на рубеже столетий наблюдается  разрушение традиционной культуры. Все эти процессы происходят по объективным причинам общемировых процессов. Одна из причин – урбанизация сельской культуры. Массовая миграция из сёл, желание некоторых политиков стереть грань между городом и селом привели к изменению и разрушению фольклорного быта, к угасанию народных традиций.

И вот наступило время перестройки, каждая республика бывшего Советского Союза обрела свою независимость. Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев возглавил Ассамблею народа Казахстана, и начался новый процесс становления, нет, не возрождения, а именно становления национальной культуры. Ассамблея дала возможность каждой диаспоре изучать культуру своего народа, проводить фестивали народного творчества, тем самым давая возможность сохранения и развития культуры самобытных народов.

Сегодня, к сожалению, меньше происходит этнографических экспедиций. И только благодаря тому, что в дальних сёлах Прииртышья сохранился культурный слой крестьянства, мы имеем возможность услышать старинное  пение, увидеть предметы прикладного творчества и на выставках увидеть фрагменты убранства русской избы или горницы. Из сундуков бабушек достаём русские рубахи, прялки, утюги, самовары, берестяные туески, самотканые дорожки и ещё многое другое, чем и с чем жили наши предки.

Необходимо сохранить самобытное искусство любого народа, а для этого нужно организовывать фольклорные экспедиции профессиональных, заинтересованных людей,  снабжать их современной аппаратурой и записывать то, что ещё  теплится  в дальних уголках  нашего Прииртышья и можно  ещё сохранить. Финансовые проекты таких  проектов непременно будут вознаграждаться сохранением и выпуском фольклорной части нашего исторического достояния, что будет свидетельствовать о мощном  государстве, бережно сохранившем  многоцветие национального достояния всех народов,  издревле  населявших  Казахстан.

Как и в те далёкие времена, когда педагогический институт был первым инициатором организации русских фольклорных экспедиций, имея большой потенциал профессиональных специалистов-музыкантов, сегодня, когда педагогический институт снова стал самостоятельным, хочется верить, что возобновятся русские этнографические экспедиции. На совести нашего поколения станет потеря того, что уже будет невозможно  сохранить. Ведь сегодня не происходит процесс массового переселения русских, уходят из жизни те, кто ещё помнит фольклорные традиции своих бабушек и мам. Сегодня уже мало в сёлах тех, кто помнит даже те старинные сказания, сказки и традиционные и бытовые песни, а уж о поэзии календарных и   свадебных  обрядов сегодня и говорить сложно -  а ведь всё это есть удивительное  многообразие  в единой структуре мощного независимого государства Казахстан.

Давайте подумаем о ценностях сегодняшнего дня, о нашей с вами странице истории, которую мы вписываем сегодняшними нашими поступками. Так пусть же они будут на благо  сохранения самобытности каждого народа и, конечно же, русского, который испокон веку жил и творил на этой земле Павлодарского Прииртышья.

 

Спасибо за внимание!

Комментарии   

 
+2 #4 Анюта 01.05.2013 15:58
Стоящий доклад!!! Я благодарна, что за столь короткий срок во мне проснулось огромное желание изучать культуру!!! Спасибо Вам!
 
 
+2 #3 Екатерина 30.04.2013 23:06
Татьяна Ивановна Спасибо большое за нужную нам информацию...
 
 
+2 #2 Анютка 30.04.2013 22:59
Мы уважаем русскую культуру и народные традиции. Спасибо вам Татьяна Ивановна.
 
 
+2 #1 evgeniya 30.04.2013 22:45
Татьяна Ивановна! Я думаю, что после проведения Масленицы и других народных славянских праздников нашей молодёжью значительно повысился интерес к русской культуре и народным традициям! Низкий поклон Вам за то, что Вы делаете в этом направлении!!!
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии