Блоги

Русские праздники как отражение духа народа

(15 голосов)

У каждого народа есть особые праздники. У русского народа первые дни года посвящены Илье Муромцу – заступнику матушки-Руси (1 января) и Святой Великой Равноапостольной княгини Ольги (3 января) - духовной матери русского народа.

Великая равноапостольная княгиня Ольга... Это потом по ее деяниям назовут ее Святой, а шла она к этому состоянию духа сложной жизнью становления из языческого состояния к христианскому. Это потом ее деятельность оценят потомки, и она войдет в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси.

Уже при рождении родители нарекли ее именем Ольга, что означает «святая». Раскрывая духовное значение этого имени, сегодня мы знаем из литературы, а в те далекие времена люди жили в гармонии со вселенной и, наделяя именами своих детей, задавали определенную «жизненную программу», так вот это имя предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие, ум и прозорливость. Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), оно стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.

До сих пор спорят и доказывают, приводя свои аргументы – кто была по происхождению Ольга? Нет смысла впадать в сложные, не бесспорные и, по сути, бессмысленные изыскания о «национальном» — славянском или варяжском происхождении равноапостольной княгини. Ее имя — Ольга – скандинавское, оно существует по сей день в Дании и в Швеции в форме «Хельга». И неважно, какого происхождения была эта великая женщина, которой суждено было стать духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Именно она первой крестилась в Византийской церкви.

Христианская вера – эта вера благородная, это вера благородных людей. Благородных по духу, не по сословному происхождению, социальному положению. В основе христианства — все признаки истинного благородства: любовь к ближнему до самопожертвования, милосердие, самоотвержение.

Красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях, рассказывает нам о встрече Игоря и Ольги. При первой встречи Ольга пленила Игоря, но он должен был расстаться с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга в 903 году стала супругой великого князя Киевского Игоря и великой русской княгиней.

После его убийства в 945 году восставшими древлянами вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Мифы донесли до нас информацию о жестоком отмщении за смерть супруга. Много древлян погибло от руки княгини, в том числе и послы, сватавшие ее за древлянского князя Мала. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. Город же древлян сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Ольга мстит древлянам за смерть своего мужа, мстит быстро и жестоко, в корне подавляя любое возможное сопротивление.

По-разному можно судить поступок Ольги (еще язычницы), в ее возмездии древлянам нет вульгарной мести, жестокости. Таковы были законы выживания - получили «свое». Да и никаких более известий о «крутости нрава» русской княгини нет. Княгиня Ольга «местью» не упивалась и ею не жила. Ее «акция возмездия» - всего лишь адекватная мера в силу общего положения многоплеменной Руси и ее единой власти, в силу положения на Руси, создавшегося в результате «протестных действий» древлян.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.

Ольга при малолетнем Святославе вела успешную и грамотную политику по укреплению власти Киева над остальными славянскими племенами. Пришло время, и Ольга задумалась о духовном единении народа.

Как мудрая правительница, она видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

Сделав свой выбор, великая княгиня, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житие святой Ольги.

Она, св. Ольга, первая из семейства династии Рюриковичей приняла христианство.

При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи, обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.

Спустя примерно 140 лет после ее смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к ней, как к правителю Киевской Руси, принявшему крещение: Она ведь сияла, как луна в ночи.

Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.

Святая Великая княгиня Ольга — необычайно цельная личность, великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Она оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Более того, Промыслом Божиим именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Ольга умерла 24 июля 969 года в Киеве. Образ мудрой правительницы и гордой женщины ожил в литературе, иконографии и скульптуре. Ольгу считают основательницей Пскова, где в честь нее названа набережная реки, на которой ее когда-то встретил Игорь.

Православная церковь отмечает еще один День святой равноапостольной княгини Ольги 24 июля.

Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начала русской духовной истории.

Так на Руси, а теперь и в России, установлены два дня памяти Святой Равноапостольной великой княгини Ольги – 3января (предположительный день рождения) и 24 июля.

Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, мужеством и с подлинно государственным умом всегда будет примером и вектором созидания для русских женщин. И для меня это великий пример служения народу и укреплению духа народа через православие.

Я сегодня горжусь тем, что руководство Русской Православной церкви оценили мой скромный вклад в духовное укрепление православных Павлодарского Прииртышья. Да и не могло быть по-другому, ведь духовным наставником в наших делах (и до сих пор остается) был архимандрит Иосиф. За труды, во имя православия, наградили меня Высшей наградой Русской православной церкви – Орденом Святой Равноапостольной Великой княгини Ольги.
(Татьяна Кузина)

 

Шупляк Олег, "Княгиня Ольга"

Комментарии   

 
+7 #3 Валерия 18.01.2013 22:30
Действительно статья замечательная! Спасибо большое. Очень интересно!
 
 
+11 #2 rusklass 04.01.2013 20:16
Татьяна Ивановна, с вашего пера все читается легко, самое трудное и запутанное становится ясным и понятным. Очень интересно! Спасибо!
 
 
+12 #1 yernar 04.01.2013 13:22
Замечательная статья, Татьяна Ивановна! Узнал много нового и интересного
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии