Блоги
Рождество - день примирения, доброты, миролюбия
- Янв62013
- Просмотры(4569)
Сегодня мы знаем и с интересом отмечаем один из главных христианских праздников в честь рождения Иисуса Христа. Но всегда ли его отмечали в мире? И что нас привело к этому удивительно чистому и светлому празднику Надежды – Рождеству Христову.
Почему христиане празднуют то, что не праздновал Христос? Правда интересный вопрос?.. И сегодня нам, современным людям, интересно – почему мы ведём летоисчисление «От Рождества Христова»? Но давайте всё по порядку постараемся разобрать и понять, а что происходило в мире?..
Мы совершим виртуальную экскурсию в мир языческой и церковной истории и попробуем понять некоторые христианские приоритеты. Начнём с некоторых фактов.
Волхвы давно предсказали миру, что родится Мессия («Помазанник») - ниспосланный Богом на землю Спаситель и поможет людям. Об этом событии они узнают по необычной звезде на небе. И люди ждали...
Была объявлена перепись населения, и каждый житель Палестины к назначенному дню должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф посадил Марию верхом на осла, и они отправились в Вифлеем (Вифлеем - место рождения рода Иосифа). Иосиф и Мария сильно устали от дороги. В городе уже собралось слишком много людей, все дома были заняты. Тогда Иосиф отвел Марию в пещеру, где зимой пастухи прятали скот от ветра. В пещере нашлось немного соломы, а для Марии пришло время рождения сына. Она родила Своего Младенца, сама спеленала Его и уложила в ясли - кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере, и его согревали своим дыханием Иосиф, вол и ослица. Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы, или мудрецы, изучающие звезды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия родился.
Вскоре Мария и Иосиф перебрались из пещеры в город. Пришли поздравить с этим событием Волхвы. Они поклонились младенцу-Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото как царю (в виде дани), ладан как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну как человеку, который должен умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами). Но никто это событие не привязывал к определённой дате, да и не принято было в иудейском обществе жизнь человека измерять годами. Они никогда не отмечали дни рождений. Более того, даже не хранили этот день в памяти. Важны были события самой жизни, а не факт ее начала. Время не воспринималось отсчётом дней рождения, и никто не рассматривал день появления и день ухода человека из земной жизни. Жизнь воспринималась - словно гигантская спираль, где важен новый качественный виток - детство, отрочество, юность, зрелость, старость и т.д. И случалось это у каждого человека в разный возрастной период – у каждого своя жизненная спираль... Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем.
Шла борьба за владением мировым не только территориальным, но и духовным пространством, и появившиеся новые культуры, которые отвергали предыдущие, ревностно относились к нововведениям. Вот почему иудейское общество, сформировавшееся в борьбе за свою самобытность, довольно негативно относилось к влияниям иных культур, а практика отмечать день рождения ребенка - это был римский обычай.
Переживавший глубокий духовный кризис языческий мир по-разному воспринял воссиявший из Палестины свет Святого Благовествования. Сохранив традицию обращения к божествам (у язычников было поклонение множествам божествам), появившееся новое поколение человечества, уже не принимавшее этих ритуалов, небеcпочвенно было готово принять новое «учение». Хотелось нового понимания происходящего в мире.
Для понимания происходящего уточним, что язычество – это не узкое понимание – природопоклонение, дословный перевод слова «язычество» - «взывание к божеству» («зык» - голос), да именно множество божеств было в древнем мире и к каждому из них обращались голосом «взывая» к ветру, воде, листве, камню и так далее... И новое поколение готово было принять рождение Спасителя. Но не так просто «отпускают» и меняют тёмные силы свои убеждения, и стало появляться множество различных сект, расслаивающих и языческое учение и появившееся христианское.
Но христианство распространялось в разных уголках земного пространства, и необходимо было найти объединяющее начало появления этого учения – как христианство. Церковь впервые задалась вопросом о дате Рождества Христова. И поскольку точных данных не было - церковный разум первых столетий никогда не волновала эта тема - стало ясно, что дата эта будет условной. Логика построения любой условности проста: если реальность недосягаема, создается ее образ.
Обратите внимание на даты которые «подстраивали» к появлению Дня рождения Христа... Они не оторваны от ритуальных праздников язычников... И ещё – главным Божеством на Земле для всех народов было и оставалось СОЛНЦЕ!
Говоря о появлении даты Рождения Христа, мы видим почитание уже имеющейся даты, основанной на культурном феномене, а не на евангельском откровении. Особенно популярным во все времена был культ бога солнца, который праздновался 6 января.
Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью во II веке христианами Египта, и в это же время ещё отмечался там же праздник возрождающегося солнца (зимнего солнцестояния), которое отмечалось в тот же день - 6 января.
Эта была первая попытка выражения любови к Богу и желание «привязать» праздник Рождества Христова к какому-то конкретному дню. Это была попытка иллюстрации единства и многообразия христианской жизни. Египетская Александрия была и местом прописки самых экзотических культов со всего Ближнего Востока. Именно была попытки установить дату, а не объявить, ведь ещё был силён культ язычества у разных народов.
К этому времени в некоторых странах отмечали 6 января - как день Богоявления. Совпадение этих двух торжеств Богоявления и Рождества Христова тоже не случайно. Древнейшая церковная полемика - видели во Христе или только Бога, или исключительно человека. Объединенный новый праздник получил название Богоявления: в Рождестве Бог принял человеческую плоть, а в Крещении явил миру Свою Божественную Сущность. Была совершена попытка соединить язычество и христианство. Оказывается, Церковь способна вместить в себя различные традиции и при этом не изменить своему назначению.
Это сегодня, изучая рождение различных христианских традиций, где установление даты рождения Христа и поклонения самому главному божеству – Солнцу слились воедино, мы видим – это укрепило наше понимание гармонии МИРА.
Но откуда появилась традиция Рождественской ёлки, с чем она связана? И этому обряду есть объяснение, оно связано с именем апостола Германии св. Бонифатием (754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели (издревле почиталась народом ель – она защищала от злых духов). Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. Сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома.
В России установление елки связано с именем Петра I-го. Год 1699 ещё встретили 1 сентября, а уже в декабре Пётр 1 издаёт указ, чтобы 1 января встречали Новый, но уже это будет 1700 год! (а об этом будет речь в другой раз).
Праздник Рождества Христова является праздником примирения Неба и земли. Ведь и ангелы пели пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земле мир!» И неслучайно этот праздник вне богослужений носит семейный характер.
Рождество - великий день всего христианского мира - издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом - Святками. Святочные обряды со временем превратились в рождественские.
Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Молодые люди устраивали себе игры и забавы, девушки устраивали рождественские гадания. И стар, и млад наряжались и ходили по соседним домам с колядками. В каждом дворе ряженый трижды пробегал по кругу, а его товарищи гнались за ним с большим шумом (исполняя обряд изгнания нечистой силы), а затем звучали колядки (хвалебная – об этом в следующий раз). Когда их приглашали зайти в дом, предводитель, переступая порог, кричал: "Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!" После чего хозяин щедро одаривал колядующих за их "работу".
Праздник Рождества Христова нашёл отражение в художественной литературе, Один из ярких примеров «Ночь перед Рождеством» Н.Гоголя.
Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.
Вот почему во всём мире так торжественно и ярко отмечают это событие.
С праздником Рождества Христова!
Мира вам и Любви друг к другу!
Татьяна Кузина
Комментарии
Спасибо всем за игры, песни и гадания! Было очень интересно!
Мы сегодня с Молодежью СКЦ отпраздновали этот светлый праздник коледовальными песнями, танцами, играми и даже гаданием!!! Всех, всех,всех с праздником!!!
RSS лента комментариев этой записи