Блоги

Музыка в семье Цветаевых

(17 голосов)

 

16 марта в музее А.И. Цветаевой Славянского центра прошло мероприятие «Музыка в семье Цветаевых». Его провела замечательный педагог, культуролог, музыковед, литературовед Нина Андреевна Мазина. Открыла встречу живая музыка – ученица 8 класса средней школы № 21 и  второй музыкальной школы Павлодара Марина Франк исполнила произведения Гайдна. Н.А. Мазина  иллюстрировала свой рассказ аудиозаписями. С большим интересом и вниманием слушали собравшиеся и доклад, и музыкальные произведения.

 

Н.А. Мазина:

 

Музыка в семье Цветаевых

Хочу поделиться своей любовью к великому труженику Ивану Владимировичу Цветаеву и его семье.

(2концерт Рахманинова, первая часть)

 

Иван Владимирович Цветаев выбрал себе невесту певунью - Варвару Дмитриевну Иловайскую. Она долго не соглашалась на этот брак, но отец, Дмитрий Иванович, уговорил. Самому, когда-то, не разрешили соединить свою жизнь со служительницей сцены, певицей Аделиной Патти. Они встречались много раз, подозревали, что Варвара Дмитриевна плод их любви, но соединиться им было не суждено. Отец не хотел для дочери подобной судьбы. Как- то Варвара Дмитриевна спросила Ивана Владимировича: "Как вы думаете, можно италийские эпиграммы положить на музыку? - Отчего же нет, только коротки больно, мало нотам пространства, только разбегутся, а разлиться негде, места нет. - Странная у Вас душа, Иван Владимирович, не сухая, вот море в строках слышите..."

 Семья состоялась. Вышла Варвара Дмитриевна замуж не по зову сердца, а попала в атмосферу такой любви Ивана Владимировича, нежности, обожания и признательности, что со временем ледок был растоплен, и она так же нежно относилась к мужу. Им был подарен дом в Трёхпрудном переулке, в доме появился Беккеровский рояль, и полилась музыка. Варвара Дмитриевна училась пению в Италии. До замужества пела в операх Верди, Россини, теперь появился камерный репертуар, дома пела романсы.

(«Жаворонок»)

 

Семья была счастлива, родилась дочь Валерия, родился сын Андрей, казалось, благополучию не будет конца, но через девять дней после рождения сына Варвара Дмитриевна умерла, оторвавшийся тромб стал причиной трагедии. Горе, постигшее Ивана Владимировича, не описать никакими словами. Потеря любимой женщины стала неутихающей болью до конца его дней. Но жизнь есть жизнь, детям нужна мать, дому хозяйка, он женился на Марии Александровне Мейн, ему показалось, что она похожа на Варвару Дмитриевну. Валерии было восемь дет, а Андрею год. Это был союз двух одиночеств. Она не могла соединить свою судьбу с любимым человеком, он не мог расстаться со своей любимой.Теперь семья строилась на глубоком уважении, взаимопонимании, взаимопомощи. Мария Александровеа была главным помошником в осуществлении главного дела жизни - создания музея изящных искусств. В доме, привыкшем к нежности, любви и свободе, завелись порядки строгости, обязательности. На рояле появились другие ноты и другая музыка. Мария Александровна была отличной пианисткой, училась у Н.А. Муромцевой, ученицы Н.Г. Рубинштейна . Инструментом владела блестяще, могла бы быть концертирующим музыкантом, но в её время женщина на сцену не допускалась. Прекрасно рисовала,училась живописи у Михаила Клодта. Валерия не приняла мачеху. Ноты матери забрала в свою комнату. Со временем Валерия была определена в пансион благородных девиц, появлялась дома на каникулах. Родились Марина и Ася. Теперь звучали Шопен, Григ, Штраус.

 

(«Фантазия -экспромт» Шопена)

 

"Мать залила нас музыкой, такой игры на рояле я, вероятно, уже никогда не услышу" -писала Марина Цветаева. «Марина, именно нотами, ритмом, внутренней мелодией сентиментальных романсов, стала говорить в неполных четыре года стихами. Прокравшись в комнату Валерии, Марина читала ноты как читают очень любимые книги, на одном дыхании, со всеми точками и тире, запятыми, тайным шифром и кодом, заложенным внутри и понятным ей сразу, едва открыла первый лист. Стройность нотных линеек, как колдовство Вареньки Иловайской, незримо и властно, полноводной рекой перетекло в её душу, тут же обратилось морем. Почти всю жизнь Марина, волшебница и фея слова, колдунья рифм искала вокруг себя волшебные образы Вареньки Иловайской, пытаясь постичь главную тайну этой женщины, сумевшей внушить такую любовь, заронившей такую память в сердце и душу отца» (Жернакова) Музыка вошла в её душу с прошлым и настоящим.

 

(Стихотворение «У первой бабки…»)

 

( «Вальс» Шопена)

 

Марину учила игре на фортепьяно мать, в шесть лет она была отдана в музыкальную школу. На рождественском вечере давали «Русалку», «Рогнеду» и … « …тогда мы в сад перелетим, где встретилась Татьяна с ним»,из трёх композиторов она выбрала Чайковского и, когда спрашивали: « Что тебе понравилось? – отвечала- « Татьяна и Онегин».Но почему не «Русалка», всё таки сказка. «Потому что – любовь».Эта не любовная встреча стала определяющей на всю жизнь.

 Анастасия Ивановна писала, что места, дорогие сердцу Марины - Таруса, Коктебель, Чехия и Германия. Там звучала музыка её стиха. Стихи ложились на музыку.

(« Кто создан из камня…»(17 соната третья часть), «Знаю умру на заре» (14 соната первая часть).

 Музыка Д. Шостаковича , М. Таривердиева, А.Петрова, ложилась на стихи.

(«Под лаской плюшевого пледа»)

 Когда Асю усаживали за инструмент, раздавалось тоненькое, но пронзительное "и-и-и". Обучение закончилось, мать пожалела девочку. Андрей играл на мандолине, перед смертью Мария Александровна подарила ему свою гитару. Валерия стала балетмейстером, от музыки не ушла, пела, было замечательное сопрано.

(Шуберт «Интродукция № 3»)

 «У нас и у мамы, должно быть, (писала Анастасия Ивановна), сосёт тоской по всему, что было, что живёт уже только в душе, что прошло. Лирика началась с первого вдохнутого и выдошенного воздуха, с первого запаха, с первого сознания – живу. Свою и Маринину прозу определяла как горный поток. Исток один, с гор, но путь и течения разные. Для зеркальной реки закат –отражение – явь. Водопадом, бурей, явь разбивается».

 Явь, отражённая Анастасией Ивановной - люди, оставшиеся в её благодарной памяти. Она писала: «Стремление запечатлеть, остановить дарованное временем чудо судьбы, чудо встречи, свидетельствующее о бессмертии души человеческой, над которой не властно время. Жизнь, смерть. Но жизнь восторжествует всё равно. И та – вечная, и эта – ПАМЯТЬ». В своей книге «Неисчерпаемое» она вспоминает людей мало известных, но оставивших в её душе след радости встречи, надежды и даже опоры. В лагере на Дальнем Востоке на станции Известковая бывший артист Большого театра – Сладковский, член агитбригады, вдохновенно пел «Клевету»(ария Дона Базилио) Россини. Сам оклеветанный пел ,в честь Россини, в честь своего учителя, пел своё горе, свою невозможность быть понятым, свою погибшую жизнь, и ему стоя аплодировало всё тюремное начальство.

 Уже после освобождения жизнь подарила А.Цветаевой встречу с Анной Герман. На концерт привёл поклонник певицы. «Анна стояла высокая, нежная и печальная. Запела, заколдовала, хотелось слушать ещё и ещё. Сама душа лирики звучала и томилась в невыразимой словами прелести её голоса. Сама любовь тянула к нам руки в каждой песне, само прощание прощалось с нами в её интонациях, в каждой певческой фразе, сама природа оплакивала свой рассвет и своё увядание». Произошло личное знакомство. Анна навестила в больнице Анастасию Ивановну, которая подарила ей книгу «Воспоминания». Знакомство переросло в тёплую дружбу. Письмо Анны Герман: «Уважаемая, дорогая, Анастасия Ивановна! Примите мою благодарность за ваш чудесный подарок, вашу книгу. Я её прочитала и всё время к ней возвращаюсь, особенно в сказочный мир детства. Я там нашла себя, хоть моё детство было трудным. Вы принадлежите к тем людям, которые сохранили в себе детскую чистоту души и сердца. Об этом говорит Ваш светлый, добрый взгляд. Грусти тоже много в ваших глазах, но даже она добро, она прощает. Как мне хочется заварить для Вас хорошего чаю, а потом спеть мои любимые песни, но это невозможно. Вы так близко и так далеко. Уже час ночи и я посылаю Вам тихое и нежное – Спокойной ночи! И лучшие мои пожелания. Будьте здоровы и счастливы вопреки этому шумному и несправедливому свету. Ваша Анна».

 

(Песня «Не спеши»)

 

Встреча с удивительным человеком – Константином Сараджевым, гением колокольного звона, была подарена Анастасии Ивановне. Его колокольные концерты собиралась слушать вся интеллигенция Москвы. Слушали его игру во дворе церкви Святого Марона. «Звон ворвался, взорвав тишину. Словно небо рухнуло! Грозовой удар, гул и второй удар! Мерно один за другим рушится колокольный гром и, вдруг заголосило, залилось птичьим щебетом. Праздник колокольного ликования" - вспоминала Анастасия Ивановна. (Слушаем колокольный Воскресный распев)

 

В книге Анастасии Цветаевой«Amor» есть «Сказка о скрипаче Ягье Эфенди», конечно эта история о любви и о музыке. Сказка началась в татарском селе, где шестилетний мальчик играл на плохонькой скрипке, родные не хотели, чтобы мальчик был музыкантом, он должен быть хуторянином, только дядя Курты услышал душу мальчика и сделался ему другом, подарил хорошую скрипку. У Ягьи стала новая жизнь с радостями, победами, гармонией и мелодией. (Мелодия Глюка)
«
О милых спутниках, которые нам свет

 Своим сопутствием для нас животворили,

Не говори с тоской - их нет,

Но с благодарностию - были»...


Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии