Блоги
Мемориализация... или забвение?
- Май112014
- Просмотры(4159)
К 70-летию освобождения Беларуси
от немецко-фашистских захватчиков
Не успела завершиться наша экскурсия по Минскому гетто 20 октября 2013 года, как я уже с нетерпением ждал следующую – на этот раз на окраину г. Минска, на территорию бывшего Тростенецкого лагеря смерти.
Две эти экскурсии, организованные «нашим покорным слугой» Сергеем Евгеньевичем Новиковым, разделили полгода, но какими непохожими друг на друга они оказались! Наше октябрьское посещение Минского гетто сопровождалось моросящим дождем, словно сама природа в тот день лила свои слезы, и мы, ежась от холода, мрачно проходили по суровым местам. Нынешняя экскурсия состоялась 1 мая в хороший солнечный день, и ничто не помешало нам провести более 6 часов в Тростенце, в месте, где 70 лет назад были сконцентрированы невероятные страдания мирных жителей как нашей (советской) страны, так и других стран, по роковому стечению обстоятельств оказавшимися невольными участниками кровавой мясорубки под названием Вторая мировая война.
Рискую повториться, но для меня пребывание на героической белорусской земле по-прежнему представляется сном, от которого не хочется просыпаться. Мог ли несколько лет назад я, находясь в далеком Казахстане и стиснутый в четырех стенах с электронно-вычислительными машинами, представить себе, что настанет такой момент, когда я буду проходить по тем самым знаменательным, историческим местам, которые обильно политы кровью, потом и слезами, но о которых мало знают местные жители микрорайона Шабаны.
Мемориализация трагической истории в районе деревень Большой и Малый Тростенец с урочищами Благовщина и Шашковка, небольшой речушкой Тростянка – вот, пожалуй, одна из мыслей, с которыми я возвратился с этой продолжительной по времени и экстремальной по фактическому содержанию экскурсии, проведенной нашим преподавателем истории. Увековечить память, не предать забвению те драматичные по характеру и трагичные по последствиям события, от которых, наверное, в свое время содрогнулись небеса – в настоящее время я считаю главной обязанностью, первейшим долгом потомков, особенно молодого поколения. Ведь кому-то повезло родиться в мирное время, а кто-то в этом плане оказался не так удачлив, но человеческая жизнь от этого менее ценной не становится.
Но обо всем по порядку.
1 мая 2014 года перрон станции метро «Могилевская» грозил стать обычным, заурядным местом, если бы не одно обстоятельство. Именно в этот день в 10 часов утра он стал отправной точкой, местом сбора около 30 студентов МГЛУ различных факультетов и разных курсов, даже двух выпускников ФАЯ 2013 года и одной выпускницы филологического факультета БГУ. Собравшись на перроне, мы вышли в город и, проехав лишь 2 остановки автобусом, оказались у начала тополиной аллеи, известной с весны 1942 года как «дорога смерти».
Тростенец – это самый крупный не только на территории Беларуси, но и всего Советского Союза лагерь смерти в окрестностях белорусской столицы Минска, четвертый по количеству уничтоженных в системе всех нацистских лагерей смерти (после Освенцима, Майданека и Треблинки). В Тростенце массово уничтожались (расстреливались, сжигались, замучивались в «душегубках») мирные граждане разных национальностей, в том числе евреи, советские военнопленные, подпольщики и партизаны Беларуси, а также евреи из Австрии, Германии, Чехословакии и других стран. Общее число убитых оценивается в 206 500 человек. Эта в полном смысле слова фабрика смерти действовала с осени 1941 до освобождения Минска летом 1944 года на территории бывшего колхоза им. Карла Маркса.
Название «Тростенец» объединяет несколько мест массового уничтожения людей: урочище Благовщина, урочище Шашковка и собственно сам лагерь, который находился рядом с деревней Малый Тростенец (в 10 км от Минска по Могилёвскому шоссе). Мы посетили все эти места. Наверное, трудно сказать лаконичнее, чем табличка, установленная в урочище Шашковка: «Люди, склоните головы! На этом месте находился лагерь смерти "ТРОСТЕНЕЦ", в котором фашисты уничтожили около 206 000 человек!». Хотя на мемориальной доске, первоначально установленной на памятнике около д. Большой Тростенец, зафиксирована цифра в 201,5 тыс. человек.
Побывали мы возле железнодорожной ветки. Сейчас ничего не говорит о том, что более 70 лет назад, в конце лета и начале осени 1942 года, по ней следовали эшелоны обреченных на смерть людей из Вены и Терезиенштадта. Дьявольски хитрые нацисты придумали следующее: выгружали прибывших на платформу, торжественно объявляя о прибытии еврейских переселенцев для освоения занятых восточных областей, получали от них вещи на хранение на время дальнейшего переезда, выдавая пои этом с немецкой педантичностью соответствующие квитанции, чтобы убедить людей в том, что их переселяют на новые места, и предотвратить у них тревогу за свою судьбу.
Повстречали мы также молодых отдыхающих людей, вряд ли знающих, что на том месте, где они устроили шумный и веселый привал, семь десятков лет назад нацисты заставляли играть узников лагеря в футбол, цена поражения составляла немедленную смерть, а победа позволяла продлить жизнь на один день…
Осенью 1943 года гитлеровцы, провозгласившие господство арийской нации над другими, начали работы по уничтожению следов своих преступлений и, используя труд военнопленных из лагеря Масюковщина, раскопали и сожгли около 100 тысяч трупов, расстрелянных в урочище Благовщина. Перед взором бойцов Красной Армии, освободившей Минск, предстала жуткая картина из 34 ям-могил. А перед нашим взором, помимо этого, предстали более 100 желтых листов форматом А-4 с именами и фото погибших, привязанных в последние годы к стволам белорусских деревьев – удивительная попытка родственников австрийских евреев увековечить память о своих близких. О трагической судьбе одной австрийской семьи из Вены госпожи В. Бартон мы узнали из одного из памятных знаков, напоминавшем о трагедии 13500 венских евреев в Тростенце и Минском гетто.
Всё, что напоминает нам о тогдашней трагедии, - это несколько скромных памятных знаков и обелисков, хотя значение Тростенца для сохранения исторической памяти в Беларуси и Европе трудно переоценить. Проекты с целью мемориализации памяти о жертвах Тростенца, о которых нам подробно рассказал Сергей Евгеньевич, на данный уже существуют на бумаге и касаются только двух мест массового уничтожения. На сегодня уже известны проекты мастерской архитектора Л.М. Левина и проектировщиков «Минскпроект» о создании мемориального комплекса «Тростенец».
Пока же идет сбор средств на создание мемориала. И в этом активное участие принимают представители не только белорусской, но и немецкой сторон. 8 июня этого года планируется торжественная закладка камня на месте будущего возведения мемориала. Так что, возможно, через несколько лет «наш покорный слуга» поведет будущих студентов МГЛУ в мемориальный комплекс «Тростенец» европейского уровня, как об этом в октябре 2008 года заявил Глава белорусского государства по случаю 65-й годовщины со дня ликвидации Минского гетто. Очень хочется верить, что на смену забвению придет традиция сохранения исторической памяти.
Ернар Шамбаев
Комментарии
Почаще публикуй репортажи из Беларуси, они всегда интересны! Удачи! О. Григорьева.
RSS лента комментариев этой записи