Блоги

"Моя Голландия"

(6 голосов)

Чем больше узнаёшь о жизни  Анастасии Ивановны Цветаевой, тем больше поражаешься её творческому долголетию, необыкновенной работоспособности и неиссякаемой любви к жизни во всех её проявлениях. Яркий пример этому – поездка А.И. Цветаевой на 5-ю Международную книжную ярмарку женщин-писательниц в Амстердам летом 1992 года (Анастасии Ивановне скоро исполнится 98 лет!).

Этой необыкновенной поездке и посвящалась очередная тематическая встреча в музее А. Цветаевой, которая прошла 24 ноября.

Одним из поводов для её проведения  стало  наличие в нашем музее уникальных материалов к очерку А. Цветаевой «Моя Голландия». Например,  оригинал приглашения на форум в Амстердаме. Он был прислан Анастасии Ивановне в январе 1992 года:

Анастасия Ивановна сомневалась, ехать или нет, но потом решилась и предложила сопровождать её знакомому врачу Юрию Гурфинкелю (он оставил позднее воспоминания об этой поездке под названием "Анастасия", они опубликованы в книге «Последний луч Серебряного века», Москва, ДМЦ, 2010). Как вспоминает Юрий Ильич, каждый день в Голландии Анастасия Ивановна вела подробные записи.

 Есть в нашем фонде журнал «Грани» (№252, 2014) с дарственной надписью музею от Татьяны Жилкиной, автора интервью «Зовут её Ася. Но лучшее имя ей – пламя…», опубликованного в этом номере. Анастасия Ивановна отвечала на её вопросы осенью 1992 года в Переделкино. Вот что сказала она тогда о поездке: «…Давно не летала, лететь надо было три с половиной часа, и я не знаю, как бы я вынесла это в моём состоянии сейчас, но у меня есть друг, врач, о котором мой рассказ «Зимний старческий Коктебель». Он со мной поехал в Коктебель, когда понадобилось меня снимать зимой в мастерской у Максимилиана Волошина, с которым я и Марина дружили… И вот в этот раз он тоже взял короткий отпуск и мы вместе полетели туда. Фамилия его Гурфинкель Юрий Ильич. Следил за моим здоровьем, и провели мы там шестнадцать дней…»

 

А. Цветаева и Ю. Гурфинкель    

 Хранятся в нашем музее  подготовительные материалы к голландскому форуму: Анастасия Ивановна крупным почерком записала на шести листах стихотворения Марины Цветаевой, которые намеревалась  прочесть в Амстердаме и на отдельном листе – список стихотворений:

 Мы послушали аудиозапись нескольких стихотворений М. Цветаевой в исполнении младшей сестры...

Очень насыщенной была эта поездка (особенно, если учитывать возраст А. Цветаевой!). На следующий день после приезда она посетила русскую православную зарубежную церковь и Международную книжную ярмарку; 26 июня состоялось её выступление. Об этом подробно рассказывала  собравшимся Лидия Семёновна Прохорова:

«Удивило и тронуло то, что так много людей собралось в этом большом зале», - пишет Анастасия Ивановна в очерке «Моя Голландия».  Она отвечает по-английски на вопросы о своей судьбе и судьбе сестры  Марины, читает свою поэму «Twins» на английском языке. А на русском – стихи Марины Цветаевой с синхронным переводом на голландский. Больше часа длилось её выступление.

Как пишет Ю. Гурфинкель, «люди стояли в проходах, не расходились, хлопали в ладоши. Потом возникло стихийное движение к сцене. Словно хотели убедиться, что этот комок жизни и стойкости не плод их воображения, а вполне реальный человек. Возможно, это был час триумфа и признания. Того, к чему она всегда относилась с иронической улыбкой…».

     Юрий Ильич прислал нам несколько фотографий из этой поездки, которые смогли увидеть присутствующие на встрече.

     1 июля Анастасия Ивановна посетила Государственный музей Голландии (осматривает «Ночной дозор» Рембрандта), побывала в музее Ван Гога. Мы показали репродукции их работ. Очень образно опишет она потом в очерке свои посещения музеев, впечатления от картин: «Импрессионизм – моё любимое в живописи, и, может быть, потому, что импрессионисты пишут так, как близорукие - видят: без линий, без подробностей – цвет, тени, массу очертаний…».

Говорится в очерке и о любимом А. Цветаевой эстонском художнике Олаве Маране. Его фотографии и снимки его картин прислала нам из Москвы Ирина Дмитриевна Карташевская, мы их посмотрели на мониторе:

     Интервью, приёмы, общение, осмотр достопримечательностей, поездки в города Энхаузен, Заандам, Утрехт… Две недели в Голландии пролетели быстро.

      Очерк «Моя Голландия» Анастасии Цветаевой вышел в свет уже после её смерти - вначале в журнале «Юность» (№9, 1993), эта публикация тоже есть в музее:

 а затем в книге «Невозвратные дали» (Москва, издательство АСТ, 2018) с предисловием литературного секретаря писательницы Станислава Айдиняна:

 Ценный экспонат нашего музея - страницы рукописи А.И. Цветаевой "Моя Голландия"!

Хранятся в музее открытки, привезённые А. Цветаевой из Голландии и подаренные потом с автографами своим друзьям и биографам Г.К. Васильеву и Г.Я. Никитиной (а они потом передали их в Павлодар):

И ещё об одном эпизоде поездки хочется рассказать. Когда А. Цветаева и Ю. Гурфинкель летели в Амстердам, на высоте десяти тысяч метров Анастасия Ивановна вдруг с подъёмом начала читать любимые её матерью и сестрой Мариной стихи Алексея Константиновича Толстого «Против течения»:

Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остаётся, мечтатели?
Сдайтеся натиску нового времени,
Мир отрезвился, прошли увлечения —
Где ж устоять вам, отжившему племени,
Против течения?»

Други, не верьте! Всё та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звёзды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите, во имя прекрасного,
Против течения!

     «Деловые господа с удивлением повёртывали головы в нашу сторону, - пишет Ю. Гурфинкель. - …Закончив читать, Анастасия Ивановна, гася пафос, шутливо добавила: «Нечто вроде глотка поэтического вина в облаках»…».

     Любимые стихи Анастасии Цветаевой, написанные Алексеем Толстым 150 лет назад, остаются актуальными и сегодня.

      Чтобы окунуться в музыкальную атмосферу Амстердама, собравшиеся послушали патефонную пластинку из фонотеки А.И. Цветаевой (подарок музею от Ольги Андреевны Трухачёвой). 

В шкатулку писательницы (тоже подарок внучки) мы положили морские ракушки, в своём очерке Анастасия Ивановна описывает, как любовалась она дарами Северного моря… А ещё у нас в коллекции есть вот такие фарфоровые голландские башмачки:

Пусть они напоминают посетителям музея Анастасии Цветаевой об этой удивительной поездке 98-летней писательницы в "сказочную страну" Голландию...

 

 

 

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии