Блоги
С годом Белой Крысы!
- Янв32020
- Просмотры(694)
Музей Анастасии Цветаевой поздравляет всех друзей Славянского центра с наступившим Новым годом!!!
В новогоднем номере "Звезды Прииртышья" (31.12.2019) опубликован рассказ А.И. Цветаевой "Белые и серые крысы" (символ года по Восточному календарю...):
http://pavlodarnews.kz/index.php?id=32006
На стр.11
Рукопись хранится в павлодарском музее Анастасии Цветаевой:
Символ нового года
С любовью о всех живущих
Замечательная русская писательница Анастасия Ивановна Цветаева посвятила животным много своих рассказов. Их героями стали собаки и кошки, слониха, гуси, свинья, птенец, жук… Эти рассказы вошли в её книгу «Непостижимые», которая была издана в Москве в 1992 году тиражом 50 тысяч экземпляров и давно уже стала библиографической редкостью. С огромной любовью, наблюдательностью, юмором пишет А. Цветаева о животных.
А в канун нового 2020 года, Года Белой Крысы по Восточному календарю, хочется вспомнить малоизвестный небольшой рассказ А. Цветаевой «Белые и серые крысы», рукопись которого хранится в Павлодаре, в музее Анастасии Цветаевой при Славянском культурном центре. Этот небольшой, ветхий лист бумаги с подлинным автографом писательницы – один из раритетов музея.
Рассказ не вошёл в книгу «Непостижимые», а был опубликован уже после смерти писательницы, в 1999 году в книге «Памятник сыну», посвящённую сыну А. Цветаевой Андрею Борисовичу Трухачёву, ушедшему из жизни в январе 1993 года, на полгода раньше матери. Он и является действующим лицом короткого рассказа о крысах, которых с такой любовью описывает Анастасия Ивановна. Пусть Год Белой Крысы принесёт всем павлодарцам домашний уют и заботу близких!
Ольга ГРИГОРЬЕВА.
Анастасия ЦВЕТАЕВА
Белые и серые крысы
Сын Андрей, подросток, принёс двух белых крыс. Я их никогда не видала. Они были совсем ручные. Но долго я их двух у нас не помню, м.б. сын унёс одну кому-то. Вторая же быстро к нам привязалась, - к счастью, у нас в это время не было кошки, и крыса, Беляна, заняла кошкино место: когда я писала, она сидела у меня на плече, любила греться – точь в точь как убежавшая кошка, сидя на задних лапках и грея передние и усатую мордочку у горячего стекла электролампочки.
Глаза у неё были цвета рубина, - тёмно-прозрачно-розовые.
Жила Беляна в маленьком ящике. Она была очень толстая, и однажды ночью у неё родились крысята. Как было догадаться, что из этих крошечных комочков, безголовых, безглазых, вырастут крысы? Цветом они были серые. Через несколько недель они стали крысятами, и очень быстро стали есть всё. Они жили в специально оборудованной сыном клетке и крутились по проволочной сетке как буря. Их было 18 штук.
Мать их погибла внезапно – от рыбьей кости. Задохлась, упала на бок, сразу утеряла блеск белизны – погасла…
Дети её росли и выбегали из клетки, разбегались по всей квартире, вызывая ужас и отвращение соседей. И однажды они поставили вопрос ребром: или они, или крысы. Прав выселять соседей из-за крыс, увы, не было, и пришлось выселять крыс – из-за соседей. Как это было грустно! Мы так к ним привыкли, и они были такие смешные и трогательные – серые с белым брюшком. Вздохнув, сын взял клетку под мышку и понёс их туда, в единственное место, где их могли принять (если! А, м.б., его с ними погонят) – в зоосад. Он вернулся радостный, с сияющими глазами. Крыс наших – за их пестроту – приняли как дорогих гостей.
- Таких у них не было… Нам там очень обрадовались, и мне за них заплатили – вот…
И он стал считать нежданное сокровище, крысиное наследство своё.