Блоги

В День славянской письменности

(4 голоса)

Традиционно 24 мая, в День славянской письменности и культуры, павлодарский Славянский центр и музей Анастасии Цветаевой проводят читательскую конференцию, и в этом году она уже восьмая.

Конечно, из-за сегодняшних карантинных условий конференция была не совсем обычной, не очень многолюдной, очно-заочной, а её участники по санитарным требованиям были в масках, но главное – она состоялась!

Открыла мероприятие председатель Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина, которая рассказала об истории этого праздника, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии. «То, что пропагандировали Кирилл и Мефодий, - подчеркнула Т.И. Кузина, - веротерпимость и уважение к другим языкам – очень созвучны принципам, которые провозглашает и воплощает в жизнь Ассамблея народа Казахстана!».

Собравшихся поздравили с ещё одним большим праздником, мусульмане всего мира  празднуют 24 мая Ураза-байрам.

Не могли мы не вспомнить великий праздник 75-летия Победы. Этой дате посвящалось выступление Т.С. Корешковой – о сыне М. Цветаевой Георгии Эфроне, погибшем в 1944 году в Белоруссии, в первом своём бою, в возрасте 19 лет… (тексты выступлений публикуются ниже). А Т.И. Кузина принесла раритет – пластинку с речью И. Сталина 1945 года, где он поздравляет советский народ с Великой Победой! Собравшиеся послушали её на патефоне.

Ещё одна предстоящая дата – День памяти жертв политических репрессий празднуется в Казахстане 31 мая. Вспомнили мы нашего поэта-земляка Павла Васильева, расстрелянного в 1937 году. Т.И. Кузина показала молодёжи книги П. Васильева и публикации о нём, звучали стихи поэта.

В Цветаевской семье были репрессированы муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон, её дочь Ариадна Эфрон, её сестра Анастасия Цветаева. Дважды был арестован сын А.И. Цветаевой Андрей Борисович Трухачёв. После своего второго срока он и оказался в Павлодаре, а затем в 1957 году к нему приехала Анастасия Ивановна... В нашем музее оформлен специальный стенд, посвящённый годам репрессий А.И. Цветаевой, которая 17 лет провела в лагерях и ссылке.

Вот сколько тем и событий накопилось для обсуждения! Но вот директор музея О.Н. Григорьева объявляет начало Цветаевской читательской конференции «Читаем Цветаевых».  Часть выступлений в этом году была заочной, кто-то выступал очно, но каждое сообщение было неравнодушным, пропущенным через сердце. 

А открылась конференция, уже по традиции, приветствием младшей внучки А.И. Цветаевой – Ольги Андреевны Трухачёвой:

«Приветствие 8-ой читательской конференции в Музее Анастасии Ивановны Цветаевой в Павлодаре»

Дорогие друзья! Рада приветствовать всех нас на 8-ой Цветаевской читательской конференции «Читаем Цветаевых»!

В такое необычное и непростое время мы, несмотря ни на что, вместе!

Чтобы понять поэта, писателя, музыканта, художника, ученого - надо читать стихи, прозу, слушать музыку, бывать на выставках, читать научные работы. Я за время «Сидим дома» перечла книгу «Две сёстры» (составитель М. Уразова) и книгу воспоминаний и переписки Валерии Ивановны Цветаевой « Я в основе - всегда художник» ( составитель Е. Соснина ). Какие разные сёстры, разный язык, но как они любили свою семью!

Читаем Цветаевых, читаем о Цветаевых, любим и помним!!!

Спасибо организаторам конференции за возможность увидеться и «услышаться»!

Спасибо участникам конференции за память и интерес к литературе!

Всем доброго здоровья, с уважением, Ольга Трухачева.

19 мая 2020 года

США , Монтана.

 

Первой выступающей была сотрудник музея Лариса Ивановна Деркунская.

(Выступления публикуются с сокращениями)

 

Л.И. Деркунская

«Книга А.И. Цветаевой «Воспоминания» - мой путеводитель в мир семьи Цветаевых»

Много лет назад мы с Т.А. Пахомовой (ныне Горбуновой) часто бывали в Доме-музее Павла Васильева. Мы обе работали на алюминиевом заводе, увлекались поэзией П. Васильева, наладили связь музея с заводом, помогали музею, чем могли, жили его интересами и проблемами.

Татьяна Алексеевна, учась заочно, часто бывала в Москве, и однажды С.А. Музалевский попросил её встретиться с вдовой П. Васильева Е. Вяловой-Васильевой по ряду вопросов. Тогда же Т. Пахомова побывала у Анастасии Ивановны Цветаевой. Старшая внучка А. Цветаевой Маргарита Трухачёва тогда уже жила в Москве, а Т. Пахомова была её одноклассницей, они учились вместе в павлодарской школе №8 в 9 и 10 классах…

Эти обстоятельства (как называют их цветаеведы  - «скрещение судеб») вызвали у меня большой интерес к Цветаевым, и Татьяна Алексеевна дала мне прочесть редкую тогда книгу А. Цветаевой «Воспоминания», которую Анастасия Ивановна писала именно в Павлодаре, когда жила здесь с семьёй сына Андрея Борисовича Трухачёва. И жили они, кстати, в 1957-1959 годах на улице К. Маркса, совсем недалеко от дома Павла Васильева.

Книга А. Цветаевой пленила меня с первой страницы. При моей тяге к мемуарной литературе, я была в восторге от неё, более того, мне кажется, лучше, интересней, содержательней, душевней, искренней не может быть написано.

…………………………

А.И. Цветаева воссоздала в этой книге картины быта своей семьи, показала, как все события общественной и политической жизни России того времени воспринимались разными слоями населения. Она рассказала об исключительно богатом окружении семьи.

Достаточно даже прочесть только краткое содержание «Воспоминаний», чтобы не оторваться от этой книги: Россия, Италия, Швейцария, Германия, Франция, Крым, Таруса…; похороны Льва Толстого; встречи и дружба с М. Горьким и т.д. Не перечислить того, что повидали и пережили члены этой уникальной семьи.

Книга вышла в 1971 году и выдержала уже несколько переизданий. Её можно читать и перечитывать и постоянно черпать в ней много ценного, интересного. Я настоятельно советую молодёжи прочесть «Воспоминания» А. Цветаевой и, поверьте, книга будет навсегда вашим другом. А тем, кто интересуется историей России, кто хочет узнать и понять растущую популярность Цветаевых, мой совет  – начните с этой книги.

Именно эта книга привела меня в этот музей и сделала меня его верной слугой.

 

Вероника Кондратюк, студентка Павлодарского Государственного педагогического университета:

«Автографы А. Цветаевой как отдельный жанр литературы»

Дарственные надписи - инскрипты составляют важный материал для исследования жизни и творчества каждого писателя.

Галиной Никитиной и Глебом Васильевым, которых Анастасия Ивановна Цветаева одарила своей доверительной дружбой на протяжении  почти двадцати лет, среди близких, знакомых, и просто почитателей таланта А. Цветаевой выявлено около двух с половиной тысяч автографов, обращенных к ее адресатам.

Они охватывают период, равный без малого восьми десятилетиям - от росчерка пера на первой книге юной Анастасии «Королевские размышления» (1915г.) до надписей 1993 года, сделанных за несколько месяцев до кончины.

Анастасия Цветаева оставила, как, пожалуй, ни один из русских писателей, огромное количество дарственных надписей. В павлодарском  музее А. Цветаевой хранится 157 книг с автографами писательницы. Кроме этого, есть автографы на фотографиях, пластинках, журналах. Как правило, дарственная надпись Анастасии Ивановны становилась свидетельством её отношения к получателю и предполагала его заинтересованность в содержании именно этого произведения.

Для этой творческой работы я решила классифицировать автографы А. Цветаевой по следующим направлениям: «События из жизни А. Цветаевой», «Воспоминания А. Цветаевой о своей сестре Марине Цветаевой», «Характеристика людей, которым были подарены книги», «О любви к литературе», «Вера А. Цветаевой».

…………………………

(примеры автографов)

     Необходимо сказать о редких машинописных книгах с автографами писательницы, которые хранятся в музее. Это три тома автографов 1914-1993 годов "От щедрого сердца", в каждом из которых примерно по пятьсот страниц. Кроме непосредственно автографов в книгах приводятся подробные сведения об их адресатах. Эти уникальные издания выпустили биографы писательницы Глеб Казимирович Васильев и Галина Яковлевна Никитина. Они подготовили также две книги автографов, в которые вошли надписи А. Цветаевой на книгах последнего года жизни писательницы – 1993.  Поражает объем творческой энергии 98-летней Анастасии Ивановны, который она вложила в написание автографов.

     Выделить автографы А.И. Цветаевой в отдельный жанр литературы позволяет тот факт, что каждый автограф представляет собой своеобразное  эссе (прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции , подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету), но в то же время  каждый их них адресован конкретному человеку, что придаёт написанному особый смысл и теплоту.

 

Л.С. Прохорова

«Книга А. Цветаевой  “О чудесах и чудесном”»

Книга А. Цветаевой «О чудесах и чудесном» вышла в свет в 1991 году. Она составлена из отдельных небольших новелл о необычных происшествиях, о чудесах и чудесном в жизни Анастасии Ивановны, её друзей и знакомых. Предисловие Ст. Айдиняна:

«…Книга – уникальна. Не чудо ли, что рукопись её создана писательницей, которой без нескольких годов – 100 лет? Не чудо ли, что в этом преклонном возрасте писательский талант не иссяк, а продолжает блистать всё новыми гранями понимания мира?..».

Говоря о чудесном в жизни А. Цветаевой, нельзя обойти молчанием духовную роль в её судьбе Бориса Михайловича Зубакина, который имел гипнотический дар, был прекрасным импровизатором. Мистик Зубакин был близок православию. Патриарх Тихон, беседовавший с ним, высоко оценил его духовные качества. Имя Зубакина А. Цветаева упоминает в новелле «Статуя», о священном предмете говорится и в новелле «Икона».

А. Цветаева свидетельствует, что потусторонний мир существует. Смерть – лишь порог, за которым – новая жизнь. В новелле «Вещунья» коммунистке, далёкой от веры Раисе Мамаевой явившаяся старуха оказалась призраком, она давно умерла…

Рассказ «Зайка» практически о том же – после смерти человек может передать живым свои чувства и желания, предостеречь о возможной опасности.

……………

(О новелле «О Марине, сестре моей»)

В рассказе «Девочка» (стр.30) действие происходит в Павлодаре. Описан случай с трехлетней девочкой, на которую повлияла враждебно настроенная старушка. … Анастасия Ивановна дала родителям заболевшей девочки пузырёк со святой водой. И ребёнок начал поправляться…

Рассказы А.И. Цветаевой о патриархе Тихоне, о святых людях, о силе молитвы, по словам Ст. Айдиняна – «свидетельства духовные… вести возрождающейся веры, на которой, как на стержне, держится ЖИЗНЬ в самом высшем смысле этого чудесного и таинственного слова».

 

 Ольга Григорьева                                          

                                          «Бродский о Цветаевой»

Сегодня, 24 мая, отмечается ещё одна дата – 80 лет со дня рождения великого поэта, лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Поэтому несколько слов мне хочется сказать о книге, имеющей непосредственное отношение к теме нашей конференции – «Бродский о Цветаевой». Эта книга вышла в Москве, в серии «Литературоведение» издательства «Независимая газета» в 1998 году. В неё включены диалог поэта с Соломоном Волковым и три эссе Бродского о Марине Цветаевой.

Во вступительной статье известный цветаевед Ирма Кудрова замечательно передаёт смысл и тон эссе поэта о поэте: «Работы Бродского замешены на нескрываемом восхищении цветаевским творчеством. Слова «это ошеломляет» встретятся здесь не однажды. Но при всём при том автор стремится ещё и поверить гармонию поэзии осознанием её чуда… Эта увлечённость приникания к тайне, это очевидное наслаждение мастера чудом истинной поэзии составляют главную чару статей Бродского о Марине Цветаевой».

Эту «главную чару» эссе Бродского, разумеется, невозможно передать в кратком сообщении, хочу лишь процитировать несколько фрагментов и посоветовать собравшимся обязательно прочесть эту книгу и насладиться соприкосновением с двумя звёздами поэтической вселенной – и Цветаевой, и Бродским, ибо, как отмечала Ирма Кудрова, Бродский был соразмерен Цветаевскому таланту – «он сам был обитателем тех же высот»…

Известно, что Иосиф Александрович называл Цветаеву «самым крупным поэтом двадцатого столетия» (не только среди русских поэтов). В диалоге с С. Волковым он ещё раз утверждает: «Я считаю, что Цветаева – первый поэт XXвека. Конечно, Цветаева».

Очень глубокие и оригинальные суждения Бродского о Цветаевой найдёт читатель в его эссе «Поэт и проза»:

«Обращаясь к прозе, Цветаева показывает своему читателю, из чего слово – мысль – фраза состоит; она пытается – часто против своей воли – приблизить читателя к себе – сделать его равновеликим».

«…Цветаева, чрезвычайно далеко заведённая речью, оказывается наиболее интересным мыслителем своего времени».

………………..

Своё чувство к творчеству Марины Цветаевой Бродский выразил предельно выразительно: «Абсолютное остолбенение перед её поэтической силой».

 

 

Мерей Аушахманов, студент Павлодарского Государственного педагогического университета:

«Рассказы Анастасии Цветаевой о животных как уроки сострадания и понимания»

Начнем с того, что Анастасия Ивановна не только преодолела провалы судьбы, - пройдя через тюрьмы, ссылки, лагеря не только выжила, но и сумела сохранить талант прозаика до наших дней.

Это замечательный человек, который писал автобиографическую прозу, и этот ее тематический «конёк» был неизменным.

Как я понял, у Анастасии Ивановны, было очень много интересных событий в жизни и встреченных ею людей, о которых она писала  с удовольствием, выделяя и отражая сущность каждого.

Но также она очень любила писать рассказы о наших братьях меньших, писала с любовью и интересом, но самое главное было то, что даже в самых удивительных рассказах – будь они о людях или о животных, – нет вымысла. «Жизнь куда богаче вымысла!» – говорила она.

Есть история из детства о собаке, за которую она молилась, ведь та не могла ступать на четыре лапы, и ходила на трёх – и вот она выздоровела. И радость того, когда собака по детской молитве встала на четыре лапы, была безграничной. Это говорит о том, что Анастасия Ивановна с детства относилась к животным с состраданием и считала их равными с людьми. Часто она говорила, что животные все понимают, это мы можем заметить в рассказе «Насекомое», в котором описывается, как маленький таракан замер при виде человека, он понимал, что убежать не успеет, и просто замер.

«– Любопытно!.. Притворилось, что исчезло! – наблюдал человек, - убежать, может быть, удалось бы! Инстинкт (ум) приказал – замереть!

Глядя в лицо человеку таракан просил о пощаде, (надеясь что человек знает ужас небытия?).

Привычно человек наступил на насекомое. Тотчас – опоздав на мгновение – ощущение необратимости.

Даа… Но вот это одно, от страха смертного Притворившееся… Притворившееся, что его нет…».

И если у такого маленького существа есть ум на то, чтобы сообразить дальнейшие действия, то почему тогда мы думаем, что кошки и собаки не способны на нечто большее, на любовь, сострадание, понимание того, что они не правы, и что нужно как-то исправлять данную ситуацию.

………………

(анализ ещё нескольких рассказов)

Сострадание к животным и понимание их  присуще каждому рассказу Анастасии Ивановны. Все они по-своему разнообразны, написаны ярким авторским языком, у каждого рассказа свой интересный сюжет.

Все рассказы о животных А. Цветаевой собраны в книгу «Непостижимые». В каждом рассказе чувствуется душа автора, её любовь к животным, и то, как она с интересом пишет, выделяя и описывая все любопытные моменты, причем порой встречаются рассказы, которые тянут на некий сценарий, написанный к фильму  жанра «триллер». И главное то, что в каждом рассказе есть определенная мысль, которую А. Цветаева хотела донести, и мысль эта понятна и взрослым, и детям, и людям, далёким от чтения. Рассказы читаются на одном вздохе, они очень легки и интересны. А. Цветаева писала очень красочно, описывая природу, мимику, поведение животных, это присуще каждому ее произведению.

Книга «Непостижимые» вышла  в 1992 году большим тиражом, в 50 тысяч экземпляров, два из которых, с личными автографами Анастасии Цветаевой, хранятся в павлодарском музее.

 

 

Илья Влашенюк, кружок «Журналисты», ГУ СОШ 43 г. Павлодара, 3 «А» класс                                                                                  Отзыв о рассказах А.И. Цветаевой

 Мы в классе, совместно со школьным клубом журналистов, прочитали увлекательные истории из жизни Анастасии Цветаевой – родной сестры Марины Ивановны Цветаевой. Написаны эти истории в виде теплых воспоминаний о детстве и юношестве. Книга, в которую вошли рассказы о животных, называется «Непостижимые».

И правда, иногда события в жизни известного семейства кажутся нереальными: то до слез смешными, то до мурашек печальными, даже трагическими.

Мне понравился рассказик «Кот Васька»: уж очень похож цветаевский любимец на нашу домашнюю кошку Кнопку, тоже черную, очень важную, только худенькая она у нас, хоть и пушистая. Представляю себе кота Ваську зеленоглазым красавцем с черными зрачками… Даже фотографировать котика возили в специальный салон, чтобы сохранить память о четвероногом непоседе…

 У Цветаевых, как вспоминает Анастасия Ивановна, было много котов: Том-Том, Цапа и другие. Анастасия Цветаева обращалась с животными как с людьми, но при большом количестве их она любила всех одинаково сильно! Вот у нас одна кошка, а от нее порой столько хлопот! Я не представляю, как Цветаевы со всеми справлялись, а ведь по рассказам четвероногие усатые были не очень спокойные.

Истории-воспоминания Анастасии Ивановны Цветаевой не будет скучно перечитывать. Мне нравятся маленькие рассказы этого замечательного автора, рекомендую всем!     

 

Э.Б.  Калашникова, учёный секретарь музея Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александрове Владимирской области РФ

 

                        «Цветаевы в моей жизни»

         Впервые фамилию «Цветаева» я услышала давно. Моя мама была учительницей русского языка и литературы. В разговорах ее с друзьями (а они были тогда молодыми и, конечно, интересовались многим) и звучало иногда: Мандельштам, Пастернак, Ахматова, Цветаева. Именно эти четыре фамилии и отложились в моей памяти. Это было в самом начале 1950-х. В  школьной программе творчество  этих поэтов в то время, безусловно, не упоминалось, да и вообще говорить о них не рекомендовалось, но молодежь всегда интересуется,  пусть и негласно, но запрещенными вещами. Не были исключением и мои родители, а при мне по причине моего малолетства говорить не эти темы не опасались. Но мамы не стало рано, так что поговорить с ней об этом более подробно я не успела.

         Поэзию я любила, стихов читала много и легко их запоминала. Но познакомиться с творчеством М. Цветаевой долго не случалось.

         После окончания института я приехала по распределению в Иркутск. И одновременно туда же прибыли несколько выпускниц МГУ, с которыми я подружилась сразу. Одна из них привезла перепечатанные на машинке стихи Цветаевой. Сказать, что они меня заинтересовали – ничего не сказать. Сразу прикипела. Хотя не все было понятно. Иногда спотыкалась на мифологии, иногда просто озадачивалась сходством каких-то чувств с моими собственными. Проблемы с мифологией легко решились с помощью библиотеки, сходство чувств заинтересовало. С тех первых прочтений и до сих пор любимым у Цветаевой для меня стала «Поэма горы».

         В начале 1970-х в стране уже было издано несколько сборников Марины Цветаевой. Но найти их в магазине было практически нереально. Не помню уже, кто дал почитать сборник из «Малой серии библиотеки поэта». Конечно, прочтение превратилось в срочное перепечатывание на машинке многих стихотворений. Позже эти странички я отдала переплести, так появилась у меня первая собственная «книга» Цветаевой.

         В те годы в Иркутске существовала негласная книжная «барахолка». По воскресеньям любители книг собирались в одном из скверов. Считалось, что люди приходят туда пообщаться и поменяться книгами. Отчасти это так и было. Но все знали, что большинство книг там можно и купить, но по баснословным ценам. Правда, иногда удавалось и поменять что-то, но чаще вопрос решался деньгами. И вот там, потратив добрую половину своей зарплаты, я купила тот же сборник («Малая библиотека поэта»). И опять поняла, что мне не хватает знания обстоятельств жизни Цветаевой. А вскоре, почти как в сказке, вдруг увидела на этой «барахолке»  книгу Анастасии Цветаевой «Воспоминания». Владелец долго не хотел ее продавать, ему требовалось на обмен что-то очень дефицитное. Кончилось тем, что нужную ему книгу я тут  же купила – а сама стала счастливой владелицей «Воспоминаний». Это было как раз то, чего мне не хватало. Текст просто «проглотила» на одном дыхании. Жаль только было, что первое издание заканчивалось ранней юностью сестер. Но с тех пор для меня встали рядом две Цветаевы. И Анастасия Ивановна – не только сестра Марины, а просто прекрасный писатель и человек. И появлявшиеся в печати ее произведения стали новыми открытиями. В журнальном варианте появилось продолжение «Воспоминаний». Их я тоже переплела в виде книги, присоединив туда же «Сказ о звонаре московском» (то и другое было опубликовано в журнале «Москва») и статью «Отец и его музей» из журнала «Наука и жизнь». Так собиралась у меня «цветаевская» библиотечка. Позже «Сказ…» вышел отдельной книжкой. Стало возможным натолкнуться где-нибудь в маленьких магазинах или просто в книжных лавочках на это издание. Не было возможности просто пройти мимо, зная, что книжка прекрасная и достаточно редкая. И я ее покупала. Дарила потом друзьям, которые могли ее оценить. А три книги долго оставались дома. Две из них потом уехали в музей Анастасии Цветаевой в Павлодаре. Так было не только с этой книгой. Иногда встречалось что-то в букинистических магазинах. И опять я не могла пройти мимо, не купив их, здесь все-таки цены с рыночными нельзя было сравнить, а для подарков понимающим людям они всегда бесценны. Так я трижды находила книгу А. Цветаевой «Amor», первое издание – темно-синюю. И две из них с огромной благодарностью были приняты друзьями.  Когда вышел в свет белый двухтомник Марины Цветаевой, мне удалось его купить (на той же книжной «барахолке»). Вот тогда стало возможным насладиться в полной мере и прозой, до этого лишь отдельные рассказы печатались в журналах. Этот двухтомник мне и до сих пор кажется самым удачным из всех изданий. Как и «Воспоминания» А. Цветаевой, я его почти наизусть выучила. Позже вышел семитомник, его приходилось отслеживать по мере выхода отдельных томов, ездить постоянно в другой конец города, чтобы не пропустить очередной том, но мне это удалось. И тогда я подарила белый двухтомник подруге, очень этого жаждавшей, считая, что полного собрания сочинений (на то время) мне хватит. Но по двухтомнику скучала, как по любимому человеку. И когда в букинистическом магазине увидела такой – не устояла и снова купила его для себя.

         К счастью,  с годами вышло в свет достаточно много книг Цветаевых. И все их я старалась иметь у себя, хотя, конечно, это не всегда получалось. Уже в 2010-м году в Петрозаводске (снова в букинистическом магазине) увидела зеленый двухтомник М. Цветаевой. Как можно было пройти мимо! И двухтомник поехал со мной ко мне. А через несколько лет друзья из Минска подарили мне изданный в Минске двухтомник с рисунками К. Родзевича на переплете. Отказаться было невозможно. Все это (и очень многое другое) живет со мной. И мне это греет душу. Когда возникает необходимость у кого-нибудь в такой литературе – я всегда рада поделиться, книги должны быть там, где они нужны.

 И в завершение: это многолетнее увлечение стало для меня второй профессией. Двадцать два года назад мне пришлось по личным причинам резко поменять место жительства. Это было  в 1998 году, многие помнят, что это год дефолта. Приехав в Александров, я обнаружила, что найти работу по моей специальности невозможно. Почти месяц я тщетно ходила по предприятиям Александрова. В один из таких выходов проходила мимо Зала камерной музыки Цветаевского музея. Увидела афишу: «Писательница Анастасия Цветаева и художник Николай Хрустачев».  Выставка. Конечно, зашла. После осмотра выставки, знакомства с только что вышедшим каталогом, а потом достаточно долгого разговора с директором музея, который оказался как раз в зале, дело сложилось так, что на следующий день я вышла на работу в музей. Увлечение почти тридцати лет стало профессией. С тех пор прошло 22 года, теперь это уже можно утверждать без сомнений.  

 

Татьяна Корешкова

           ПОКОЛЕНИЕ ГЕНИАЛЬНЫХ МАЛЬЧИКОВ

 Уже становится доброй традицией в День Славянской письменности и культуры в Музее Анастасии Цветаевой Славянского культурного центра Павлодарского отделения Ассамблеи народа Казахстана проводить читательские конференции, глубже вчитываться в произведения писателя, знакомиться с новыми книгами, поступившими в фонд музея. Мы благодарны всем друзьям музея, которые передают в дар музея уникальные книжные издания, новые публикации о жизни и творчестве сестёр Цветаевых

 Сегодня хотелось представить новую книгу издательства АСТ РГАЛИ г. Москвы "Неизвестность будущего", выпуска 2017 года под редакцией Е. Коркиной, В. Лосской и А. Поповой. Это книга дневников и писем Георгия Эфрона - сына Марины Цветаевой.

Ранее в 2005 году вышло двухтомное издание "Дневники. Георгий Эфрон". Много нового и интересного узнали мы о времени и о малоизвестных фактах семьи Марины Цветаевой.

Как говорила Марина Цветаева: "Есть у меня важный свидетель - сын, "умный и суровый" Мур".

Родился он 1 февраля 1925 года в Чехии, а погиб 7 июля 1944 года на полях сражения на Белорусской земле. В своём первом бою вместе с сотнями рядовых солдат, обеспечивающих наступление Красной Армии на первом Белорусском фронте. Плита с его именем установлена на могиле неизвестного солдата рядом с деревней Друйка.

В год 75-летия Великой Победы нужно отдать дань памяти и уважения всем солдатам, защищавшим Родину. Сложная и трудная судьба выдалась у Георгия Эфрона.

«Мы живём в эру относительности и сомнений".

"Нет никакой уверенности ни в чём, но я надеюсь на будущее".

"Из двух возможностей одна будет менее плохой. И мы, именно, эту возможность и выберем".

«Сила моя в умной воле и в вольном уме».

«Чем больше видишь новых людей и явлений, тем больше думаешь и умнеешь».

«Мой дух остаётся навечно отмеченным ненавистью к мещанам, жестокой и трезвой ненавистью».

Всё это строки из его дневников 1940-1941 годов.

Дневники он начал вести сразу по приезду из Франции в СССР, Москву с июля 1939 года. Последний дневник № 17 кончается записью 25 августа 1943 года из ташкентской эвакуации в Москву.

В Российском государственном архиве литературы сохранилось более 800 страниц рукописей Георгия Эфрона.

Все дневниковые записи отличаются аккуратностью письма, помарки в них практически отсутствуют, ошибочное слово он не зачёркивал, а заключал в скобки, даты подчёркивал или выделял красным карандашом.

Он готовился стать писателем.

Дневники Георгия Эфрона - ценнейший материал для историков и исследователей жизни и творчества Марины Цветаевой.

Последние годы жизни Марины Цветаевой по дневниковым записям сына можно отследить день за днём. В дневниках описаны перипетии и трудности быта Марины Цветаевой.

Трогательно и волнительно описаны первые дни Великой Отечественной войны. Политическая зрелость автора дневников раскрывает страницы истории Великой Отечественной  и Второй мировой войны.

"Вчера 22 июня, в 12.15 утра Молотов, Народный Комиссар Иностранных Дел, произнёс речь по радио, чтобы объявить, что после того, как немецкие войска напали на советскую границу, и нацистские самолёты бомбили Киев, Житомир, Каунас, Севастополь, Германия объявила войну СССР. Молотов назвал эту агрессию "беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством".

Это пишет юноша, которому 16 лет. Он как аналитик описывает события на фронтах Великой Отечественной войны, анализирует их, строит прогнозы.

 "Я лично думаю, что немцам не удастся добиться решающих успехов  в СССР, и им придётся вести позиционную войну. Их наступление будет остановлено... (27.06.1041)

Дневники - психологический документ. Лейтмотив Георгия Эфрона их ведения и почти каждодневных записей - это одиночество.

На его глазах были арестованы сестра и отец. В августе 1941 года он потерял мать. И оставшиеся три года своего короткого жизненного пути он прожил в одиночестве. Одиноко и божественно ушёл из жизни, погиб в 19 лет.

В сентябре 1943 года он выехал из Ташкента в Москву. 11 октября 1943 года получает отсрочку от призыва до 15 октября для устройства дел. При помощи Алексея Толстого, Н. Тихонова, А. Межирова получает длительную отсрочку. Устраивается комендантом в общежитие метизного завода "Пролетарский труд". Пытается поступить в Институт иностранных языков, но в конце ноября 1943 года по рекомендации Алексея Толстого поступает в институт литературы. Проучился более трёх месяцев и 1 марта 1944 года был мобилизован. После обучения в запасном полку в подмосковном Алабине он в конце мая 1944 года в составе маршевой роты отбыл на Западный фронт и погибает в первом же бою 7 июля 1944 года.

Ещё когда Муру не исполнилось и двух месяцев, в 1925 году Марина Цветаева в своих черновых тетрадях отметила: "Мальчиков надо баловать – им может быть на войну придётся?»

Короткая и пронзительная жизнь Георгия Эфрона (Мура) сохранилась в его дневниках и письмах. Это бесценный документ эпохи.

Книга "Неизвестность будущего" уникальна ещё и тем, что в неё  вошли 11 писем Георгия Эфрона матери, тёте  и сестре. Проиллюстрирована книга и замечательными рисунками автора. Это всё в данной книге сделано впервые, опубликовано 25 рисунков Георгия Эфрона.

Письма и рисунки Георгия Эфрона - это тоже художественное наследие, глубже раскрывающее его внутренний мир и творческую манеру.

Острота взгляда на происходящее, чувство историчности и избранности - эти свойства были характерны для конца тридцатых годов двадцатого столетия.

Вот так зарождалось поколение гениальных мальчиков, чистых и смелых, которые обладали прозорливым предсказанием будущего.

У него был свой исторический взгляд на жизнь. Он был человеком ярко выраженного интеллектуального склада. Мур культивировал лабораторные жанры - дневники, письма, записи, антологии цитат из прочитанных книг. Читая его дневники, поражаешься его начитанности. Он читал много и на разных языках. Из его литературных опытов в РГАЛИ сохранилась записная книжка его стихов и прозы " Проба пера".

Есть в книге и уникальныне иллюстрации, фото из фондов РГАЛИ, Дома-музея Марины Цветаевой  и из архивов Льва Мнухина и Ю. Клюкина.

В одной из предсмертных записок Марина Цветаева просила:" Берегите моего дорого Мура. Он очень хрупкого здоровья. Любите как сына - заслуживает..."

Не уберегли.

Остались его дневники, письма - бесценные документы эпохи.

Из дневников:

- приходится жить как-то плоско;

- остаётся мириться с судьбой;

- мне всюду хорошо;

- излюбленная тема - ожидания. В жизни всегда нужно ждать.

Из письма сестре Ариадне Эфрон;

- Живу жизнью довольно бесцветной, но всё хорошее впереди. И всё-таки приятно,  что приближается лето - всё же может будет веселее, чем зимой. Всем сердцем я с тобой. Твой брат Мур. (24 марта 1941 года)

Во всех письмах, дневниках чисто цветаевская черта - исторический взгляд на собственную жизнь.

" Но я полон любопытства к своей собственной судьбе, и мне объективно интересно, с точки зрения историка и романиста, как она будет в дальнейшем развёртываться"...

 « “Дневники”, книга “Неизвестность будущего” будут и дальше вызывать потрясение и переворот в душах читателей».  (Татьяна Горяева)     

 

   

 О.Н. Григорьева                              

                       "Штрихи к портрету Евгении Куниной"

Не раз на наших встречах в музее, посвящённых жизни и творчеству Анастасии Ивановны Цветаевой, мы называли имя Евгении Филипповны Куниной, читали её стихи и отзывы о её творчестве, написанные А.И. Цветаевой. Хочется вспомнить о ней и сегодня.

Е.Ф. Кунина - друг А.И. Цветаевой с 1962 года, поэтесса, переводчица, по специальности – зубной врач. Стихи Евгении Куниной печатались в книгах и журналах. Сохранилось 203 письма Е. Куниной к А. Цветаевой за 1964-1991 годы.

Хорошо написал о ней (предваряя одну из публикаций) Виктор ЛЕОНИДОВ, зав. архивом-библиотекой Российского Фонда культуры:

«

«Бывает так, что человек входит в историю потому, что его оттеняла личность другого. Известного, знаменитого. Так случилось и с Куниной. Ее все время встречали в обществе Анастасии Ивановны Цветаевой, долгие годы бывшей одной из последних живых свидетельниц и участниц Серебряного века.

Между тем сама Евгения Филипповна была человеком необычайно одаренным. Переводы Куниной из Гюго, Мюссе, Ромена Роллана, Арагона давно признаны классическими. Она, как не многие, чувствовала сам ритм языка и в переводах могла добраться до неповторимой авторской интонации.

Но, кроме всего, Евгения Филипповна писала стихи. Этому ее в свое время учил Валерий Брюсов, когда она осваивала науку поэзии в Высшем литературно-художественном институте. Кунина поступила туда после окончания лингвистического отделения Московского университета. Ближайшей подругой Куниной на долгие годы стала Аделина Адалис, у которой она также училась мастерству стихосложения.

Сама Евгения Филипповна считала, что ее произведения не готовы для широких читательских кругов, пока не почувствовала к ним большой интерес не только со стороны друзей, но тех, кто хоть раз слышал стихи в ее исполнении. Эта высокая требовательность и скромность были неотъемлемой составляющей удивительно светлой и порядочной личности Куниной. И, как написала Анастасия Ивановна в предисловии к книге стихов Евгении Филипповны, «высокая человечность, оптимизм, восхищенность природой, радость запечатлеть все увиденное — отличает и разнообразие стихотворных тем Евгении Куниной».

«Странно трогает сердце тоскою…» — написала Кунина в далеком 1916 году. Мы предлагаем вам самим оценить талант этой удивительной женщины, сумевшей сохранить сквозь все страшные годы ХХ столетия честность, интеллигентность и умение удивляться каждому новому дню».

А теперь об одной из находок прошедшего года. В фондах павлодарского музея А. Цветаевой  хранится стихотворение, посвящённое памяти А.И. Белецкого [Алекса́ндр Ива́нович Беле́цкий (1884-1961) - русский, украинский и советский литературовед, академик АН УССР (1939), АН СССР (1958)].

Это машинопись с пометками, без указания автора, под стихотворением стоит дата - "Узкое", декабрь 1961. Сложно было его атрибутировать.

Чьё это стихотворение? Могла ли быть Анастасия Ивановна  в Узком в 1961 году?  В  «Хронологическом обзоре жизни и творчества А.И. Цветаевой» Ст. Айдиняна я  такого факта не нашла… Начались поиски. Конечно, первой, к кому мы обратились, была внучка А.И. Цветаевой Ольга Трухачёва. Ольга Андреевна выразила сомнение в авторстве Анастасии Ивановны - все её стихи были опубликованы.  О. Трухачёва сделала предположение, что это могут быть строки Евгении Куниной. Литературный секретарь А. Цветаевой Станислав Артурович Айдинян тоже склонялся к мысли, что это стихотворение Евгении Филипповны, почерк похож на её. Наконец, с помощью Ст. Айдиняна мы вышли на внука Е.Ф. Куниной Михаила Михайловича Кунина. Поиски завершились успехом! Авторство было установлено.

М.М. Кунин отозвался тёплым письмом: «…Я очень благодарен Вам за эту находку, особенно в свете того, что именно сейчас мы заканчиваем работу над подготовкой к печати практически полного собрания стихотворных сочинений Е.Ф. Куниной.Я был бы очень счастлив, если бы у Вас в архиве нашлись еще какие-либо стихи Е.Ф. Куниной. Конкретно этого стихотворения у нас ранее не было.Желаю Вам всего самого доброго!М. Кунин.»   

 Из клетки истлевшей (зачёркнуто)

[Сверху от руки написано: Andante cantabile (с итал. - «медленно и певуче)]

                            Памяти А.И. Белецкого

Пусть ветшает земная одежда:

Меркнет взор и морщинится лоб,

Радость гаснет и вянет надежда,

Чует кожа предсмертный озноб.

Пусть и чувства простыли, и мысль оскудела.

Дух, что в каждом до срока сокрыт,

Из души одряхлевшей, из бренного тела,

Как из клетки истлевшей

                                на волю

                                      взлетит.

«Узкое», декабрь 1961 г.

 

Это сообщение о подруге А.И. Цветаевой Е.Ф. Куниной хочется дополнить штрихами из книги Дмитрия Быкова из серии ЖЗЛ «Борис Пастернак». В ней  говорится:

«В двадцать втором году в жизни Пастернака появляется дружба, без какой почему-то не обходится биография большого поэта: такая биография всегда символична, а значит, роли в ней расписаны заранее. Есть и роль «тихого друга», незаметного, бескорыстного обожателя, которого поэт выделяет из многих, платит взаимностью, опекает. В двадцатые годы это – Иосиф и Евгения Кунины, брат и сестра…».

Д. Быков подробно описывает дружбу Пастернака и Куниных, чувства в которой, действительно, были взаимны (глава 11, подглавка 3).

«…Чтобы дать Жене Куниной возможность как-то его отблагодарить (Пастернак очень помог брату – Иосифу Кунину, вызволив его из ссылки в 1924 году – О.Г.), разрешить это немое безвыходное обожание, - Пастернак стал у неё лечиться: с зубами вечно были проблемы. Однажды Женя отважилась показать ему свои стихи, и Пастернак ответил ей с великолепной непосредственностью: «Очень мило… Приятно видеть, когда стихи пишутся человеком в меру его способностей».

Она не обиделась. Если вдуматься, это был комплимент…».

Наверняка подруги – Анастасия Ивановна и Евгения Филипповна – не раз в своих разговорах вспоминали Пастернака, с которым обеих (в разные годы) связывала многолетняя дружба.

 

Выступления были разнообразны и интересны, два часа конференции пролетели незаметно! Собравшиеся выразили благодарность всем, кто участвовал в ней заочно, особенно Эльвире Борисовне Калашниковой (г. Александров), большому другу нашего музея, благодаря которой наши фонды часто пополняются новыми книгами и публикациями! 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии