Блоги

«Памятник сыну»

(9 голосов)

«Памятник сыну»

22 августа в музее А. Цветаевой вспоминали  день рождения Андрея Борисовича Трухачёва  – старшего сына Анастасии Ивановны Цветаевой. Он родился в 1912, в один год с дочерью Марины Цветаевой Ариадной Сергеевной Эфрон. Оба были красивы, умны и талантливы, и будущее их виделось юным матерям блестящим и безоблачным… Но по судьбам Андрюши и Али  безжалостно прошёлся 20 век,  катком навалились сталинские репрессии… Андрей Трухачёв был арестован вместе с матерью 2 сентября 1937 года в Тарусе, Ариадна Эфрон 27 августа 1939 в Болшеве. Лагеря, ссылки, выживание,  тяжёлая изнурительная работа… И, несмотря ни на что – творчество.

Андрюша Трухачёв и Аля Эфрон. 1916 г.

***

«…С Божьей помощью я благополучно родила сына и окрестила Андреем в честь Св. Андрея Первозванного.

- А муж ваш уже несколько раз приходил – узнавал, как вы, - сказали мне.

Моему мужу шёл тогда 20-й год.

Андрюша родился в четверть девятого утра, 9 августа ст.ст. 1912 г.

А перед самыми родами Борис читал мне вслух Гоголя. Под страницы его начал рождаться наш сын»  – так пишет о появлении на свет своего старшего сына Анастасия Ивановна Цветаева в книге «Памятник сыну».

Эта книга была выпущена московским Домом-музеем Марины Цветаевой, и она без преувеличения уникальна. Уникальна хотя бы тем, что воспоминания о сыне написаны матерью, которой шёл в то время 99-й год… А кроме воспоминаний Анастасии Ивановны включены в сборник статьи тех, кто знал Андрея Борисовича, общался с ним. А ещё рассказы, рисунки и стихи самого А.Б. Трухачёва – неординарного, талантливого человека.

Итак, родился Андрей Борисович Трухачёв 22 августа (по новому стилю) 1912 года, умер 31 января 1993 года. Его смерть стала непоправимым ударом для матери. Она пережила сына всего на семь месяцев…

В одной из последних записей, сделанных Анастасией Ивановной во время болезни, в больнице, в апреле 1993 года, говорится: «Наверное мне ангел-хранитель помогает –  вспоминать. И будет день, час, когда пойму – всё. Готов Памятник Сыну. Где поставить? В сердцах людей. И тогда в печать.»

Эти слова составители сборника взяли эпиграфом к нему. Увы, задуманная А.И. Цветаевой книга осталась не дописанной… Но составители – Ольга Андреевна Трухачёва, Глеб Казимирович Васильев и Галина Яковлевна Никитина подготовили оставленный А.И. Цветаевой материал к публикации, дополнили его воспоминаниями друзей, родных и знакомых. В 1999 году книга «Памятник сыну» вышла в свет.

Мы рады, что в нашем музее хранится экземпляр, в котором есть автографы составителей и многих авторов сборника. Теперь это и бесценная память… Г.К. Васильева, Г.Я. Никитиной, А.В. Пчелина, А.В. Ханакова, Д. Донской уже нет в живых…

На страницах воспоминаний, написанных А.И. Цветаевой, зримо предстают эпизоды жизни – вначале малыша, потом подростка, юноши Андрея Трухачёва. Вот мать с годовалым Андрюшей летом 1913 года в имении свёкра – Ярцевке (Воронежская область). Родители Бориса – Сергей Николаевич и Ирина Евгеньевна встречают сына с женой приветливо, а крестьяне Ярцевки воспринимают Андрюшу как наследника, будущего хозяина имения. Увы, совсем другая ждёт его судьба…

Через год Анастасия с Борисом расстались.

А.И. Цветаева с сыном в Феодосии, 1913 г.

С какой любовью описывает Анастасия Ивановна своего первенца! «Аля – в матроске, Андрюша – в тёмном бархатном платьице с белым воротником. Яркие большие глаза его, серые, горят на чуть розовом личике, прямой нос, пухлый, капризный рот, золотистые лёгкие волосы ниже шеи, по-девчонкиному, он очень красив, и голосок – колокольчик. Я постоянно – и я ли одна! – им любуюсь…»

А. Цветаева выходит замуж за Маврикия Минца, и 25 июня 1916 года у неё родился второй сын – Алёша. А 18 июля 1917 года годовалый малыш умер от дизентерии в Крыму, в Коктебеле. Анастасия Ивановна вспоминает, что умершего братика, с которым он так хорошо играл, Андрею не показали. «Потому от вести, что Алёши нет, что он в земле, на кладбище, Андрюша пришёл в страшное негодование. “Как вы могли отдать закопать в землю Алёшу?!” – кричал сын».

Страшные, голодные годы гражданской войны в Крыму… Да и потом, в Москве, было не легче. Анастасия Ивановна пишет: «Не забыть, как в голодный год с помощью профессора, знавшего папу, Андрюшу устроила в привилегированного типа приют (с 11-14 лет – на воздухе учили ремёслам (кроме школы, учёбы), а я работала и возила ему усиленное питание. Как он, помню, на весть, что приехала мать, кинулся мне навстречу…»

Потом Андрюша жил дома, учился в школе в Леонтьевском переулке. Анастасия Ивановна работала в библиотеке Музея изящных искусств, того самого, который создал их с Мариной отец – Иван Владимирович Цветаев (сейчас ГМИИ им. Пушкина). Когда в 1927 году она поехала в Италию по приглашению Максима Горького, Андрей остался у второй жены его отца  Бориса Трухачёва – Марии Ивановны Кузнецовой-Гринёвой. М. Горький прислал Андрею свою книгу «Детство» и свой портрет. А Андрюша вышил шёлковыми цветными нитками сцену из книги Горького к 60-летию писателя. Взаимоотношениям А. Цветаевой и М. Горького и этой вышивке посвящалось у нас в музее отдельное мероприятие, и на одной из Цветаевских читательских конференций об этом подарке Андрея Трухачёва великому пролетарскому писателю рассказывала Л.С. Прохорова.

В летние месяцы с  1929 по 1934 год, как вспоминает Анастасия Ивановна, они с сыном ездили в Воронежскую область, где отдыхали в усадьбе Елены Александровны Эртель, своеобразном писательском пансионате («Эртелевке»). Андрей Борисович учился в эти годы в Архитектурном институте. Вот как пишет о выборе сына А.И. Цветаева:

«Когда моему сыну Андрею было 20 лет, обнаружилось, что он художник. …Знакомые художники сказали: «Зачем ему идти в Архитектурный институт, когда он – прирождённый художник?!»

И был спор, учиться ли ему живописи или не учиться, не испортит ли ему учение – его прирождённых способностей? Но Андрей сказал:

- В нашей стране художники – нищие. Я не хочу быть нищим. – И поступил в Архитектурный институт.

Так же одарён, как и в живописи, он имел дар поэта – легко писал стихи к случаю: на профессиональном уровне, с высоким чувством вкуса».

В справедливости этих слов убеждают и рисунки, и книжка А. Трухачёва   «Сказка о больной слонихе, о лисе-франтихе и о деве-крокодилке с талией, как рюмка», и его экспромты, посвящённые павлодарским женщинам-сослуживицам (всё это, благодаря Ольге Андреевне Трухачёвой – в фондах нашего музея). В книге «Памятник сыну» опубликовано несколько стихотворений А. Трухачёва.

В 1935 году Андрей Борисович поехал по собственному желанию на Алтай на производственную практику. Туда, в город Риддер Восточно-Казахстанской области, Анастасия Ивановна приезжала к сыну в отпуск.

А 2 августа 1937 года в Тарусе её вместе с Андреем арестовали. И была долгая разлука длиной в 10 лет… Редкие письма, ежедневные переживания о сыне. «Мой дорогой Андрюша! Вспомнил ли ты меня 22-го в твой день рождения? Я послала тебе за несколько дней до этого письмецо на Архангельск…» - пишет Анастасия Ивановна из лагеря 25 августа 1943 года.

В 1947 году, после сталинских лагерей на Дальнем Востоке, А. Цветаева приехала к сыну в посёлок Печаткино Вологодской области, где он работал инженером-строителем.  Сын уже был женат. 29 октября его жена Нина Андреевна родила девочку, первую внучку Анастасии Ивановны, которую та назвала Маргаритой.

Повторно А.И. Цветаеву арестовали в Печаткино 17 марта 1949 года. А Андрея Борисовича – летом 1951 года. Жена с тринадцатилетним сыном от первого брака Геной и  дочерью Ритой поехала к свекрови в деревню Пихтовка Новосибирской области, где Анастасия Ивановна отбывала «вечную ссылку»…

А.Б. Трухачёв с дочерью Ритой. Пихтовка, 1955 г. Автограф А.И. Цветаевой на обороте снимка (Из фондов музея)

 

После освобождения Андрей Борисович недолго жил в Башкирии, в Салавате, а в ноябре 1956 года приехал в Павлодар. В феврале 1957 года к нему перебралась вся семья – мать, жена, дети. До 1974 года А.Б. Трухачёв жил в нашем городе, его знали как прекрасного инженера-строителя, высококлассного специалиста…

 

А.Б. Трухачёв с дочерью Олей. Павлодар, 1958 г.

Заканчиваются воспоминания А.И. Цветаевой в книге её стихотворением «Сыну»:

…Ненаглядный, милый и желанный,

Самый незабвенный человек!

Публикуются в книге и мемуары самого Андрея Борисовича «Воспоминание из детства», и замечательные записки об отце Ольги Андреевны Трухачёвой под названием «Была в его жизни сказка». И этот заголовок очень символичен – несмотря на все трудности, А.Б. Трухачёв оставался человеком творческим и возвышенным. Как он сам говорил: «Мы, Цветаевы, - все творцы и мечтатели».

Полтора десятка статей о сыне А.И. Цветаевой, вошедшие в книгу, позволяют зримо представить себе этого неординарного человека. Это воспоминания И. Карташевской, Г. Зелениной, Ст. Айдиняна, Л. Готгельфа и многих других друзей, родных, знакомых А.Б. Трухачёва и А.И. Цветаевой. Действительно, как и мечтала Анастасия Ивановна, получился ПАМЯТНИК СЫНУ. Не мраморный бюст или холодная бронза, а памятник живой, трепетный, волнующий, воскресающий в сердцах читателей образ сына, отца, дедушки, строителя, поэта, художника, мечтателя Андрея Борисовича Трухачёва.

О. Григорьева.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии