Блоги
Публикация в "Кедре"
- Окт12022
- Просмотры(489)
В восточно-казахстанском литературно-художественном и историко-краеведческом журнале "Кедр" №3 за этот год опубликована статья Ольги Григорьевой "Цветаевский след" в Восточном Казахстане". Она иллюстрирована фотографиями из фондов павлодарского музея Анастасии Цветаевой.
«Цветаевский след» в Восточном Казахстане
Неизвестные фотографии
В Казахстане три города связаны с жизнью Анастасии Ивановны Цветаевой, талантливой писательницы-мемуаристки, автора известных «Воспоминаний», посвящённых старшей сестре – Марине Цветаевой.
Это Павлодар, в который писательница приехала в 1957 году (после 17 лет сталинских лагерей и ссылки), и в котором с 2013 года в Славянском культурном центре работает музей Анастасии Цветаевой. Сейчас в музее более 4 тысяч единиц хранения, представлены личные вещи А.И. Цветаевой, рукописи, фотографии, книги из библиотеки писательницы и фонотека. Много материалов в музее по творчеству Марины Цветаевой, по окружению сестёр…
Второй город - Кокшетау, где Анастасия Ивановны жила вместе со старшей внучкой Ритой в 1965 году, а потом описала это время в своей повести «Старость и молодость» (первоначальное название «Мой Кокчетав»). Сейчас в музее города Кокшетау представлена экспозиция, посвящённая жизни и творчеству А.И. Цветаевой.
И, наконец, Риддер, Восточный Казахстан – наименее изученный период из жизни писательницы. В «Хронологическом обзоре жизни и творчества А.И. Цветаевой», который выпустил в 2010 году биограф писательницы Станислав Артурович Айдинян, в событиях 1935 года кратко указано: «Первая поездка на Алтай, в Восточно-Казахстанскую область, в г.Риддер, к сыну А.Б. Трухачёву, который работал там инженером-строителем». О второй поездке сведений нет, хотя, если сказано, что поездка первая, значит, были и ещё… Где работал Андрей Борисович, в какой организации, с кем общался – ответов не было.
Поэтому сенсационными стали для нас фотографии, которые пришли недавно в павлодарский музей Анастасии Цветаевой из Санкт-Петербурга. В этом городе живёт Борис Израилевич Шульдинер – многолетний друг Анастасии Ивановны Цветаевой, а теперь и друг нашего музея. Борис Израилевич и прислал эти снимки.
Но начнём с фондов музея. В них хранится письмо (оригинал) А.И. Цветаевой, адресованное «Ромуальду и Зиночке» и небольшая фотография Р.А. Завиновского с его автографом и надписью. Эти материалы передали нам биографы А.И. Цветаевой «Глебы» (Г.К. Васильев и Г.Я. Никитина). Но до сегодняшнего времени этот персонаж – Ромуальд Антонович Завиновский – оставался для нас загадкой. Оказалось, он связан с биографией сына А.И. Цветаевой Андрея Борисовича Трухачёва, а именно с той её страницей, которая нас очень интересует – пребыванием Андрея Борисовича в Восточном Казахстане в 1935 году и поездкой туда Анастасии Ивановны.
И вот Б.И. Шульдинер разыскал в Санкт-Петербурге дочь Р.А. Завиновского, и она передала в Павлодар очень интересный материал, информацию и фотографии.
Вот её письмо:
«Завиновский Ромуальд Антонович в 1934 году окончил Гидротехнический институт (на тот период времени Ленинградский политехнический институт распался на отдельные институты по факультетам) и был направлен инженером-гидротехником на Алтай. Изыскательские работы под строительство ряда гидроэлектростанций вела организация «Алтайгидеб».
По воспоминаниям родителей и по фотографиям понятно, что в коллективе было много молодёжи. Ромуальд был избран секретарём комсомольской организации. Приезжие специалисты дружили с местными ребятами и девушками. В свободное от работы время ездили на лошадях в горы, устраивали пикники, купались. Всё же погода южного Алтая – это не хмурый северо-запад.
На Ульбастрое Ромуальд подружился с несколькими молодыми людьми, в том числе с Трухачёвым Андреем Борисовичем. На Алтае же, в Усть-Каменогорске он познакомился со своей будущей женой – Зенковой Зинаидой Михайловной.
Там же Ромуальд Антонович познакомился с матерью Андрея Борисовича – Цветаевой Анастасией Ивановной, которая приезжала на Алтай к сыну.
На Ульбастрое Ромуальд Антонович пробыл меньше года, но впечатления от этого времени, память о нём, дружеские отношения сохранились на всю жизнь».
Десять уникальных фотографий пополнили фонд музея. Снимок А.И. Цветаевой с сыном Андреем датирован октябрём 1935 года. «Алтай, Ульбастрой». На обороте шутливые стихи Андрея Борисовича:
«Всем молодым здесь в назиданье,
А может, в будущем и мне –
Не забывать родных желанье
Слить вместе жизнь.
О каждом дне
Делиться мыслью откровенно,
Писать родным не забывать.
И сделав в жизни шаг… смиренно
О том мамаше докладать!
Андрей, 1935 г.»
На второй фотографии – трое красивых молодых людей. На обороте надпись: «Миша Соломатин, я (т.е. Завиновский Р.А. – О.Г.) и Андрей Трухачёв. Усть-Каменогорск, 1935 г.»
Надпись А.Б. Трухачёва: «Рома, мы с тобой недавно встретились, но уже, кажется, старые друзья, и всегда понимаем друг друга с полуслова. Я бы очень желал, чтобы начавшаяся дружба продолжалась и окрепла, ни разу не будучи нарушена. Андрей, 1935 г.»
Две фотографии – коллективные: выпуск Ленинградского гидротехнического института 1934 года (на нём в центре – Р. Завиновский) и «Ульбастрой. Коллектив сотрудников «Алтайгидеба», сентябрь 1935 г. На нём и Завиновский, и Трухачёв.
На остальных снимках Андрей Трухачёв на фоне красот природы Восточного Казахстана демонстрирует с неизвестными девушкой и подростком акробатические фигуры. Снимки подписаны «Ульбастрой, 1935 год».
Как бы хотелось узнать, что конкретно строила (проектировала) эта организация, сохранились ли следы пребывания А.Б. Трухачёва и А.И. Цветаевой в Риддере и Усть-Каменогорске? Может быть, краеведы Восточного Казахстана помогут разрешить эти вопросы…
Памятник сыну
Фотография А.Б. Трухачёва на Алтае (1934 или 1935 год) открывает книгу «Памятник сыну». На снимке – сетка из мелких квадратиков, которую сделала Анастасия Ивановна в лагерном бараке на Дальнем Востоке, когда работала над портретом сына.
Эта книга была выпущена московским Домом-музеем Марины Цветаевой, и она без преувеличения уникальна. Уникальна хотя бы тем, что воспоминания о сыне написаны матерью, которой шёл в то время 99-й год… А кроме воспоминаний Анастасии Ивановны включены в сборник статьи тех, кто знал Андрея Борисовича, общался с ним. А ещё рассказы, рисунки и стихи самого А.Б. Трухачёва.
Андрей Борисович умер 31 января 1993 года. Его смерть стала непоправимым ударом для матери. Она пережила сына всего на семь месяцев…
В одной из последних записей, сделанных Анастасией Ивановной во время болезни, в больнице, в апреле 1993 года, говорится: «Наверное мне ангел-хранитель помогает – вспоминать. И будет день, час, когда пойму – всё. Готов Памятник Сыну. Где поставить? В сердцах людей. И тогда в печать.»
Эти слова составители сборника взяли эпиграфом к нему. Увы, задуманная А.И. Цветаевой книга осталась не дописанной… Но составители – Ольга Андреевна Трухачёва, Глеб Казимирович Васильев и Галина Яковлевна Никитина подготовили оставленный А.И. Цветаевой материал к публикации, дополнили его воспоминаниями друзей, родных и знакомых. В 1999 году книга «Памятник сыну» вышла в свет.
Мы рады, что в нашем павлодарском музее хранится экземпляр, в котором есть автографы составителей и многих авторов сборника. Теперь это и бесценная память… Г.К. Васильева, Г.Я. Никитиной, А.В. Пчелина, А.В. Ханакова, Д.А. Донской уже нет в живых…
«Была в его жизни сказка…»
Он родился в 1912-ом, в один год с дочерью Марины Цветаевой Ариадной Сергеевной Эфрон. Оба были красивы, умны и талантливы, и будущее их виделось юным матерям блестящим и безоблачным… Но по судьбам Андрюши и Али безжалостно прошёлся 20 век, катком навалились сталинские репрессии… Андрей Трухачёв был арестован вместе с матерью 2 сентября 1937 года в Тарусе, Ариадна Эфрон 27 августа 1939 в Болшеве. Лагеря, ссылки, выживание, тяжёлая изнурительная работа… И, несмотря ни на что – творчество.
Удивительно думать, что этот мальчик, который был любимым племянником Марины Цветаевой, видел Маяковского, Мандельштама, общался с «великим пролетарским писателем» Максимом Горьким, жил потом в Павлодаре целых 18 лет…
В павлодарском музее хранится фотография коврика, который 15-летний Андрюша Трухачёв подарил Максиму Горькому. С ним связана целая история. Когда А.И. Цветаева в 1927 году побывала в Сорренто, в гостях у великого пролетарского писателя, она привезла сыну книгу «В людях», которую Алексей Максимович подарил Андрею. Тот не только прочитал книгу «от корки до корки», но решил проиллюстрировать её довольно необычным образом. Он начал вышивать коврик со сценой из книги. В качестве ответного подарка коврик был отправлен в Сорренто, и в одном из писем Горький не только поблагодарил Андрюшу за подарок, но и признался, что, когда он грустит о родине, он смотрит на коврик, висящий в его кабинете, и на сердце становится теплее… Прошли многие годы, свершились многие события, и о судьбе коврика Анастасия Ивановна и Андрей Борисович ничего не знали. И уже в конце двадцатого века он обнаружился в фондах музея М. Горького в Москве. Оказалось, что писатель, возвращаясь на родину из Сорренто, взял только самые любимые вещи. И среди них – коврик Андрюши Трухачёва. Спустя шесть десятилетий автор по приглашению сотрудников музея вновь увидел свою работу… На оборотной стороне холста большими буквами юным художником была выведена надпись: «Максиму Горькому обещанный подарок к юбилею. Андрюша Трухачёв». На лицевой стороне, на синей шёлковой окантовке внизу, красным шёлком вышито: «Сидя на тропе, она спокойно срезает корни грибов, а около неё… (М. Горький. «В людях», стр. 57). Сколько же времени и терпения потребовалось подростку для этой работы! И, конечно, творчества, мастерства! Как тонко передано очарование осеннего леса, и фигура бабушки, и напряжённо застывший волк, и паучок на серебряной паутинке, и улетающий клин журавлей… Несомненные художественные способности были у мальчика Андрюши.
Судьба не дала этому талантливому человеку реализоваться в полной мере, но сквозь все тяготы жизни Андрей Борисович пронёс лучшие человеческие качества, а его таланты художника и поэта проявились в стихах и рисунках, посвящённых дочерям Рите и Оле, своим сослуживцам и сослуживицам… Благодаря Ольге Андреевне Трухачёвой в павлодарском музее Анастасии Цветаевой хранятся сейчас многие экспонаты, посвящённые памяти её отца. И все они подтверждают её слова: «Была в его жизни сказка…» Он делал её сам, он придумывал сказку, чтобы отвлечься от нелёгкого быта, чтобы увлечь дочерей миром фантазии, поэзии, чуда!
К примеру, хранится в музее простая пластмассовая тарелочка, а на ней приклеены две маленькие игрушечные калоши. Тарелочка сразу превратилась в интересный сувенир, а кукольные калошки стали сказочными – ведь за что-то их удостоили такой чести!
Или гравюра Андрея Борисовича «Танцующий слонёнок», который Ольга Андреевна оформила под стекло и тоже передала павлодарскому музею. Эту гравюру А. Трухачёв подарил своей старшей дочери Рите на день рождения в 1954 году, сопроводив её стихами «Маргаритке», на тему «Алых парусов» Грина:
…И кончится детство над светлой лагуной,
Зовут паруса… Ну и что ж?
В их трепете алом ты, девушкой юной,
Дитя моё, счастье найдёшь.
Это не просто рисунок, где и море, и кораблик с парусами, и берег, и танцующий слонёнок, и щенок. Это ещё и рисунок-загадка, на котором нужно было отыскать спрятавшуюся улитку!
Стихотворение написано в Башкирии, куда он приехал после второго заключения. Девять лет Андрей Борисович провёл в лагерях и тюрьмах…
Дорогой для нас экспонат – небольшая книга А. Трухачёва, его сказка в стихах «О больной слонихе…» Она была издана в Москве Домом-музеем Марины Цветаевой в 2012 году (рисунки автора, составитель О.А. Трухачёва), к 100-летию Андрея Борисовича. А в этом, 2022 году, 110-летие сына Анастасии Ивановны Цветаевой мы отметили большой встречей в музее, которую назвали «Талантливый сын талантливой матери».
Ольга ГРИГОРЬЕВА,
поэт, журналист, член Союза писателей Казахстана, член Союза российских писателей, директор павлодарского музея Анастасии Цветаевой.
На снимках:
Андрюша Трухачёв и дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон. 1916 год.
А.Б. Трухачёв со старшей дочерью Ритой. Пихтовка, Новосибирская область, 1954 год.
А.Б. Трухачёв с младшей дочерью Ольгой. Павлодар, 1958 год.
Андрей Трухачёв и Анастасия Цветаева, Риддер, 1935 год.
А. Трухачёв с неизвестным подростком на фоне природы Восточного Казахстана, 1935 год.
В. Трухачёв, 1935. Снимок впервые был опубликован в книге «Памятник сыну».
Фото из фондов павлодарского музея Анастасии Цветаевой.