Блоги

Что? Где? Когда?

(2 голоса)

Как приятно, что в популярной телевизионной игре «Что? Где? Когда?» недавно вспоминали Анастасию Ивановну Цветаеву (эфир от 11.12.2022). Жительница Смоленска Елена Лега задала знатокам вопрос: «Что произошло с Анастасией Цветаевой и её сестрой Мариной в 1908 году?» Был зачитан небольшой отрывок из «Воспоминаний» А. Цветаевой:

«И вот мы стоим перед тем, что давно обсуждают в Москве… Мужество покидает меня, и я уже готовлюсь к своему «и-и-и»…  Ноги ступают как в лодку, упругую на волнах…»

У знатоков было несколько вариантов ответов, в том числе катание на коньках. Был выбран ответ «колесо обозрения». Увы, знатоки не угадали, и 100 тысяч рублей улетело в Смоленск.

 

 

Так на чём же катались Марина и Ася? Вот весь отрывок из «Воспоминаний» об этом катании:

Глава 3. Детская Москва (Часть первая. Россия)

…Вторая новинка, осиявшая Москву светом и блеском, был многоэтажный магазин Мюр и Мерилиз на Театральной площади. Сколько рассказов, сколько восхищений, споров, сборов, прогулок и поездок туда!.. Думаю, долгое время до его открытия москвичи обходили стройку, все выше подымавшуюся в небо, увенчавшуюся наконец остротой башенок, засверкавшую стеклами… Как долго еще ждать – ходили, смотрели, – покуда стекла стали аквариумами света, налившимися волшебством предметов, плававших в этой световой воде. И все же это было ничто рядом с тем, что охватило нас, когда мы вошли туда в первый раз! Этажи! Сверканья! Бредовая множественность вещей! Невиданный взмах лестниц! Блеск стекла и посуды! Картины! Чучела медведей! Украшения! Игрушки!

И вот мы стоим перед тем, что давно обсуждают в Москве и рассказ о чем – сказочен: лифт. Комнатка, светлая, как сам свет, легко, воздушно скользит вверх и вниз, увозя и привозя дам, господинов, детей, проваливаясь в пролеты этажей с бесстрашием колдовства, выныривая из пропасти с неуязвимостью заколдованности… Стоять и смотреть! Без конца! Когда же чья-то рука крепко берет мою руку и мы двигаемся к тому, что зовется «лифт», – мужество покидает меня, и я уже готовлюсь к своему «и-и-и»… Но поза и лицо Муси отрезвляют меня: она боится, я это отлично вижу, – она такая бледная, как когда ее тошнит, но она немножечко улыбается уголками губ и шагает вперед, к лифту. Ноги ступают как в лодку, упругую на волнах, и, объятые блеском, точно ты в зеркале, мы медленно скользим вверх мимо проплывающих потолков (он потолок и пол сразу)… Мы нагулялись по этажам, по всем отделам – до сытости. Не могли больше глаза принимать в себя вещи, когда нас повели еще раз к лифту. Он ехал вниз. Пол оборвался под нашей ногой, полетел, как во сне, страшным скольжением, в теле сделалась слабость, ступни ошпарило страхом, и я залилась, к стыду и презрению Муси, на весь Мюр и Мерилиз: «и-и-и»…

Что интересно – архитектором Мюра и Мерилиза был Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн. Тот самый Клейн, который вместе с Иваном Владимировичем Цветаевым, отцом Марины и Аси, создавал Музей изящных искусств (сейчас Музей изобразительных искусств им. Пушкина). Шестнадцать лет своей жизни (1896—1912) Р. Клейн посвятил этому строительству. 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии