Блоги

«Бліскавіца»

Народный ансамбль песни и музыки «Бліскавіца» (Шклов) создан в 1995 году на базе районного Дома культуры. В коллективе на данный момент – 18 человек. Создатель ансамбля - заслуженный работник культуры Республики Беларусь, Виталий Алексеевич Бабченко, который является автором музыки многих песен, исполняемых коллективом. Художественный руководитель ансамбля - Виолетта Николаевна Маськова (руководит ансамблем 8 лет).



В 2002 году ансамблю было присвоено высокое звание «Народный». Возраст участников - от 20 до 35 лет. Помимо Беларуси, коллектив выступает в России и Болгарии.

Главная задача, стоящая перед коллективом, - это пропаганда народной песни, самобытного белорусского фольклора, современной белорусской песни в авторской обработке, исполнение произведений современных белорусских композиторов (в том числе, местных шкловских), а также русских и украинских песен.

Одной из таких песен является «Шклаўчаначка» - визитная карточка ансамбля «Бліскавіца», которая стала одним из самых ярких номеров торжественного открытия Республиканского фестиваля «День белорусской письменности – 2007».
В песнях коллектива – любовь к родному краю, белорусским лесам и лугам, людям Полесья.

В «Блискавице» можно также выделить Алину Шатрову, которая поет с детства, окончила Могилёвское музыкальное училище (народный хор, дирижирование), увлекается народной культурой, обрядовой культурой.

Блискавица, "Шел казак на побывку домой" (если не ошибаюсь, эта песня была в свое время в репертуаре нашего хора Шиллера)



Блискавица, "Звонiкi"


Блискавица, "Полька белорусская"


Блискавица, "Маруся"

Ернар Шамбаев, Минск-2013

Ернар Шамбаев, Минск-2013

 

Фотографии «Бліскавіцы» разных лет:

 

Ернар Шамбаев

«Забава»

Народный вокально-хореографический ансамбль "Забава" (Чаусы) был образован в 1991 году путем объединения вокального и хореографического отделений (которые существовали с 1986 года). Художественный руководитель ансамбля - Валентина Александровна Мовчан (Маучан). Состав коллектива включает 24 человека. В репертуаре только белорусские народные песни. Недавно творчество "Забавы" обогатила Екатерина Борбит, хореограф, окончившая Могилёвский колледж искусств, которая сейчас работает в Чаусах по распределению.



Наверное, если вы хотите узнать, что такое настоящая белорусская народная культура, то вам следует слушать коллективы, подобные "Забаве", которые "ближе к народному творчеству, ближе к земле", как они сами себя определяют.

Забава, "Ци я лузе не калина"



Забава, "Белая касыначка"

Ернар Шамбаев, Минск-2013

Ернар Шамбаев, Минск-2013

 

Фотографии «Забавы» разных лет:

Ернар Шамбаев

«Вярбiчанька»

Ансамбль народной песни «Вярбiчанька» был основан в 1962 году под руководством Ладонько Константина Фёдоровича. С 1983 года ансамблем руководила Янковская Мария Валентиновна, которая в то время являлась директором Клетненского сельского Дома культуры. С 2010 года руководителем коллектива является Голуб Александр Николаевич.



В 2007 году ансамблю присвоено почётное звание «народный», которое было подтверждено в 2010 году. Количество участников коллектива – 10 человек, среди которых можно выделить Ольгу Дранёву, которая окончила Могилёвское музыкальное училище и Минский университет искусств (Ольга отметила, что для исполнения народных песен требуется другая постановка голоса), и Людмилу Климчик, которая играет на старинном белорусском народном музыкальном инструменте – цимбалах (раньше цимбалы выпускали в малом количестве, они были дорогие, и их могли себе позволить только богатые люди).

Возраст участников от 31 до 58 лет. География проживания: г.п. Глуск, агрогородок Заелица, агрогородок Клетное.

В репертуаре песни русских и белорусских композиторов, белорусские и русские народные песни.
Большое внимание уделяется возрождению белорусских народных праздников и обрядов, таких как Колядный, Масленичный, Купальский обряды, а также обряды «Зажинки» и «Дожинки».

Для нашего Павлодарского хора Шиллера несомненный интерес представит русская народная песня "Трава моя, трава" в исполнении Вярбичаньки (аранжировка А. Голуба)



Людмила Климчик играет на цимбалах:

Ернар Шамбаев, Минск-2013

 

Ернар Шамбаев

Память пребывает вовек...

 

                                      Новые книги  

 

   В Москве вышла в свет новая книжка стихотворений Павла Васильева – «Мой голос чист, он по тебе томится…». Это второй сборник из серии книг, задуманной (и осуществляемой) Светланой Ивановной Гронской и Лидией Григорьевной Бунеевой. Авторы проекта делают великое просветительское дело, выпуская лучшие стихи поэта, с краткой биографией. Обложка оформлена фрагментом графики павлодарского художника Виктора Поликарпова из серии «К стихам Павла Васильева».

 

   Стихи П. Васильева предваряются словами Натальи Кончаловской: «…Стоило ему начать читать свои стихи, как весь его облик менялся, в нём словно загорался какой-то внутренний свет. Глубокий, красивого тембра голос завораживал. Читал он обычно стоя и только наизусть, даже только что написанные стихи, выразительно жестикулируя. Лицо его с тонкими трепещущими ноздрями становилось красивым, вдохновенным, артистичным от самой природы. И это был подлинный талант, всепобеждающий, как откровение, как чудо…»

 

   Несколько слов о составителях. Светлана Ивановна Гронская  – дочь Ивана Михайловича  Гронского, главного редактора газеты «Известия» и журнала «Новый мир» в 20-30-е годы. Светлана Ивановна  - собиратель и хранитель  архива отца,  архива тёти – Елены Александровны Вяловой (жены П.Н.Васильева),  секретарь  Комиссии по литературному наследию Павла Васильева. Автор книги о Е. Вяловой и П. Васильеве «…Здесь я рассадил свои тополя».

 

   Лидию Григорьевну Бунееву, работавшую первым директором павлодарского Дома-музея П. Васильева, особо представлять павлодарцам не надо. Настоящий энтузиаст и знаток васильевской поэзии, она и сейчас, живя в Калининграде, продолжает работу по пропаганде творчества поэта.

 

      Ещё в одной новой книге, изданной в Москве, говорится о Павле Васильеве. Это документальный роман Лидии Головковой «Где ты?..», посвящённый теме политических репрессий (Москва, изд. «Возвращение», 2013). В главе «Поэты и чекисты» говорится: «Поэта Павла Васильева современники считали не менее талантливым, чем Есенин, и очень многого от него ожидали:

 

                               Тяжёлый мёд расплескан в лете,

 

                               И каждый дождь – как с неба весть.

 

                               Но хорошо, что горечь есть,

 

                               Что есть над чем рыдать на свете…»

 

                                           В музее ГУЛАГа

 

   Будучи в Москве, я встретилась со Светланой Ивановной Гронской. Она рассказала, что работа над этой серией книг продолжается. Вместе мы побывали в музее истории ГУЛАГа, который находится в центре Москвы, на улице Петровка, 16.   Кстати, именно в этом музее летом прошлого года прошёл вечер памяти Павла Васильева.

 

   Музей  работает с  2001 года, первым его директором был известный историк, общественный деятель и публицист  Антон Владимирович Антонов-Овсеенко (1920-2013), сын известного революционера В.А. Антонова-Овсеенко, расстрелянного в 1938 году. Сам Антон Владимирович, как сын «врага народа», прошёл через сталинские лагеря. Его личные вещи и послужили началом для создания экспозиции музея.

 

   Центром экспозиции является карта ГУЛАГа с обозначением всех крупных лагерей и наиболее значительных лагерных отделений. Она позволяет представить масштаб репрессий в СССР. Казахстан был одним из крупных островов этого страшного «архипелага»…

 

   Светлана Ивановна показала витрину, где размещены личные вещи и фотографии И.М. Гронского. Сейчас как секретарь комиссии по творческому наследию П. Васильева она добивается, чтобы в экспозиции была размещена информация и о репрессированном поэте. В музее уже есть стенды, посвящённые судьбам известных деятелей культуры, которых так или иначе коснулись репрессии, это стенды, посвящённые Булату Окуджаве и Георгию Жжёнову.

 

   Сотрудники музея рассказали нам о том, что уже принято решение о создании целого культурного центра, который будет посвящён памяти пострадавших от политических репрессий и узникам ГУЛАГовских лагерей. Для этих целей в Центральном административном округе  Москвы  выделено здание с полезной площадью более 3.000 кв. метров. Инициатива по созданию такого объекта исходила от мэра Москвы С. Собянина, который считает, что нынешние площади музея истории ГУЛАГа  недостаточны. Так что музей готовится к переезду…

 

   Я передала для библиотеки музея привезённую из Павлодара «Книгу скорби», в которую наши архивисты В.Д. Болтина и Л.В. Шевелёва собрали сведения о репрессированных на территории области людях.  В «Книгу скорби» вошли фамилии 810-ти человек, расстрелянных в 30-40-е годы прошлого века.

 

    С огромной благодарностью был принят москвичами этот подарок. Ведь далеко не в каждой области была проведена такая работа и выпущена подобная книга. Это не только память о безвинно погибших людях, но и неоценимая помощь тем, кто ищет своих репрессированных родственников, пытается хоть что-то узнать об их судьбе…

 

   С интересом слушали сотрудники музея ГУЛАГа рассказ о павлодарском  Доме-музее П. Васильева. Будем надеяться, что в обновлённой экспозиции московского музея найдётся место и для сведений о нашем земляке Павле Васильеве, безмерно талантливом поэте, чья жизнь в 27 лет оборвалась в сталинских застенках.

 

                                                                    

 

                                                                     Ольга ГРИГОРЬЕВА.

 

                                                                     Фото автора.

 

 

 

На снимках:

 

 

Обложка новой книги Павла Васильева.

Светлана Ивановна  Гронская у музея истории ГУЛАГа.

 

 

 

 

 

Посмотрите по каналу "Культура"

25 ноября, в понедельник, по телеканалу "Культура" будет показан фильм "Анастасия Цветаева. "Мне 90 лет, ещё легка походка..." Рекомендую посмотреть! Время показа: 11.20 и 19.35 (по программе). Но надо учитывать, у кого какое кабельное. К примеру, если у вас "Алма-ТВ", к этому времени надо прибавить 4 часа...

Всё начиналось в Павлодаре

 

   Из-за Анатолия Ефимовича Узденского я стала нарушителем общественного спокойствия. На встрече в Москве, в театре «Современник» наш земляк, народный артист России  подарил мне свою новую книгу «Мальчик, который смеялся в цирке». И я стала читать её сразу в метро. Сначала улыбалась и хмыкала, сдерживая смех, но потом не выдержала и расхохоталась! Две солидные дамы в шляпках, сидевшие напротив, с большой укоризной посмотрели на меня... Понятно, что неприлично так себя вести в общественном месте, но было уж очень смешно! От греха подальше я спрятала книгу в сумку и дочитывала уже дома.

 

   В эту новую книгу А. Узденского вошли рассказы из его первого сборника «Как записывают в артисты»,  а также новые произведения и пьеса «Горький привкус миндаля». О первой книге земляка мы сообщали в «Звезде Прииртышья» несколько лет назад и даже печатали из неё отрывки, касающиеся драматической студии при Павлодарском областном драмтеатре им. Чехова. Именно в ней начинался творческий путь будущего народного артиста, работающего сейчас в московском театре «Современник». Анатолий Ефимович – очень талантливый писатель. С этим утверждением согласятся все, кто читал его книги.

 

    «…Как  он доныривает сквозь этакую толщу лет, бед и побед чуть не до самого дна, чтобы выбросить на сегодняшний берег к нашим ногам сверкающую рыбу детства и юности, для меня тайна», - написал в предисловии к новой книге Узденского заслуженный артист РФ В. Лемешонок.

 

  Но выбрал Анатолий  для себя стезю актёра… Конечно, кто знает, как бы сложилась судьба талантливого павлодарского мальчика, не прочитай он, будучи восьмиклассником, объявление о приёме в театральную студию. Сейчас Анатолий Ефимович признаётся: «Больше всего дала мне в профессии павлодарская студия».

 

   Это было удивительное время, шестидесятые годы прошлого века. Павлодарский драмтеатр гремел на всю страну, выступал на гастролях в Москве… А какие люди вышли из театральной студии! Можно назвать Алексея Булдакова, всеми любимого «генерала Михалыча» из «Особенностей национальной охоты». Или Валерия Выжутовича, сейчас известного московского журналиста. Из этого поколения и наш прославленный земляк Владимир Хотиненко. В рассказе «Как записывают в артисты» автор с присущим ему юмором отмечает: «…Может быть, мама была права, когда говорила, что я не с теми мальчиками дружу? С одним, Вовой Хотиненко, я бы сейчас точно пересмотрел свои тогдашние отношения. Он стал известным кинорежиссёром».

 

   Впрочем, судьба вскоре сведёт земляков. В 1988 году в театре, где тогда работал Анатолий Ефимович, появилась ассистентка режиссёра со Свердловской киностудии. Типаж молодого актёра ей приглянулся, и она предложила Узденскому принять участие в съёмках двухсерийного фильма «Рой». Когда актёр  спросил, кто режиссёр будущего фильма, услышал: «Владимир Хотиненко». Так роль капитана Мелентьева в фиьме «Рой» (1990)  стала первой в фильмографии Анатолия  Узденского. Сейчас в ней -  более 50 ролей в кино…

 

   После студии при Павлодарском драмтеатре А. Узденский окончил Новосибирское театральное училище (1972-1975). Двадцать два года он проработал  в Новосибирском драматическом театре "Старый дом". Эти годы были и временем актёрского становления, и творческих удач, и заслуженной славы. В «Старом доме» было сыграно около ста ролей, принесших ему признание на российских и международных фестивалях и огромную любовь зрителей.

 

   А в 2004 году Узденсккий получил приглашение из Санкт-Петербурга – в знаменитый «Театр на Литейном». И решил начать новую жизнь. Но… Как говорит сам актёр, «год проработав, понял, что ни я этому театру, ни он мне ничего не дают... Творческая командировка в Питер закончилась, но раз уж я так резко поднялся и уехал, то решил: возьму-ка два своих чемодана и перевезу их в Москву, посмотрю, как там работается. Я задал себе вопрос: «В каком театре хотел бы работать?» и пошел в «Современник». Мы встретились с Галиной Борисовной Волчек, и я ей честно сказал, что пока никому больше свои услуги не предлагал, и для меня оптимальный вариант — «Современник». И поскольку я ей «глянулся», то мы на этом и сошлись. Она мне сразу предложила роль…».

 

    Театр «Современник» находится в центре Москвы, на Чистых прудах. Он славится своими актёрами, здесь работают Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Сергей Гармаш, Марина Неелова, Чулпан Хаматова, Ольга Дроздова, Артур Смольянинов и многие другие замечательные актёры. На дверях гримёрки, где мы беседовали, табличка с фамилиями: «Сергей Гармаш, Анатолий Узденский, Шамиль Хаматов…» (это брат Чулпан Хаматовой). Узденский уже стал своим в этой звёздной труппе. А Дмитрий Певцов, к примеру, зовёт его не иначе как «мастер» или «художник». Недавно он пригласил Анатолия Ефимовича преподавать на своём курсе в Институте современного искусства. В этом году первый курс на актёрском факультете ИСИ набирали народный артист РФ Дмитрий Певцов и заслуженная артистка РФ Ольга Дроздова (его супруга). В объявлении о наборе было сказано: «Вместе с нами на курсе будет работать  народный артист России, актёр театра и кино А.Е. Узденский…»

 

   Конечно, большинство зрителей знают  актёров «Современника» прежде всего по ролям в кино, а не по театральным работам. Вот и нашего земляка узнают больше по ролям в сериалах. В сериале "Ментовские войны"  Узденский  играет роль  криминального авторитета Апостола, и часто люди по этому персонажу его  узнают. «Мне нравится моя роль в сериале "Группа Z", где я сыграл в эпизоде майора-взяточника, - говорит актёр. -  Он получился очень смешной, в тоже время правдивый… Мне одинаково приятно играть в фильме о Пугачеве князя Вяземского, полковника милиции или  криминального авторитета. Главное, как роль выписана, чтобы она была яркая, было интересно сыграть. К сожалению, в сериалах редко попадаются такие роли, ты должен сам придумывать, как превратить шаблонный персонаж в яркий образ…». Актёр относится к съёмкам в сериалах и «сериальной популярности» спокойно, не по-снобистски: «Это просто работа».

 

   Зрителям пришлась по душе  четырёхсерийная комедийная мелодрама  «Самозванка» (2012) с участием А. Узденского.  А в этом году вышел на экраны сериал «Нелюбимая» (с Надеждой Михалковой в главной роли, а наш земляк  играет её отца).  Многим запомнился  фильм, который шёл  по Первому каналу  - "Назад в СССР".  В фильме персонаж Марата Башарова попадает из нашего времени в 1975 год. Анатолий Узденский играл  секретаря райкома партии, который агитировал главного героя  ехать на БАМ, вступать в партию. Герой думал, что  он действительно попал в 1975 год, а на самом деле за большие деньги ему создали иллюзию…

 

   Очень интересным был проект Павла Чухрая (режиссёр фильмов  "Водитель для Веры", "Вор"). Полнометражный  фильм должен был  называться «Москва 400. Испытание» («Москва 400» - наименование ядерного полигона, находящегося рядом с Семипалатинском).  Анатолий Узденский играл одну из главных ролей. В основу сюжета легло испытание в Казахстане первой водородной бомбы  в 1953 году. Небольшая съёмочная группа, не зная, куда едет, должна будет снимать испытание водородной бомбы…  Это и любовная история  о том, как молодой  участник съёмочной группы полюбил девушку-казашку.  Как говорил режиссёр, «мы хотели показать глобальные вещи через судьбы простых людей…» В фильме снимались Чулпан Хаматова, Сергей Гармаш, Ингеборга Дапкунайте и другие популярные российские актёры. Съёмки шли в Капчагае, и на киностудии «Мосфильм» были построены огромные декорации. Должна была получиться очень интересная картина.

 

Но, увы, после многих месяцев работы было объявлено, что бюджет ленты исчерпан, и съёмки откладываются… Вот такое оно, кинопроизводство – непредсказуемое.

 

   Сейчас А. Узденский занят в «Современнике» в двух спектаклях –  «Джентльмен» Сумбатова-Южина и «Три сестры» Чехова (в постановке Галины Волчек). Этот спектакль, который является своеобразной визитной карточкой театра, «Современник» показал в июле этого года в Астане, на сцене Дворца мира и согласия. И «Три сестры», и два других спектакля прославленной труппы астанчане принимали «на бис». А мы гордились тем, что на сцене был и наш земляк, Анатолий Узденский, начинавший свои первые творческие шаги на сцене Павлодарского театра драмы!

 

                                                   Ольга ГРИГОРЬЕВА.

 

                                                                            Фото автора.

 

 

 

 

 

Художник Владимир Чёрный

 

   Наши земляки

Картины нашего замечательного земляка, художника Владимира Чёрного  находятся в постоянных экспозициях музеев: Российской Академии живописи, Храма Христа Спасителя, Музее истории Москвы, Большого театра, в частных коллекциях во многих странах мира. Сейчас В.А. Чёрный  живёт и работает в Москве. Несколько лет назад я писала о Владимире Анатольевиче, но тогда о нём рассказывал его отец, Анатолий Фёдорович Чёрный, который живёт в селе Луганск Павлодарского района.  В то время его сын-художник закончил большую работу по оформлению Храма Христа Спасителя в Москве. Семь бригад художников работали над росписями этого грандиозного сооружения, и один из коллективов возглавлял Владимир Анатольевич. Они расписывали два придела – святого князя Александра Невского и Николая Мирликийского.  Работа Владимира Чёрного «Тайная вечеря» (1999-2000) – поистине украшение Храма. Его кисти принадлежат также иконы «Богородица с младенцем» и «Спаситель на престоле».

И вот недавно довелось встретиться и с самим художником, побывать в его мастерской, которая находится в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. В мастерской В. Чёрного стоит макет сцены Большого театра с парадным занавесом. Это одна из последних работ Владимира. Наверное, год назад  все слышали новость об открытии после реставрационных работ Государственного Академического Большого театра в Москве. Но немногие знают о том, что занавесы в обновлённом театре – это работы нашего земляка Владимира Чёрного!

Первый парадный подъёмно-опускной занавес для главной сцены театра был выполнен в 1856 году. На нём было изображено знаковое событие в жизни города – сюжет с Мининым и Пожарским, освободителями Москвы. В советское время  он был утрачен. Владимир Анатольевич рассказал, что сохранились лишь одна небольшая, не очень качественная  фотография 19-го века; раскрашенная гравюра в старинном альбоме и рабочий эскиз занавеса-картины. По ним и предстояло «воскресить» этот утраченный шедевр. Этот занавес не выткан, а написан на холсте. По сути, это огромное живописное полотно размером 17 на 21 метр! Картина «Возвращение Минина и Пожарского в освобождённую  Москву в 1612 году» предстала перед зрителями в богатом орнаментальном оформлении на первом же спектакле обновлённого Большого. Около девяти месяцев продолжалась напряжённая работа бригады художников под руководством Владимира Чёрного и Александра Кравцова. Наш земляк вспоминает, что пропадал в мастерской с восьми утра до десяти вечера, таким огромным и сложным был объём работ. Фрагменты картины писались на вертикальных холстах – фигуры людей, коней в натуральную величину, а потом переносились на главное полотно.

Будущий художник родился и вырос в нашем городе, и  дед, и прадед его жили здесь. «Владимир Анатольевич Чёрный родился в 1972 году в городе Павлодаре, раскинувшемся на живописных берегах реки Иртыш… Тяга к искусству проявилась у Владимира ещё в раннем детстве, когда он делал первые попытки изобразить что-то из увиденного и поразившего его воображение. В свободное от учёбы время он посещал кружок изобразительного искусства в местном дворце пионеров. Руководитель кружка Т.С. Ефремова, видя хорошие задатки ребёнка, рекомендовала ему заниматься в мастерской известного павлодарского живописца П.Г. Лысенко…» - это строки из большой  иллюстрированной книги-монографии  «Владимир Чёрный», вышедшей в серии «Мастера живописи» в 2005 году (Москва, издательство «Белый город, автор текста Людмила Доронина). Кстати, сам выход этой книги, посвящённой творчеству тогда 33-летнего художника Владимира Чёрного, говорит о многом. Ведь в этой серии из 125 книг представлены лучшие живописцы мира! В Павлодаре её можно увидеть в  Славянском центре, в библиотеке – даре Правительства Российской Федерации. А ещё в 2003-ем году репродукции шести картин Владимира Чёрного вошли в огромный 900-страничный фолиант того же издательства «Русская живопись. Большая коллекция», где были опубликованы  шедевры русского живописного искусства! Сейчас художник готовит два альбома, в одном будут представлены его живописные работы, в другом монументально-декоративные.

Владимир Анатольевич с теплотой вспоминает своих первых павлодарских педагогов – Тамару Сергеевну Ефремову, Павла Григорьевича Лысенко. Говорит о том, с каким трепетом он пришёл первый раз в мастерскую Павла Григорьевича, ведь это была студия настоящего художника! Лысенко и предложил юному талантливому художнику отправить свои работы в знаменитую Московскую художественную школу при институте им. В.И. Сурикова. Поступление в эту школу и определило судьбу художника…

Владимиру было всего 11 лет, когда они с отцом Анатолием Фёдоровичем поехали в Москву. Юный павлодарец успешно сдал экзамены, прошёл отборочный конкурс и поступил в МСХШ. Анатолий Фёдорович до сих пор вспоминает с большим волнением, как трудно было ему расставаться с сыном, оставлять его в интернате, в огромной Москве. Немало было трудностей и в первое время учёбы, и в трудный период перестройки, но с годами стало ясно, что решение было принято правильное. Трудности забылись, а та профессиональная подготовка, тот уровень знаний, которые Владимир получил в школе, остались на всю жизнь. После окончания школы в 1990 году В. Чёрный поступил в созданную И.С. Глазуновым Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества, которую успешно окончил, и с 1997 года стал преподавать в ней.  Дипломной работой Владимира была картина «Андрей Рублёв», которую экзаменационная комиссия оценила на «отлично». С отличием художник окончил и аспирантуру (в 2000-м году). Сейчас Владимир Анатольевич – доцент кафедры живописи и академического рисунка Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, член Союза художников России.

Признаться, не без  трепета я входила в это историческое здание на улице Мясницкой! Здесь находилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое начало свою деятельность в 1843 году. В нём учились и преподавали Поленов, Шишкин, Саврасов, Васнецов, Нестеров, Левитан, Серов, Коровин, Коненков, Голубкина и многие, многие другие великие художники. В 1986 году народный художник СССР, профессор, академик Илья Сергеевич Глазунов возродил это учебное заведение, основав Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. Это настоящий Дворец искусства, в котором бесплатно получают образование более трёхсот талантливых молодых людей  на пяти факультетах (живописи, скульптуры, архитектуры, реставрации, искусствоведения).

В одном из залов висит  дипломная работа нашего земляка – большое полотно «Андрей Рублёв», с которым Владимир Чёрный полноправно вошёл в когорту лучших российских живописцев.

 

                                                        Ольга ГРИГОРЬЕВА.

 

                                                                   Фото автора.

 

 На снимках: Владимир Чёрный в своей мастерской

 

У своей дипломной работы

 

Занавес Большого театра

 

Обложка книги-монографии с картиной В. Чёрного «Снежная зима»

 

Картины В. Чёрного

 

 

 

Гордимся земляком!

 1 ноября в Москве открылась персональная выставка графических работ павлодарского художника Виктора Фёдоровича Поликарпова. Она проходит в рамках гастролей во МХАТе Русского театра драмы им.Лермонтова из Алматы. В фойе старого здания МХАТа в Камергерском переулке и размещены работы нашего земляка. Гордимся!  И

  поздравляем Виктора Фёдоровича! 

Информационный спонсор - ИТАР-ТАСС! Можно посмотреть ролик, там о Поликарпове в конце:

http://www.youtube.com/watch?v=Ol5M8QD9nSo&feature=youtu.be

К фотографии художника Виктора Поликарпова

…И когда хрипловато, неспешно, врастяжку
Он читает стихи,
Воскресает кудрявый, талантливый Пашка
У великой реки.
Воскресают июльское свежее утро
И иртышский простор,
И казацкая сказка, и казахская юрта –
Белоснежный шатёр.
И когда так любовно, подробно, узорно
Он рисует стихи –
Видишь выпукло, ярко, как в трубке подзорной,
Краски каждой строки!
Век двадцатый корёжил и путал в тумане,
Врал, что выхода нет.
Выручали друзья и каморка в подвале,
И Поэзии свет.
Новый век не добавил ни денег, ни славы,
Но всё нипочём,
Ведь остался Васильев, как ангел кудрявый –
За правым плечом.

16 июля 2012

Ольга Григорьева.

 

"Помню, как в Павлодаре..."

Почитайте замечательную статью Ольги Трухачёвой о своей бабушке - Анастасии Ивановне Цветаевой. В том числе и Павлодар не раз упоминается: "До моих четырех лет бабушка жила с нами в Павлодаре. Она очень полюбила этот город, хотя родилась в самом центре Москвы..." 

http://kykolnik.livejournal.com/758964.html

Добрый ангел, Евгения Борисовна!

"Бесценен дар, предваряющий просьбу", - написала как-то Марина Цветаева.

Вернувшись на днях из Омска, я обнаружила, что в нашем музее Анастасии Ивановны Цветаевой появилась новая мебель - книжные полки, комод, которые так были необходимы для размещения экспонатов! Ведь в нашем молодом музее сейчас  уже более пятисот единиц хранения, и так хочется хотя бы часть экспонатов разместить для обзора гостей. Оказывается, эту мебель привезла в музей наша дорогая Евгения Борисовна Бережная! Спасибо Вам огромное, низкий поклон! Воистину, Вы живёте согласно словам Анастасии Ивановны: "Дружить - значит не наблюдать, не советовать, а действовать". Побольше бы музею таких благородных друзей!

Ольга Григорьева

Спожинки

    К середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки).

Последний сноп жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. Это радостное и важное для земледельцев событие широко отмечалось нашими древними предками по всей Европе. Славянские народности сначала отмечали Зажинки (начало сбора урожая, День первого снопа). Более пышно отмечали Дожинки — день окончания жатвы, праздник последнего снопа, который выпадал на 7 число последнего летнего месяца — примерно середина августа по современному календарю.

По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть несрезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду Велесу»: «Уж мы вьем, вьем бороду У Велеса на поле... Завиваем бороду У Велеса да на широком... На ниве великой, Да на горе высокой, На земле чернопахотной... Вейся, вейся, борода Бородушка, вейся Сусек наполняйся!». На зачине волхвы-жрецы славят Велеса, поднимая над головой горшок с просом: «Щедры Велесе Зри на ны с небеси Житом одари Поле возроди Благо дари веси. То Влес ущаше праотце наше Земе раяте, а злаки сеяте, А жняте вена венища А цтеть го яко отце божска». Это Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать венки на полях страдных, и ставить снопы в жилище, и чтить Его как Отца божьего.

В этот день освещают мед, яблоки и зерно. После зачина начинается веселый пир (запрещено употреблять в пищу говядину). Основная славянская Страва в Спожинки: каша, мед, яблоки, хлеб, пиво. Дожинки широко отмечаются и в Беларуси. 

День памяти князя Святослава

3 июля — день славления князя Святослава Игоревича (около 942—972). У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна.

Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б. А. Рыбакова: «Походы Святослава 965—968 годов представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии». Святослав, Великий князь Киевский, — сын Игоря и Ольги, в значительной мере правившей при сыне государством (до своей смерти в 969 году), поскольку князь все время проводил в военных походах.

В 964—66 годах Святослав предпринял первый самостоятельный крупный поход: освобождение вятичей от власти хазар и подчинение их Киеву. Затем последовали походы на Волгу и Северный Кавказ, разгром Хазарского каганата. В 967 или 968 годах, используя предложение Византии, стремившейся ослабить своих соседей Русь и Болгарию, столкнув их друг с другом, князь Святослав вторгся в Болгарию и обосновался в устье Дуная, в Переяславце. Византийское правительство, чтобы воспрепятствовать утверждению Святослава в Болгарии, послало к Киеву печенегов. Он возвратился на защиту столицы, но, отбив печенегов, снова пришел в Болгарию. Около 971 года Святослав в союзе с болгарами и венграми начал воевать с Византией. После боя с превосходящим по численности византийским войском у Большого Преслава и Доростола, выдержав со своим войском трехмесячную осаду, Святослав Игоревич заключил в 971 году мир с Византией. На обратном пути в Киев князь Святослав у днепровских порогов погиб в бою с печенегами, которых византийское правительство предупредило о его возвращении.

Святослав вошел в историю Древней Руси, как яркий пример воинской доблести. Его речь перед последним решающим боем с византийцами под Доростолом — свидетельство высокого понимания значения воинской чести в древнерусском обществе: «Не посрамим Земли Русской, ляжем тут костьми. Мертвые сраму не имут. Если побежим, осрамим себя. Станем же крепко. Если моя голова ляжет, промышляйте о себе».Дружинники ему отвечали: «Где твоя голова ляжет, там и мы свои головы сложим».

В отличие от своих предшественников, сохранявших скандинавские традиции, Святослав был первым славянским русским князем.

 

25 июня - День дружбы и единения славян

Этот праздник славяне всего мира, а их около 270 миллионов, отмечают День дружбы и единения славян. Этот праздник был учреждён в 90-х годах 20 века и был создан для того, чтобы разные ветви славянских народов помнили о своих исторических корнях, стремились сохранить свою культуру и многовековую связь друг с другом. Он появился как следствие распада СССР, когда образовалось больше независимых славянских государств, и возникла необходимость к налаживанию дружественных и партнерских отношений в новых условиях. Первыми государствами, сделавшими серьёзные шаги в этом направлении, стали Россия и Беларусь: они подписали ряд соглашений о взаимном сотрудничестве на равных условиях. Наиболее широко эта дата отмечается тремя дружественными странами — Россией, Украиной и Беларусью. Как отмечается в официальных поздравлениях глав этих государств, это поистине народный праздник, идущий от общих корней, культурных традиций и обычаев наших народов. Славяне — русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи — составляют основную часть населения Европы. Большой вклад в единение славян вносят областные национально-культурные объединения. Благодаря их деятельности, не рвется связь времен, из поколения в поколение передаются самобытные традиции, многовековая культура славянских народов, обычаи и обряды, укрепляется гражданский мир и согласие.

День Святого Духа

  Духов день (День Святого Духа) — христианский и народный праздник, отмечаемый по православному календарю на следующий день после Дня Святой Троицы. Литургически праздник посвящается воспоминанию и прославлению сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Дата праздника переходящая и всегда — понедельник.

 

      Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Святой Дух — Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном. Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность. От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог. В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына — Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы — «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов).

24 июня - Праздник Ивана Купалы у славян

             Праздник летнего солнцеворота!

     Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный орган) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя. День Ивана Купалы — древний славянский праздник Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?». Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.   На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

День балалайки

     Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент от 600—700 мм до 1,7 метров  длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.

                                           

   Появление Дня балалайки можно считать заслугой исключительно самих музыкантов-народников.    Праздник еще не признан официально, но музыкальному сообществу это не мешает ежегодно отмечать его выступлениями и концертами.

     Идея праздника родилась у президента Российского клуба музыкантов-народников Дмитрия Белинского. Историческим основанием для выбора даты стало первое документальное упоминание о балалайке в документе «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ», который датируется 23 июня 1688 года.

     Впервые День балалайки отметили в 2008 году. Праздник тогда оказался связан сразу с двумя «балалаечными» юбилеями: исполнилось 320 лет первому документальному упоминанию инструмента и 125 лет прошло с даты, когда с балалайкой впервые познакомился музыкант, создатель и дирижер первого Национального оркестра русских народных инструментов Василий Андреев. Фактически это событие положило начало развитию искусства игры на народных инструментах в том виде, в каком оно сейчас знакомо нам.

     День балалайки отмечают профессиональные исполнители, играющие на разных русских народных музыкальных инструментах, творческие коллективы, просто любители, музыканты-народники Европы, Латинской Америки, Австралии, США, ЮАР, Украины, Беларуси, Казахстана и, конечно, России. 

Аграфена Купальница

    Хочется поделиться интересной информацией, так как сама узнала совсем недавно про такой праздник у славян, который отмечается 23 июня - Аграфена Купальница.

    Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. Все, что было связано с водой, баней и купанием, нашло отражение в этот день. 

    По всему северу России, и особенно в Вологодской губернии, крестьяне заготовляли в этот день банные веники на целый год. Для этого бабы и девки после обеда запрягали лошадь и уезжали в лес ломать молодые березовые ветки. Иногда веники делали из различных пород лиственных деревьев и растений, тогда в каждый веник входило по ветке: от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины и других растений.

     Это ритуальные веники: одним из них пользовались в этот день в бане, другими обряжали недавно отелившихся коров, третьи перебрасывали через головы или бросали на крыши бани с целью узнать будущее (если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив). 

    На Аграфену обязательно мылись и парились в банях, используя при этом для исцеления от болезней разные лечебные травы. Парились веником из богородицкой травы и папоротника, иван-да-марьи и ромашки, из лютика и полыни, мяты пахучей. На праздник делалась обетная каша, складчиной, для нищих.

     В Вологодской губернии в день святой Аграфены для нищей братии среди деревни ставили столы с постными яствами. Нищих собиралось иногда человек до 300, и все они ели за счет деревни. Как на Ивана Травника, в день Аграфены Купальницы отчаянные мужики и бабы в глухую полночь снимали с себя рубахи и до утренней зари рыли коренья или искали в заветных местах клады. А знахари, ложась спать, читали самодельные молитвы, как на Ивана Купалу. Очень оригинален также обычай, наблюдаемый в окрестностях города Кириллова.

     В день Аграфены Купальницы все девушки, взрослые и подростки, ходили в своих лучших нарядах по домам и просили: «Умойте». В переводе на обычный язык это значит — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы и прочее. 



23 июня - День святой Троицы, Пятидесятница

                            День святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи.

 

      После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день: это был пятидесятый день после Воскресения Христова. У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы вместе с Божией Матерью и с другими учениками Христовыми и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме. «Был третий час дня, по еврейскому счету часов, то есть, по-нашему — девятый час утра. Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где находились ученики Христовы. И явились огненные языки и почили (остановились) по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали».    Так Дух Святой, по обетованию Спасителя, сошел на апостолов в виде огненных языков, в знак того, что Он дал апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам; сошел же в виде огня в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран на праздник. Апостолы вышли к ним и стали проповедовать на их родных языках воскресшего Христа. Проповедь так подействовала на слушавших ее, что многие уверовали и стали спрашивать: «Что же нам делать?». Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, тогда и вы получите дар Святого Духа». Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом, начало устраиваться на земле Царство Божие, то есть Церковь Христова. Пятидесятница Сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении). Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых... «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).

     Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами. В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву.

    А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей. 

1150 лет Дню Славянской письменности и культуры

26 мая, мы, братья-славяне отмечали День Славянской письменности и культуры в концертном зале Достык. За кулисами все намного живее, чем в зале и даже на сцене. Наши Кирилл и Мефодий (Никита с Димой) были правдоподобны не только по тому, что у них были новые костюмы, но и по этому тоже!)) Такое можно  увидеть только в фильмах тех далеких времен, где были замки и цари. А когда в живую  да еще и дают примерить, и выступить в таком одеянии-  вообще классно!

Очень благодарна и рада за наших ведущих, которые рассказывали о жизни Святых, о письменности, о том, как она зарождалась и где. В концерте выступили со своими блоками белорусское, греческое, польское и болгарское отделения, а казаки показали тааакие танцы - что душа радовалась! Ну, уж про голос Кузьминской вы знаете, как споет - одними мурашками по коже не отделаешься, там, в зале, и слезы были от того, что человек действительно умеет тронуть и поразить своим талантищем. Еще одно чудо было на сцене - это мальчик с пальчик, которого зовут Адиль. Он отлично спел свою добрую песню и убежал лопать шоколадку. Спускаемся ниже, из концертного зала в холл. После 12 сессии ассамблеи народа Казахстана, в холле стоит очень красивое дерево, на веточках которого ленты с национальностями, проживающими в  Павлодарской области. Смотрится очень красиво, а хоровод, который молодежь водила совместно с белорусами в национальных костюмах, вызывал у всех положительные эмоции и все, кто заходил к нам в Достык сразу начинали улыбаться! Вдоль стены с обоих сторон было на что посмотреть. С одной стояли столы с ценными книгами, которые презентовали Павлодарские библиотекари, а с другой работы ребят, которые снова и снова поражают своими творческими способностями.

 

Чуть позже покажу фотографии закулисных дел и не дел)), как мы себя развлекали, чтобы страх ушел и больше не возвращался, хотя… кажется, что после такой «широкой» Масленицы все набрались опыта столько, что слово «импровизация» стал синонимом слова «концерт» и «выступление»!

Приветствие архимандрита Иосифа

Приветствие

организаторам и участникам

Первой читательской конференции,

посвященной творчеству Анастасии Цветаевой

 

С чувством особой духовной радости приветствую организаторов и участников Первой Читательской конференции, посвященной творчеству Анастасии Цветаевой, и сердечно поздравляю с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который отмечается и как День славянской письменности и культуры.

В этот день мы преклоняемся перед подвигом святых равноапостольных братьев, подвигом, в основе которого лежит создание славянской письменности, а значит – и культуры. Святые братья дали нам книгу и умение читать. Книга имеет большое значение в жизни любого общества вне зависимости от его религиозных убеждений. Книга стала учебником жизни, сохраняющим память о прошлом и открывающим путь в будущее. Чтение книг предоставляет человеку возможность сформировать целостную систему нравственных ценностей, запечатленных на страницах книг; дает человеку возможность стать всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром. Для этого надо развивать интерес к книге и чтению, учиться читать вдумчиво и понимать прочитанное.

Выдающийся русский книговед и библиограф Николай Александрович Рубакин говорил: «Книга делает свое дело, разумеется, не тогда, когда стоит на полке. Суть в том, чтобы она там не стояла. Умение пускать книги в читающую публику и пускать их планомерно, упорно и по всем направлениям – это своего рода практическое искусство».

Уверен, что Цветаевские читательские конференции станут значимым культурным событием в жизни Павлодарского Прииртышья, станут той «планомерной, упорной» работой, которая вернет книгу и любовь к чтению каждому человеку, желающему научиться мыслить, получить широкий кругозор, высокое развитие, чтобы понимать свою и окружающую жизнь и делать ее лучше.

Желаю участникам конференции всемерной помощи Божией в трудах, направленных на то, чтобы величайшее культурное и духовное деяние святых Кирилла и Мефодия стало действительно праздником нашей благодарной памяти, напоминающим нам о назначении жизни человека.

 

Архимандрит Иосиф,

руководитель Издательского отдела

Православной Церкви Казахстана.

 

24 мая 2013 г.

г. Алма-Ата