Блоги
Миры Марины
- Сен222022
- Просмотры(351)
В четверг в музее Анастасии Цветаевой в рамках празднования 130-летия со дня рождения Марины Цветаевой смотрели видеозапись поэтического спектакля "Миры Марины" и интервью с его режиссёром, заслуженным работником культуры РФ Михаилом Поздняковым.
Третий день Цветаевской недели
- Сен212022
- Просмотры(404)
Третий день "Цветаевской недели" прошёл в Центре детского чтения им. Сулеймена Баязитова, куда собрались члены литературного клуба "Классики и современники".
Наталья Александровна Колодина выступила с докладом
об отце Марины и Анастасии Цветаевых - Иване Владимировиче Цветаеве.
Ольга Николаевна Григорьева читала стихи Марины Цветаевой и свои стихотворения из сборника "Встретимся у Марины", который вышел в Москве в 2011 году.
Татьяна Сергеевна Корешкова рассказала о традициях Цветаевских костров в Павлодаре.
И вновь звучат стихи...
- Сен202022
- Просмотры(307)
Продолжаются встречи "Цветаевской недели" в Павлодаре. Большой поэтический вечер прошёл в лицее № 8. Гостем лицея стала поэт, директор музея Анастасии Цветаевой Ольга Григорьева. Девятиклассники подготовили содержательную программу, читали стихи, играли на музыкальных инструментах, задавали вопросы О.Н. Григорьевой. Она прочла свои стихи, посвящённые Марине Цветаевой, Павлодару и восьмой школе, пригласила учеников на 18-й павлодарский Цветаевский костёр.
Встреча в педколледже
- Сен202022
- Просмотры(552)
По традиции перед павлодарским Цветаевским костром в городе проходит цикл мероприятий, посвящённых творчеству сестёр Цветаевых. В этом году "Цветаевская неделя" началась в понедельник встречей в педагогическом колледже им. Б. Ахметова с поэтом, лауреатом литературной премии им. Марины Цветаевой Ольгой Николаевной Григорьевой. Вечер был посвящён 130-летию Марины Ивановны Цветаевой. Студенты читали стихи М. Цветаевой, Ольга Николаевна рассказывала о жизни и творчестве Марины и Анастасии Цветаевых, о музее писательницы Анастасии Цветаевой, который работает в Славянском центре Павлодара с 2013 года и которым она руководит. О. Григорьева подарила библиотеке колледжа книги, изданные музеем А. Цветаевой, а также свои поэтические сборники. Студенты задавали много вопросов, встреча получилась интересной и насыщенной.
Уроки русского...
- Сен192022
- Просмотры(634)
О посещении музея Анастасии Цветаевой студентами педагогического университета было рассказано 15 сентября. И как приятно получать такие отзывы!
Урок русского языка в музее
«Музейные уроки – новая среда образования. Проходят не за партой, а дарят много знаний». Урок русского языка по теме: «Массовая и традиционная культура» у студентов 1 курса специальности «История» был проведён кандидатом педагогических наук, преподавателем-исследователем Галиной Николаевной Старченко в литературном музее А.И. Цветаевой. Перед посещением музея студенты, анализируя тексты, знакомились с основными признаками, функциями и направлениями массовой культуры, формулировали вопросы, составляли кластер и синквейн, представляли диалог по теме «Массовая культура: за или против?». Далее по плану было посещение музея как объекта культуры.
Музей открылся 4 января 2013 года при Славянском культурном центреПавлодара. Организатором музея является замечательный поэт, журналист, публицист, литературовед Ольга Николаевна Григорьева. Студенты с большим вниманием слушали историю семьи Цветаевых. Ребята познакомились с биографией сестёр Цветаевых, услышали в записи стихи Марины Цветаевой в исполнении А.И. Цветаевой, посмотрели чёрно-белый диафильм «Марина Цветаева», узнали о периоде пребывания Анастасии Цветаевой в Павлодаре. Наибольший интерес вызвали экспонаты музея: книги, рукописи, фотографии, картины.
После посещения музея студенты написали свои отзывы. «Мы с группой посетили музей Анастасии и Марины Цветаевых. Директор музея Ольга Николаевна рассказала полную биографию двух сестёр. Я узнал, что Анастасия Цветаева жила в Павлодаре по улице Карла Маркса 262. Решил, что на выходных съезжу по этому адресу и посмотрю на тот самый дом. Каждый студент, в том числе и я, остался очень доволен музеем и благодарю Галину Николаевну за такую интересную экскурсию!», – пишет Болатбеков Бекжан. Студент Асылбек Еламан отметил атмосферу музея: «Мне нравится бывать в домах и музеях-квартирах. В них такая уютная камерная домашняя обстановка. А в этом музее меня просто потрясла (в хорошем смысле) атмосфера, был очарован глубоким профессионализмом директора музея. Настолько правильный подход к своему делу!». «В самом музее была невероятная обстановка, – продолжает Айтказинов Мади, – казалось бы, маленькое помещение, но если оглядеться, то можно увидеть реалии прошлого. Благодаря музею я не только узнал биографию Цветаевых, но и проникся атмосферой того времени, когда они жили». «Уникальность музея состоит в том, что здесь есть экспонаты, которые подарила внучка А.И. Цветаевой Ольга Андреевна Трухачёва. Они уникальны», – отмечает Габбасова Адия. А Жаманбаева Динарапоражена выносливости А.И. Цветаевой: «Как такая тяжёлая судьба не изменила тягу к жизни у Анастасии Цветаевой? Внутренний стержень помог ей выстоять в тяжёлых жизненных испытаниях».
Этот урок для всех студентов, многие из которых впервые в нашем городе, останется в памяти надолго. «Я открыл для себя новые двери, которые ведут к величию русской литературы. Для меня, уроженца Восточного Казахстана, этот музей явился первым объектом массовой культуры в Павлодаре», – пишет Бақберді Әмір.
Студенты выразили желание стать участниками 18-го Цветаевского костра, который состоится 25 сентября 2022 г в Ленпарке.
Памяти А.С. Саркыншакова
- Сен182022
- Просмотры(703)
Цветаевский "Аргамак"
- Сен162022
- Просмотры(331)
Сентябрьский номер литературного журнала «Аргамак» (Татарстан, гл.ред. Николай Алешков) можно назвать «Цветаевским». Открывается он стихами Марины Цветаевой и Максимилиана Волошина, словами Анастасии Ивановны Цветаевой. Читатели найдут здесь новую повесть омской писательницы Натальи Елизаровой «Пепел сгоревшей звезды» (о сыне М. Цветаевой Муре), эссе Галины Данильевой «Сновидица Цветаева», стихи лауреата премии им. Марины Цветаевой Виктора Кирюшина и много других интересных материалов…
НООБИБЛИОН — Аргамак. Татарстан — № 36 — (2022)
https://omskmark.moy.su/publ/essayclub/noobiblion/0001253_b_argamak_tatarstan_36_2022/111-1-0-3688
АНАСТАСИЯ ЦВЕТАЕВА
***
«Люди, будьте добрей! Будьте проще, не надо ни гордости, ни вражды! Не надо … К ненавидящему вас — простирайте руки! Оскорбившему — улыбайтесь влюбленно! Живите пламенней! Дышите глубже! Будьте, как птицы небесные!» Из книги «Королевские размышления»
Где судьба бы вам жить не велела —
В блеске бала иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души!
«Повторяю ещё раз: с привычными мерками
к миру Цветаевой, по моему глубокому убеждению,
подходить нельзя.
Марина хлебала несчастность ковшом.
Я — глотками».
Из предисловия к книге
«Мой единственный сборник».
Елабуга, 2009
Студенты-историки в музее
- Сен152022
- Просмотры(290)
Сегодня в музее Анастасии Цветаевой побывали студенты-первокурсники Павлодарского педагогического университета (будущие историки) со своим педагогом Галиной Николаевной Старченко. Встреча посвящалась 130-летию Марины Ивановны Цветаевой.
Студенты узнали биографии сестёр Цветаевых, познакомились с экспонатами музея, услышали в записи стихи Марины Цветаевой в исполнении А.И. Цветаевой.
Большой интерес вызвал один из экспонатов музея - Цветаевский фильмоскоп, на котором Анастасия Ивановна вместе с внучками смотрела диафильмы. Вниманию гостей был предложен черно-белый диафильм "Марина Цветаева", который дополнил рассказ директора музея О.Н. Григорьевой о жизни и творчестве поэта изобразительным материалом.
Студентам очень понравилось в музее, они выразили желание стать участниками осеннего поэтического праздника - 18-го павлодарского Цветаевского костра, который состоится 25 сентября в 15.00 в Ленпарке.
О. Григорьева вручила Г.Н. Старченко в знак многолетнего сотрудничества свою книгу "Мой любимый Павлодар", где есть фотография предыдущего 17-го Костра и стихи, посвящённые Цветаевским кострам.
Дверь из Пихтовки
- Сен142022
- Просмотры(261)
Государственный музей истории ГУЛАГа в Москве - музей, посвящённый памяти жертв политических репрессий.
Музей собирает и изучает материалы государственных и семейных архивов; воспоминания участников событий и их личные вещи; предметы, найденные на местах расположения лагерей. В музее имеются постоянная экспозиция, которая показывает этапы формирования карательной системы в 1918–1956 годах и её влияние на судьбы людей.
Среди необычных экспонатов музея - двери из тюрем, где содержались политзаключённые, а недавно к ним прибавились и двери домов, где жили ссыльные.
Представлена тут дверь домика из посёлка Пихтовка Новосибирской области, где отбывала ссылку Анастасия Ивановна Цветаева.
К сожалению, в текст аннотации вкралась ошибка о "девятилетнем сроке" в сталинских лагерях. Анастасия Ивановна отбыла там ровно 10 лет, от звонка до звонка (1937-1947 годы).
Будем помнить всех невинно пострадавших...
Спасибо за фотографии давнему другу нашего музея Мунире Мухаммеджановне Уразовой (Москва).
Приглашаем на встречи
- Сен92022
- Просмотры(1243)
План тематических мероприятий музея Анастасии Цветаевой
на сентябрь-декабрь 2022 г.
25 сентября, воскресенье – традиционный музыкально-поэтический праздник «18-й Цветаевский костёр». Ленпарк, 15.00
8 октября, суббота – «День рождения Марины». Встреча, посвящённая 130-летию М.И. Цветаевой. Музей, 12.00
20 ноября, воскресенье – Книга Анастасии Цветаевой «Неисчерпаемое». К 30-летию со дня выхода. Музей, 12.00.
25 декабря, воскресенье – традиционная встреча «Рождество в семье Цветаевых». Музей, 12.00
Дорогами "Воспоминаний"
- Сен82022
- Просмотры(260)
Павлодарцы хорошо помнят замечательную фотовыставку "Дорогами "Воспоминаний". Цветаевские места Италии", которая прошла год назад в областной библиотеке им. Торайгырова. Её автор - фотохудожник, журналист, переводчик Татьяна Алексенко, сейчас живущая в Италии, осуществила интересный творческий проект - она проехала по всем "Цветаевским местам" Италии, описанным в книге Анастасии Цветаевой "Воспоминания" и запечатлела их на фото. Каждая фотография сопровождалась цитатой из книги. По пожеланиям горожан состоялась тогда и вторая встреча, на которой Т. Алексенко показала фотографии, не вошедшие в экспозицию выставки.
Свою фотовыставку Татьяна Александровна представляла также в Кокшетау, в музее истории города, где есть экспозиция о жизни и творчестве Анастасии Цветаевой.
И вот теперь география выставки пополнилась Новосибирском, где 7 сентября в "Доме Цветаевой" областной библиотеки был представлен проект Т. Алексенко в виде фотоочерка. Надеемся, присутствующие на этой встрече так же прониклись духом "Воспоминаний", оценили мастерство автора этих удивительных фотографий!
Зарисовки о Цветаевском братстве
- Сен72022
- Просмотры(335)
В Томске в издательстве "Красное знамя" вышла в свет книга Ирины Киселёвой "С каждой волной воскресаю. Одиннадцать зарисовок о Цветаевском братстве". Издание посвящено предстоящему 130-летию Марины Ивановны Цветаевой.
В 2018 году Ирина Киселёва приезжала в Павлодар, презентовала свою книгу о дочери М. Цветаевой Ариадне Эфрон. Прошла творческая встреча с писательницей в музее Анастасии Цветаевой.
В новой книге И. Киселёва пишет о многих цветаеведах и цветаевцах, музейщиках и организаторах Цветаевских костров. Несколько страниц посвящено и павлодарскому Цветаевскому музею, его организатору, Лауреату премии Марины Цветаевой Ольге Николаевне Григорьевой.
ПОЗДРАВЛЯЕМ АВТОРА С НОВОЙ КНИГОЙ!
Мы Вас помним...
- Сен42022
- Просмотры(515)
"Мы не знаем, но чувствуем, что душа - а душа есть то, что бессмертно - не может не чувствовать память людей о себе...
И, может быть, горечь утраты и молчания о себе после смерти искупается пониманием, что смерть не может угасить чего-то в душе ушедшего, -наоборот, только открыть познание, новое, о жизни, смерти, бессмертии.
А память в человеке живом - самое неземное, не может угаснуть ТАМ, где всё вечно...
Храни Вас Бог!
14.VII.92 Анастасия ЦВЕТАЕВА"
Анастасия Ивановна Цветаева ушла из жизни 5 сентября 1993 года.
В музее писательницы мы всегда вспоминаем эту печальную дату.
Пять лет назад наш музей выпустил книгу биографов А.И. Цветаевой Глеба Казимировича Васильева и Галины Яковлевны Никитиной «Встречи-свидания с А.И. Цветаевой». Отдельная глава книги посвящена этому дню, 5 сентября (повествование ведётся от имени Галины Яковлевны Никитиной).
Глава 23. Как это было
(День смерти Анастасии Ивановны Цветаевой)
Накануне Глеб, Ира Карташевская и я условились поехать навестить Анастасию Ивановну. Ира, бывавшая последнее время каждый вечер на Спасской, сказала, что Анастасия Ивановна слаба; по-прежнему не говорит.
Правда, чувствуется, что она как будто хочет что-то сказать, но от слабости голос очень тих. Она неплохо (для её настоящего состояния) поела и спала. Так что мы, надеясь, что ей будет, может быть, чуть получше, встретились с Ирой и в два часа поехали. Перед этим по радио была передача о Коктебеле: Марина Урусова беседовала с Оксаной Бузук из Коктебеля и прочла отрывок из воспоминаний Анастасии Ивановны о приезде в Коктебель и о её первой встрече с Максом Волошиным. И как только передача закончилась, мы сразу же поехали.
По дороге на Спасскую мы сорвали великолепную ветку рябины для Анастасии Ивановны, как это делали в прошлом году – в память о Марине. Поднимаясь в лифте, мы желали, чтобы Анастасия Ивановна чувствовала себя хоть чуть-чуть получше… Ира постучала в дверь, чтобы звонок не потревожил Анастасию Ивановну, дверь открыла Оля. Лицо её было в слезах: «Бабушка умерла…». Мы остолбенели – «Как?..».
«Да, без десяти два… Я стала вам звонить, но Ирина мама сказала, что вы едете сюда…».
Мы, притихшие, вошли. В комнате был слышен голос священника, читающего молитвы. Это был отец Александр, духовник Анастасии Ивановны. Оказывается, он, закончив службу, не зная, что Анастасия Ивановна скончалась, приехал её навестить, как и мы. В комнате, кроме нас, были Валентина Фёдоровна Гаврилова, медсестра, которая последние месяцы ухаживала и была при Анастасии Ивановне; правнуки – Андрюша и Гриша, приехавшие чуть раньше, когда Анастасия Ивановна была ещё жива; помощница отца Александра; позже пришли поэт Дина Терещенко, Галя Данильева и Таня Мельникова.
После ухода о. Александра Оля рассказала о последних часах жизни бабушки, о попытках Валентины Фёдоровны и её удержать жизнь Анастасии Ивановны – массаже сердца, поддерживающих уколах, искусственном дыхании – до приезда «скорой помощи». Но когда приехала «скорая» - было уже поздно… Врач, констатировавший смерть, сказал, что всё, что они делали для поддержания жизни – было правильно…
Мы совместными усилиями привели комнату в соответствующий этому событию вид. Ира и Валентина Фёдоровна подготовили Анастасию Ивановну, одели её в приготовленную приехавшими девочками-художницами Надей и Ирой одежду и положили, как полагается. О. Александр прислал из церкви служительницу с церковным покрывалом, псалтырем и свечами. Каждый из нас взял по свече и отдал последнее прости Анастасии Ивановне, молясь под чтение псалтыря.
Приехала проститься Юля Кунина с мужем – она улетала на следующий день в Америку. Пришла Эля, дочь Валентины Фёдоровны (которая попеременно с матерью ухаживала за Анастасией Ивановной); пришёл Владимир Ильич Тарасов… По просьбе Оли я сделала ряд звонков, извещая близких и друзей об уходе А.И. Цветаевой, а также пыталась дозвониться до похоронных бюро, чтобы прислали бальзамировщика – произвести заморозку (в квартире было довольно тепло, открывать двери и окна – нельзя, горят свечи…). Но все попытки добиться этого «за любую плату» остались напрасными – довод один: нет справки врача о смерти. Оказывается, документ «скорой помощи», констатировавшей смерть, не документ, и без справки врача эту процедуру делать никто не будет – «это подсудное дело»! «Подсудное дело» - произвести необходимое предохранение тела! Но… что поделаешь… страна «законов»… Это произошло в воскресенье, а в воскресенье поликлиника Литфонда (как и многие другие) не работает, и в ней не было (?!) дежурного врача… Только когда будет справка… извечная справка, без которой ты не ты...
Звонила директор Музея изящных искусств Ирина Александровна Антонова, которая на следующий день уезжала в командировку. Она сказала Оле, что даст соответствующие распоряжения работникам музея оказать необходимую помощь. Спросила, не будут ли ставить гроб с телом Анастасии Ивановны в музей для гражданской панихиды. Оля категорически отказалась: «Нет, нет… спасибо. Это не нужно, - и добавила, - и бабушка не хотела бы этого…».
Оля позвонила в Америку своей сестре Рите, которая в это время была больна. Для Риты это сообщение было очень тяжёлым и добавилось к её переживаниям о больной маме, Нине Андреевне…
А в квартире продолжались необходимые при этом печальном событии хлопоты, приходили друзья, уходили с поручениями, и т.п. …
Анастасия Ивановна лежала со спокойным, чуть похудевшим лицом, и в колеблющемся от свечей воздухе казалось, что она дышит, спит… Перед уходом я подошла поцеловать её – очень спокойное, тихое лицо, и даже, что удивительно, не холодный, а тёплый лоб. Не верилось… Спит… Пусть будет также спокойно и светло её душе. Прости нас и оставайся с нами, дорогая Анастасия Ивановна, подарившая нам годы прекрасных встреч, людей и любви.
P.S. Вероятно, всё же есть предчувствия. Мы с Глебом собирались поехать к Анастасии Ивановне на наступающей неделе. Но почему-то ночью возникло у меня какое-то беспокойство, появилось чувство необходимости поехать немедленно, завтра, в воскресенье. Мне показалось, что она ждёт нас… Это как-то больше чувствовалось, чем думалось. У меня перед глазами была Анастасия Ивановна, лежащая, как рассказывала Ира, на правом боку, так как на спине ей было лежать очень болезненно из-за появившихся пролежней, такая слабая, и, как мне представлялось, всё время думающая… Как-то она сказала Ольге Владимировне Трухачёвой: «Мысль есть, а слов нет…».
И ещё – мне вдруг стало страшно опоздать, не застать… И мы поехали к ней – к живой, но… н е з а с т а л и…
5 сентября 1993 г.»
Хранится в музее журнал «Караван историй» со статьёй Ольги Андреевны Трухачёвой «Перед смертью бабушка увидела дверь с надписью «Анастасия»…»
Анастасия Ивановна умерла на руках у младшей внучки, и Ольга Андреевна очень трогательно и взволнованно рассказывает в этом интервью о последних днях и минутах жизни бабушки:
«Умирая, бабушка поворачивалась ко мне и просила: «Смотри на меня. Ты – единственное, что у меня осталось», Последние её слова были: «Оля, зачем…»
Внучка, как и биографы писательницы, вспоминает радиопередачу о семье Цветаевых, которая шла в этот день. «…И как только она закончилась, бабушка умерла».
Цветаевская мистика, Цветаевские совпадения…
Умерла Анастасия Ивановна в день рождения своей племянницы Ариадны Эфрон, дочери Марины Цветаевой.
В фондах музея хранятся многочисленные газетные вырезки с некрологами из разных изданий, фотографии прощания и похорон. На многие стихотворения, посвящённые уходу Анастасии Ивановны, павлодарские барды написали песни, которые звучат на цветаевских встречах.
На прощании бывший тогда министром культуры Евгений Сидоров сказал об Анастасии Цветаевой: «Она прожила серебряный, железный, кровавый и смутный века…» Три недели не дожила писательница до своего 99-летия.
31 августа
- Авг312022
- Просмотры(288)
Сегодня, в День памяти Марины Цветаевой, в павлодарском Цветаевском музее состоялась встреча, посвященная памяти поэта. Звучали стихи М. Цветаевой и песни на ее стихи, посвящения ей...
Директор музея Анастасии Цветаевой О.Н. Григорьева рассказала о новых поступлениях в музей, все эти книги, фотоальбомы, сборники статей - о Марине Цветаевой. Своё эссе "Небесная Цветаева" прислал из Нью-Йорка поэт Юрий Бунчик. С большим вниманием слушали участники встречи это поэтическое посвящение великому поэту.
Украшением встречи стало выступление Валентины Шалденковой, которая исполнила две песни на стихи Марины Цветаевой.
Собравшиеся услышали голос Анастасии Ивановны Цветаевой, которая читала стихи сестры.
Вспоминали в этот день Елабугу - город, где М. Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года.
Гостями музея были члены литературного клуба "Классики и современники" Славянского культурного центра и литературного клуба Центра активного долголетия.
Небесная Цветаева
(эссе)
1
Есть в мире поэты «земные» и есть поэты «небесные»: Марина Ивановна Цветаева была «небесным» поэтом. С самого своего рождения и до конца жизни путь, предначертанный ей, был не от мира сего, он был от неба, от Бога, от Спасителя. Цветаева писала: «Вы можете меня купить только всем небом в себе, небом, на котором мне, может быть, не будет места». Она никому не сделала зла, она всегда отдавала людям всё своё, отдавала своё сердце. Если спросить у Цветаевой: «Марина Ивановна, откуда Вы пришли?», она бы ответила: «Оттуда, где люди любят друг друга, где есть Правда». Она пришла в наш мир, чтобы любить, чтобы сказать всем Правду. На планете Земля так уж повелось, что тот, кто говорит людям правду, за эту же правду сам и погибает. Так было и с Владимиром Высоцким, и с Есениным, и с Маяковским, так закончила свою жизнь и Марина Цветаева.
2
Цветаева в первый раз познала настоящую, «земную» любовь, когда встретила в своей жизни в Праге Константина Родзевича. Он был «земным», а она была «небесной», и он подарил ей то, что просто имел сам — земную любовь. Цветаева писала ему: «Вы сделали надо мной чудо: я в первый раз ощутила единство неба и земли. Вы меня просто полюбили... Люблю Ваши глаза... Жизнь я могу полюбить через Вас. Вы мой первый и последний ОПЛОТ(от сонмов!). Вы — моё спасение и от смерти и от жизни. Вы — Жизнь... Я тебе буду верна, потому что ты один такой». И ещё она ему писала: «Но и тогда я скажу, что это в моей жизни было, что чудо — есть, и благословлю Вас на все Ваши грядущие дни». Марина Ивановна сомневалась, имеет ли она право на счастье: «Господи, — писала она, — прости меня за это счастье!». А однажды у неё просто вырвалось из сердца: «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, Вы увидите, как я это умею!». Она просила людей позволить ей быть счастливой... Так появились на свет два её известных шедевра: «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Зинаида Гиппиус писала о «Поэме Горы»: «Это запредельное новшество по форме и почти непристойность по содержанию». З.Гиппиус также писала о Борисе Пастернаке: «Либо наш русский язык — великий язык, либо наш Пастернак — великий поэт. Вместе никак не выходит...». А Иван Бунин считал произведения Цветаевой «высокопарной ахинеей». «Как отражение звезды, Марина, твоя речь», — писал ей в письме Райнер Мария Рильке. Зинаида Гиппиус и Иван Бунин — были «земными», они не могли понять «небесную» Цветаеву, «небесного» Рильке и «небесного» Пастернака.
3
Марина Ивановна, Вы имеете право быть счастливой за всё Вами пережитое, за все Ваши страдания, и, наконец, за то, что Вы повеситесь, — как бы я хотел, чтобы Вы были счастливы! Вы на земле нам сказали о небе, Вы хотели, чтобы земля была такой же прекрасной, как прекрасно небо. И, я думаю, сейчас Вы уже знаете, что на небе Вам есть место. Как замечательно, что Вы родились и оставили нам, Вашим читателям, Ваше, «цветаевское», бессмертное и бесценное литературное наследие — для нас и для всех грядущих поколений. Вы родились на земле, а прожили свою жизнь, как на небе. И поэтому можно Вам, Марина Ивановна, сказать, что Вы — небесная, небесная Цветаева.
20 июня 2022 г.
Юрий Бунчик, Нью-Йорк.
Талантливый сын талантливой матери
- Авг212022
- Просмотры(750)
22 августа исполняется 110 лет со дня рождения Андрея Борисовича Трухачёва, сына Анастасии Ивановны Цветаевой, племянника Марины Ивановны Цветаевой, талантливого сына талантливой матери. Накануне в музее Анастасии Цветаевой состоялась встреча, посвящённая этой дате.
«Была в его жизни сказка…»
Председатель Славянского центра Т.И. Кузина прочла приветствие из Америки – от младшей дочери А.Б. Трухачёва Ольги Андреевны Трухачёвой собравшимся в музее павлодарцам:
«Добрый день! С какой теплотой в сердце и благодарностью я думаю о сегодняшней встрече в музее бабушки! Спасибо вам за то, что помогаете вспоминать и помнить.
Прошло 29 лет с ухода папы - Андрея Борисовича Трухачева, а в памяти души и сердца он жив, и ему сегодня 110 лет! Когда-то, при наших размолвках, папа мне говорил, что покажется мне (после своего ухода) «Солнышком». Тогда я с иронией слушала его слова, а сегодня этот день настал. Он в памяти - «Солнышко».
Бабушка научила меня читать в пять лет. Читала я много, а папа глотал книги. Не мог без них жить. Слышу, звучит внутри меня папин смех. Он очень любил книгу Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч». И сам хотел мне её прочесть. Я заболела, и папа, придя с работы, вечерами читал мне её. И сам хохотал до слёз, и я вместе с ним. А мама смеялась над нами. Вот этот задорный, весёлый, глубокий папин смех звучит во мне. И когда мама сходила один раз на футбол на наш стадион, она захотела, чтобы (как в книге) каждый футболист имел свой мяч. «А что они все за одним гоняются?» - говорила она. Я благодарна папе, что он поделился своей радостью со мной, своей любовью к этой книге. Это были незабываемые минуты близости. Такие минуты были нечастые, но они были. Как та фотография, на которой папа держит меня на руках перед пароходом «Абай Кунанбаев». Я не видела её, Ольга Николаевна где-то ее нашла. И это был удар в сердце! Я помню себя на руках мамы, Риты - моей старшей сестры, бабушки и брата. Но совсем не помнила себя на руках у папы.
И вот эта фотография вернула мне ЛЮБОВЬ !
Папа очень хотел, чтобы я научилась ходить на лыжах , купил их мне. Коньки подарил на Новый год. Водил на каток и поставил на них. Учил меня, семилетнюю, кататься на велосипеде. Сказал, что без синяков не обойдётся, так я , глупая , падала специально , чтобы набить себе синяки. Смеялся надо мной, и опять его смех звучит во мне! Купил мне куклу с закрывающимися глазами на семь лет (она была небольшая в белом платье) и поэтому даже сам забрал меня из детского сада (что бывало крайне редко). Папа предложил мне выбрать любую куклу, какую я захочу (там была кукла с меня ростом ), но я выбрала маленькую с нерасчесывающимися волосами. Я помню этот солнечный день и наш старый « Детский мир». Мы возвращались из магазина вместе, я с куклой и на велосипеде. Я уронила куклу и отбила у неё нос, но все равно любила ее. Счастье!!!
Это мои детские воспоминания, но есть и взрослые. Как папа ждал своего внука, моего старшего сына Андрея, а потом и младшего Григория! Как учил мальчишек держать молоток, учил помогать им с бабушкой на даче. Учили с бабушкой собирать грибы. Как был для своих внучки и внуков Феей! Как гордился ими! Люблю тебя, папа! «Солнышко».
Ольга Трухачева , 21 августа 2022 года.
Т.И. Кузина
Судьба не дала этому талантливому человеку реализоваться в полной мере - как и мать, он был репрессирован, но сквозь все тяготы жизни Андрей Борисович пронёс лучшие человеческие качества, а его таланты художника и поэта проявились в стихах и рисунках, посвящённых дочерям Рите и Оле, своим сослуживцам и сослуживицам… Благодаря Ольге Андреевне Трухачёвой в павлодарском музее Анастасии Цветаевой хранятся сейчас многие экспонаты, посвящённые памяти её отца. И все они подтверждают её слова: «Была в его жизни сказка…» Он делал её сам, он придумывал сказку, чтобы отвлечься от нелёгкого быта, чтобы увлечь дочерей миром фантазии, поэзии, чуда!
К примеру, хранится в музее простая пластмассовая тарелочка, а на ней приклеены две маленькие игрушечные калоши. Тарелочка сразу превратилась в интересный сувенир, а кукольные калошки стали сказочными – ведь за что-то их удостоили такой чести!
Или гравюра Андрея Борисовича «Танцующий слонёнок», который Ольга Андреевна оформила под стекло и тоже передала павлодарскому музею. Эту гравюру А. Трухачёв подарил своей старшей дочери Рите на день рождения в 1954 году, сопроводив её стихами «Маргаритке», на тему «Алых парусов» Грина:
…И кончится детство над светлой лагуной,
Зовут паруса… Ну и что ж?
В их трепете алом ты, девушкой юной,
Дитя моё, счастье найдёшь.
Это не просто рисунок, где и море, и кораблик с парусами, и берег, и танцующий слонёнок, и щенок. Это ещё и рисунок-загадка, на котором нужно было отыскать спрятавшуюся улитку!
Стихотворение написано в Башкирии, куда он приехал после второго заключения. Девять лет Андрей Борисович провёл в лагерях и тюрьмах… Но по-прежнему фантазировал, писал стихи, рисовал…
А вот фотография коврика, который 15-летний Андрюша Трухачёв подарил Максиму Горькому. С ним связана целая история. Её рассказала Лидия Семёновна Прохорова.
Когда А.И. Цветаева в 1927 году побывала в Сорренто, в гостях у великого пролетарского писателя, она привезла сыну книгу «В людях», которую Алексей Максимович подарил Андрею. Тот не только прочитал книгу «от корки до корки», но решил проиллюстрировать её довольно необычным образом. Он начал вышивать коврик со сценой из книги. В качестве ответного подарка коврик был отправлен в Сорренто, и в одном из писем Горький не только поблагодарил Андрюшу за подарок, но и признался, что, когда он грустит о родине, он смотрит на коврик, висящий в его кабинете, и на сердце становится теплее… Прошли многие годы, свершились многие события, и о судьбе коврика Анастасия Ивановна и Андрей Борисович ничего не знали. И уже в конце двадцатого века он обнаружился в фондах музея М. Горького в Москве. Оказалось, что писатель, возвращаясь на родину из Сорренто, взял только самые любимые вещи. И среди них – коврик Андрюши Трухачёва. Спустя шесть десятилетий автор по приглашению сотрудников музея вновь увидел свою работу… На оборотной стороне холста большими буквами юным художником была выведена надпись: «Максиму Горькому обещанный подарок к юбилею. Андрюша Трухачёв». На лицевой стороне, на синей шёлковой окантовке внизу, красным шёлком вышито: «Сидя на тропе, она спокойно срезает корни грибов, а около неё… (М. Горький. «В людях», стр. 57). Сколько же времени и терпения потребовалось подростку для этой работы! И, конечно, творчества, мастерства! Как тонко передано очарование осеннего леса, и фигура бабушки, и напряжённо застывший волк, и паучок на серебряной паутинке, и улетающий клин журавлей… Несомненные художественные способности были у этого мальчика.
Фотографии из Восточного Казахстана
Гости музея с интересом рассматривали фотографии, на которых присутствует А. Трухачёв, их более 50, это оригиналы, переданные в Павлодар потомками и друзьями Андрея Борисовича.
Фрагменты фотовыставки
О.Н. Григорьева
Сенсационными стали для нас снимки, которые пришли недавно в павлодарский музей Анастасии Цветаевой из Санкт-Петербурга. В этом городе живёт Борис Израилевич Шульдинер – многолетний друг Анастасии Ивановны Цветаевой, а теперь и друг нашего музея. Борис Израилевич и прислал эти фотографии.
Но начать надо с письма (оригинал) А.И. Цветаевой, адресованного «Ромуальду и Зиночке» с небольшой фотографией Р.А. Завиновского с его автографом и надписью. Эти материалы хранятся в фондах музея, их передали нам биографы А.И. Цветаевой «Глебы» (Г.К. Васильев и Г.Я. Никитина). Но до сегодняшнего времени этот персонаж – Ромуальд Антонович Завиновский – оставался для нас загадкой. Оказалось, он связан с биографией сына А.И. Цветаевой Андрея Борисовича Трухачёва, а именно с той её страницей, которая нас очень интересует – пребыванием Андрея Борисовича в Восточном Казахстане в 1935 году и поездкой туда Анастасии Ивановны. До сих пор об этом были очень скудные сведения, а ведь это ещё одна «Цветаевская точка» в Казахстане.
И вот Б.И. Шульдинер встретился в Санкт-Петербурге с дочерью Р.А. Завиновского и передал нам от неё очень интересный материал, информацию и фотографии. Мы узнали, что Р. Завиновский подружился с А. Трухачёвым на Ульбастрое.
Там же, на Алтае, Ромуальд Антонович познакомился с матерью Андрея Борисовича – А.И. Цветаевой, которая приезжала на Алтай к сыну.
Десять уникальных фотографий пополнили фонд музея. Снимок А.И. Цветаевой с сыном Андреем датирован октябрём 1935 года. «Алтай, Ульбастрой».
На обороте шутливые стихи Андрея Борисовича:
«Всем молодым здесь в назиданье,
А может, в будущем и мне
Не забывать родных желанье
Слить вместе жизнь.
О каждом дне
Делиться мыслью откровенно,
Писать родным не забывать.
И сделав в жизни шаг… смиренно
О том мамаше докладать!
Андрей, 1935 г.»
На второй фотографии – трое красивых молодых людей. На обороте надпись: «Миша Соломатин, я (т.е. Завиновский Р.А. – О.Г.) и Андрей Трухачёв. Усть-Каменогорск, 1935 г.»
На остальных снимках Андрей Трухачёв на фоне красот природы Восточного Казахстана демонстрирует с неизвестными девушкой и подростком акробатические фигуры. Снимки подписаны «Ульбастрой, 1935 год».
Как бы хотелось узнать, что строила эта организация, сохранились ли следы пребывания А.Б. Трухачёва и А.И. Цветаевой в Риддере и Усть-Каменогорске? Может быть, краеведы Восточного Казахстана помогут разрешить эти вопросы…
Специалист высшего класса
В музее хранятся оригиналы и копии многих документов, позволяющих проследить вехи биографии А. Трухачёва, к примеру, приказ начальника строительного района г. Салавата (Башкирия) от 3 ноября 1956 года «о переводе Трухачёва Андрея Борисовича , инженера-сметчика, с 29 ноября в Павлодарстрой». То есть можно точно сказать, что в конце ноября этого года сын А. Цветаевой уже приехал в Павлодар. Собственно, когда Анастасия Ивановна писала о том, что «18 лет мы жили в Павлодаре», она имела в виду именно семью сына. А.Б. Трухачёв приехал в Павлодар в 1956, а вернулся в Москву в 1974-ом.
На одну из встреч в музей приходили жительницы Павлодара Людмила Григорьевна Бульба и Евгения Никитовна Колесниченко, которые много лет работали вместе с Андреем Борисовичем Трухачёвым в павлодарском тресте «Сельстрой № 5».
Людмила Григорьевна пришла в сметно-договорной отдел треста, начальником которого был А.Б. Трухачёв, в 1966 году. В подчинении у Андрея Борисовича было шесть человек (все женщины). По словам Людмилы Григорьевны, он очень хорошо, внимательно относился ко всем работникам, «и мы к нему так же…». Молодых учил ненавязчиво, деликатно, чтобы не унизить человека тем, что тот чего-то не знает. Так рассказывал, что всё поймёшь и примешь. Когда Людмила Григорьевна пришла в отдел и не очень удачно сделала свою первую смету, старшая сотрудница стала её ругать, и тут вмешался Андрей Борисович, мягко сказал «обвинительнице» о том, что и она не сразу освоила профессию, что кто-то и ей помогал. И если та сейчас объяснит Людмиле, как правильно надо сделать, то молодая сотрудница сохранит в памяти её помощь и будет только благодарна… Так он сумел и погасить конфликт, и наладить хорошие отношения в отделе.
Как говорит Людмила Григорьевна, «сын Цветаевой был человеком, на несколько ступеней выше нас, но никогда он этого не показывал. Он был из тех людей, которые даже если не разговаривают, а молчат, но молчат по-умному… Никогда он не занимался показухой.
Как работник был очень талантливым, очень грамотным. Однажды отделу была поручена сложная и срочная работа, которой хватило бы на несколько дней. Андрей Борисович сделал её за ночь…».
Людмиле Григорьевне довелось побывать дома у Трухачёвых, увидеть Анастасию Ивановну Цветаеву. Андрей Борисович тогда приболел, и они с сотрудницами пришли его проведать. Их встретили очень гостеприимно. Анастасия Ивановна угостила чаем, расспрашивала гостей об их семьях, о детях. А сотрудницы Андрея Борисовича ведь тогда даже не знали, что его мама – писательница, сестра поэта Марины Цветаевой. Никогда он не говорил об этом, как никогда не говорил и о годах репрессий. Никогда не жаловался на судьбу.
Евгения Никитовна Колесниченко, которая работала в том же тресте, но в соседнем производственном отделе, вспомнила, что только однажды Андрей Борисович стал рассказывать о своей «тёте Марине», то есть о Марине Ивановне Цветаевой.
Так вот, только при том посещении дома Трухачёвых сослуживицы Андрея Борисовича узнали, что он владеет иностранными языками. И «бабушка Ася» говорила с внучками на английском и на французском. «Ещё нас поразило, - продолжает Л.Г. Бульба, - что мы не увидели в Анастасии Ивановне старого человека, а ведь ей тогда было лет 75. Это была очень живая, подвижная, энергичная женщина. Нас удивило, что она была одета совсем «не по-домашнему», хотя не знала о нашем приходе. На ней была светлая юбка, кофточка, лёгкая вязаная шапочка. Она отличалась от наших бабушек… Кстати, что касается одежды, Андрей Борисович одевался всегда скромно, но безукоризненно: наглаженная рубашка, костюм. Никогда не придёт на работу неподстриженным, небритым. Он выглядел всегда ухоженным, в чём, конечно, была заслуга жены – Нины Андреевны. Отличался от нас Трухачёв даже тем, как он ел (мы часто обедали на работе, в отделе): повяжет салфетку, кушает не торопясь… Воспитание, внутренняя культура чувствовалась во всём.
Людмилу Григорьевну поразило количество книг в доме Трухачёвых, и потом Андрей Борисович приносил ей книги из дома почитать. Узнали наши гости о том, что сейчас значительная часть книг из этой библиотеки вновь вернулась в Павлодар, в наш музей, куда передала их из Москвы Ольга Андреевна Трухачёва.
На выставке, подготовленной к мероприятию, были представлены книги, подаренные А.И. Цветаевой сыну в разные годы, в том числе в Павлодаре, с дарственными надписями.
В ноябре 1958 года Андрей Борисович, впервые за долгие годы, поехал отдыхать на море, в Ялту. И оттуда он прислал в Павлодар звуковое письмо, мягкую пластинку с записью его голоса. Об этом экспонате музея подробно рассказала Татьяна Сергеевна Корешкова. Присутствующие услышали голос А.Б. Трухачёва и ещё раз убедились в том, насколько талантлив был этот человек, с каким чувством юмора. В письме он не только описал жизнь в санатории, но и своё восхождение на Ай-Петри, и прочёл стихотворение, посвящённое «даме сердца» - пятилетней девочке, отдыхающей у бабушки в Крыму.
Показали мы и другие экспонаты, касающиеся А.Б. Трухачёва: его книгу со сказкой в стихах «О больной слонихе…» (Москва, ДМЦ, 2012, рисунки автора, составитель О.А. Трухачёва, выпущена к 100-летию А.Б. Трухачёва)); его рисунки; книгу «Памятник сыну», посвящённую памяти Андрея Борисовича.
Эта книга была выпущена московским Домом-музеем Марины Цветаевой, и она без преувеличения уникальна. Уникальна хотя бы тем, что воспоминания о сыне написаны матерью, которой шёл в то время 99-й год… А кроме воспоминаний Анастасии Ивановны включены в сборник статьи тех, кто знал Андрея Борисовича, общался с ним. А ещё рассказы, рисунки и стихи самого А.Б. Трухачёва.
Полтора десятка статей о сыне А.И. Цветаевой, вошедшие в книгу, позволяют зримо представить себе этого неординарного человека. Мы прочли фрагменты воспоминаний О. Трухачёвой, И. Карташевской, Г. Зелениной, Ст. Айдиняна, Л. Готгельфа. Действительно, как и мечтала Анастасия Ивановна, получился ПАМЯТНИК СЫНУ. Не мраморный бюст или холодная бронза, а памятник живой, трепетный, волнующий, воскресающий в сердцах читателей образ сына, отца, дедушки, строителя, поэта, художника, мечтателя Андрея Борисовича Трухачёва. Следующая встреча в музее состоится 31 августа, в День памяти Марины Ивановны Цветаевой.
Ольга ГРИГОРЬЕВА.
Вице-консул в музее
- Авг172022
- Просмотры(511)
Книжный фонд пополняется!
- Авг32022
- Просмотры(394)
Музей Анастасии Цветаевой принимает подарки! Это пять посылок, которые прислали друзья музея из Москвы и г. Александрова Владимирской области: Э. Калашникова, И. Невзорова, М. Уразова, Т. Полуэктова. Книжный фонд музея в год 130-летия Марины Цветаевой пополнился редкими книгами. Чего стоит фотобиография поэта, изданная в Мичигане (США) в 1980 году! А павлодарец, заслуженный железнодорожник А.С. Саркыншаков подарил публикацию повести А. Цветаевой о Кокчетаве " Старость и молодость" на казахском языке! Перевела её Дана Жантемирова, а опубликована повесть в республиканском литературном журнале "Жулдыз" (5 и 6 номер за этот год). Радость получения подарков с нами разделили председатель Славянского центра Татьяна Ивановна Кузина и профессор павлодарского университета им. Торайгырова Сейсембай Калижанович Жетпысбаев.
Спасибо всем дарителям! Презентация книг впереди!
Гость из Австрии
- Июл312022
- Просмотры(488)
Австрийский учёный, лингвист, историк Камилло Брайлинг во время посещения павлодарского Дома Дружбы, Ассамблеи народа Казахстана побывал в Музее Анастасии Цветаевой Славянского культурного центра. Он познакомился с павлодарским периодом в судьбе Анастасии Ивановны, узнал о работе над книгой "Воспоминания", о традициях музея в память писательницы.
Лидия Семёновна Прохорова прочитала известное стихотворение Евгения Евтушенко "Былинка", посвящённое Анастасии Цветаевой. Гость оставил автограф в книге записей почётных гостей.
Т. Корешкова.
--
Июльские встречи
- Июл122022
- Просмотры(397)
8 июля музей Анастасии Цветаевой посетили члены Центра активного долголетия.
Татьяна Сергеевна Корешкова рассказала им об истории создания музея, познакомила со многими интересными экспонатами. А гостья Людмила Алексеевна Сысоева подарила музею редкую книгу Марины Цветаевой "Через сотни разъединяющих лет...". Это издание Уральского университета 1989 года:
Большое спасибо за такой подарок в год 130-летия Марины Ивановны Цветаевой!
А 12 июля музейщики принимали гостей из Италии - Татьяну Алексенко и её супруга Паоло. Фонд музея пополнился итальянскими каминными спичками, которыми мы намерены разжечь 18-й павлодарский Цветаевский костёр, намеченный на 25 сентября!
Паоло оставил тёплую запись о музее в книге отзывов, поблагодарил за интересную встречу:
Музей всегда рад гостям!
Цветаева и Рождественский
- Июн302022
- Просмотры(478)
К нашей четверговой встрече в музее Анастасии Цветаевой подоспела посылочка из Москвы от цветаеведа Тамары Николаевны Полуэктовой. Это пять томов из семитомного собрания сочинений М. Цветаевой (остальные ещё в пути…). Это бесценное для нас издание. Составление, подготовка текста и комментарии – Льва Абрамовича Мнухина.
Два тома занимают письма поэта. Для того, чтобы проиллюстрировать, насколько афористичны, насыщенны, образны, поэтичны письма Марины Ивановны Цветаевой, мы процитировали только три из них, датированные 1 июля 1926 года. В этот день М. Цветаева написала Борису Пастернаку, Дмитрию Шаховскому и Ариадне Черновой.
Лето 1926 года М. Цветаева провела на море, в Вандее, с годовалым Муром и 13-летней Алей.
Л. Мнухин отмечал особенно напряжённую и сложную внутреннюю жизнь, какой жила Цветаева летом 1926 года, «когда контраст между «бытом» и «бытием» она особенно сильно ощущала и переживала».
Из письма Б. Пастернаку:
«Мой родной Борис,
Первый день месяца и новое перо.
…Борис, не люблю интеллигенции, не причисляю себя к ней, сплошь пенснейной. Люблю дворянство и народ, цветение и <корни>, Блока синевы и Блока просторов. Твой Шмидт похож на Блока-интеллигента. Та же неловкость шутки, та же невесёлость её…»
Из письма Д. Шаховскому:
«…Мне жаль Вас терять – не из жизни, я сама – вне, из третьего царства – не земли, не неба, - из моей тридевятой страны, откуда все стихи».
В письме к А.В. Черновой речь идёт о венчании Константина Родзевича (бывшего возлюбленного МЦ) с Марией Булгаковой:
«Дорогая Адя,
Спасибо за письмо. Оно мне сегодня снилось, и проснулась в тоске, хотя в жизни уже ничем не отзывалось. Засесть гвоздем, это ведь лучше, чем висеть жерновом! Жалею М <арию> С <ергеевну>, потому что знаю, как женился! Последующие карты можно скрыть, она слишком дорожит им, чтобы домогаться правды, но текущей скуки, явного ремиза не скроешь. Он её не любит…
Она вышла за него почти против его воли («Так торопит! Так торопит!») – дай ей Бог ребёнка, иначе крах.
Спасибо, что пошли. …Теперь Дода (Д.Г. Резников – О.Г.) знает, как венчаются герои поэм и кончаются поэмы…»
Это краткие фрагменты писем всего одного дня, 1 июля 1926 года. А сколько мыслей, эмоций, воспоминаний!
Там же в июле была написана «Поэма Лестницы», продолжалась переписка с Рильке и Пастернаком. Как писала Анна Саакянц, «июльская переписка Цветаевой с Пастернаком и Рильке достигла апогея. То был уже не роман в письмах, ибо эмоции стали уступать место философии бытия и творчества, в которую вплетались человеческие отношения. Отрываясь от сына, готовки, путешествий к молочнице, Марина Ивановна погружалась в эту переписку…»
Л.И. Деркунская добавила к этой информации, что сейчас в память о том цветаевском лете во французском городке Сен-Жиль-Круа-де-Ви стоит памятник Марине Цветаевой. Заказ на выполнение скульптурной композиции поступил Зурабу Церетели от властей курортного городка в департаменте Вандея, где Марина Цветаева, живя в эмиграции во Франции, провела лето 1926 года. Памятник был установлен 10 лет назад, в июне 2012 года.
Нам еще открывать и открывать Марину Цветаеву…
Спасибо друзьям, которые помогают совершать эти открытия!
А Татьяна Сергеевна Корешкова рассказала о своей поездке на Алтай, на празднование 90-летия со дня рождения поэта Роберта Рождественского. Вспоминали там и Марину Цветаеву.
Концерт в исполнении известной московской группы ViVA - «Марина Цветаева и Роберт Рождественский: музыкально-поэтический диалог» - впервые прозвучал 23 июня 2022 года в Барнауле в Филармонии Алтайского края и стал большим культурным событием для жителей и гостей города.
Этот уникальный проект связал воедино творчество великих поэтов XX века и позволил переосмыслить его в современных реалиях. Автор идеи проекта - Александр Балыков, продюсер и солист вокальной группы ViVA, уроженец города Барнаула – хотел отдать дань памяти и уважения человеку-эпохе Роберту Рождественскому и великому поэту Марине Цветаевой, чьё 130-летие отмечается в этом году, и сделать это впервые именно на своей родной земле.
Более 500 мест концертного зала Филармонии Алтайского края были заняты. Это был настоящий спектакль: на сцене звучали стихи и песни Р. Рождественского, ставшие символом целой страны, произведения М. Цветаевой, получившие широкую известность, пронзительная музыка.
Во время концерта на лицах зрителей была вся гамма чувств от смеха до слез, они внимательно слушали каждое слово, каждую ноту, аплодировали стоя и не хотели отпускать группу ViVA со сцены. Царила удивительно теплая атмосфера от начала и до самого конца. Интересная и удачная идея – предисловие к каждой песне в виде истории, стихов, рассказа солистов группы ViVA, это позволило раскрыть смысл каждого произведения и прочувствовать его по-новому.
Т.С. Корешкова побывала также на праздновании 90-летия Р. Рождественского в селе Косиха, где он родился. Удалось пообщаться с дочерью поэта Екатериной Рождественской и подарить ей двухтомник Павла Васильева, выпущенный павлодарским музеем поэта.
О. Григорьева.