Блоги

Вадим Ботов о себе и о Шиллере

(8 голосов)

... И всё же сердце трепетно забьётся,
Когда по старым улицам пройдешь,
И в памяти далекое вернется,
Те дни, которых больше не вернешь.

Вот в те, теперь уже далекие дни, в небольшом степном, пыльном, вьюжном и морозном городке Павлодаре появился я на свет 14 мая 1936 года. Босоногое, к счастью, не голодное военное детство, неповторимый голос Левитана в сводках Совинформбюро, жгучие похоронки, хлебные карточки, военный госпиталь в стенах восьмой школы, и, наконец, радость и слезы Победы - всё это живо в памяти и поныне. Обычная советская школа, красный пионерский галстук на груди и любимая песня "Взвейтесь кострами, синие ночи", которую всегда вдохновенно пели на сборах и линейках под грохот барабана.

В грозном, 1943 году, в здании мечети, что стоит и сегодня, силами эвакуированных музыкантов открывается первая музыкальная школа с парой полуразбитых инструментов в холодных классах, но с огромным желанием приобщить детей захолустного Павлодара к музыке великих - Бетховена, Моцарта, Шуберта, Чайковского, Глинки. И она, как вера и надежда на лучшее будущее, зазвучала тогда, и в числе первых учеников школы оказался и я, что предопределило, видимо, в будущем и выбор профессии музыканта-педагога. Хотя, если быть точным, была и другая заветная мечта. Мечта стать киномехаником. Благо, к этому были причины. Мой дядя Миша был одним из первых киномехаников знаменитого тогда кинотеатра "Ударник". И я действительно еще мальчишкой крутил фильмы самого "важнейшего из всех искусство - кино". И это, конечно же, было вершиной желаний многих мальчишек тех лет. Но судьба распорядилась по-другому.

В 1955-м году мы вместе с мамой поехали в гости к ее брату в Белоруссию, а если точнее, в ее столицу - город Минск. Прихватив документы об окончании средней школы и аттестат "музыкалки", я без всякой надежды объявился в музучилище Минска и вдруг оказался в числе студентов из далекой провинции, поступив на музыковедческое, а позднее и композиторское отделение. Педагогом по композиции стал Николай Ильич Аладов - народный артист БССР, профессор, композитор, автор огромного количества сочинений, в том числе и крупных форм (оперы, симфонии, оратории). Во время учебы в училище мне посчастливилось стать участником вначале всебеларусского, а потом и VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве в 1957 году.

В 1959-м году в Павлодаре открывается музучилище им. П.И.Чайковского, в котором, по приглашению Гильды Эрнстовны Кромер, я стал в числе первых педагогов ныне музыкального колледжа. Среди студентов училища была небольшая группа уже известных музыкантов, не имевших академического образования. Среди них и Александр Иванович Шиллер - организатор и много лет бессменный руководитель Народного хора тракторостроителей, известного не только в республике, но и далеко за ее пределами. Завязалась дружба, в том числе и творческая. Я был приглашен руководителем оркестровой группы хора.

Надо отметить то, что в репертуаре хора часто звучали песни павлодарских композиторов. Это, прежде всего, песни Александра Шиллера, Владимира Ширинкина, Михаила Пульги. Звучали и мои песни, среди которых наиболее удачным оказался "Павлодарский вальс" на слова Вадима Бороздина, занявший первое место в областном конкурсе на самую лучшую песню о родном городе. Позднее он несколько лет был музыкальной заставкой телепередачи "За честь родного города". Следует сделать оговорку о том, что творчество не было моим постоянным, каждодневным занятием, и все, что было создано, это "продукт" своеобразных пауз от основного педагогического труда, которому отдано более сорока лет жизни. Тем не менее "урожай" оказался сносным: около пятидесяти песен, инструментальные и оркестровые сочинения, романсы и др. Многие песни и романсы написаны на тексты павлодарских поэтов: Дмитрия Приймака, Сергея Музалевского, Ольги Григорьевой, Татьяны Окольничьей, Людмилы Гришиной, Леонида Еленчука, Марата Динерштейна, Владимира Куприна. Написаны романсы на слова Павла Васильева. В создании нескольких песен принимал участие поэт Петр Карбышев из Усть-Каменогорска. Ну и наконец, песни на собственные тексты.

Вот здесь следует сделать и вторую оговорку.
Что касается моего литературного наследия, то в нем я, надо признаться, дилетант, не имеющий за плечами литературного факультета. И всё, что написано в этом небольшом сборнике, это исповедь души в "околостихотворной" манере. Тем не менее, я надеюсь на то, что пусть немногое найдет отклик в сердцах читателей. За место на Парнасе я не борюсь. Поздно. За достоверность вышеизложенного расписываюсь.

... Я тебе оставляю в наследство
Это скромный творческий дар.
Город ныне далекого детства,
Моя Родина - Павлодар.

****

Светлой памяти Александра Ивановича Шиллера,
организатора и руководителя Народного хора
Павлодарских тракторостроителей, композитора

Я пришел к тебе на день рожденья
В этот раз, как много лет подряд.
Доставай, хозяин, угощенье,
Надевай торжественный наряд.

Бьет Иртыш волною непокорной,
А в степных садах бушует май.
Ты гостей душой своей просторной,
Ты друзей сегодня принимай.

Распахни пошире дверь сосновую,
Уж накрыт давно широкий стол.
И о том, о сём, про жизнь хреновую,
Поведём негромкий разговор.

Вспрыснем горькой душу опаленную,
Вспомним, как над тихою рекой,
"Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой".

И про море славное Сибири,
Про священный ветреный Байкал,
Где могучий Баргузин и ныне
Грозно пошевеливает вал...

Но береза тихая склонилась
Над могильной черною плитой...
Не приемлю, как же получилось,
Что навек расстались мы с тобой?

Что на всем скаку, галопом звонким
Всадник, мчавшийся во весь опор,
Не дожив, недолюбив, вдруг подло
Был расстрелян смертию в упор.

Что осталась недопетой песня
Про целинный край и дом родной...
И пришел к тебе на день рожденья,
Только вот не встретились с тобой.

И стою, скорбя, у обелиска,
До него совсем недолог путь.
Саша... Саша... ты вот здесь, ты близко,
Только вот руки не протянуть...

****

80 лет А.И.Шиллеру (2002)

Степи целинные, дали бескрайние.
Ночи короткие. Дни горячи.
Всё здесь знакомое - близкое, дальнее,
Русская песня, привольно звучи.

Друг мой, ты помнишь края Колыванские,
Рощи берез у сибирской реки...
Пела домбра звонко песни казахские,
В небе летали орлы-степняки.

Пела страна свои песни задорные,
Дружно ей вторил прославленный хор.
Черною тучей слова заговорные
Вдруг принесли нищету и раздор.

Друг мой, ты помнишь края Колыванские,
Рощи берез у сибирской реки.
Всё теперь призрачно, горы алтайские
Ныне, оглянешься, так далеки...

Всюду кордоны, границы намечены.
Всяк по себе копошится народ.
Память святая и та изувечена,
Где-то война, где-то нечисти сброд.

Серый туман над равниною стелется.
Ночь на исходе и близок рассвет.
Всё перетрётся и всё перемелется,
Солнца лучистого утренний свет.

Друг мой, ты помнишь края Колыванские,
Рощи берез и прибрежный камыш.
Грань обелиска, поля казахстанские,
Сколько уже лет беспробудно ты спишь...

И только память живая, нетленная
В годы те дальние снова ведёт.
Вот наступила минута священная -
Шиллера песню Народный поёт.

Вадим Иванович Ботов

Вадим Ботов и Александр Беляев:

Комментарии   

 
+2 #2 Зиновьева 14.04.2013 08:14
Вадим Иванович !Я бесконечно рада знакомству с вами. Такое трудное военное детство и. несмотря на это, Ваше восторженное восприятие окружающего мира. Такой богатый творческий путь и такое замечательное творческое наследие ! Здоровья Вам и вдохновения !
 
 
+4 #1 Валентина 25 11.04.2013 16:15
Вадим Иванович!Скольк о будет наших сил,будем петь песни Шиллера и Ваши тоже.Желаем Вам доброго здоровья,бодрос ти и по возможности еще стихов и песен.С уважением Беличева Валентина.
 

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии