Блоги

История Татьяны Куксовой (Новокшановой)

Я пришла в хор Александра Ивановича Шиллера в 1971 году скорее из любопытства. Пригласила меня туда моя добрая знакомая из нашего заводского отдела Валентина Лэсь, которая играла в оркестре на прима-балалайке. А мне всегда хотелось научиться играть на гитаре. Я прожила с этим удивительным коллективом пять лет, отстукивая ритм на балалайке-секунде. Меня просто потрясли песни, которые исполнял хор, как сливались голоса, как дружно они звучали! Я входила в дом (теперь там пенсионный фонд Народного банка) и оказывалась в мире, который казался сказкой: яркие костюмы, голоса, суматоха, вечное веселье и... огромный труд. Наш оркестр народных инструментов состоял из довольно пёстрой публики - студенты муз. училища, сварщик, художник, бульдозерист, пенсионеры... Я встретила там интересных, доброжелательных и талантливых людей. Руководил нашим оркестром Владимир Сергеевич Ширинкин, он делал всё, чтобы наша компания играла чётко и слаженно. Я теперь просто поражаюсь его терпению. Никогда я не видела его в плохом настроении. А его ответ на вопрос - как дела? - всё равно хорошо! - вызывал у всех улыбку. Отзывчивый и добрый человек, он даже приходил настраивать наше фортепиано, после чего играл и пел свои песни - про черёмуху, роняющую лепестки, про мать, у которой было четверо детей, но они разлетелись, что и не собрать их всех вместе. Грустная песня... Он ходил всегда без шапки, и на его пышных кудрях не таяли снежинки. Оркестранты тоже были людьми весьма интересными. Толя Ситников играл на домрочке - альт, из-под его пальцев выходили довольно замысловатые мелодии. Пальцы вначале слушались плохо, ведь работа сварщика не фунт изюма. Его брат Виктор обнимал огромную домру-бас. Дима Юрко и вовсе отбивал ритм на контрабасе-балалайке. Как он жаловался на свою судьбу - таскать эту громадину за собой на наших гастролях! А рядом с ним балалайка-альт - Георгий Александрович Бенуа, интереснейший человек, проживший 42 года в Аргентине, архитектор, написавший свои воспоминания в журнале "Огни Сибири" (не помню год). Я удивлялась тогда, как в таком почтенном возрасте у человека может быть такая энергия, такой живой интерес ко всему, что его окружает, например, к моим туфлям на огромной платформе, к спасённым от расстрела заводским собакам, которые пели под его балалайку. А однажды я бежала из магазина, спешила очень и встретила его, он вручил мне букет сирени. Я очень была тронута этим. Одним словом - дворянин, а дворянин он и в Африке дворянин. Ну, а его друг, прима-балалайка Анатолий Фёдорович Беляев - это отдельная тема. Редко встретишь таких людей... У него дома висела копия картины Крамского "Портрет незнакомки". Её написал и подарил ему художник, которого Анатолий Фёдорович сдал в ЛТП лечиться от алкоголизма. Тот при этом его ругал и угрожал, а когда вернулся, подарил ему в благодарность картину. Он был готов помочь всем, кто в этом нуждался. Думаю, многие вспоминают Беляева с тёплым чувством. Он и сам немного рисовал и мастерил Дедов Морозов из ваты. А как он играл на своей приме! Чтобы из трёх струн извлекать полонез Огинского, Уральскую плясовую, чардаш Монти... Под влиянием Анатолия Фёдоровича и мой муж, Куксов Евгений , освоил балалайку и даже вышел на профессиональный уровень. Теперь он играет те же мелодии - и Монти, и "Я встретил Вас" и многое другое. Мы встретились с ним в нашей оркестровой комнате (он играл тогда на балалайке-альт) и не расстаёмся вот уже 37 лет, у нас трое детей и трое внуков.

К сожалению, всё проходит. Давно нет ни Владимира Сергеевича, ни Толи Ситникова, ни Димы Юрко и Беляев с Бенуа тоже покинули этот мир. Очень больно осознавать это! Столько было вместе пережито - и гастроли, и фестивали, и многочисленные концерты в городе и по совхозам нашей области. Это забыть невозможно, сколько бы ни прошло времени. Желаю от всей души действующему хору успехов и процветания! Пойте, дорогие мои, пока есть задор и здоровье!!!

История Гущанской-Маркияновой Веры Алексеевны

В Павлодар я переехала в 1966-м году из Омской области, и в конце этого же года моя тётя, Ковалёва Люба, привела меня в хор. Прослушивание проводил сам Александр Иванович Шиллер. Так я стала участницей Народного хора. Вскоре я устроилась на Тракторный завод, и уже летом 1967-го года состоялась моя первая поездка в Москву, где мы выступали в Большом театре. Помню, что пели две песни на русском языке и одну на казахском. Выступали с концертом на ВДНХ, общались с министром культуры Фурцевой Е.А.

В 1967 же году нас пригласили в г. Рубцовск на двадцатипятилетний юбилей завода. Следующая серьёзная поездка была в 1969-м году в г. Кустанай и Кустанайскую область. Заезжали в молодой город Лисаковск - это был ещё палаточный город, самое начало строительства. В 1973-м году была гастрольная поездка в г. Омск, где нами был дан большой концерт на городской площади. Запомнилась водная экскурсия на "Ракете" по Иртышу, было очень весело. После этой поездки мне пришлось оставить хор, но постоянно поддерживала и до сих пор поддерживаю добрые отношения с участниками, несмотря на то, что давно (с 2000-го года) живу в России, в г. Пскове. У меня двое детей: дочь 1977-го г.р. и сын 1981-го г.р. Много лет прошло, но я с благодарностью вспоминаю то время, когда я была с хором, вспоминаю многочисленные концерты в нашем городе и области, никогда мне не забыть нашего руководителя Александра Ивановича Шиллера, его доброе к нам отношение. Только благодаря ему наш огромный коллектив был и есть одна большая и дружная семья. В каждый свой приезд я встречаюсь со своими друзьями, семьёй Галушка - Николаем Григорьевичем и Лидией Николаевной. В этом году мне повезло больше, я общалась со многими хористами. Мне посчастливилось присутствовать на концерте, в котором принимал участие и хор Шиллера, выступление которого произвело на меня огромное впечатление. После концерта меня обступили все, кто меня помнил - Беличева В., чета Галушка, Кошелевы Володя и Тоня, Шпаков Вл., Фокин Вл., Сотникова В. (её я помню по Тракторному заводу), даже сфотографировалась с ними на память...

Творческих успехов вам, ветераны хора Шиллера, и в добрый путь!

По доброй традиции

19-го мая 2013 г. праздновался Всемирный день музея. Приятно, что Павлодар не остался в стороне и в этот день,по установившейся доброй традиции, ровно в 12-15 по маршруту № 5 отправился трамвай-музей. Свою эстафету он принял от трамвая-музея, проследовавшего этим же маршрутом 7-го мая. Тогда акция была посвящена Дню Победы и Дню Защитника Отечества. Организаторами этого мероприятия, как и в прошлый раз, явились работники музея литературы и искусства им. Бухар жырау. В своей программе они рассказали о музее, о его экспонатах, о людях Прииртышья. Программа велась на двух языках - казахском и русском и сопровождалась музыкальными выступлениями женщин из Лиги мусульманок и нами, ветеранами хора Шиллера. Звучали песни об Иртыше, Павлодаре, о любви на нескольких языках. Как и в прошлый раз, пассажиры пели, плясали вместе с нами. Примечательно то, что такой трамвай-музей - единственный в Казахстане и хочется надеяться, что и другие города последуют этому примеру и подобным образом будут отмечаться не только крупномасштабные праздники, но и национальные, либо будут посвящены людям труда, деятелям литературы и искусства и пр. Наш маршрут был завершён, как и начат, у Дома дружбы задорной песней "Роспрягайтэ, хлопци, конэй". Эту песню пели всем трамваем.

ЗЕЛЁНОГО СВЕТА ТЕБЕ, ТРАМВАЙ - МУЗЕЙ!

Людмила Марковская

История Владимира Фокина

Я, Фокин Владимир Николаевич, родился в Павлодаре 10 июля 1944 года в рабочей семье, где пели все: мама играла на балалайке и исполняла русские песни, брат играл на баяне, сестра исполняла любимые песни. Я впервые запел еще в детском саду.

В коллектив Народного хора тракторного завода влился в 1964 году. С творческим коллективом русского народного хора под руководством Александра Ивановича Шиллера мы выступали на малых и больших сценах, в клубах и полевых станах.

Памятная поездка была в город Алма-Ата в 1967 году, где подтверждали звание народного хора, в 1967 году в Москву, где открывали концерт "Дни культуры и искусства Казахской ССР в Москве" в Большом театре Союза ССР, в 1967 году в город Рубцовск на юбилей завода. Большое выступление состоялось в 1982 году на юбилейном вечере в честь 60-летия заслуженного работника культуры КазССР А.И. Шиллера.

По сей день являюсь участником народного хора уже ветеранов и люблю русскую песню и весь коллектив.

История Петра Гардера

Здравствуйте, дорогие земляки-любители музыки и просто Павлодарцы! Хочу поделиться впечатлениями и восторгом о нашем замечательном человеке - Александре Ивановиче Шиллере. Для меня этот человек сыграл большую роль в моей жизни. Всё началось с 1968 года, когда Александр Иванович руководил большим Народным хором и ансамблем песни и пляски "Юность". В этом коллективе, ансамбле "Юность", были только молодые участники от 15 до 18-летнего возраста. В 1968 году, после окончания 8 классов школы, я поступил в Целиноградский автомобильный техникум, проучился 1 месяц и бросил его. Вернулся в школу в 9 класс, почему-то и учиться в 9 классе мне не хотелось. В это время идет дополнительный набор в Профтехучилище, куда я и поступил. В этом училище учился мой земляк Володя Битнер. А вечерами Володя ходил на репетиции в хор.

Я у него поинтересовался, что это за хор? Он сказал, что мне туда нельзя, так как сначала надо пройти прослушивание. На прослушивание я не ходил, а пришел с ним в хор на репетицию и сел в басовую группу. Хормейстер спросил, почему я не выучил слова песни, на что я ответил, что я новенький. Так я попал в ансамбль песни и пляски "Юность"... Когда прошло ещё 2 недели, мы уже стояли на сцене, репетировали, для меня всё это было очень интересно, и главное - мне всё это очень нравилось! Много произведений я ещё не знал, ведь в училище к тому времени я проучился только 3 недели, основная группа участников уже 3 месяца занималась!

А пришел сам Александр Иванович и начал дирижировать хором, я очень заволновался. Он репетировал с нами, показывал, где ниже тон взять, а где нужно, наоборот, дать "металла" голосу, хор просто загремел, зазвучал, и у меня сердце заёкало, вот это СИЛА! Всё, что он говорил и делал, я воспринимал в восторгом и был уверен, что лучше это сделать и нельзя! Я ещё никогда не видел такого талантливого и добрейшего человека, как Александр Иванович. Теперь вы знаете мою историю, как связала меня судьба с Александром Ивановичем Шиллером, я до сих пор благодарен ей за эту встречу с ним. Я до сих пор не пойму, я бросил учебу в техникуме, в школе и успокоился, когда попал к Александру Ивановичу - СУДЬБА! Судьба, которой я благодарен!

В ансамбле "Юность" я пропел 2 года.У нас были областные смотры, где наш коллектив занимал первые места. Потом республиканский смотр, где мы тоже заняли первое место. В 1970 году мы во второй раз стали лауреатами республиканского смотра и мы, молодые участники, получили золотые медали. В 17 лет меня и некоторых других молодых участников "Юности" Александр Иванович пригласил в Народный хор!

С ансамблем "Юность" и с Народным хором, которыми руководил А.И.Шиллер, я провел около 25 лет. Нам довелось выступать на лучших сценах области, Республики Казахстан и СССР. И всё это заслуга нашего руководителя - А.И.Шиллера, композитора, талантливого руководителя, общественного деятеля, психолога и просто очень хорошего ЧЕЛОВЕКА!

Чтобы создать такой хор, который из самодеятельных коллективов в СССР был одним из лучших, необходимо быть не просто талантливым, а очень талантливым и обладать добрейшими человеческими качествами. И композитором Александр Иванович был замечательным, его признавали за песни, в которых были воспеты просторные степи, могучий Иртыш и наш Павлодарский тракторный завод. Песни А.И.Шиллера вошли в Золотой фонд Республики Казахстан.

Чтобы заслужить всё это, нужно было приложить много труда, нужно было много репетировать. И мы репетировали. Иногда Александр Иванович называл нас ласково "Вы, мои психи", ведь другие в это время идут в кино, в гости, едут на дачу. А мы - на репетицию. И так годами! Это могут делать только люди, которые влюблены в песню, любят свой край, любят свой город, любят своих близких и, конечно же, имеют руководителем такого замечательного человека, как Александр Иванович Шиллер.

Песню, которая звучит, убить невозможно, она бессмертна! Память об этом талантливейшем и добрейшем человеке, Александре Ивановиче Шиллере, останется у меня на всю мою оставшуюся жизнь!

С любовью к вам всем
Пётр Гардер (Peter Harder, Вольфсбург, Германия)

P.S. Благодарность Ольге Литау

Тема войны в репертуаре хора Шиллера

Великая Отечественная война. Наша память о ней - это не только скорбь о погибших, это боль тяжелых ранений и печаль в осиротевших семьях. Мы живем на земле, где в годы ВОВ было унесено 27 миллионов человеческих жизней. Жестокая правда и трагедия войны и сегодня отзываются болью в наших сердцах. Тема войны - Великая тема, поэтому и создавалась Великая музыка, Великое песенное творчество. К этой теме не раз приобщался и наш коллектив, за всё время существования хора Шиллера нами было спето много песен о тяготах войны, о фронтовых боях и буднях, ведь песен на эту тему написано немало.

Вспоминается отчетный концерт 1978 года, на котором была исполнена вокально-хореографическая композиция "За Родину", где были задействованы хор, оркестр и танцевальная группа. На этом же концерте звучала песня "Стоит над Волгою курган" в исполнении хора и оркестра.

В юбилейной программе, посвященной 20-летию хора была показана "Солдатская пляска", опять была исполнена композиция "За Родину".

Один концерт запомнился особенно: на отчетном концерте 1985 года, посвященном 40-летию Великой Победы, была исполнена трогательная литературно-музыкальная композиция, в которую вошли песни известных композиторов. На сцене, на постаменте неподвижно стоял солдат с девочкой на руках, символизируя памятник, возле него "горел" вечный огонь. Хор и солисты торжественно исполняли песню "Неизвестный солдат". В зале на первых рядах сидели с цветами в руках ветераны хора войны и труда, организованного А.И.Шиллером в 1981 году (этот хор существует и поныне, им руководит В.Полицанов, и занимаются они в ГДК). На слова "И вернувшись живыми с далекой земли, его именем мы сыновей нарекли. Не забыть нам лицо, не забыть этот взгляд, он - отец или брат - этот гордый солдат. Пусть же вечно живет неизвестный солдат!" ветераны медленно поднимались на сцену и несли цветы к вечному огню, а затем так же медленно возвращались на свои места. Зал взрывался аплодисментами, многие расчувствовались и вытирали слезы. На том концерте были применены спецэффекты: закадровая музыка, взрывы снарядов, свист пуль, крики солдат. Концерт закончился песней "Мир нужен всей планете" в исполнении хора и оркестра.

На 30-летии хора в 1987 году были исполнены следующие музыкальные произведения: народная песня "Александровский централ", "Стоит над Волгою курган", "На вечные времена", "Ветераны войны". На концерте, посвященном Дню Советской Армии, была исполнена новая хоровая песня "Калина черная".

За всё время существования хора было спето немало песен на военную тему, всего и не вспомнить теперь. С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от тех страшных событий. Выросло новое поколение людей, для которых война - лишь воспоминания очевидцев, переживших тот период времени. С каждым годом их становится всё меньше и меньше. И мы, живые, не имеем права забывать об этом. Поэтому, готовя новые программы, мы непременно включаем в свой репертуар песни с военной тематикой. Перечислим лишь некоторых из них - "Поклонимся Великим тем годам", "Не шуми, печальная калина", "Солдатские вдовы", "Хлеб всему голова", "На солнечной поляночке", "Ехал я из Берлина", "Степом" и другие.

При этом мы не забываем и старые песни, так как они не утратили своей актуальности и сегодня, ведь не везде на земле царит мир, а значит тема войны, тема защиты мирной жизни будет тревожить нас, артистов, всегда. Пока жива наша память!

Валентина Сотникова и Валентина Беличева

Владимир Шиллер об отце

Последний концерт

Незавидной была доля сотрудников КГБ, охранявших здание посольства ФРГ в Москве. Тянуть здесь лямку службы было чистым наказанием. Трудный участок: даже в лютые морозы здесь следовало держать ухо востро, а все подходы к германскому представительству - в поле зрения. Бдительно и круглосуточно. Многое видели здесь чекисты, многое пережили. Многое... Но всё это были мелочи по сравнению с тем, что произошло здесь в один из августовских дней 1985 года, накануне Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Такое не могло присниться даже в страшном сне...

История Владилена Шпакова и Людмилы Садовник

Моя фамилия - Шпаков Владилен Семенович. Я - ветеран русского народного хора имени А.И.Шиллера. Как я пришел в хор?

В 1961-м году после службы в армии я приехал в город Павлодар, где жили мои родители. Петь я всегда любил, в армии участвовал в хоровой самодеятельности. Узнал, что в городе есть русский народный хор. Занимались они тогда при заводе "Октябрь". Я пришел - меня прослушали и оставили. С тех пор, а это был 1962-й год, правда, с перерывами, я пою в этом хоре. В этом 1962 году мы уже защитили звание народного, а в декабре были на гастролях в Киеве. Помню концерт в совпартшколе. Мы исполняли песню "Реве та стогне Днiпр широкий", зрители стоя нам аплодировали. Эта песня звучала для них, как гимн. По возвращении мы много давали концертов по городам нашего Казахстана и России, во многих селах нашей области. В 1967-м году мы выступали в Москве на ВДНХ и на сцене Большого театра. Это были дни культуры и искусства Казахстана в Москве. Всё второе отделение концерта было отдано нашему хору. А открывал второе отделение Ермек Серкебаев, с которым мы там познакомились. Были у нас встречи в Целинограде с Александрой Пахмутовой и со вторым в истории космонавтом Германом Титовым.



В хоре было очень много интересных людей: Георгий Бенуа, знаменитая семья музыкантов и художников, Валентин Евгеньевич Эмме - капитан второго ранга крейсера "Аврора", журналист, поэт и наш ведущий концертов Сергей Музалевский. Хочется вспомнить своих друзей, что стояли у истоков хора: Аркадий Кистнер, Виктор Размолодин, Анатолий Корниенко, Павел Порубай, Михаил Чириков, Анатолий Ситников, Вадим Албычев. Со своей будущей женой, Людмилой Николаевой Садовник, я познакомился в хоре. Поженились мы в 1970-м году, в том же году у нас родилась дочь. И вот, по семейным обстоятельствам, я временно не стал посещать хор. После выхода на пенсию времени у меня стало достаточно. Потом я узнал, что хотят собрать ветеранов хора заняться пением. А самых первых участников сейчас в хоре три пары: это чета Николая и Лидии Галушек, Владимира и Антонины Кошелевых, ну, и мы, Шпаковы-Садовник, которые до сих пор семейно поем и дружим.

*****

Я, Садовник Людмила Николаевна, пришла в Народный хор в 1966-м году. Позвала меня участница хора Любовь Гуряшина. Александр Иванович Шиллер как раз приглашал желающих петь.

Мне крупно повезло. В 1967-м году хор пригласили в Москву на дни Казахстанской культуры. Выступали на сцене Большого театра вместе с корифеем казахстанской сцены Ермеком Серкебаевым и с республиканским ансамблем танца "Гулдер". Это были незабываемые дни. Выступали на открытой сцене ВДНХ. Народный хор, танцевальная группа и оркестр народных инструментов - эти три коллектива были, как одна семья.

Выступали на разных площадках, в домах культуры, на полевых станах, выезжали в Рубцовск на празднование 25-летия тракторного завода, который был перевезен из Липецка во время войны.

Досуг мы тоже проводили вместе. Можно сказать, что мы жили одной семьей, делившей и радости, и горести. Коллектив был молодой, поэтому образовывались семейные пары: Шлейхер Александр и Левенец Валентина, семья Николая Галушки и Лидии Клочай, Кошелевых Владимира и Антонины, Чирикова Михаила и Зинаиды. Нашла и я свою вторую половинку - Шпакова Владилена Семеновича, который поет до сих пор в свои 75 лет.

Хороший жизненный заряд дал нам Александр Иванович, воспитав в нас чувство единения, сплоченности, умение дружить. А самое главное - это любовь к русской песне. Посмотрите на нынешних участников хора - они никогда не устают петь, даже после концертов поют. Выступают на самых разных площадках, в любую погоду.

Поэтому вызывает недоумение отношение городского отдела культуры, который ни разу не счел возможным познакомиться с этим прославленным коллективом, золотым фонда нашего города.

Есть предложение - открыть мемориальную доску Александру Ивановичу Шиллеру на здании, где хор репетировал.

История Людмилы Тиссен

В хор в 1969-м году я попала случайно. Мы с подругой шли в кинотеатр "Октябрь" и увидели объявление, что в хор приглашаются юноши и девушки. Мы зашли просто ради любопытства, но Александр Иванович не отпустил нас, пока не прослушал. Подруге моей он ничего не сказал, а меня сразу же пригласил на репетицию в воскресенье. Я пришла, он сразу же посадил меня в сопрано и сказал, чтобы я попробовала. Вот так и началась моя певческая жизнь! Всё пошло, как будто само собой.

Меня всегда удивляло то, что хоть в хоре были люди всех возрастов (мне было тогда 15 лет), Александр Иванович относился к ним, как к любимым детям. Бывало, и психанет, когда мы портачили, но тут же сразу скажет: "Вы же всё можете!"

Репитиции это ещё не всё, а вот концерты! Это костюмы, грим, волнения! Как это приятно, когда раздвигается занавес и зрители начинают аплодировать, хотя мы не спели ещё ни слова! Потом я стала уже и солировать.

Через некоторое время в хор пришла и моя сестра, а потом подрос и брат. Так мы втроем уже стали ходить на репитиции. В хоре у нас всё было впервые - и первая любовь, и разочарования. Здесь мы создали свои семьи, здесь у нас родились первенцы. Я ходила в хор до самых 8 месяцев беременности, а потом Александр Иванович говорит: "Люда, ты уже не "вмещаешься" в сарафан, наверное, хватит уже, отдыхай".

Александр Иванович был не только руководителем коллектава, он был вторым отцом для нас. Обращал внимание на настроение каждого участника и пропускал все наши заботы через себя, через своё сердце. Как-то у нас сильно заболел папа, несколько дней был в коме, так вот Александр Иванович пришел лично к нам домой и спросил маму, нужна ли нам какая-нибудь помощь? А как он радовался, когда узнал, что папе стало легче! От радости мы заплакали вместе с ним, он обнял меня и сказал, что теперь всё будет хорошо! Так и получилось. Папа выздоровел и прожил ещё до 2009 года.

Я очень благодарна судьбе за то, что я общалась с Александром Ивановичем и таким прекрасным коллективом. Мы были как одна семья! Многих уже нет в живых. Кто-то до сих пор поет в хоре. Всем, кто ещё помнит нас, Пироговых, большой привет! Живите долго и счастливо! Спасибо, что вы у нас были!

Людмила Пирогова-Тиссен (Альбрук, Германия)

P.S. Благодарность Ольге Литау

История Раисы Стукаловой

Рок судьбы или счастливый случай?

Хочу написать маленькое предисловие. Родилась я на Украине в поселке Щорск Днепропетровской области. Детство было голодное, послевоенное. У мамы нас было трое, я была одна из меньших. В школу пошла почти в 8 лет. Помню, мама проводит в школу до парка через дорогу, а там я всю дорогу иду и пою «Шел отряд по берегу, шел издалека». Пела про нашего земляка, а до школы идти полтора километра. Шло время, и как сейчас, помню, где-то в 5-м классе к нам в Щорск привезли фильм «Солдат Иван Бровкин на целине». Так этот фильм мне понравился! Мы на все сеансы ходили. Я тогда и подумать не могла, что это станет всей моей жизнью.

Закончив 8-й класс, я поступила в строительное училище Днепропетровска. Училась на строителя: не то, что мое призвание, а просто хотелось скорее стать взрослой. Училась три года. Днепропетровск – очень красивый старинный город. В то время молодежь училась в основном на рабочие профессии, чтобы поднимать города и села после войны. Я не знала такого счастливого дня в своей жизни, когда однажды нам на линейке сообщили, что для нашего выпуска будет распределение с выездом в Казахстан. Я первая написала заявление, чтобы осуществить свою детскую мечту. И вот наступил тот день, когда мы собрались на вокзале. Это был незабываемый день. Весь перрон был заполнен отъезжающими и провожающими. Это были дети с ремесленных строительных училищ. Конечно, мы мечтали о том, как мы будем жить в палатках. И вот мы в дороге. Радость и гордость переполняли нас. Мы даже не заметили, как трое суток осталось позади. В окнах мелькали бесконечные степи, те, которые я в пятом классе видела в кино. И вот 26 августа 1961 года мы приехали на вокзал города Павлодара.

История Любови Фот

В деревне Тарасовка, что расположена в Брянской области, 23 мая 1950 года в молодой семье Беликова Виктора Григорьевича и Беликовой Марии Евдокимовны родилась девочка, дали ей имя - Любовь. Свое детство и школьные годы провела в деревне, где почти каждый пел или играл на каком-либо инструменте. Мои родители родились в этой деревне, после окончания войны встретились на музыкальных вечеринках, отец мой играл на гармошке, мама - на балалайке.
Помню, где-то в 1960-м году отец купил баян, красивый (под слоновую кость оформлен, камешками украшен), звук у него под аккордеон был налажен, долго мама отца упрекала за это. За эти деньги тогда можно было корову купить. Приходил отец с работы, всю домашнюю работу вместе сделаем, а затем брал этот красивый баян и играл. В основном плясовые мелодии, потому в деревне его всегда приглашали на свадьбы, проводы в армию. Мама ему частушки напевала. Песни в деревне всегда пели: убирают сено, идут в лес за грибами, ягодами, доярки едут с полевого стана - и всюду песни слышны. Жизнь кипела, деревня жила, теперь, конечно, в деревне одни старики живут. Раньше собирались мамины сестры и пели на три голоса народные песни, страдания или частушки. Как-то я без разрешения взяла баян и подобрала мелодию песни "Снова замерло все до рассвета" и не заметила, как отец вернулся. Конечно, он не любил, когда я брала баян, боялся, что я его уроню или как-то неаккуратно буду обращаться. Уж очень он любил его.

После окончания десяти классов я уехала в Казахстан, захотелось географию изучить, так и осталась здесь с 1968 года, работала на тракторном заводе, слышала про хор тракторного завода, но не довелось туда пойти - вскоре вышла замуж, пошли дети. Попала в хор ГДК уже в 1997-1998, в то время хором руководил Владимир Алексеевич Зайцев, хормейстером была Алмагуль Амантаевна, баянистом был Ленский. 27 мая 2000 года к дню рождения Александра Ивановича Шиллера была организована поездка на "Ракете" на ту сторону Иртыша, где мы прямо на лоне природы дали несколько концертных номеров, почтив память Шиллера. Присутствовала вдова Зинаида Васильевна Шиллер с внуком, гости облсофпрофа. Были вручены ленты "Ветеран хора" тем, кто пропел в хоре более 10 лет. С этого мероприятия осталась видеосъемка. Прямо на палубе "Ракеты" состоялся памятный обед, организованный участниками хора.

Песни мне помогли пережить трудные годы в период перестройки (осталась без работы), песни помогали жить, работать и вообще - "Песне ты не скажешь до свидания, песня не прощается с тобой". В хоре имени А.И.Шиллера я пела в третьих голосах; бывало, нужно и на дачу ехать, и репетиции - всюду успевала, что до сих пор продолжаю петь, правда, в других коллективах: ансамбле "Пламя", татаро-башкирском хоре, руководимым Г.А.Ташимовым, хоровом коллективе с.Павлодарское.

История Николая Якимца

Я, Якимец Николай Андреевич, родился 25 декабря 1931 года.

Приехал в Павлодар в 1983-м году. Как-то во Дворце тракторостроителей был концерт народного хора, на котором я присутствовал. Концерт мне очень понравился. После него я поднялся на сцену и спросил, кто же здесь Шиллер. Александр Иванович ответил, что это он и что же я хотел. Я сказал, что мне очень понравился концерт и что я хотел бы петь в народном хоре.

Шиллер повел меня в свой кабинет, взял аккордеон и говорит, чтобы я спел вот эту песню (не помню какую). А я ему говорю, что давайте я спою вам песню Геннадия Заволокина без аккомпанемента "Любушка", и пропел. Александр Иванович говорит: "Здорово поёте. Приходите на репетицию". Затем он повёл меня к хормейстеру Алексею Николаевичу Томилину и сказал ему: "Держите его, чтобы не сбежал от нас, он здорово поёт".

Вот так я оказался в народном хоре. Пел дуэтом с Владимиром Фокиным "Спасибо, друг", с Анатолием Гасановым запевали песню "Провожала сокола", с Марией Полищук "А я все дивлюся", запевал песню "Широка ты, степь", приплясывал в песне "Бабка Любка и другие" с Зинаидой Стариковой, где я изображал деда-голубочка, а Зина бабку Любку-голубку с ухватом. Шуточная песня шла на ура. В вокально-хореографической сюите "Свадьба в деревне" отплясывал в русской народной песне "Трава, моя трава".



Ездил с концертами с коллективом в Ленинград, Киев, Новочеркасск, Алма-Ату, Астану, Одессу, Волгоград. О наших руководителях - Шиллере А.И., Томилине А.Н., Ширинкине В.С., Егоровой Л.Н. у меня только хорошие воспоминания. Вот и всё, что я хотел написать.

P.S. Благодарность Валентине Беличевой за появление этой истории.

История Виктора Вегеля

В далеком 1973-м году меня увидел Александр Иванович Шиллер на конкурсе чтецов, который проходил в ДК железнодорожников. Видимо, я так старался кричать без микрофона стихи Блока, что меня слышали на последнем ряду. Был только голос и больше ничего. Это я узнал потом, а до конкурса я считал, что очень хорошо читаю. В родном совхозе мне об этом не раз говорили девчата.

И вот Александр Иванович подходит ко мне после конкурса и говорит: "Я - Шиллер, руководитель Народного хора, не хотели бы вы у нас заниматься?" Ничего себе, думаю, сам Шиллер меня приглашает, вот это да! Я, конечно же, согласился, не раздумывая. Он сказал, где и когда проходят репетиции. На следующий же день, к 19-00 я пришел в красный уголок по улице Куйбышева (Торайгырова), и мне показалось, что я попал на настоящий праздник, большой и светлый: одна молодежь, все доброжелательно улыбаются. А когда услышал, как они поют, дух захватило.

После этого в течении какого-то времени, по просьбе Александра Ивановича, со мной занимались в Драмтеатре по постановке голоса. И с этого момента мы с Ольгой Литау стали вести концерты. Я чувствовал себя абсолютно счастливым, понял, как мне повезло, что судьба свела меня с таким человеком. Добродушный, уравновешенный, без какого-либо высокомерия, он учил, подсказывал, советовал. Подойдет, бывало, перед концертом и спрашивает: "Ну как, готов? Не волнуйся, всё хорошо, начинай!" И... льются песни не только его собственного сочинения, но и других авторов, которых он знал лично. А концертов было очень много, побывали во многих уголках нашей необъятной страны (бывшего СССР), и везде принимали с любовью и заслуженными почестями. Я часто вспоминаю наш приезд в колхоз "30 лет Казахстана", с каким теплом хор принимали жители села и сам председатель колхоза Яков Геринг. Сколько хороших слов было сказано в адрес Александра Ивановича Шиллера после выступления. Зал был полон, благодарные зрители сидели нарядные и счастливые. А потом был праздничный ужин в колхозной столовой. Председатель до самого нашего отъезда не отходил от Шиллера. Видно было, что общаются два друга, два великих и талантливых человека - каждый в своем деле.

Людмила Зыкина, Яков Геринг, Александр Шиллер (Павлодарская область, март 1983 года):

А об участниках-хористах и говорить нечего: сам факт того, что прошло более двадцати пяти лет после смерти Александра Ивановича, а хор до сих пор существует. Живет, благодаря умело подобранному коллективу, ведь певцов и танцоров было не менее 100 человек. И никогда ни один участник не оставался без внимания со стороны Александра Ивановича - каждого отметит, поблагодарит, поможет. Вот таким был наш горячо любимый и вспоминаемый нами Александр Иванович Шиллер, тепло и радость от соприкосновения с которым остается на многие десятилетия. Благодаря энергетике, которая исходит от подобных людей, жизнь на земле до сих пор продолжается. Вечная ему память! А хору - долгих творческих лет и востребованности. Мы обязательно встретимся, очень вас всех люблю и скучаю!

Виктор Вегель, Швальмштадт, Германия

P.S. Очередная благодарность Валентине Сотниковой, без которой никто и никогда не узнал бы историю Вегеля :D

История Александра Грибчика

В Павлодар мы с родителями приехали, когда я был еще ребенком. По окончании школы поступил в училище № 137 от Тракторного завода, приобретал специальность токаря. Это было в 1974-м году. При училище был ансамбль "Юность", которым руководили Александр Иванович Шиллер и Алексей Николаевич Томилин. Один занимался с девушками, другой - с ребятами. Потом объединились в общий коллектив и звучали неплохо.

А Александр Иванович руководил, как мы узнали потом, хором Тракторного завода, который к тому времени существовал уже 17 лет. Учился я год и сразу пришел по приглашению Шиллера в его знаменитый хор. Началась интересная для меня жизнь с концертами на предприятиях города и гастрольными поездками.

История Надежды Пановой

До того, как в 1985-м году я с семьей приехала в Павлодар, мы жили на Урале, в городе Берёзовский Свердловской области. Там я тоже пела в хоре, с которым побывала и в Украине, и в Молдавии, и в Подмосковье. Много выступали по деревням и в самом Свердловске (Екатеринбурге).

Как только мы устроились на новом месте, я стала интересоваться, есть ли в Павлодаре какой-нибудь хор. Соседи сказали, что во Дворце тракторостроителей есть хороший хоровой коллектив. Приехала во Дворец и на вахте спрашиваю, где занимается хор. Меня спрашивают: "Вам хор ветеранов", на что я ответила вопросом: "Я что, на ветерана похожа?" И как раз мимо вахты проходил Алексей Николаевич Томилин, вахтерша представила нас друг другу. Меня прослушали и определили в третьи голоса, а я всегда пела в первых. Я, когда волнуюсь, то пою низким голосом. Некоторое время сидела рядом с Верой Тутушиной, она слушала-слушала, а потом говорит Томилину: "Алексей Николаевич, видите, человек давится, пересадите ее в сопрано". Так я оказалась в первых голосах. Я сразу подружилась с Валентиной Сотниковой, она опекала и поддерживала в то время, как другие глядели косо и шипели, особенно после того, как мне дали запевать песню "На вечные времена", которую до этого пела Аня Киршина. Жаль, что не довелось узнать Александра Ивановича Шиллера поближе, но увидеть его я все-таки успела. Его, видимо, отпустили на выходные из больницы, но он не поднимался на третий этаж. Нам сказали, что он внизу, и мы все высыпали из своего класса, и вот тогда я увидела основателя этого известного коллектива в первый и последний раз живым. В декабре 1985-го года его не стало. Но занятия хора я посещала добросовестно, несмотря на то, что у меня был маленький ребенок.

В 1988-м году в составе поезда "Дружба" ездили по Украине, узнала много нового и интересного, была в Ленинграде, в Боровом. Когда в коллективе начались разногласия, Томилин ушел в Славянский центр и забрал несколько человек с собой, в том числе и меня. Пели сначала русские и казачьи песни, потом только казачьи. Через некоторое время образовалось два казачьих коллектива: "Иртышская линия" и "Воля". В данный момент я пою в "Иртышской линии". В хор Шиллера больше не хожу, но воспоминания о нем самые хорошие. До сих пор со многими общаемся, особенно с Валентиной Сотниковой, раньше я часто бывала у нее дома. Сейчас, правда, видимся реже, но не теряем друг друга из вида.

Я рада, что оказавшись в незнакомом городе, нашла этот знаменитый хор, что познакомилась с интересными людьми, что стала частью этого необыкновенного коллектива. Я уверена, что мы и дальше будем сотрудничать, выступая на совместных концертах. Спасибо всем, кто помнит меня, а я их не забуду никогда!

Надежда Панова

История Татьяны Липатниковой

Знакомство с Народным хором для меня началось в 1975 году. Моя подруга Раиса Короткая рассказала о том, что она ходит в замечательный хоровой коллектив, и предложила вместе ходить в хор. Для этого нужно было пройти прослушивание у руководителя этого хора Александра Ивановича Шиллера. Я пришла на прослушивание. Александр Иванович предложил мне спеть куплет из песни «На побывку едет молодой моряк». Я спела, и Александр Иванович сказал, что у меня сопрано, и я могу петь в хоре. Вот так я стала участницей коллектива. Ходила на репетиции, и мне очень понравилось петь в этом хоре. Потом начались гастроли нашего коллектива по Павлодарской области. Нас очень тепло принимали зрители. Я вспоминаю выступление хора в Караганде, в Экибастузе. Во время выступления в Экибастузе произошел забавный случай. Девочка из танцевальной группы (тогда при хоре был танцевальный коллектив), исполняя вертушку, вылетела в зрительный зал и приземлилась на колени зрителю в первом ряду.

Потом начались гастроли по крупным городам бывшего СССР. Запомнились гастроли в Москву, Харьков, Волгоград. В Харькове мы выступали прямо на заводе, рабочие которого очень тепло приняли наше выступление. В городе-герое Волгограде наш хор давал концерт по местному телевидению. Вспоминаю, что мы все очень волновались перед этим концертом. В этом городе хотелось выступить особенно хорошо, так как мы с хором накануне побывали на мемориальном комплексе, на знаменитом Мамаевом кургане. Мы, находясь на месте, политом солдатской кровью, были потрясены увиденным. От осознания того, столько полегло на этой земле людей, которые дали нам возможность жить и радоваться в этом прекрасном мире, сердца наши наполнились болью.

Вадим Ботов о себе и о Шиллере

... И всё же сердце трепетно забьётся,
Когда по старым улицам пройдешь,
И в памяти далекое вернется,
Те дни, которых больше не вернешь.

Вот в те, теперь уже далекие дни, в небольшом степном, пыльном, вьюжном и морозном городке Павлодаре появился я на свет 14 мая 1936 года. Босоногое, к счастью, не голодное военное детство, неповторимый голос Левитана в сводках Совинформбюро, жгучие похоронки, хлебные карточки, военный госпиталь в стенах восьмой школы, и, наконец, радость и слезы Победы - всё это живо в памяти и поныне. Обычная советская школа, красный пионерский галстук на груди и любимая песня "Взвейтесь кострами, синие ночи", которую всегда вдохновенно пели на сборах и линейках под грохот барабана.

В грозном, 1943 году, в здании мечети, что стоит и сегодня, силами эвакуированных музыкантов открывается первая музыкальная школа с парой полуразбитых инструментов в холодных классах, но с огромным желанием приобщить детей захолустного Павлодара к музыке великих - Бетховена, Моцарта, Шуберта, Чайковского, Глинки. И она, как вера и надежда на лучшее будущее, зазвучала тогда, и в числе первых учеников школы оказался и я, что предопределило, видимо, в будущем и выбор профессии музыканта-педагога. Хотя, если быть точным, была и другая заветная мечта. Мечта стать киномехаником. Благо, к этому были причины. Мой дядя Миша был одним из первых киномехаников знаменитого тогда кинотеатра "Ударник". И я действительно еще мальчишкой крутил фильмы самого "важнейшего из всех искусство - кино". И это, конечно же, было вершиной желаний многих мальчишек тех лет. Но судьба распорядилась по-другому.

Курьезные случаи из жизни хора Шиллера

Валентина Беличева

Я хотела бы вспомнить некоторые забавные случаи, происходившие со мной в поездках. Например, в Ташкенте в 1975-м году. Ведь, побывав в Омске в 1973 году с концертами, очень хотелось увидеть столицу Востока наяву, как поется в песне, "Звезду Востока, столицу дружбы и тепла". Когда на одной из репетиций Шиллер сказал, что поездка состоится в январе, конечно же, участники хора обрадовались, но всем нужно было договариваться, чтобы отпустили на работе, несмотря на то, что были выданы письма-освобождения, где было указано, на сколько дней освободить и с сохранением заработной платы. Многие участники хора отрабатывали дни заранее, чтобы поехать (в основном, заводчане), многих очень тяжело освобождали, приходилось вмешиваться Александру Ивановичу, но мне (я тогда работала в ГПТУ) подписали освобождение, так как я и в ГПТУ принимала активное участие в художественной самодеятельности, в смотрах-конкурсах, защищая честь училища.

История Валентины Васильевой

Мое увлечение песней началось еще в раннем детстве. Первый раз я вышла на сцену в шесть лет с украинской песней "Ой, мынула вже зыма". Детство мое прошло на Украине (г. Ровно). В нашей семье пели все. Далее мое увлечение песней продолжилось в городе Омске, я пела в ансамбле профтехучилища, а также в ансамбле дворца "Нефтяник".

После окончания учебы я была направлена на работу на завод синтетического каучука города Омска. Однажды меня к себе в кабинет пригласил начальник цеха Петр Петрович Трошкин и сказал: "Я слышал, что ты хорошо поешь. Мы тебя отправляем на смотр художественной самодеятельности между цехами завода, а далее будет отбор на лучшего участника для открытия дворца "Химик". Открытие было 9 мая. Я пела украинскую песню "Степом". Была создана первая агитбригада дворца "Химик". Там я нашла свою судьбу и вышла замуж. Стали петь с мужем дуэтом. При переезде в город Павлодар я мечтала петь в хоре Шиллера, но мечта сбылась нескоро, так как родила две дочери и не было возможности стабильно заниматься в хоре. Пела на предприятии, где я работала (НПЗ).

Когда младшей дочери исполнилось 14 лет, мы с мужем начали петь в украинском хоре. Но меня всё же увлекали еще и русские песни, и вот в 1999 году судьба свела меня с Марией Полищук, которая пригласила меня в хор Шиллера.

Репертуар хора произвел на меня очень хорошее впечатление: это песни о родном Прииртышье, о хоре, о заводе, а особенно песни "Хлеб всему голова", "Иртышская лирическая", "Мы поем в народном хоре". Песни исполнялись с высокой профессиональностью. В каждом участнике хора присутствовал дух высокого мастерства исполнения песни. В то время руководителем хора был Владимир Алексеевич Зайцев, а хормейстером - Коваленко. Нельзя забыть звонкие голоса солистов.

Со временем я стала петь и казахские песни. В данное время мое увлечение песней продолжается. Продолжаю петь в хоре Мурзина и в хоре украинской песни (руководитель - Маслий). Увлечение песней передалось и моим внукам: Пауль Леон проживает в Кёльне (Германии), занимается на фортепиано, делает большие успехи. А в Павлодаре внучка Ульяна Миронец, лауреат конкурса "Балауса", исполняет русские, казахские и украинские песни, солистка украинского отделения Дома дружбы.

Валентина Ветрова-Васильева

История Нины Волковой

Хор - что это для меня?! Это всё...

С самого рождения, по-моему, я всегда пела, пел мой отец, мама и мои сестры. Папа, бывало, придет с работы, усталый, закрутит свою самокрутку и зовет нас: "А ну-ка, сестры Фёдоровы, спойте мне!" Вот мы, три сестры, садились рядышком и пели песни. Это было во времена, когда мы жили в Йошкар-Оле, затем мы переехали в Казахстан в 1961-м году. Училась в школе, участвовала в школьном хоре, затем работала в совхозе Казанском, там тоже была художественная самодеятельность. Потом переехала в Павлодар, где работала на Алюминиевом заводе с 1967 года.

Впервые я услышала о хоре Шиллера еще в совхозе Казанском Майского района в 1962 году. Хор приезжал с концертом к нам, выступление было на току, то есть летом, я завороженно слушала русские народные песни. Всегда мне хотелось петь в этом хоре, не получалось, но судьба улыбнулась 1 мая 1989 года. Я пришла, меня прослушал Томилин и пригласил меня в хор, так сбылась моя мечта. И вот уже 24 года я пою в хоре.

У меня четверо детей: старший сын работает на Алюминиевом заводе, дочь - в Германии, еще двое детей работают в городе.

Хор Шиллера - это мой второй дом!

Нина Волкова (х...